Джордж Рассел (композитор)

редактировать

Джордж Рассел
Джордж Аллен Рассел.jpg
Общая информация
Имя при рожденииДжордж Аллен Рассел
Родился(1923-06-23) 23 июня 1923 г.. Цинциннати, Огайо, США
Умер27 июля 2009 г. -27) (86 лет). Бостон, Массачусетс
ЖанрыДжаз
Род занятийМузыкант, композитор, аранжировщик
ИнструментыФортепиано
Веб-сайтwww.georgerussell.com

Джордж Аллен Рассел (23 июня 1923 - 27 июля 2009) был американским джазом Пианист, композитор, аранжировщик и теоретик. Он считается одним из первых джазовых музыкантов, внесших вклад в общую теорию музыки с теорией гармонии, основанной на джазе, а не на европейской музыке, в своей книге Лидийская хроматическая концепция тональной организации ( 1953).

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Европа
  • 4 Поздние работы
  • 5 Теория музыки
  • 6 Награды
  • 7 Дискография
    • 7.1 Как лидер
    • 7.2 Как помощник
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Рассел родился в Цинциннати, Огайо, чтобы белый отец и темнокожая мать, позже приемный единственный ребенок медсестры и повара на BO Railroad, Бесси и Джозефа Рассела. Молодой Рассел пел в хоре Африканской методистской епископальной церкви и слушал музыку речного судна Кентукки из Fate Marable. Он дебютировал на сцене в семь лет, спев "Moon Over Miami" с Фэтсом Уоллером.

В окружении музыки черной церкви и больших групп, которые играли на речных судах Огайо, и с отцом, который был музыкальный педагог в Оберлинском колледже, он начал играть на барабанах с бойскаутами и Bugle Corps, получив стипендию в Университет Уилберфорса, где он присоединился к Collegians, a группа, известная как питательная среда для великих джазовых музыкантов, в том числе Бен Вебстер, Коулман Хокинс, Чарльз Фриман Ли, Фрэнк Фостер и Бенни Картер. Рассел служил в этом оркестре одновременно с другим известным джазовым композитором Эрни Уилкинсом. Когда его призвали в армию в начале Второй мировой войны, он был быстро госпитализирован с туберкулезом, где его товарищ по делу обучил основам теории музыки.

Ранняя карьера

После выписки из больницы он играл на барабанах в группе Бенни Картера, но решил отказаться от игры на барабанах как призвания, услышав Макса Роуча, который заменил его в оркестре. Вдохновленный рассказом Телониуса Монка «« Круглая полночь », Рассел переехал в Нью-Йорк в начале 1940-х годов, где стал членом кружка молодых новаторов, которые часто посещали 55-я улица квартира Гила Эванса, клики, в которую входили Майлз Дэвис, Чарли Паркер, Джерри Маллиган и Джон Льюис, позже музыкальный руководитель Modern Jazz Quartet.

В 1945–46 Рассел снова был госпитализирован с туберкулезом на 16 месяцев. Вынужденный отказаться от работы барабанщиком Чарли Паркера, за это время он разработал основные принципы того, что должно было стать его лидийской хроматической концепцией тональной организации, теорией, охватывающей все спокойной музыки, оказавшей влияние далеко за пределами джаза. Первое издание его книги было опубликовано Расселом в 1953 году, когда он работал продавцом в Macy's. В то время идеи Рассела были решающим шагом в модальной музыке Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса на его классической записи Kind of Blue и послужили маяк для других модернистов, таких как Эрик Долфи и Арт Фармер.

Работая над теорией, Рассел также применил ее принципы к композиции. Его первая известная композиция была для оркестра Диззи Гиллеспи, двухчастная «Cubano Be, Cubano Bop» (1947) и часть новаторских экспериментов этой группы по объединению бибопа и Кубинский джаз элементы; "Птица во дворе Игоря" (дань уважения и Чарли Паркеру, и Игорю Стравинскому ) была записана на сеансе, который вел Бадди ДеФранко в следующем году. Кроме того, менее известная, но ключевая работа, аранжированная Расселом, была записана в январе 1950 года Арти Шоу под названием «Similau», в которой использовались техники обеих работ, выполненных для Гиллеспи и ДеФранко.

Рассел начал играть на пианино, возглавив ряд групп, в которые входили Билл Эванс, Арт Фармер, Хэл МакКьюсик, Барри Гэлбрейт, Милт Хинтон, Пол Мотиан и другие. Jazz Workshop был его первым альбомом в качестве лидера, и на котором он играл относительно мало, а не руководил событиями (скорее, как его коллега Гил Эванс). Ему предстояло записать ряд впечатляющих альбомов в течение следующих нескольких лет, иногда как пианист.

В 1957 году Рассел был одним из шести джазовых музыкантов, которым Университет Брандейса поручил написать пьесу для фестиваля творческих искусств. Он написал сюиту для оркестра All About Rosie, в которой Билл Эванс был задействован среди других солистов и был назван одним из немногих убедительных примеров составленной полифонии в джазе.

оркестр в его расширенной работе 1958 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, включал Билла Эванса, Джона Колтрейна, Арта Фармера, Милта Хинтона, Боба Брукмейера и Макс Роуч, среди прочих, а также были представлены рэп-сцены певца / лирика Джона Хендрикса. Джаз в космическую эру (1960) был еще более амбициозным альбомом биг-бэнда с необычным парным фортепьянным голосом Билла Эванса и Пола Блея. Рассел сформировал собственный секстет, в котором играл на фортепиано. Между 1960 и 1963 годами в «Секстете Рассела» участвовали такие музыканты, как Дэйв Бейкер и Стив Суоллоу, а также незабываемые выступления с Эриком Долфи (на Ezz-thetics ) и певица Шейла Джордан (их мрачная версия "You Are My Sunshine " на The Outer View (1962) высоко ценится).

Европа

В 1964 году Рассел, наполовину чернокожий, был встревожен межрасовыми отношениями в Соединенных Штатах, переехал в Скандинавию. Он гастролировал по Европе со своим секстетом и пять лет прожил в Скандинавии. В начале 1970-х Рассел проделал большую часть своей работы в Норвегии и Швеции. Он играл там с молодыми музыкантами, которые прославились на весь мир: гитарист Терье Рипдал, саксофонист Ян Гарбарек и барабанщик Джон Кристенсен.

Этот скандинавский период также предоставил возможности для пишите для более крупных групп, и крупномасштабные композиции Рассела этого времени развивают его идею «вертикальной формы», которую он описал как «слои или страты расходящихся режимов ритмического поведения». Электронная соната для душ, любимых природой, заказанная Боссе Бробергом из Шведского радио для Радио оркестра, была впервые записана в 1968 году как расширенное произведение, записанное на электронную пленку. Это продолжило продолжающееся исследование Расселом новых подходов и новых инструментов.

Рассел вернулся в Америку в 1969 году, когда Гюнтер Шуллер занял пост президента Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне и назначил Рассела преподавать лидианскую концепцию в недавно созданная кафедра джазоведения, которую он занимал много лет. Как Рассел гастролировал со своими группами, он был настойчив в разработке лидийской Концепции. Он играл в Bottom Line, Newport, Wolftrap, The Village Vanguard, Carnegie Hall, Sweet Basil и других со своим оркестром из 14 участников.

Более поздние работы

В 1970-х Расселу было поручено написать и запишите 3 основные произведения: Listen to the Silence, месса для оркестра и хора для Норвежского фонда культуры; Living Time, заказанный Биллом Эвансом для Columbia Records ; и Вертикальная форма VI для Шведского радио.

В «Living Time» (1972) Рассел воссоединился с Биллом Эвансом, чтобы предложить набор композиций, представляющих этапы человеческой жизни. Его Live in an American Time Spiral показал многих молодых нью-йоркских игроков, которые впоследствии добились своего величия, в том числе Том Харрелл и Рэй Андерсон. Когда ему удалось сформировать оркестр для своей работы 1985 года Африканская игра, он назвал ее «Оркестр живого времени». Этот ансамбль из 14 человек гастролировал по Европе и США, часто проводя недели в Village Vanguard, и был отмечен New York Magazine как «самый захватывающий оркестр, выступавший в городе за последние годы.. "

Работа «Африканская игра», 45-минутный опус для 25 музыкантов, была описана Робертом Палмером из The New York Times как «одна из самых важных новые релизы за последние несколько десятилетий »и принесла Расселу две номинации на Грэмми в 1985 году.

Рассел написал 9 расширенных пьес после 1984 года, среди них: Хронология для симфонического оркестра, джазового оркестра, хора, клезмерский коллектив и солисты, сочиненный к 125-летию Консерватории Новой Англии; реорганизация «Жизни времени» для оркестра Рассела и других музыкантов, заказанная Cité de la Musique в Париже в 1994 году; и It's About Time, организованный Советом по делам искусств Англии и Шведским концертным бюро в 1995 году.

В 1986 году Рассел гастролировал с группой американцев. и британские музыканты, что привело к созданию The International Living Time Orchestra, группы, которая до сих пор гастролирует и выступает. Он играл с Дэйвом Барджероном, Стивом Лоддером, Тайгером Окоши, Майком Уокером, Брэдом Хэтфилдом и Энди Шеппардом.

Теория музыки

лидийская хроматическая концепция тональной организации Рассела re -концептуализировано соответствие шкал с аккордами. В то время как традиционный подход к диатонической мажорной гамме основан на тонах ионической мажорной гаммы в соответствии с классической теорией (C, D, E, F, G, A, B для мажорной гаммы C и т. Д.) LCC выводит гаммы на основе серии квинт, сложенных из основных тонов аккордов с мажорной третью. В тональности C сложенная пятая серия включает C, G, D, A, E, B и F♯, которые обеспечивают альтернативное семитональное деление для шкалы C мажор с повышенным или усиленным четвертым тоном. Результирующая гамма с увеличенной четвертой (F♯) вместо идеальной четверти (F) имеет больше консонанса, чем обычная ионическая диатоническая мажорная гамма по сравнению с аккордами, избегая диссонирующего полушага от мажорной трети. (E). В обычной мажорной гамме диссонанса можно избежать, опуская идеальную четвертую; Используя режим Lydian с более согласной увеличенной четвертой, исполнитель или композитор получает тональную свободу, которая облегчает модальное воспроизведение аккордов с большей третью. Лидийские аккорды мажорной трети обозначены 11, что эквивалентно ♯4 в гамме.

Это замечание, сделанное Майлзом Дэвисом в 1945 году, когда Рассел спросил его о его музыкальной цели, привело Рассела к поиску, который должен был привести к его теоретическому прорыву. Дэвис ответил, что его музыкальная цель - «изучить все изменения ». Зная, что Дэвис уже знал, как арпеджио каждый аккорд, Рассел рассудил, что на самом деле он имел в виду, что он хотел найти новый и более широкий способ отношения к аккордам. Как писал музыкант и ученый Дариус Брубек :

Рассел систематизировал модальный подход к гармонии... вдохновленный случайным замечанием, сделанным ему восемнадцатилетним Майлзом Дэвисом в 1944 году: Майлз сказал, что хочет чтобы изучить все изменения, и я рассудил, что он может попытаться найти наиболее близкую гамму для каждого аккорда... Дэвис популяризировал эти освобождающие идеи в таких записях, как Kind of Blue, подрывая всю гармоническую основу бопа, которая вдохновляла его и Рассела в первом место.

Сообщается, что Майлз кратко резюмировал LCC, сказав: «F должна быть там, где средняя C находится на фортепиано» [белые ноты: FF = лидийский мажор, а не ионийский мажор = CC].

Lydian Chromatic Concept была первой систематизированной оригинальной теорией, пришедшей из джаза. Музыканты, усвоившие идеи Рассела, расширили свой гармонический язык за пределы бибопа в сферу пост-бопа. Идеи Рассела повлияли на развитие модального джаза, особенно в альбоме «Jazz Workshop» (1957, с Биллом Эвансом с «Концертом для Билли Кида»), а также на его сочинения. Майлз Дэвис также включился в модальную игру с композицией Miles в своем альбоме 1957 года Milestones. Позже Дэвис и Эванс совместно работали над альбомом 1959 года Kind of Blue, в котором использовалась модальная композиция и игра. Джон Колтрейн изучал модальную игру в течение нескольких лет после игры на Kind of Blue.

Его лидийская концепция была описана как предоставление ресурсов, а не как ограничение для музыкантов. По словам влиятельного композитора 20 века Тору Такемицу, «Лидийская хроматическая концепция - одна из двух самых великолепных книг о музыке; другая - это« Мой музыкальный язык »Мессиана. Хотя я» Если я считаю себя композитором современной музыки, если я осмелюсь отнести себя к категории артистов, на меня сильно повлияла лидийская концепция, которая не является просто музыкальным методом - мы могли бы назвать это философией музыки или поэзией.. "

Мажорная гамма, вероятно, возникла как преобладающая гамма западной музыки, потому что в ее семи тонах лежит самая фундаментальная гармоническая прогрессия классической эры... таким образом, мажорная гамма сводится к тоническому мажорному аккорду. Лидийская гамма - это звук ее тонического мажорного аккорда.

Джордж Рассел умер от осложнений болезни Альцгеймера в Бостоне, Массачусетс, 27 июля 2009 года, по словам своего публициста..

Награды

В 1989 году он получил грант «гения» Фонда Макартура. За свою карьеру Рассел также получил в 1990 году Национальный фонд искусств American Jazz Master Award, две стипендии Гуггенхайма и Британская джазовая премия, среди прочего. Он был избран иностранным членом Шведской королевской музыкальной академии, получил премию «Оскар диско де джаз», премию «Гардиан», американскую музыкальную премию, шесть стипендий NEA Music Fellowships и многие другие. Он преподавал по всему миру и был приглашенным дирижером в немецких, итальянских, датских, финских, норвежских и шведских радиогруппах.

Дискография

В качестве лидера

В качестве сайдмена

Ссылки

Дополнительная литература

  • Рассел, Джордж (2001) [1953]. «Глава 1 Лидийская шкала: исходный источник принципа тональной гравитации». Лидийская хроматическая концепция тональной организации Джорджа Рассела. Том первый: Искусство и наука о тональной гравитации (Четвертое (второе издание, исправленное, 2008 г.) изд.). Бруклин, Массачусетс: издательская компания концепции. С. 1–9. ISBN 0-9703739-0-2. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =() CS1 maint : ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 04:53:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте