Женевская консистория (французский язык: Consistoire de Genève) - это совет протестантов Женевская церковь похожа на синод в других реформатских церквях. Консистория была организована Жаном Кальвином после его возвращения в Женеву в 1541 году с целью интеграции общественной жизни и церкви.
Консистория была впервые организована в ноябре 1541 года в рамках реализации Церковные таинства Жана Кальвина после возвращения Кальвина в Женеву из Страсбурга в 1541 году. Первоначально он состоял из городских пасторов и двенадцати мирских старейшин которые были выбраны из числа городских советов. Консистория должна была собираться каждый четверг и проявлять церковную дисциплину, вызывая и официально запрещая женевцам, которые отказались покаяться, когда старейшины и пасторы наедине столкнулись с проблемами греха. Эти грехи включали прелюбодеяние, незаконные браки, проклятия, несанкционированную роскошь, неуважение в церкви, следы римского католицизма, богохульство или азартные игры, среди прочего. Если они оставались упорными, их временно отстраняли от Вечери Господней. Женевская консистория, как и консистория Невшателя, боролась за сохранение церковной независимости в отличие от других швейцарских консисторий, в которых доминировали светские власти. Кальвин настаивал на том, что церковь должна сохранить власть отлучения от церкви, позиция, известная в реформатских церквях как «дисциплинарная» точка зрения, которую впервые сформулировали Иоганн Эколампадий и Мартин Бусер, которого Кальвин узнал, когда был выслан из Женевы в Страсбург. Это было последовательное применение доктрины двух царств, которая часто ассоциируется с Мартином Лютером и Филипом Меланхтоном, но политические реалии не позволили ей иметь большое влияние в лютеранские территории. Противоположная точка зрения реформатских церквей - это «магистральная» модель, которую отстаивают реформатские лидеры, такие как Вольфганг Мускул, Генрих Буллингер и Петр Мученик Вермигли, который состоит в том, что светские власти несут ответственность за заботу о религии и должны сохранять юрисдикцию над министрами и право отлучать от церкви.
В 1543 году Совет 60, законодательный орган Женевской Республики постановил, что Консистория не имеет права отлучать от церкви, и что их единственной властью является предупреждение, но Консистория продолжала отлучать от церкви около дюжины человек в год. Совет игнорировал неповиновение Консистории до тех пор, пока министры не начали проводить противоречивые реформы, такие как закрытие таверн, отлучение от церкви выдающихся граждан за различные грехи и присвоение библейских имен при крещении детям, родители которых хотели назвать их Имена святых. В 1553 году Совет 200, верхний законодательный орган Женевы, постановил, что Консистория не имеет права отлучения от церкви. Проблема была решена в 1555 году, когда сторонники Кальвина получили контроль над Советом 60. Противники Кальвина, перринисты, взбунтовались в ответ и попытались захватить власть, но восстание было быстро подавлено. Многие перринисты были заключены в тюрьмы, повешены или сбежали, в результате чего Консистория получила полную свободу отлучить от церкви.
С 1556 по 1569 год около тридцати четырех человек вызывались в Консисторию каждую неделю, и около трех процентов из них население было временно отстранено от стола. Отстранения от работы сократились после 1569 года, и типы дел, которыми занималась Консистория, сместились с исправления католической веры и незнания новой веры на моральный контроль, явление, обычное для других реформатских городов в то время, когда реформаторы стремились отличить себя от католических соседей в терминах. моральной святости. С 1570 по 1609 год гражданские власти снова начали вмешиваться в дела Консистории, настаивая на том, что они слишком суровы по отношению к мелким преступникам. В 1609 году в деле с участием сенатора Малый совет ясно дал понять, что он имеет право направлять дела в гражданские, а не церковные суды. Совет проигнорировал еще одну угрозу вмешательства в 1609 году и отлучил двух советников, спровоцировав заключение Совета в тюрьму министра и постановление о том, что отлучения не имеют юридической силы, что привело к прекращению монополии Консистории на церковное порицание. В XVIII веке строгость и мощь континентальных реформатских консисторий резко упали. Колено до того, как женевская консистория прекратила свое существование в 1789 году, и радикальная революция 1846 года в Женеве временно положила конец консистории, но она была восстановлена с административной функцией, которую она выполняет сегодня, в 1849 году.