грузинский феодализм, или patronqmoba (грузинский : პატრონყმობა from patroni, «господин ", и qmoba," рабство "," крепостное право "), как именуется система личной зависимости или вассального подчинения в древней и средневековой Грузии., возникла из племенно-династической организации общества, на которую королевской властью была установлена официальная иерархия региональных губернаторов, местных чиновников и подчиненных. Считается, что его корни уходят в древнее грузинское, или иберийское, общество эллинистического периода.
В средневековый период грузинский феодализм прошел три отдельные фазы. В первый период, который, как считается, длился с 8 по 11 века, грузинское общество было организовано как сеть личных связей, связывающих царя с дворянами различных классов. К началу 9 века в Грузии уже сложилась система, в которой почитание обменивалось на бенефициаров.
Второй период начался в XI веке и был высшей точкой грузинского феодализма. Эта система характеризовалась официально установленными отношениями между личными связями и владением территорией, при этом одни земли отдавались пожизненно (сакаргави), а другие - в отношениях между личными связями и оккупацией территории (мамули). Последние постепенно вытеснили прежние, и земля постепенно перешла от условного владения к наследственному, и этот процесс завершился только в конце 15 века. Тем не менее, наследственная передача владения оставалась зависимой от отношений вассала со своим господином.
Это также был век рыцарства, увековеченный в средневековых грузинских эпосах, особенно в Шота Руставели 'Витязь в шкуре пантеры. Аристократическая элита этого периода делилась на два основных класса: высшая знать, чье династическое достоинство и феодальные качества выражались в терминах тавади и, соответственно; оба этих термина были синонимами с 11 по 14 века с eristavi, и все три термина относились к одному из высших дворян, «принцу ». Младшие дворяне, азнаури, были либо «дворянами расы» (mamaseulni или natesavit aznaurni), либо «патентованными» (aghzeebulni aznaurni), которые приобрели свой статус в определенных хартиях, изданных королем или лордом. Власть феодальной знати над крестьянством также увеличилась, и земледельцы начали терять некоторую степень личной свободы, которой они раньше пользовались. Согласно одному современному закону, лорд мог найти и вернуть беглого крестьянина в течение 30 лет после его бегства. Таким образом, в этот период грузинская патронкмоба по существу приобрела форму типичного крепостного права.
Монгольское господство в 13 веке нанесло удар не только по процветанию и региональной гегемонии Грузии, но и закрыло ее социальную систему. После краткого возрождения XIV века наступили долгие сумерки. Постепенный процесс распада грузинской феодальной системы начался в 15 веке и стал более заметным в 16 и 17 веках. Вассальные отношения часто оказывались под сомнением, и их легитимность перестала составлять основу упавшей королевской власти. Теперь соперничество между королевской короной и ее вассалами превратилось в борьбу между слабым государством и все более независимыми князьями. К 18 веку грузинская феодальная элита установила новую систему, известную как тавадоба, правление князей, в котором вассальная иерархия больше не имела существенной силы. Благодаря своей власти и королевской слабости, князья и знать смогли порвать со своим сувереном и стать правителями в своих провинциях. Зависимая знать, азнаури, разделилась на три группы: вассалы короля, вассалы тавади и вассалы католикосов; они стояли между крестьянством и знати. Азнаури были связаны со своими повелителями сильнее, чем великие князья со своим царем.
Это иерархическое разделение грузинского феодального общества было позже кодифицированный королем Вахтангом VI (r. 1716–24) в официальной таблице ставок «золотых » или кровавых денег, имевших силу закона.
Во время российской аннексии грузинское общество было жестко иерархичным. Сравнительно большая часть, 5% населения, принадлежала дворянству. Высшие круги общества были членами царской семьи Багратиони. Сразу под ними шли князья, тавади. В Картлийском королевстве самыми престижными князьями были главы пяти «самых знатных» кланов - Орбелиани, Амилахвари, Цицишвили и два кланы Эристави - и мелик из Сомхити. Члены этих кланов превосходили другие знатные кланы. Ниже князей находилась безымянная знать азнаури, состоящая из тахтис азнаури, зависимых от царя, и мцире азнаури, зависимых от князей, тахтис азнаури и церкви. Королевские вассалы, как и мурави, превосходили вассалов церкви, которые, в свою очередь, превосходили вассалов знати. Многие азнаури были довольно бедны и жили не лучше крестьян, но их статус предполагал определенные привилегии и освобождения от повинностей. До российской аннексии в 1800-х годах грузинские князья не только обладали почти неограниченной властью над своими имениями и закрепленным крестьянством, но и обладали полицейской и судебной властью. Высший чиновник, назначенный королем для управления городами и деревнями, мурави, почти всегда был дворянином из высших слоев и часто занимал это положение как наследственную привилегию.
После российской аннексии Грузии прежняя основа грузинского общества, патронкмоба или отношения господин-вассал, была заменена принципом батонкмоба (ბატონყმობა, от батони, «господин» и qmoba), который лучше всего можно перевести как «владелец-крепостной» отношения ". Кодекс Вахтанга просуществовал под властью России до 1840-х годов, когда феодальная система в Грузии окончательно была организована по образцу русского крепостного права.