Жорж Мельес | |
---|---|
Жорж Мельес, ок. 1890 | |
Родилась | Мари-Жорж-Жан Мельес. (1861-12-08) 8 декабря 1861 года. Париж, Франция |
Умер | 21 Январь 1938 (1938-01-21) (76 лет). Париж, Франция |
Национальная | Француз |
Род занятий | Кинорежиссер, актер, сценограф, иллюзионист, изготовитель игрушек, художник по костюмам |
Годы работы | 1888–1923 |
Супруг (а) | Эжени Женин (m.1885; умер в 1913) . Jehanne D'Alcy (m.1925) |
Дети | 2 |
Подпись | |
Мари-Жорж-Жан Мельес (; французский: ; 8 декабря 1861 - 21 января 1938), французский иллюзионист, актер и кинорежиссер кто руководил много техническими и повествовательными разработками в первые дни кино. Мельес был хорошо известен с использованием специальных эффектов, популяризируя такие, как методы сращивания за ущерб, многократная экспозиция, покадровая фотография, растворяется, и раскрашен вручную. Он также был одним из первых из режиссеров, использовавших раскадровку. Среди его фильмов: Путешествие на Луну (1902) и Невозможное путешествие (1904), оба связаны со странными сюрреалистическими путешествиями в некотором роде в стиле Жюля Верна, и считаются одними из самых важных ранних научно-фантастических фильмов, хотя их подход ближе к фэнтези.
Мари-Жорж-Жан Мельес родилась 8 декабря 1861 года в Париже, сыне Жана-Луи Мельеса и его Голландский wif е, Йоханна-Кэтрин Шуеринг. Его отец переехал в Париж в 1843 году в качестве туриста сапожника и начал работать на сапожной фабрике, где познакомился с матерью Мельеса. Отец Йоханны-Кэтрин был официальным сапожником голландского двора до того, как пожар разрушил его бизнес. Она помогала воспитывать Жана-Луи-Станислава. В конце они поженились, основали фабрику по производству высококачественной обуви на бульваре Сен-Мартен и родили сыновей Анри и Гастона ; к тому времени, когда родился их сын Жорж, семья стала богатой.
Жорж Мельес посещал лицей Мишле с семи лет до тех пор, пока он не был разбомблен во время франко-прусской войны ; затем его отправили в престижный лицей Луи-ле-Гран. В своих мемуарах Мельесвал свое формальное, классическое образование, в отличие от обвинений в начале его карьеры, что большинство кинематографистов были «неграмотными, неспособными создать что-либо художественное». Однако он признавал, что его творческие инстинкты обычно перевешивали интеллектуальные: «Художественная страсть была для него слишком сильна, и пока он размышлял над французской композицией или латинскими стихами, его перо механически рисовало портреты или карикатуры на своих профессоров или одноклассников, если не какой- нибудь фантастический дворец или оригинальный пейзаж, уже имевший вид театральной декорации ». Учителя часто наказывали его рисовать в тетрадях и учебниках. Юный Жорж начал строить театры из картона кукол в возрасте десяти лет, в подростковом возрасте перешел к созданию еще более изощренных марионеток. Мельес окончил лицей со степенью бакалавриата в 1880 году.
После завершения образования Мельес присоединился к своим братьям в семейном обувном бизнесе., где научился шить. После трех лет обязательной военной службы отец отправил его в Лондон, чтобы он работал клерком у друга семьи и улучшал свой английский. Находясь в Лондоне, он начал посещать Египетский зал, которым управляет лондонский иллюзионист Джон Невил Маскелайн, и всю жизнь увлекся сценической магией. Мельес вернулся в Париж в 1885 году с новым желанием: изучать живопись в École des Beaux-Arts. Его отец, однако, отказался поддержать его материально как художника, поэтому Жорж довелось руководить машинным оборудованием на семейной фабрике. В том же году он уклонился от желания своей семьи жениться на невестке своего брата и вместо этого женился на Эжени Женин, дочери друга семьи, опекуны которой приводят ей большие приданое. Вместе у них было двое детей: Жоржетта, 1888 года рождения, и Андре, 1901 года рождения.
Работая на семейной фабрике, Мельес продолжал свой интерес к сценической магии, посещая выступления в Театре. Робер-Уден, основанный магом Жаном Эженом Робер-Уденом. Он также начал брать уроки магии у Эмиля Вуазена, который дал ему возможность провести свои первые публичные шоу, в Кабинете фантазии Музея восковых фигур Гревена, а в Galerie Vivienne.
В 1888 году отец Мельеса ушел на пенсию, и Жорж Мельес продал свою долю в семейном обувном двум братьям. На деньги от продажи и из приданого своей жены он купил Театр Робер-Уден. Хотя театр был «великолепен» и оборудован лампами, рычагами, люками и блоками автоматами, многие из доступных иллюзий и трюков устарели, и услуги ремонта театра были низкими даже после первичного Мельеса.
В течение следующих девяти лет Мельес лично создал более 30 новых иллюзий, которые придали представлениям еще больше комедийных и мелодраматических зрелищ, как те, которые Мельес видел в Лондоне, и значительно улучшили посещаемость. Одной из его самых известных иллюзий был Непокорный обезглавленный человек, в котором голова профессора от посреди речи и продолжает говорить, пока не вернется в его тело. Когда он купил Театр Робер-Уден, Мельес также унаследовал его главную механику Эжена Калмелса и таких исполнителей, как Жеанн Д'Алси, которая стала его любовницей, а позже и его женой. Управляя театром, Мельес также работал политическим карикатуристом в либеральной газете La Griffe, которую редактировал его кузен Адольф Мельес.
28 декабря 1895 года Мельес присутствовал на мероприятии. специальная частная демонстрация братьев Люмьер 'кинематограф для владельцев парижских зрелищных домов. Мельес немедленно применил Люмьер 10 000 ₣ за одну из их машин; Люмьер отказались, желая контролировать свое изобретение и подчеркнуть научный характер устройства. (По тем же причинам они отклонили предложение Musée Grévin в размере 20 000 и предложение Folies Bergère в размере 50 000 в ту же ночь.) Méliès, намереваясь найти кинопроектор для театра Робер-Уден, развернутый в другом месте; многие другие изобретатели в Европе и Америке экспериментировали с машинами, подобными изобретениями Люмьера, хотя и на менее технически сложном уровне. Возможно, действуя по наводке Джеанны д'Альси, которая, возможно, видела проектор Аниматограф Роберта У. Пола во время турне по Англии, Мельес поехал в Лондон. Он купил у Пола аниматограф, а также несколько короткометражных фильмов, проданных Полом и компанией Edison Manufacturing Company. К апр 1896 года Театр Робер-Уден демонстрировал фильмы как часть своих ежедневных представлений.
Мельес, изучив конструкцию аниматографа, модифицированную машину, чтобы она служила кинокамерой. Мельес купил неперфорированную пленку в Лондоне и лично проявил и напечатал свои пленки методом проб и ошибок.
В сентябре 1896 года Мельес, Люсьен Корстен и Люсьен Реулос запатентовал Кинетограф Роберт-Уден, чугунный фотоаппарат-проектор, который Мельес называл производственной своей «кофемолкой» и «пулеметом» из-за своего им шума. К 1897 году технологии начали продаваться в Париже, в результате чего Мельес отказался от собственной камеры и купил несколько лучших камер, произведенных Gaumont, Lumières и <110.>Патэ.
Мельес снял более 500 фильмов в период с 1896 по 1913 год, продолжительность от одной до сорока минут. По своей тематике эти фильмы часто похожи на шоуного театра, которые делают Мельес, представляют «трюки» и невозможные события, такие как исчезновение объектов или изменение размера. Эти ранние фильмы со спецэффектами были практически лишены сюжета. Спецэффекты использовались только для того, чтобы показать, что возможно, а не для улучшения повествования в целом. Ранние фильмы Мельеса в основном состояли из одиночных встроенных в камеру эффектов, которые использовались для всего фильма. Например, после экспериментов с мультиэкспозицией Мельес создал свой фильм The One-Man Band, в котором он имел одновременно семь разных персонажей.
Сцена из «Ужасной ночи»Мельес начал снимать свои первые фильмы в мае 1896 года, а к августу они показали их в Театре Робер-Удена. В конце 1896 года он и Реулос основали Star Film Company, где Корстен выступал в качестве его основного оператора. Многие из его ранних фильмов были копиями и ремейками фильмов братьев Люмьер, пользователями Гранд Кафе. Это включало его первый фильм Игральные карты, который похож на ранний фильм Люмьера. Тем не менее, многие из его ранних фильмов отражали способность Мельеса к театральной и зрелищности, например, Ужасная ночь, в которой на гостя отеля напал гигантский клоп. Но что еще более важно, братья Люмьер разослали по операторам по всему, чтобы задокументировать это как этнографических документалистов, намереваясь, что миру их изобретение будет иметь большое значение в научных и исторических исследованиях. Star Film Company Мельеса, с другой стороны, была ориентирована больше на "ярмарочную клиентуру", которая хотела его особого вида магии и иллюзий: искусство.
В этих самых ранних фильмах Мельес начал экспериментировать с (и часто изобретают) специальные эффекты, которые были уникальными для кинопроизводства. Согласно мемуарам Мельеса, это началось случайно, когда его камера застряла в середине дубля, и «автобус Мадлен-Бастилия превратился в катафалк, а женщины - в мужчин. Был обнаружен трюк подстановки, названный уловкой остановки.. "Тот же самый эффект уловки остановки уже использовался Томасом Эдисоном при изображении обезглавливания в Казнь Марии Стюарт ; тем не менее, эффекты фильма Мельеса и уникальные киномагии принадлежат ему самому. Он впервые использовал эти эффекты в стиль Исчезающая. леди, в которой уже ставший клише магический трюк человека, исчезающего со сцены посредством люка, усиливается тем, что человек превращается в скелет, пока, наконец, не появится снова.
В сентябре 1896 года Мельес начал строительство киностудии на своей территории в Монтрей недалеко от Парижа. В собственности также были сцены полностью выполнены из стеклянных стен и потолков, чтобы пропускать солнечный свет для экспонирования пленки, и его размеры были идентичны Театру Роберта-Удена. Времена цвета часто неожиданно фотографировались на черно-белой пленке, все декорации, костюмы и макияж актеров были окрашены в разные оттенки. и серого. Мельес описал студию как «союз фотоательеки (в ее гигантских размеровх) и театральной сцены». Актеры выступали перед расписной декорацией, вдохновленными условностями магии и музыкального театра. Остаток своей кинокарьеры он будет делить свое время между Монтреем и Театром Робер-Уден, где он «прибыл в студию в семь утра, чтобы поставить десятичасовой рабочий день на стройку и реквизит. В пять он будет переоделся и отправился в Париж, чтобы быть в театре к шести часам и принимать звонил. После быстрого обеда он вернулся в театр на восьмичасовое представление, во время которого он набросал свои декорации и вернулся в Монтрей, чтобы спать. По пятницам и субботам он снимал сцены, подготовленные в течение недели, а по воскресеньям и праздникам он занимал театральный утренник, три кинопоказа и вечернюю презентацию, которая длилась до одиннадцати тридцати ".
Сцена из фильма 1897 года« Замок с привидениями »Всего Мельес снял 78 фильмов в 1896 году и 52 в 1897 году. Сюда входят документальные фильмы в стиле Люмьера, комедии, исторические реконструкции, драмы, фокусы, включая все жанры фильмов, которые он будет снимать до конца своей карьеры. и феи (сказки), которые стали его самым известным жанром. В том же году Жорж Брюнель писал, что «М.М. Мельес и Реулос, прежде всего, сделали специальность фантастических или художественных сцен, репродукций театральных сцен. и т. Д., чтобы создать особый жанр, полностью от обычного кинематографического искусства. виды, состоящие из уличных сцен или жанровых сюжетов ". Подобно братьям Люмьер и Пате, Star Films также сняла «мальчишники », такие как «Подглядывающий Том на берегу моря», «Гипнотизер за работой» и После Бал, который является единственным из этих фильмов, который сохранился и звезды Жанна д'Альси раздевается до купальника телесного цвета и купается своей горничной. Между 1896 и 1900 годами Мельес также сделал десять рекламных объявлений о такихтах, как виски, шоколад и детские хлопья. В сентябре 1897 года Мельес попытался превратить Театр Робер-Уден в кинотеатр с меньшим волшебных шоу и кинопоказов каждую ночь. Но к концу декабря 1897 года показы фильмов были ограничены только воскресными вечерами.
Сцена из «Сновидения астронома»Мельес снял всего 27 фильмов в 1898 году, но его работа становилась все более амбициозной и сложной. Его фильмы включали историческую реконструкцию затопления корабля USS Maine под названием Дайверы за работой над затонувшим кораблем «Maine», фильм-фокус The Famous Box Trick и féerie Мечта астронома. В этом фильме Мельес играет астронома, у которого Луна заставляет его лабораторию трансформироваться, а демоны и ангелы посещают его. Он также написал одну из своих первых религиозных сатир - Искушение святого Антония, в котором статуя Иисуса Христа на кресте превращается в соблазнительную женщину, которую играет Жанна д'Альси.
Он продолжал экспериментировать со своими встроенными в камеру спецэффектами, такими как обратный снимок в «Обеде при трудностях», где он рукой прокручивал полоску пленки назад через камеру, чтобы добиться эффекта. Он также экспериментировал с наложением, когда он снимал актеров на черном фоне, затем перематывал пленку через камеру и снова экспонировал отснятый материал, чтобы создать двойную экспозицию. Среди этих фильмов - «Пещера демонов», в которой прозрачные призраки преследуют пещеру, и «Четыре неприятных головы», в которых Мельес трижды удаляет собственную голову и создает музыкальный хор. Достижение этих эффектов было очень трудным и требовало значительных навыков. В статье 1907 года Мельес отмечал: «Каждую секунду актер, десять раз исполняющих разные сцены, должен вспоминать, пока идет фильм, что именно он делал в той же точке в предыдущих сценах и точном месте, где онился на сцене.. "
Мельес снял 48 фильмов в 1899 году, продолжая экспериментировать со спецэффектами, например, в раннем фильме ужасов « Ограбление гробницы Клеопатры ». Фильм не является исторической реконструкцией египетской царицы, а вместо этого изображает ее мумию, воскрешающаяся в наше время. Ограбление гробницы Клеопатры считалось утерянным фильмом, пока его копия не была обнаружена в 2005 году в Париже. Летом он сделал историческую реконструкцию Дело Дрейфуса, фильм, основанный на продолжающемся в то время и вызывающем споры политическом скандале, в котором еврейский капитан французской армии <снял два самых своих амбициозных и известных фильма. 296>Альфред Дрейфус был ложно обвинен и обвинен его командирами в государственной измене. Мельес был сторонником Дрейфуса, и фильм сочувственно изображает Дрейфуса как ложно обвиненного и несправедливо заключенного в тюрьму Острова Дьявола. азах фильма вспыхивали драки между людьми, которые были по разные стороны дебатов, и полиция в итоге запретила заключительную часть фильма, где Дрейфус возвращается в тюрьму.
Сцена из «Золушки»Позже в том же году Мельес снял фильм. феери Золушка, по мотивам сказки Шарля Перро . Фильм длился шесть минут, в нем приняли участие более 35 человек, в том числе Блейетт Бернон в главной роли. Это также был первый фильм Мельеса с множеством известных как картины. Фильм имел большой успех в Европе и США, играя в основном на выставочных площадках и концертных площадках. Американские кинопрокатчики, такие как Зигмунд Любин, особенно нуждались в новом материале как для привлечения аудитории новыми фильмами, так и для противодействия растущей монополии Эдисона. Фильмы Мельеса пользовались особой популярностью, и «Золушка» часто показывалась как аттракцион даже спустя годы после ее выхода в США в декабре 1899 года. Такие американские режиссеры, как Томас Эдисон, были возмущены конкуренцией со стороны иностранных компаний и после успеха о Золушке, пытался помешать Мельесу показывать большинство фильмов в США; но вскоре они обнаружили процесс создания пленки dupes (дубликаты негативов). Затем Мельес и другие учредили в 1900 году профсоюз Chambre Syndicale des Editeurs Cinématographiques, чтобы защитить себя на зарубежных рынках. Мельес стал первым президентом профсоюза, действовавшим до 1912 года, а штаб-квартирой группы был Театр Робер-Уден.
Примерно в то же время Мельес использовал финансовый успех своих фильмов для расширения студии Montreuil, что позволило ему создать еще более сложные декорации и дополнительное пространство для хранения его растущего архива реквизита, костюмов и других памятных вещей.
В 1900 году Мельес снял множество фильмов, в том числе 13-минутный фильм Жанна д'Арк. Он также сделал The One-Man Band, в котором Мельес продолжал настраивать свои спецэффекты, умножая себя на камеру, чтобы играть на семи инструментах одновременно. Еще одним заметным фильмом был «Рождественский сон», в котором кинематографические эффекты были объединены с традиционными сценами рождественской пантомимы.
В 1901 году Мельес продолжал снимать успешные фильмы и был на пике своей популярности. Среди его фильмов этого года - «Брамин и бабочка», в которых Мельес изображает брамина, который превращает гусеницу в красивую женщину с крыльями, но сам превращается в гусеницу. Он также создал féerie Red Riding Hood и Bluebeard, основанные на рассказах Шарля Перро. В «Синей Бороде» Мельес играет одноименного убийцу жены и играет одну из главных ролей с Жанной д'Альси и Блеетт Бернон. Фильм является ранним примером параллельного пересечения и совпадения разрезов персонажей, переходящих из одной комнаты в другую. Фильм компании Edison 1902 года Джек и бобовый стебель, снятый режиссером Эдвином С. Портером, считался менее успешной американской версией нескольких фильмов Мельеса, особенно «Синяя Борода». В том же году он также совершил поездку в больницу Блумингдейл, blackface бурлеск, в котором четыре белых пассажира автобуса превращаются водного большого пассажира, которого застреливает водитель автобуса.
В 1902 году Мельес начал экспериментировать с движением камеры, чтобы создать иллюзию изменения размера персонажа. Он добился этого эффекта, «продвигая камеру вперед» по системе, вытягиваемой шкивом, которая была усовершенствована, чтобы оператор камеры мог точно регулировать фокус, а актер мог регулировать положение в кадре по необходимости. Этот эффект начался с «Дьявола и статуи», в котором Мельес играет Сатану и вырастает до размеров гиганта, чтобы терроризировать Уильяма Шекспира Джульетту, но сжимается, когда на помощь приходит Дева Мария. Этот эффект был снова использован в Человек с резиновой головой, в котором Мельес играет ученого, который расширяет свою голову до огромных размеров. Этот новый эксперимент, наряду с другими, он совершенствовал на протяжении многих лет, будет использован в его самом известном и любимом фильме в том же году.
Сцена, в которой космический корабль попадает в глаз Луны, может стать одним из самых знаковых образов в истории кинематографа.В мае 1902 года Мельес снял фильм Путешествие на Луну по мотивам фильма Жюля Верна С Земли на Луну и Х. Дж. Уэллс 'Первые люди на Луне. В фильме Мельес играет профессора Барбенфуйлиса, персонажа, похожего на астронома, которого он сыграл в «Сне астронома» в 1898 году. Профессор Барбенфуйлис является президентом Клуба астрономов и предлагает экспедицию на Луну. В его лаборатории построен космический аппарат в виде большого артиллерийского снаряда, и он использует его для запуска шести человек (включая себя) в путешествие на Луну. Машина выстреливает из большой пушки в космос и попадает Человеку на Луне в глаз. Группа исследует поверхность Луны перед сном. Во сне за ними наблюдает богиня Луны Фиби, которую играет Блеетт Бернон, которая вызывает снег. Позже, находясь под землей, они подвергаются захвату группу пришельцев с Луны, которые играют акробаты из Фоли-Бержер. Захваченные перед королем пришельцев им удается убежать, и их преследуют обратно на свой космический корабль. Затем с помощью веревки, прикрепленной к космическому кораблю, люди вместе с инопланетянином падают с Луны обратно на Землю, приземляясь в океане (где наложенный аквариум создает иллюзию глубокий океан). В конце концов космический корабль отбуксируют на берег, и горожане отбывают возвращающихся авантюристов. На тот момент это был самый длинный фильм Мельеса длиной 14 минут, производство которого стоило 10 000 франков.
Фильм огромный успех во Франции и во всем мире, и Мельес продавал экспонентам как черно-белые, так и раскрашенные вручную версии. Фильм сделал Мельеса известных в нелегальных Штатах, где такие продюсеры, как Томас Эдисон, Зигмунд Любин и Уильям Селиг, производили копии и заработали большие деньги. от них. Это нарушение авторских прав побудило Мельеса открыть офис Star Films в Нью-Йорке под руководством его брата Гастона Мельеса. Гастон потерпел неудачу в обувном бизнесе и согласился к своему более успешному брату в киноиндустрии. Он отправился в Нью-Йорк в ноябре 1902 года и показал масштабы нарушений в США, например, Biograph, выплатив гонорары за фильм Мельеса промоутеру фильма Чарльзу Урбану. Когда Гастон открыл филиал в Нью-Йорке, он включил устав, который частично гласил: «Открывая фабрику и офис в Нью-Йорке, мы готовы и энергично преследовать всех фальшивомонетчиков и пиратов. Мы не будем говорить дважды, мы будем действовать! "В США Гастону помог Люсьен Реулос, который был мужем невестки Гастона, Луизы де Мирмон.
Большой успех Мельеса в 1902 году продолжился его тремя другими крупными постановками того же года. Коронации Эдуарда VII Мельес воспроизводит коронацию нового британского короля Эдуарда VII. Фильм был снят до самого события (поскольку ему было отказано в доступе к коронации) по заказу Чарльза Урбана, глава Warwick Trading Company и представитель Star Films в Лондоне. Фильм был готов к выпуску в день коронации; однако мероприятие было отложено на шесть недель из-за состояния здоровья Эдварда. Это позволило Мельесу добавить в фильм кадры шествия экипажа, и, как говорят, королю Эдуарду VII. понравился. Затем Мельес создал феи Путешествие Гулливера среди лилипутов и гигантов, основанные на романе Джонатана Свифта и Робинзона Крузо, основанный на романе Даниэля Дефо.
В 1903 году Мельес снял Королевство фей, которое кинокритик Жан Митри назвал «лучшим фильмом Мельеса», и во всяком случае, наиболее поэтично ». Los Angeles Times назвала фильм «интересным экспонатом того, до каких пределов можно довести кинофильмов в руках экспертов, у которых есть время и деньги для выполнения своих устройств». Отпечатки фильма сохранились в киноархивах Британского института кино и Библиотеки Конгресса США.
. Мельес продолжил год, совершенствуя многие эффекты своей камеры, такие как более динамичные трансформации в «Десяти женщинах в одном зонтике» и семи наложениях, которые он использовал в Меломаньяке. Он закончил год фильм, основанным на легенде Фауст Проклятие Фауста. Фильм основан на опере Гектора Берлиоза, но в нем меньше внимания уделяется сюжету и больше - спецэффектам, которые предоставляют собой тур по аду. К ним относятся подземные сады, стены огня и стены воды. В 1904 году он снял продолжение «Фауст и Маргарита». На этот раз фильм был основан на опере Шарля Гуно. Мельес также создал комбинированную версию двух фильмов, которая будет синхронизирована с помощью ариями опер. Позже, в 1904 году, он продолжал снимать фильмы «высокого искусства», такие как Севильский цирюльник. Эти фильмы были популярны как у зрителей, так и у критиков во время их выпуска, и помогли Мельесу укрепить популярность.
Солнце поглощает летающий поезд в Невозможном путешествииЕго главной постановкой 1904 года было Путешествие, фильм, похожий на , Путешествие на Луну об экспедиции вокруг света, в океаны и даже на солнце. В фильме Мельес играет инженера Мабулоффа из Института некогерентной географии, который похож на предыдущую профессора Барбенфуйлиса. Мабулофф глобет группу в своих путешествиях, транспортные средства, которые они используют в своих путешествиях. Пока мужчины поднимаются на самые высокие вершины Альп, их транспортное средство продолжает двигаться вверх и неожиданно уносит их к солнцу, лицо которого очень похоже на лицо на луне, и оно проглатывает транспортное средство. В конце концов, мужчины используют подводную лодку, чтобы спуститься на землю и в океан, и их встречают домой обожающие поклонники. Фильм длился 24 минуты и имел успех. Кинокритик Льюис Джейкобс сказал, что «в фильме проявились все таланты Мельеса... Сложность его трюков, его находчивость с механическими приспособлениями, воображение декораций и роскошные картины сделали фильм шедевром своего времени». 40>
Позже, в 1904 году, Фоли-Бержер режиссер Виктор де Коттенс ил Мель пригласила создать фильм со спецэффектами, который будет включен в ревю его театра. Результатом стало «Авантюрное автомобильное путешествие», сатира на Леопольда II Бельгийского. Фильм был показан в Folies Bergère до того, как Мельес начал продавать его продукцию Star Films. В конце 1904 года Томас Эдисон подал в суд на американскую продюсерскую компанию Paley Steiner за нарушение авторских прав на фильмы, в которых были сюжеты, персонажи и даже декорации, точно такие же, как в фильмах, снятых Эдисоном. Эдисон также включил Пате Фрере, Эберхарда Шнайдера и Star Films в этот иск по неустановленным причинам. Пэйли и Штайнер договорились с Эдисоном во внесудебном порядке (позже выкуплены Эдисоном), и дело так и не было передано в суд.
В 1905 году Виктор де Коттенс попросил Мельеса сотрудничать с ним в «Веселых деяниях сатаны»., театральное ревю для Театра Шатле. Мельес предоставил два короткометражных фильма для спектаклей, Le Voyage dans l'espace (Космическое путешествие) и Le Cyclone (Циклон), а также написал сценарий для всего ревю в соавторстве с де Коттоном. В 1905 году исполнилось 100 лет со дня рождения Жана Эжена Робер-Удена, и Театр Робер-Уден создал специальный праздничный спектакль, в том числе первый за несколько лет новый сценический трюк Мельеса - Les Phénomènes du Spiritisme. В то же время он снова модернизировал и расширял свою студию в Монтрей, установя электрическое освещение, добавляя вторую сцену и костюмы из других источников. Среди фильмов Мельеса 1905 года - приключения Дворец арабских ночей и сон Фери Рипа, основанные на легенде Рип Ван Винкль и опере Роберта Планкетта. В 1906 году его работа включает обновленную комедийную адаптацию легенды Фауст Веселые шалости сатаны и Ведьмы. Но стиль феерии, которому был известен Мельес, начал терять популярность, и он начал снимать фильмы в других жанрах, таких как криминальные и семейные фильмы. В США Гастону Мельесу пришлось снизить отпускные цены на три из ранее популярных фейерверков Мельеса: «Золушка», «Синяя борода» и «Робинзон Крузо». К концу 1905 года Гастон снизил цены на все фильмы в каталоге Star Films на 20%, что действительно улучшило продажи.
В 1907 году Мельес создал три новых иллюзии для сцены и представил их в Театре Робер-Удена, продолжая снимать непрерывный поток фильмов, в том числе Под морями и сокращенная версия Шекспира Гамлета. Однако такие кинокритики, как Жан Митри, Жорж Садуль и другие заявили, что творчество Мельеса начало приходить в упадок и, по словам киноведа Мириам Розен, «впадать в повторение. старых формул, с одной стороны, и непростой имитации новых тенденций, с другой ».
В 1908 году Томас Эдисон создал Motion Picture Patents Company как способ контролировать киноиндустрию в США и Европе. К конгломерату присоединились компании Edison, Biograph, Vitagraph, Essanay, Selig, Любин, Калем, Американ Пате и Star Film Company Мельеса, а Эдисон исполняет обязанности президента коллектива. Star Films была обязана поставлять MPPC одну тысячу футов пленки в неделю, и Мельес снял пятьдесят восемь фильмов в том году во исполнение обязательства. Гастон Мельес основал свою собственную студию в Чикаго, Méliès Manufacturing Company, которая помогла его брату выполнить обязательства перед Эдисоном, хотя в 1908 году Гастон не снимал фильмов. В том же году Мельес снял один. из его самых амбициозных фильмов: Человечество сквозь века. Этот пессимистический фильм пересказывает историю человечества от Каина и Авеля до Гаагской мирной конференции 1907 года. Фильм не имел успеха, но Мельес гордился им на протяжении всей своей жизни.
В начале 1909 года Мельес председательствовал на «Международном конгрессе авторов фильмов» в Париже. Под председательством Мельеса Европейский конгресс проходил со 2 по 4 февраля 1909 года. В своих воспоминаниях Мельес говорит, что этот конгресс был вторым после конгресса 1908 года. Но в 1909 году конгресс принял важные решения относительно выпуска фильмов и принятия единого типа перфорации пленки, чтобы помешать Эдисону и MPPC. Как и другие, Мельес был недоволен монополией, созданной Эдисоном, и хотел дать отпор. Члены этого конгресса согласились больше не продавать фильмы, а сдавать их в аренду на четырехмесячный период только членам своей организации, а также ввести стандартизированный счет перфорации пленки для всех фильмов. Мельес был недоволен вторым из трех условий, потому что его основными клиентами были владельцы выставочных площадей и концертных залов. Торговый журнал ярмарки цитирует слова Мельеса: «Я не корпорация; я независимый продюсер».
Осенью 1909 года Мельес возобновил кинопроизводство и выпустил девять фильмов, включая «Причудливые иллюзии», в которых он представляет магический эффект на сцене. В то же время Гастон Мельес перевел производственную компанию Méliès в Форт-Ли, Нью-Джерси. В 1910 году Гастон основал Star Film Ranch, студию в Сан-Антонио, Техас, где он начал продюсировать вестерны. К 1911 году Гастон переименовал свое отделение Star Films в American Wildwest Productions и открыл студию в южной Калифорнии. В период с 1910 по 1912 год он снял более ста тридцати фильмов, и он был основным источником для выполнения обязательств Star Films перед компанией Томаса Эдисона. Между 1910 и 1912 годами Жорж Мельес снял очень мало фильмов.
В 1910 году Мельес временно прекратил снимать фильмы, так как он предпочитает создать большое волшебное шоу Les Fantômes du Nil и отправиться в очень обширное турне по Европе и Европе. Северная Африка. Позже в том же году Star Films подписала соглашение с Gaumont Film Company о распространении всех своих фильмов. Но осенью 1910 года Мельес заключил сделку с Шарлем Пате, которая в конечном итоге разрушила его собственную карьеру в кино. Мельес принял большую сумму денег на производство фильмов и взамен Пате Фререс распространит и оставит за собой право редактировать эти фильмы. Пате также держал документы на дом Мельеса и его студию в Монтрей в рамках сделки. Мельес немедленно начал производство более сложных фильмов, и в 1911 году он снял два фильма: «Сон барона Мюнхгаузена» и «Окно дьявольской церкви». Несмотря на экстравагантность этих фей, которые были чрезвычайно популярны всего десять лет назад, оба фильма потерпели финансовую неудачу.
Сцена из «Покорения полюса»В 1912 году Мельес продолжал снимать амбициозные фильмы, в первую очередь с féerie Покорение полюса. Хотя вдохновлен такими современными событиями, как экспедиция Роберта Пири в Северный полюс в 1909 году и экспедиция Роальда Амундсена на Южный полюс <188 В 1911 году в фильме также присутствовали такие фантастические элементы, как аэробус с головкой грифона и снежный гигант, который был управляется двенадцатью сценическими мастерами, также элементы, напоминающие Жюля Верна, и некоторые из тех же тем « фантастического путешествия », как Путешествие на Луну и Невозможное путешествие. К сожалению, «Покорение полюса» было невыгодным, и Пате решил воспользоваться своим правом редактировать фильмы Мельеса с тех пор.
Одним из последних спектаклей Мельеса был Золушка или Стеклянная туфелька, пятидесяти четырехминутный пересказы легенды о Золушке, снятый на новые линзы с глубоким фокусом. на открытом воздухе, а не на фоне театральных декораций. Пате нанял давнего соперника Мельеса Фердинанда Зекку, чтобы сократить фильм до тридцати трех минут, и это тоже было невыгодно. После аналогичного опыта с Рыцарем снегов и Путешествием семьи Буррихонов в конце 1912 года Мельес разорвал контракт с Пате.
Жорж Мельес в 1938 году.Тем временем Гастон Мельес взял свою семью и съемочную группу из более чем двадцати человек на Таити летом 1912 года. Остаток этого года и вплоть до 1913 года он путешествовал по южной части Тихого океана и Азии. и отправил отснятый материал своему сыну в Нью-Йорк. Видеозаписи часто повреждены или непригодны для использования по иным причинам, и Гастон больше не несет обязательств Star Films перед компанией Томаса Эдисона. К концу своего путешествия Гастон Мельес потерял 50 000 долларов и был вынужден продать американский филиал Star Films Vitagraph Studios. В конце концов Гастон вернулся в Европу и умер в 1915 году. Он и Жорж Мельес никогда больше не разговаривали друг с другом.
Когда Мельес разорвал контракт с Пате в 1913 году, ему нечем было покрыть задолженность перед этой компанией. Хотя мораторий объявленный в начале войны в 1914 году, не позволил Пате завладеть своим домом и студией в Монтрей, Мельес был банкротом и не мог продолжать снимать фильмы. В своих мемуарах он объясняет, что Мириам Розен как «свою собственную неспособность адаптироваться к системе аренды» с Пате и неудачными финансовыми решениями его брата Гастона и ужасы Первой мировой войны как основные причины, по которым он перестал делать фильмы. Последним кризисом в 1913 году стала смерть первой жены Мельеса, Эжени Женин, в мае, когда он оставил его одного воспитывать их двенадцатилетнего сына Андре. Война закрыла Театр Робер-Уден на год, и Мельес уехал из Парижа со своими двумя детьми на несколько лет.
В 1917 году французская армия превратила главное здание студии в его владении в Монтрей в госпиталь для раненых. солдаты. Затем Мельес и его семья превратили вторую студию в театральную сцену и отыграли там более двадцати четырех ревю до 1923 года. Во время войны французская армия конфисковала более четырехсот оригинальных репродукций Star Films, переплавила их, чтобы восстановить серебро и целлулоид., последний из армия производила каблуки для обуви.
В 1923 году Театр Робер-Уден был снесен, чтобы восстановить бульвар Осман. В том же году Патэ наконец смогла взять на себя управление Star Films и студией Montreuil. В ярости Мельес сжег все негативы своих фильмов, которые хранил на студии Монтрей, а также большую часть декораций и костюмов. В результате многие из его фильмов сегодня не существуют. Тем не менее, немногим более двухсот фильмов Мельеса были сохранены и доступны на DVD с декабря 2011 года.
Мельес был в своей степени забыт и в финансовом отношении разрушен к декабрю 1925 года, когда он женился на давней любовнице, актрисе Жеанн д'Альси. Пара зарабатывала себе на жизнь, на маленькой лавке с конфетами и игрушками d'Alcy, которая находилась в главном зале вокзала Монпарнас.
. Примерно в то же время начальное открытие карьеры Мельеса. В 1924 году журналисту Жоржу-Мишелю Куассаку удалось разыскать его и взять у него интервью для книги по истории кино. Куассак, который должен подчеркнуть важность французских пионеров в раннем историком кино. В 1926 году, вдохновленный книгой Куассака, журнал Ciné-Journal обнаружил Мельеса, который сейчас работает на вокзале Монпарнас, и заказал ему мемуары. К концу 1920-х несколько журналистов начали исследовать Мельеса и дела его жизни, вызвав к нему новый интерес. В декабре 1929 года в Салле Плейель прошла гала-ретроспектива его работ. В своих мемуарах Мельес сказал, что на этом мероприятии он «пережил один из самых ярких моментов в своей жизни».
В конце концов Жорж Мельес стал кавалером почетного легиона, медаль которой ему вручил в октябре 1931 г. Луи Люмьер. Сам Люмьер сказал, что Мельес был «создателем кинематографического зрелища». Однако огромные похвалы, которые он получал, не помогли ему заработать себе на жизнь и не уменьшили его бедность. В письме французскому кинорежиссеру Эжену Лаусту Мельес писал, что «к счастью, я силен и здоров. Но трудно работать по 14 часов в день, не получая воскресенья или праздников, морозильник зимой и печь летом ".
В 1932 году Общество кино устроило Мельесу, его внучке Мадлен и Жанне д'Альси место в La Maison du Retraite du Cinéma, доме престарелых киноиндустрии в Орли. Мельес был очень рад, что его пустили в дом, и написал американскому журналисту: «Я больше всего удовлетворен тем, что однажды не останусь без хлеба и дома!» В Орли Мельес работал с несколькими более молодыми режиссерами над сценариями фильмов, которые так и не были сняты. К ним относятся новая версия Барона Мюнхгаузена с Гансом Рихтером и фильм, который должен был называться Le Fantôme du métro (Призрак метро) с Анри Ланглуа, Жорж Франжу, Марсель Карне и Жак Превер. В последующие годы он также снялся в нескольких рекламных роликах с Превером.
Ланглуа и Франжу познакомились с Мельесом в 1935 году с Рене Клер, а в 1936 году арендовали заброшенное здание на территории дома престарелых Орли для хранения своей коллекции фотопленок. Затем они доверили ключ от здания Мельесу, и он стал первым консерватором того, что в конечном итоге стало Cinémathèque Française. Хотя он так и не смог снять еще один фильм после 1912 года или поставить еще одно театральное представление после 1923 года, он продолжал рисовать, писать и консультировать более молодых поклонников кино и театра до конца своей жизни.
К концу 1937 года Мельес сильно заболел, и Ланглуа устроил его госпиталь Леопольда Беллана в Париже. Ланглуа сблизился с ним, и они с Франью посетили его незадолго до его смерти. Когда они приехали, Мельес показал им один из своих последних рисунков бутылки шампанского с лопнувшей пробкой, которая пузырилась. Затем он сказал им: «Смейтесь, друзья мои. Смейтесь вместе со мной, смейтесь за меня, потому что мне снятся ваши мечты». Жорж Мельес умер от рака 21 января 1938 года в возрасте 76 лет - всего через несколько часов после смерти Эмиля Коля, еще одного великого пионера французского кино, - и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Уолт Дисней, получив в 1936 году Почетный легион, выразил благодарность Мельесу и его соратнику-первопроходцу Эмилю Колю, заявив, что они «открыли средства о размещении поэзии в пределах досягаемости обывателя ».
The Smashing Pumpkins выпустили видеоклип на свой сингл 1995 года« Tonight, Tonight », очень вдохновленный фильмом Жоржа Мельеса Путешествие на Луну. Музыкальное видео сняли Джонатан Дейтон и Валери Фэрис.
Терри Гиллиам назвал Мельеса «первым великим кино-фокусником», добавив: «Его радостное чувство веселья и способность удивлять оказали большое влияние как на мои ранние мультфильмы, так и на мои боевые фильмы… Конечно,, Мельес все еще крепко держит меня ».
Роман 2007 года Изобретение Хьюго Кабрета Брайана Селзника и фильм 2011 года Хьюго Мартин Скорсезе, в центре внимания более поздняя жизнь Мельеса, которого играет сэр Бен Кингсли в фильме «Гюго»., Внучку Мельеса, играет юная Хлоя Грейс Моретц. В фильме реконструированы некоторые фантастические декорации из ранних фильмов Мельеса.
Мельес был введен в Зал славы научной фантастики и фэнтези в 2015 году.
Мельес был внесен в Зал славы Общества визуальных эффектов в 2017 году.
3 мая 2018 года Google наградил Мельеса своим первым в истории дудлом виртуальной реальности, который содержит темы его многих фильмов.
Из-за множества факторов только около 200 из более чем 500 фильмов Мельеса сохранились до наших дней. Эти факторы включают уничтожение Мельесом его оригинальных негативов, конфискацию французской армией его отпечатков и типичное ухудшение большинства (примерно 80 процентов) фильмов, снятых до 1950 года. Иногда обнаруживались некоторые из новых фильмов Мельеса, но большинство которые были сохранены, взяты из Библиотеки Конгресса в связи с тем, что Гастон Мельес представил бумажные распечатки каждого кадра всех новых фильмов Star Films, чтобы сохранить авторские права, когда он основал американский филиал из Star Films в 1902 году.
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Жоржу Мельесу. |