Гендерный анализ - это тип социально-экономического анализа, который раскрывает, как гендерные отношения влияют на проблему развития. Целью может быть просто показать, что гендерные отношения, вероятно, повлияют на решение, или показать, как они повлияют на решение и что можно сделать. Структуры гендерного анализа предоставляют пошаговую методологию проведения гендерного анализа.
Во многих обществах, хотя и не во всех, женщины традиционно находился в невыгодном положении по сравнению с мужчинами. До недавнего времени исследования этих обществ с целью планирования развития охватывали женщин узко с точки зрения населения, здоровья и планирования семьи. Относительно мало было известно о других проблемах, таких как насилие в семье или участие в экономической деятельности. Гендерный анализ дает больше информации, принося пользу женщинам и обществу в целом. Подход Женщины в развитии (WID) появился в 1970-х годах, призывая рассматривать «женские проблемы» в проектах развития. Позже подход Гендер и развитие (GAD) предлагал больше внимания уделять гендерным отношениям, а не рассматривать женские проблемы изолированно.
Пример эффекта пропуска гендерного анализа представлен в проекте которая привезла в деревню ручные тележки для сбора дров. Считалось, что мужчины будут собирать дрова на тележках, освобождая женщин для других занятий. Фактически, мужчины собирали дрова для продажи, оставляя деньги себе. Поскольку у деревни закончились запасы, женщинам пришлось ехать дальше, чтобы собирать дрова.
Гендерный анализ обычно использовался в качестве инструмента для проектов развития и оказания чрезвычайной помощи. При разработке проекта или программы необходимо понимать социально сконструированные роли мужчин и женщин, а также роли, связанные с классом, кастой, этнической принадлежностью и возрастом. Эти методы также важны для понимания управления природными ресурсами. Гендерный анализ имеет отношение к образованию, хотя структуры, используемые для проектов развития, должны быть адаптированы для удовлетворения потребностей образовательных проектов.
Гарвардская аналитическая основа, также называемая рамкой гендерных ролей, была разработана Гарвардским институтом международного развития в сотрудничестве с офисом «Женщины в развитии» USAID и была первой описан в 1984 г. Кэтрин Оверхолт и другими. Это был один из первых подобных фреймворков. Отправной точкой для этой концепции было предположение, что с экономической точки зрения целесообразно выделять ресурсы в рамках проектов помощи в целях развития как женщинам, так и мужчинам, что сделает развитие более эффективным - позиция, названная «подходом эффективности». Moser Framework
Кэролайн Мозер разработала Moser Framework для гендерного анализа в 1980-х годах, работая в отделе планирования развития Лондонского университета. Работая с Карен Леви, она расширила его до методологии гендерной политики и планирования. Система Мозера следует подходу "Гендер и развитие", подчеркивая важность гендерных отношений. Как и основанная на WID Гарвардская концепция, она включает сбор количественных эмпирических фактов. В дальнейшем она исследует причины и процессы, которые приводят к соглашениям о доступе и контроле. Концепция Мозера включает определение гендерных ролей, оценку гендерных потребностей, дезагрегирование контроля над ресурсами и принятие решений с в домашнем хозяйстве, планирование для уравновешивания тройной роли, различение различных целей вмешательства и вовлечение женщин и гендерно-осведомленных организаций в планирование.
Рани Паркер разработала (GAM) в сотрудничестве с другими практиками развития, чтобы поддержать их работу на низовом уровне в ближневосточной НПО. Совместное планирование - основная тема структуры, которая достаточно гибкая, чтобы справляться с ситуациями, когда сбор данных серьезно затруднен.
(CVA) была разработана в ходе исследования проект в Гарвардском университете, причем некоторые из авторов также работали над Гарвардской аналитической структурой. CVA основан на анализе 30 ситуационных исследований НПО, реагирующих на стихийные бедствия, и разработан, чтобы помочь в планировании чрезвычайной помощи для удовлетворения насущных потребностей с учетом долгосрочных потребностей развития.
Структура расширения прав и возможностей женщин, или Концепция Лонгве, была разработана Сарой Хлупекиле Лонгве, консультантом из Лусака, Замбия, специализирующаяся на гендерных вопросах и вопросы развития. Эта структура помогает разработчикам понять практический смысл расширения прав и возможностей женщин и их равенства, а затем оценить, поддерживает ли инициатива в области развития такое расширение прав и возможностей. Основная предпосылка состоит в том, что развитие женщин можно рассматривать с точки зрения пяти уровней равенства: благосостояние, доступ, «сознательность», участие и контроль. Расширение возможностей важно на каждом из этих уровней. Социальное обеспечение удовлетворяет базовые потребности, а доступ - способность использовать такие ресурсы, как кредит, земля и образование. «Сознание» является ключевым элементом структуры: признание того, что дискриминация создает гендерные проблемы, и женщины могут сами способствовать этой дискриминации. При участии женщины наравне с мужчинами в принятии решений, а при контроле баланс сил между полами равен.
Подход социальных отношений применяет социалистический подход. феминистская философия гендерного анализа, которая использовалась различными правительственными ведомствами и НПО в качестве основы планирования. Он был разработан Наилой Кабир в Суссексском университете в Соединенном Королевстве. Подход основан на взаимообмене патриархатом и общественными отношениями. В отличие от Гарвардской концепции и матрицы гендерного анализа, она не сосредотачивается на ролях, ресурсах и деятельности, а вместо этого рассматривает отношения между государством, рынком, сообществом и семьей. Отношения между женщинами могут иметь значение, например, отношения между служанкой и ее любовницей. Обсуждая участников процесса, Наиля Кабир предполагает, что «планирование расширения прав и возможностей женщин с наибольшей вероятностью будет успешным, когда процесс будет рассматриваться как ответственность тех, кто запланирован; когда группы социальных действий и массовые движения помогают противостоять нисходящему принципу. логика процесса планирования... »
Источники