Жорж Батай | |
---|---|
Жорж Батай в 1943 году | |
Родился | Жорж Альбер Морис Виктор Батай. (1897-09-10) 10 сентября 1897. Биллом, Франция |
Умер | 9 июля 1962 (1962-07-09) (64 года). Париж, Франция |
Образование | École Nationale des Chartes (BA, 1922) |
Эра | Философия 20-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Французский ницшеанство |
Основные интересы | Эротизм, литературная критика |
Известные идеи | проклятая доля, базовый материализм, ограниченный опыт |
Влияния | |
Подпись | |
Жорж Альбер Морис Виктор Батай (; французский: ; 10 сентября 1897 - 9 июля 1962) был французским философом и интеллектуалом, работавшим в области философии, литературы, социологии, антропология, консьюмеризм и история искусства. Его сочинения, включающие эссе, романы и стихи, исследовали такие темы, как эротизм, мистицизм, сюрреализм и трансгрессия. Его работы окажут влияние на последующие школы философии и социальной теории, включая постструктурализм.
Жорж Батай был сыном Жозефа-Аристида Батая (р. 1851), сборщика налогов (впоследствии ослепшего и парализованного из-за нейросифилиса ), и Антуанетта-Агла Турнард (р. 1865). Родился 10 сентября 1897 года в Билломе в районе Оверни, его семья переехала в Реймс в 1898 году, где он был крещен. Он ходил в школу в Реймсе, а затем в Эперне. Несмотря на то, что его воспитывали без религиозных обрядов, он обратился в католицизм в 1914 году и стал набожным католиком около девяти лет. Он подумывал о вступлении в священство и ненадолго посетил католическую семинарию. Однако он ушел, по-видимому, отчасти для того, чтобы продолжить работу, в которой он мог бы в конечном итоге поддержать свою мать. В конце концов, в начале 1920-х он отказался от христианства.
Батай посещал Национальную школу Шарт в Париже, которую окончил в феврале 1922 года. Он окончил ее со степенью бакалавра диссертация под названием L'ordre de la chevalerie, context en vers du xiiie siècle, avec Introduction et notes. Хотя его часто называют архивариусом и библиотекарем из-за его работы в Национальной библиотеке, его работа там была связана с коллекциями медальонов (он также опубликовал научные статьи по нумизматике ). Его диссертация в École des Chartes была критическим изданием средневековой поэмы L'Ordre de chevalerie, которую он создал, непосредственно классифицируя восемь рукописей, из которых он реконструировал стихотворение. После окончания он перешел в Высшую школу испанского языка в Мадриде. В молодости он подружился с русским экзистенциалистом, Львом Шестовым.
, основателем нескольких журналов и литературных групп, и на него оказал большое влияние, Батай является автором большого и разнообразного коллектива. работы: чтения, стихи, эссе на бесчисленные темы (по мистике экономики, поэзии, философии, искусству, эротике). Иногда он публиковался под псевдонимами, а некоторые его публикации были запрещены. Его относительно игнорировали при жизни и презирали современники, такие как Жан-Поль Сартр как защитник мистицизма, но после его смерти оказал значительное влияние на таких авторов, как Мишель. Фуко, Филипп Соллерс и Жак Деррида, все из которых были связаны с журналом Tel Quel. Его влияние наиболее явно ощущается в феноменологической работе Жана-Люка Нанси, но также имеет значение для работы Жана Бодрийяра, психоаналитических теорий Жак Лакан и Джулия Кристева, а также недавняя антропологическая работа таких авторов, как Майкл Тауссиг.
Первоначально увлекшись сюрреализмом, Батай быстро рассорился с его основатель Андре Бретон, хотя Батай и сюрреалисты возобновили осторожно сердечные отношения после Второй мировой войны. Батай был членом чрезвычайно влиятельного колледжа социологии, в который входили несколько других ренегатов-сюрреалистов. На него сильное влияние оказали Гегель, Фрейд, Маркс, Марсель Мосс, маркиз де Сад, Александр Кожев и Фридрих Ницше, последнего из которых он защищал в известном эссе против присвоения нацистами.
Очарованный человеческими жертвами, он основал тайное общество Асефал, символом которого был человек без головы. Согласно легенде, Батай и другие члены Асефала согласились стать жертвой на инаугурации; ни один из них не согласился бы быть палачом. Палачу было предложено возмещение, но его не нашли до роспуска Асефала незадолго до войны. Группа также опубликовала одноименный обзор философии Ницше, в котором была предпринята попытка постулировать то, что Деррида назвал «анти- суверенитетом ». В число соавторов этих проектов входили Андре Массон, Пьер Клоссовски, Роджер Кайлуа, Жюль Моннеро, Жан Роллен и Жан Валь.
Батай опирался на различные влияния и использовал различные способы дискурса для создания своих работ. Его роман Story of the Eye (Histoire de l'oeil), опубликованный под псевдонимом Lord Auch (дословно «лорд» в шитхаус »-« auch »- сокращение от« aux chiottes », сленг для рассказа кто-то от отправив его в туалет), первоначально было читаться как чистый порнография, в то время как интерпретация работы постепенно созрела, чтобы показать ту же самую значительную философскую и эмоциональную глубину, что характерно для других писателей, которые были отнесены к категории в рамках «преступной литературы ». Образы романа построены на серии метафор, которые, в свою очередь, относятся к философским конструкциям, развитым в его творчестве: глаз, яйцо, солнце, земля, яичко.
Среди других известных романов: опубликованный посмертно Моя мать (который стал основой фильма Кристофа Оноре Ma Mère ), Невозможное и Голубой полдень, которое с его инцестом, некрофилией, политикой и автобиографическим подтекстом является гораздо более мрачной трактовкой современной исторической реальности.
Во время Второй мировой войны Батай произвел Summa Atheologica (параллель в названии Thomas Aquinas 'Summa Theologica ), которая включает его работы Inner Experience, Guilty, и О Ницше. После войны он составил The Accursed Share, который, по его словам, представляет собой работу за тридцать лет. Изложенная там необычная концепция «суверенитета » станет важной темой обсуждения для Деррида Джорджио Агамбена, Жан-Люка Нанси и других. Батай также основал влиятельный журнал Critique.
Первый брак Батая был заключен в 1928 году с актрисой Сильвией Маклес ; они развелись в 1934 году, и позже она вышла замуж за психоаналитика Жака Лакана. У Батая также был роман с Колетт Пенье, которая умерла в 1938 году. В 1946 году Батай женился на Дайане де Богарне, от которой у него родилась дочь.
В 1955 году Батай был диагностирован церебральный артериосклероз, хотя на тот момент он не был проинформирован о терминальном характере его болезни. Он умер семь лет спустя, 9 июля 1962 года.
Батай был атеистом.
Батай разработал базовый материализм во время конец 1920-х - начало 1930-х годов как попытка порвать с господствующим материализмом, который он рассматривал как тонкую форму идеализма. Он отстаивает концепцию активной базовой материи, которая разрушает противопоставление высокого и низкого и дестабилизирует все основы. В некотором смысле эта концепция похожа на нейтральный монизм Баруха Спинозы о субстанции, который охватывает как разум, так и материю, утвержденный Рене Декартом. ; однако он не поддается строгому определению и остается в сфере опыта, а не рационализации. Базовый материализм оказал большое влияние на деконструкцию Деррида , и оба мыслителя пытаются дестабилизировать философские оппозиции с помощью нестабильного «третьего члена». Представление Батая о материализме может также рассматриваться как предвосхищение концепции случайного материализма или «материализма столкновения» Луи Альтюссера, которая опирается на аналогичные атомистические метафоры, чтобы обрисовать мир, в котором причинность и действительность отброшены. пользу безграничных возможностей действия.
La Part maudite - это книга, написанная Батайем в период с 1946 по 1949 год, когда она была опубликована Les Éditions de Minuit. Он был переведен на английский и опубликован в 1991 году под названием The Accursed Share. В нем представлена новая экономическая теория, которую Батай называет «общей экономикой», в отличие от «ограниченной» экономической перспективы большинства экономических теорий. Таким образом, во введении к теории Батай пишет следующее:
Я просто заявлю, не дожидаясь дальнейшего, что расширение экономического роста само по себе требует ниспровержения экономических принципов - ниспровержения этики, которая их обосновывает. Переход от перспектив ограничительной экономики к перспективам общей экономики фактически приводит к преобразованию Коперника: переворачиванию мышления - и этики. Если часть богатства (при условии грубой оценки) обречена на уничтожение или, по крайней мере, на непродуктивное использование без какой-либо возможной прибыли, логично, даже неизбежно, отдать товары без возврата. Отныне, оставляя в стороне чистое и простое рассеяние, аналогичное возведению пирамид, возможность достижения роста сама подчиняется отдаче: промышленное развитие всего мира требует от американцев, чтобы они ясно осознавали необходимость такой экономики, как их, имея маржу бесприбыльных операций. Огромной промышленной сетью нельзя управлять так же, как меняют шину... Она выражает цепь космической энергии, от которой зависит, которую не может ограничить и законы которой нельзя игнорировать без последствий. Горе тем, кто до самого конца настаивает на регулировании движения, которое превосходит их, с помощью узкого ума механика, меняющего шину.
Таким образом, согласно теории потребления Батая, проклятая доля - это чрезмерная и не -исправимая часть любой экономики, предназначенная для одного из двух видов экономических и социальных расходов. Это должно быть потрачено роскошно и сознательно, без выгоды в искусстве, в сексуальности, не способствующей воспроизводству, в зрелищах и роскошных памятниках, или же оно бессознательно обречено на возмутительное и катастрофическое излияние на войне. Хотя это различие менее очевидно в английском переводе Херли, Батай вводит неологизм «потребление» (сродни сожжению огня), чтобы обозначить эти избыточные расходы в отличие от «консоммации» (непревышенные расходы, более знакомые с теориями «ограниченных расходов»). "экономия").
Идея «избыточной» энергии занимает центральное место в мышлении Батая. Исследование Батая рассматривает избыток энергии, начиная с бесконечного излияния солнечной энергии или излишков, производимых основными химическими реакциями жизни, как норму для организмов. Другими словами, организм в общей экономике Батая, в отличие от рациональных субъектов классической экономики, которые мотивированы дефицитом, обычно имеет доступный «избыток» энергии. Эту дополнительную энергию можно продуктивно использовать для роста организма или же расточать. Батай настаивает на том, что рост или расширение организма всегда выходит за рамки и становится невозможным. Тратить эту энергию впустую - это «роскошь». Форма и роль, которую роскошь принимает в обществе, характерны для этого общества. «Проклятая доля» относится к этому излишку, обреченному на расточительство.
Решающим для формулировки теории было размышление Батая о феномене потлача. На него повлияли «Дар» Марселя Мосса, а также Фридриха Ницше «О генеалогии морали».
Работа в процессе Список работ Батая и его переводы на английский язык можно найти в Progressive Geographies.
Полное собрание сочинений
Работы опубликованы на французском
Посмертные произведения
Переводные работы
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Жорж Батай |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жорж Батай. |