Джентльмен-детектив, реже леди-детектив, относится к типу вымышленный персонаж. Он (или она) долгое время был главным продуктом криминальной фантастики, особенно в детективных романах и рассказах, действие которых происходит в Великобритании в Золотой век. Герои этих приключений, как правило, являются как джентльменами по поведению, так и членами британской шляхты. Литературные герои противостоят профессиональным полицейским детективам из рабочего класса.
Среди джентльменских детективов любители, частные детективы и профессиональные полицейские. Они всегда хорошо образованы, часто имеют необычные или эксцентричные увлечения и обычно встречаются в естественной среде английского загородного дома. Этот архетип британского детектива контрастирует с более «крутым » аналогом в американской криминальной литературе.
Джентльмены-сыщики появились в начале современной детективной фантастики, которая зародилась в конце 19 века.
С. Огюст Дюпен, созданный Эдгаром Алланом По, широко считается первым вымышленным детективом в английской литературе. Он появился в трех рассказах, написанных в 1840-х годах: «Убийства на улице Морг » (1841), «Тайна Мари Роже » (1842) и «Похищенное письмо "(1844 г.).
По создал Дюпена до того, как было придумано слово «детектив», но он положил начало многим общим элементам детективной фантастики: Дюпен разделяет некоторые черты с более поздним детективом-джентльменом. Он был «… первым важным вымышленным детективом и образцом практически для каждого исследователя церебральных преступлений». В частности, Дороти Л. Сэйерс отметила, что «Шерлок Холмс в значительной степени смоделировал себя по образцу (По) Дюпена, заменив кокаин при свечах с аккомпанементом тряпки И игра на скрипке ".
Дюпен француз, а не англичанин, но, вероятно, джентльмен. Он происходит из когда-то богатой семьи, но был сведен «из-за множества неприятных событий» в более скромные обстоятельства. Он полностью любитель и довольствуется только предметами первой необходимости. Он живет в Париже со своим близким другом, анонимным рассказчиком рассказов. Как и гораздо более поздний лорд Питер Уимси (см. Ниже), Дюпен является библиофилом, и встретил своего друга-рассказчика, когда оба искали «такой же редкий и очень замечательный том» в неясная библиотека. Из хобби Дюпен «любит» загадки, головоломки и иероглифы. Дюпен также носит французский титул шевалье, что означает, что он рыцарь Почетного легиона.
. Классический британский детектив-джентльмен появляется вскоре после «Дюпена» По. Джентльмен-любитель - главный герой Лунного камня (1868), знаменитого эпистолярного романа, который широко считается первым настоящим детективным романом на английском. Его автор, Уилки Коллинз, был юристом и близким другом Чарльза Диккенса. Коллинз также использовал одаренных любителей в своем более раннем детективном романе Женщина в белом (1859).
В Лунный камень Рэйчел Вериндер - единственный ребенок богатой аристократической вдовы. На восемнадцатилетие ей завещают огромный алмаз; той ночью этот «лунный камень» украден из загородного дома ее матери, леди Вериндер. После того, как местная полиция сбита с толку, вызывается Бегун с Боу-стрит по имени Сержант Кафф. Сержант Кафф благороден и умел, но он не джентльмен и не может нарушить сдержанность Рэйчел в отношении того, что явно является внутри работы.
Тайна в конечном итоге раскрывается Франклином Блейком, одаренным любителем и определенно членом дворян. Социальное различие между двумя детективами Коллинза хорошо видно на примере их отношений с семьей Вериндер: сержант Кафф становится большим другом управляющего леди Вериндер (главного слуги), тогда как Франклин Блейк в конечном итоге женится на ее дочери Рэйчел.
Самый известный из всех вымышленных детективов, Шерлок Холмс, тоже может считаться джентльменом, по крайней мере, задний план. Холмс был детищем шотландского писателя и врача сэра Артура Конан Дойля. Он появился в четырех романах и пятидесяти шести рассказах, все, кроме четырех рассказов, рассказанных его партнером, известным доктором Ватсоном. Эти произведения в художественной литературе охватывают период примерно с 1878 по 1907 год, последний случай - в 1914 году. Оба персонажа также появляются во многих стилизациях.
Холмс - блестящий лондонский основанный на себе человек. стилизованный детектив-консультант. В их дебюте (роман 1887 года, Этюд в багровых тонах ) он говорит Ватсону, что это занятие уникально (что в то время было). Как армейский врач в отставке, доктор Ватсон гораздо ближе к стереотипному английскому джентльмену, чем Холмс, но все же не испытывает никаких социальных возражений по поводу того, чтобы начать его долгую связь с детективом. В лучших традициях дворянства Холмс доказывает свою физическую храбрость и умение обращаться с кулаками, мечом и пистолетом. Подобно более раннему Дюпену и более позднему лорду Питеру Уимси (см. Ниже), Холмс также является компетентным криптоаналитиком (например, Танцующие люди, 1903 г.).
Конан Дойл никогда не рассказывал подробностей о семье Холмса, но его герой, по-видимому, родился в 1854 году (оценка из His Last Bow, 1917). У него также есть эксцентричный старший брат, Майкрофт Холмс, старший государственный служащий и член Клуба Диогена. В качестве еще одного косвенного доказательства того, что Холмс - образованный джентльмен, Конан Дойл указывает, что Холмс свободно говорит по-латыни (A Study in Scarlet, 1887), и по мере продолжения серии его речь изобилует ссылками на Библия, Шекспир и даже Гете. Холмс ранее учился в университете, где начал заниматься поисковиками как любитель (Глория Скотт, 1893 и Ритуал Масгрейва, 1893). Сам скрипач, Холмс любит музыку (The Red-Headed League, 1890), иногда до эксцентричности; в Планах Брюса-Партингтона (1912) Уотсон сообщает, что «Холмс погрузился в монографию, которую он предпринял по полифоническим Мотетам из Ласса ».
Холмс и Ватсон часто изображались в традиционной джентльменской одежде на иллюстрациях, созданных в Лондоне Сидни Пейджет, иллюстрации которого сопровождали рассказы о Шерлоке Холмсе в журнале Strand Magazine. В то время как Пэджету приписывают изображение Холмса в шляпе охотника на оленей и накидке Инвернесса, Пэджет изображал Холмса в этой одежде только в ситуациях, которые считались подходящими в то время, например, когда Холмс работал в сельской местности или путешествовал по сельской местности.
Известными писателями-криминалистами Золотого века детективной фантастики были в основном британцы и в основном женщины, в том числе четыре «Королевы преступности» (Марджери Аллингем, Агата Кристи, Нгаио Марш и Дороти Л. Сэйерс ). Все они дали по крайней мере одного детектива-джентльмена. Их книги с изображением этих персонажей в основном издаются.
Несколько современных вымышленных персонажей могут считаться примерами джентльменов-детективов. Подобно Аллейну, но в отличие от более ранних одаренных любителей, таких как Уимси, Кэмпион или мисс Марпл, несколько современных «джентльменов-детективов» - профессиональные полицейские.
Адам Дэлглиш, создание П. Д. Джеймс, впервые появился в 1962 году. Он процветает в столичной полиции, несмотря на то, что он определенно дворянин, где такой опыт может быть недостатком. Как и предыдущая мисс Марпл, Дэлглиш - ребенок англиканского священника. Он в некотором роде отшельник и, что еще более эксцентрично, успешный поэт.
Инспектор Морс, предмет работ Колина Декстера, впервые появился в 1975 году. Он работает в Оксфорде и (или был) продвигается вверх: он выиграл стипендию на Оксфорд, но впоследствии потерпел неудачу. Подобно Аллейну и Уимси, Морс служил в британской армии до того, как поступить в полицию, но в отличие от них он служил не офицером престижного полка, а унтер-офицером Королевской военной полиции. Снобизм Морса - это скорее интеллектуальный вопрос, чем вопрос воспитания или социального преимущества.
Детектив-инспектор Линли, впервые представленный в 1988 году, является еще одним поистине аристократическим членом полиции, графом. Большая часть сюжета романов Элизабет Джордж вращается вокруг его рабочих отношений с детективом-сержантом Барбарой Хейверс, происходящей из низшего сословия. Оба проявляют большую лояльность друг к другу, чем к официальным предписаниям и общепринятому отношению к своему положению, и оба способны на самоотверженные действия noblesse decle.
Кармен Изабелла Сандиего, "Мировая" Величайший вор », была впервые представлена в 1985 году. Изначально она была самой умной и выдающейся женщиной-детективом ACME Crimenet с безупречной репутацией в раскрытых делах. Ей стало так скучно, что она сменила карьеру воровки и стала шпионкой и генеральным директором V.I.L.E., и все просто ради этого вызова.
Профессор Лейтон из серии видеоигр, названной в его честь. Впервые он появился в 2007 году. Он профессор археологии, решает различные головоломки со своим молодым учеником Люком Тритоном.
Persona 5 (2016) из серии видеоигр, проводимой Atlus, Акэти известен как детектив-принц Токио, который, кажется, раскрывает различные преступления и его обожают всякий раз, когда он появляется на телевидении.
Детектив-инспектор Александра «Алекс» Дрейк (урожденная Прайс), воспитанная и шикарная героиня Ashes to Ashes (2007–2009, упоминается в Life on Марс в 2006 г.). Д.И. Дрейк, осиротевшая дочь адвоката и адвоката, с подросткового возраста воспитывалась партнером своих родителей после того, как она стала свидетельницей их насильственной смерти и едва избежала смерти вместе с ними. Она училась в хорошей школе и изучала психологию, прежде чем поступить в столичную полицию и быстро продвинуться по служебной лестнице. Выстрел в голову в 2007 году отправляет ее в 1981 год, за три месяца до убийства ее родителей, и помещает ее в компанию сравнительно неандертальских детективов, переселившихся с Севера годом ранее.
Детектив-сержант Мейкпис, леди Гарриет «Гарри» Мейкпис, один из двух одноименных персонажей Демпси и Мейкпис (1985–1988). Хорошо образованная дочь лорда Уинфилда, леди Харриет назначается вооруженным сержантом-детективом в [вымышленной] специальной оперативной группе столичной полиции, SI 10, и оказывается в партнерстве с (и подчиняется) рабочий NYPD лейтенант Джеймс Демпси, который ссуден Метрополитену.
Бенуа Блан, детектив, изображенный в фильме Knives Out, описанный одним из персонажей фильма как последний джентльмен-детектив. У него характерный южный акцент, и он использует уникальную технику интерпретации информации, которую он называет «Радуга гравитации», для раскрытия преступлений. Несмотря на то, что он не британец, он обладает всеми характеристиками традиционного джентльменского детектива.