Gens

редактировать

В Древнем Риме gens (или ), множественное число род, представляла собой семью, состоящую из людей, которые имели один и тот же номен и заявляли о своем происхождении от общего предка. Ветвь рода называлась стременами (множественное число). Род был важной социальной структурой в Риме и по всей Италии в период Римской республики. Социальное положение людей во многом зависело от того рода, к которому они принадлежали. Некоторые роды были классифицированы как патрициев, другие - как плебейские ; у некоторых были и патрицианские, и плебейские ветви. Важность принадлежности к роду значительно снизилась в имперские времена, хотя гентилициум продолжал использоваться и определял происхождение и династии римских императоров.

Содержание

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Стирпес
    • 1.2 Преномина
  • 2 Социальная функция рода
  • 3 Род патрициев и плебеев
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Происхождение

Слово gens иногда переводится как «раса» или «нация», что означает, что народ произошел от общего предка (а не имеет общую физическую черту). Его также можно перевести как «род», «род» или «племя», хотя слово tribus имеет отдельное и отличное значение в римской культуре. Род может быть небольшим, как отдельная семья, или может включать сотни особей. Согласно преданию, в 479 г. до н.э. только один род Fabia смог выставить ополчение, состоящее из трехсот шести человек боеспособного возраста. Концепция рода не была однозначно римской, но была распространена среди сообществ по всей Италии, включая тех, кто говорил на курсивных языках, таких как латынь, Oscan и умбрийцы, а также этруски. Все эти народы в конечном итоге были поглощены сферой римской культуры.

Считается, что самые древние роды возникли до основания Рима (традиционно 753 г. до н.э.) и заявили о своем происхождении от мифологических персонажей еще во времена Троянской войны (традиционно завершившейся 1184 г. до н.э.). Однако возникновение рода не может задолго до принятия наследственных фамилий. nomen gentilicium, или «нееврейское имя», было его отличительной чертой, поскольку номен римского гражданина указывал на его принадлежность к роду.

Это имя могло происходить от любого количества вещей, например, имя предка, род занятий, внешний вид, поведение или характеристики человека или город происхождения. Поскольку некоторые из этих вещей были довольно обычными, несвязанные семьи могли иметь одно и то же имя и со временем запутаться.

Лица могли быть приняты в род и приобрели его номенклатуру. Либертус, или «вольноотпущенник », обычно принимал имя (а иногда и преномен) человека, который освободил его, а натурализованный гражданин обычно принимал имя покровитель, предоставивший ему гражданство. Вольноотпущенники и недавно получившие избирательные права граждане технически не были частью родов, чьи имена они разделяли, но в течение нескольких поколений часто становилось невозможным отличить их потомков от первоначальных членов. На практике это означало, что род мог приобретать новых членов и даже новые ветви либо намеренно, либо случайно.

Стирпес

Различные ветви или стремена рода обычно различались по их cognomina, дополнительные фамилии после номена, которые могут быть личными или наследственными. Некоторые особо крупные стремена были разделены на несколько ветвей, отличающихся дополнительными именами.

Praenomina

Большинство родов регулярно использовали ограниченное количество личных имен или praenomina, отбор которых помог отличить представителей одного рода от другого. Иногда разные ветви рода могут различаться по своему выбору. Самые консервативные роды иногда ограничивались тремя или четырьмя преноминами, в то время как другие регулярно использовали шесть или семь.

У такого ограниченного отбора были две основные причины: во-первых, было принято передавать фамилии по наследству. от поколения к поколению; такие имена всегда предпочитались. Во-вторых, большинство патрицианских семей ограничивались небольшим количеством имен, чтобы отличить себя от плебеев, которые часто использовали более широкий спектр имен, в том числе те, которые редко использовались патрициями. Однако в некоторых из самых старых и самых благородных патрицианских домов часто использовались редкие и необычные преноминаны.

Некоторые семьи также сознательно избегали определенных преномина. По крайней мере, в некоторых случаях это было из-за традиций, касающихся опальных или бесчестных членов рода, носящих определенное имя. Например, род Юния тщательно избегал претензий Тит и Тиберий после того, как два члена с этими именами были казнены за измену. Подобный случай якобы привел к тому, что собрание рода Манлия запретило своим членам носить преномен Марк, хотя этот запрет, похоже, не соблюдался строго.

Социальная функция рода

Теоретически каждый род функционировал как государство внутри государства, управляемое своими старейшинами и собраниями, следуя своим собственным обычаям и выполняя свои собственные религиозные обряды. Некоторые культы традиционно были связаны с определенными родами. Нееврейские собрания несли ответственность за усыновление и опеку над своими членами. Если член рода умирал без завещания и без ближайших родственников, его собственность распределялась между остальной частью рода.

Решения рода теоретически были обязательными для всех его членов. Однако ни один публичный акт не был принят собранием рода. Как группа, роды оказали значительное влияние на развитие римского права и религиозных практик, но сравнительно небольшое влияние на политическую и конституционную историю Рима.

Род патрициев и плебеев

Одни роды считались патрициями, а другие плебеями. Согласно традиции, патриции произошли от «отцов города», или отцов; то есть главы семейства во время его основания Ромулом, первым королем Рима. Другие знатные семьи, прибывшие в Рим во времена царей, также были допущены в патрициат, в том числе несколько, которые эмигрировали из Альба Лонга после того, как этот город был разрушен Туллом Гостилием. Последний известный случай, когда род был принят в патрициат до I века до нашей эры, произошел, когда Клавдии были добавлены в ряды патрициев после прибытия в Рим в 504 году до нашей эры, через пять лет после основания республики.

Многочисленные источники описывают два класса патрицианских родов, известные как gentes maiores, или главные роды, и gentes minores, или второстепенные роды. Не сохранилось никакой определенной информации о том, какие семьи были причислены к родам maiores и даже сколько их было. Однако в их число почти наверняка входили Эмилии, Клавдий, Корнелий, Фабий, Манлий и Валерий. Также неясно, имело ли это различие какое-либо практическое значение, хотя было высказано предположение, что princeps senatus, или спикер Сената, обычно выбирался из их числа

В течение первых нескольких десятилетий существования республики не совсем ясно, какие роды считались патрициями, а какие плебеями. Тем не менее, серия законов, обнародованных в 451 и 450 годах до н.э. как Двенадцать таблиц, пыталась систематизировать жесткое различие между классами, формально исключив плебеям право занимать какие-либо из основных магистратур с того времени до принятия Lex Licinia Sextia в 367 г. до н.э. Закон, запрещающий смешанные браки патрициев и плебеев, был отменен всего через несколько лет законом Канулея в 445 г. до н. Э.

Несмотря на формальное согласование приказов в 367 г. патрицианские дома, которые с течением времени составляли все меньший и меньший процент римского населения, продолжали удерживать как можно большую власть, что приводило к частым конфликтам между орденами в течение следующих двух столетий. Некоторые патрицианские семьи регулярно выступали против разделения власти с плебеями, в то время как другие поддерживали его, а некоторые были разделены.

Многие роды включали как патрицианские, так и плебейские ветви. Они могли возникнуть в результате усыновления или увольнения, или когда две несвязанные семьи с одним и тем же именем оказались смешанными. Также может быть, что отдельные члены рода добровольно покинули патрициат или были изгнаны из него вместе со своими потомками. В некоторых случаях роды, которые изначально должны были быть патрициями или которые так считались во время ранней республики, позже были известны только их плебейским потомкам.

К первому веку до нашей эры практическое различие между патрициями и плебеев было минимально. Тем не менее, с ростом имперской власти несколько плебейских родов были возведены в патрициат, заменив старые патрицианские семьи, которые исчезли из тени и больше не были представлены в римском сенате. Хотя и концепция рода, и патрициата дожили до имперских времен, оба постепенно утратили большую часть своего значения. В последние века Западной Империи, patricius использовался в основном как отдельный титул, а не как класс, к которому принадлежала вся семья.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

  • Словарь определения gens в Wiktionary
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:12:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте