Гейр Твейт

редактировать
Гейр Твейт
Geirr Tveitt framom apalen (обрезано).jpg Гейр Твейт
РодилсяНильс Твейт. (1908-10- 19) 19 октября 1908 года. Берген, Норвегия
Умер1 февраля 1981 (1981-02-01) (72 года). Осло, Норвегия
Род занятийКомпозитор-классик и пианист
Дети2

Гейр Твейт, урожденный Нильс Твейт (19 октября 1908 - 1 февраля 1981) был норвежцем композитор и пианист. Твейт был центральной фигурой национального движения в норвежской культурной жизни в 1930-е годы.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Лейпциг
    • 1.3 Среди великих людей Европы
    • 1.4 Сожженный дотла
    • 1.5 Великий спор
  • 2 Музыка
    • 2.1 Введение
    • 2.2 Великое сокровище Хардангера
    • 2.3 Песни для обычных норвежцев
  • 3 Записи и исследования
  • 4 Избранные произведения
  • 5 Список литературы
  • 6 Первичные источники
  • 7 Другие источники
  • 8 Внешние ссылки

Жизнь

Ранние годы

Твейт родился в Берген, где его отец недолго работал учителем. Его родителями были Хоконсон Ларс Твейт (1878–1951) и Йоханна Нильсдоттер Херадствейт (1882–1966). Его семья состояла из фермеров и все еще сохраняла Твейт, свою исконную землю в Кваме - уединенной деревне на живописной Хардангер-фьорде. Семья Твейт переезжала в Драммен зимой на работу, но летом возвращалась в Хардангер на ферму. Таким образом, Твейт наслаждался как сельской, так и городской жизнью. Первоначально Твейта окрестили Нильсом, но после его растущего интереса к норвежскому наследию он решил, что это имя «недостаточно норвежское», и изменил его на Гейр. Позже он добавил дополнительный r к своему имени и дополнительный t к Tveit, чтобы более четко указать иностранцам желаемое произношение его имени. Летом в детстве в Хардангере Твейт познакомился с богатыми традициями народной музыки этого региона. Исторически относительная изоляция Хардангера позволила создать уникальную музыкальную культуру, которой увлекся Твейт. Твейт не был вундеркиндом, но обнаружил, что обладает музыкальными талантами, и научился играть и на скрипке, и на фортепиано. И, получив поддержку от норвежского композитора Кристиана Синдинга, Твейт решил попробовать свои силы в написании музыки.

Лейпциг

В 1928 году Твейт уехал из Норвегии, чтобы получить образование. Он направился в Германию - в Лейпциг и его Консерваторию, которая долгое время была центром европейского музыкального образования и культуры. Это было тяжелое время для Твейт. Он изучал композицию у Германа Грабнера и, а фортепьяно у Отто Вайнрайха, добившись выдающихся успехов в обеих областях. Радость учиться у лучших немецких педагогов того времени часто была омрачена его почти хронической нехваткой средств - Твейту приходилось полагаться на переводческую работу и пожертвования, чтобы поддерживать себя. Норвежский композитор Давид Монрад Йохансен в студенческие годы. Возможно, именно изгнание из Норвегии вызвало у Твейта сильное желание полностью принять его норвежское наследие. Глубокий интерес Твейта к модальным гаммам (лежащим в основе народной музыки многих стран) часто испытывал терпение Грабнера. Однако последний, должно быть, испытал большую гордость, когда в 1930 году компания Breitkopf Hartel приняла к публикации 12 двухголосных изобретений Твейта на лидийском, дорийском и фригийском языках. В следующем году оркестр Лейпцигского радио представил первый фортепианный концерт Твейта - сочинение, которое отражает поиск Твейта индивидуального и норвежского голоса.

Среди великих людей Европы

В 1932 году Твейт отправился в Париж. Твейт все больше разочаровывался в обучении в Лейпциге, но нашел новую свободу и вдохновение. Здесь он получил уроки у некоторых из величайших и самых известных композиторов того времени: Артур Онеггер и Эйтор Вилла-Лобос оба согласились встретиться с Твейтом. Далее ему удалось записаться в классы Нади Буланже. Твейт также посетил Вену, где он смог некоторое время учиться у австрийского композитора Эгона Й. Веллеша, бывшего ученика Арнольда Шёнберга. Твейт совершил последнюю образовательную остановку в Париже в 1938 году, прежде чем отправиться домой в Норвегию на работу. По сравнению с другими норвежскими композиторами, современниками Твейта, у него было, пожалуй, самое разнообразное образование - и он уже начал делать себе имя. Его сочинения и сочинения произвели настоящий фурор среди истеблишмента Осло. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, Твейт получал большую часть своего дохода, работая музыкальным критиком в Sjofartstidende (The Naval Times). Очень самоуверенные отзывы Твейта помогли ему найти сильных противников - одной из них была норвежская композитор Полин Холл. Твейт сосредоточил свои силы на сочинении. Как только закончилась Вторая мировая война, Твейт привез свои партитуры с собой в Европу, много гастролировал, часто исполняя собственные фортепианные произведения с аналогичными произведениями других композиторов, то есть Григ и Шопен. Многие из концертов были большими личными и артистическими успехами норвежского композитора, особенно концерт 1947 года в Париже. Здесь Твейт представил свои фортепианные сонаты №№ 1 и 29, некоторые из его обработок народных песен Хардангера, а также Четвертый концерт для фортепиано с оркестром - Aurora Borealis. Концерт для фортепиано с оркестром был исполнен в версии для двух фортепиано, Твейт при поддержке французской пианистки Женевьев Джой. По отзывам, концерт поверг парижскую публику в приступ экстаза. Интенсивное, сверкающее, приправленное французским импрессионизмом исполнение Твейтом танцев и мистического северного зимнего неба принесло ему признание его бывшей учительницы Нади Буланже в ее следующем обзоре.

Сгорел дотла

Несмотря на славные успехи Твейта на международной арене, современный норвежский истеблишмент оставался в стороне. После потрясений Второй мировой войны истеблишмент быстро отверг все, что напоминало национализм или пуризм. Эстетика и музыка Твейта были принципиально немодными. Твейт испытывал финансовые трудности и становился все более изолированным. Он проводил все больше и больше времени на семейной ферме в Кваме, храня свою музыку при себе - все рукописи были аккуратно сложены в деревянные сундуки. Катастрофа вряд ли могла быть хуже, когда его дом сгорел дотла в 1970 году. Твейт был в отчаянии - оригинальные рукописи почти к 300 опусам (включая шесть фортепианных концертов и два концерта для скрипки Хардангера и оркестра) были сводится к обожженным бумажным кирпичам - деформированным и неразрывным. Норвежский музыкальный информационный центр согласился заархивировать останки, но на самом деле 4/5 произведений Твейта пропали - казалось, навсегда. Теперь Твейт обнаружил, что ему было очень трудно сочинять, и постепенно он впал в алкоголизм. Некоторые комментаторы полагают, что его многочисленные невзгоды способствовали возникновению этих условий. Твейт умер в Норхеймсунде, Хардангере, в подавленном состоянии и в значительной степени озлобленный, без особой надежды на наследие своей профессиональной деятельности.

Большие споры

Одна из самых деликатных и противоречивых областей биографии Твейтта - это его принадлежность к так называемому неоязычному движению, которое в 1930-х годах в Осло было сосредоточено вокруг норвежского философа (1901–1980). Это тема, которая часто возвращается в норвежские общественные дебаты. Главный тезис Якобсена, вдохновленный теориями немецкого теолога Якоба Вильгельма Хауэра, был полным опровержением христианства в пользу новой языческой системы, основанной на норвежской мифологии и Эдда поэзия. Движение отвергло христианство и стремилось вновь ввести норвежскую дохристианскую систему верований - поклонение Одину, Тору и Бальдру. Позже Якобсен стал членом Насьонал Самлинг («Национальное собрание»), которое возглавляло временное прогитлеровское марионеточное правительство во время немецкой оккупации Норвегии. Несмотря на то, что Гейр Твейт проявлял глубокий интерес к теориям движения, он никогда не записывался в члены Насьонал Самлинга. Однако его озабоченность мышлением Якобсена материализовалась заметно; например, Твейт изобрел свою собственную нехристианскую временную шкалу, основанную на прибытии Лейфа Эриксона на территории, которая сейчас является Канадой. Следы антисемитизма часто встречаются в его переписке с 1930-х годов. Неоязыческая система мышления нашла свое отражение в музыке Твейтта; его, пожалуй, наиболее интенсивно подобная композиция - это балет Сны Балдура. В нем, можно утверждать, Твейт стремится установить связь между этим миром - его созданием, циклом и обитателями - и вечной битвой между доброжелательными языческими скандинавскими богами и их противниками, злыми йотунами. Твейт начал работу над балетом во время учебы в Лейпциге, где он был впервые поставлен 24 февраля 1938 года. Здесь «Сны Бальдура» имели большой успех, а позже были даны постановки в Берлине, Тюбингене, Бергене и Осло.

Другим результатом скандинавского пуризма Твейтта стало его развитие теории о том, что модальные шкалы изначально были норвежскими, и переименовали их в честь норвежских богов. Он также разработал сложную диатоническую теорию, которая связала модальные гаммы через систему двойных ведущих нот. Эти идеи были опубликованы в его аргументе «Tonalitätstheorie des parallellen Leittonsystems» 1937 года. Хотя большинство музыковедов согласны с тем, что теории Твейта окрашены его личными убеждениями, его тезис умный, вызывающий и наводящий на размышления.

Проблема бесславных отношений Твейта с так называемыми «нацистскими идеологиями» настолько деликатна, что большинство ученых вообще избегают его. Некоторые комментаторы заметили, что один из ведущих норвежских авторитетов по Твейту, Халльгерд Акснес, профессор музыки в Университете Осло, не затронул этот вопрос в своей статье о Твейт в Музыкальном словаре Grove. и музыканты. Связь Твейта с крайне правым немецким мышлением, возможно, станет вопросом, к которому ученые вернутся, когда мир более полно поймет динамику тревожного периода в европейской истории. Для Твейта этот вопрос оказался разрушительным для его репутации и в значительной степени способствовал тому, что он стал персоной нон-грата в послевоенном музыкальном истеблишменте Норвегии. Однако по мере того, как наиболее травматические годы европейской истории становятся все более отдаленными, новое поколение академиков и музыкантов приближается к Твейту и его музыке. Большая часть оставшейся музыки Твейта теперь коммерчески доступна на пластинках.

Музыка

Введение

Его музыка основана на многих стилях и традициях, в первую очередь на варварстве Стравинского. Ранние балеты, уникальные ритмы и фактуры музыки Бартока и парящие и мистические настроения музыки Дебюсси и Равеля - всегда подкреплен идиомами, заимствованными из норвежской народной музыки. Очень немногие из работ Твейтта были опубликованы или должным образом заархивированы в учреждениях, что усугубило последствия пожара 1970 года. Сам Твейт ездил в университеты по всей Норвегии и писал друзьям, прося запасные копии и запчасти, но мало что было найдено. Однако с годами появились копии довольно многих партитур, а другие были реконструированы по оркестровым партиям, радио и магнитным записям.

Великое сокровище Хардангера

Возможно, величайшим музыкальным проектом Твейта было собрание и переработка традиционных народных мелодий из района Хардангер. Многие композиторы и музыковеды (в том числе всемирно признанный норвежский Эдвард Григ ) успешно исследовали и собирали музыку Хардангера задолго до Твейта. Однако с 1940 года, когда Твейт постоянно поселился в Хардангере, он стал одним из местных жителей и проводил много времени, работая и играя с народными музыкантами. Таким образом, он наткнулся на клад неизвестных мелодий, утверждая, что обнаружил почти тысячу мелодий и включил сотню из них в свой список произведений; Пятьдесят сказок из Хардангера для фортепиано op. 150 и Сотня хардангерских мелодий op. 151. Музыковед Дэвид Галлахер может говорить от имени многих, когда он предполагает, что в этих двух опусах - их вселенной, музыке и истории - обнаруживаются самые лучшие качества Твейта как композитора. Мелодии отражают как глубокие (на самом деле) христианские ценности, так и параллельную вселенную, в которой доминирует мистицизм самой природы и не только мирских, но и неземных мирских существ, населяющих ее - согласно традиционному фольклору. Большая часть мелодий напрямую связана с жизнью Хардангера, частью которой был Твейт. Поэтому в своих адаптациях он стремился передать не только саму мелодию, но также атмосферу, настроение и декорации, которым она принадлежала. Твейт использовал свои глубокие познания в традиционном и авангардном использовании гармонии и инструментов при написании мелодий, добившись индивидуальной и узнаваемой текстуры. Копии фортепианных версий и оркестровых сюит №№ 1, 2, 4 и 5 были в другом месте во время того трагического пожара 1970 года, поэтому эти произведения сохранились. Норвежские музыковеды надеются, что сюиты №№ 3 и 6 могут быть восстановлены из сгоревших остатков, хранящихся в архивах Осло.

Песни для простых норвежцев

Произведения Твейта оставались в значительной степени непонятыми и недооцененными его современным норвежским музыкальным истеблишментом. Однако Твейт покорил сердца целой нации своими радиопрограммами о народной музыке на Норвежском национальном радиовещании (NRK) в 1960-х и 1970-х годах. Твейт работал помощником продюсера на радио, где он также представил множество песен, написанных на тексты уважаемых и известных норвежских поэтов, таких как Кнут Гамсун, Арнульф Оверленд, Аслауг Ваа и Герман Вилденви. Многие норвежцы, пожалуй, больше всего вспоминают Твейта по его мелодии к поэме Аслауга Лостада Лигре. Летними ночами мы не должны спать. Твейт не мог произвести впечатление на музыкальную интеллигенцию своими сложными и утонченными партитурами, но завоевал любовь простолюдинов простыми лирическими мелодиями явно норвежской формы. В 1980 году Твейт был награжден премией Линдемана за работу, проделанную им через NRK. Он также написал песни Аслауга Ваа и Олава Х. Хауге.

Записи и исследования

Сегодня в Норвегии появляется новое поколение музыкантов и музыковедов, которые кажутся быть в первую очередь озабоченным музыкой Твейта, а не столько спорами, которые он вызвал. Начиная с конца 1990-х годов норвежское правительство начало выделять средства на изучение и сохранение останков партитур Твейтта, и было сделано несколько поразительных открытий. Сны Балдура, считавшиеся утерянными навсегда, появились среди поврежденных рукописей, и его судьба показательна. Твейт сделал множество версий балета - в Париже он представил переработанную партитуру «Танцы из« Снов Балдура »». Затем Твейт отправил ее хореографу Сержу Лифарю в Лондон, где партитура якобы была потеряна в блице.

Однако после того, как в 1999 году были исследованы подпольные рукописи, хранящиеся в NMIC, стало очевидно, что у Твейта действительно была копия оригинальной партитуры 1938 года - и благодаря утомительной реставрации норвежского композитора Кааре Дивика Хасби и русского композитора Алексей Рыбников из опаленной рукописи, записи и фортепианной версии, балет буквально восстал из пепла. Теперь он доступен на BIS-CD-1337/1338, где Оле Кристиан Рууд дирижирует Симфоническим оркестром Ставангера. Телевизионная документальная программа Baldur's Dreams о невероятной судьбе балета, транслировавшаяся в Норвегии 15 июня 2008 года, вызвала всеобщий интерес.

Еще один проект реконструкции, заслуживающий упоминания - реконструкция фортепианного сольного произведения Морильд. Название намекает на загадочное явление фосфоресценции моря, и оно было среди сокровищ, утерянных во время пожара 1970 года. К счастью, сохранилась запись работы, сделанная Твейтом для французского национального радио в 1952 году. Впервые он был выпущен на Simax в 1994 году. Реконструкция партитуры была проведена американским специалистом по транскрипции Крисом Эриком Дженсеном в 2005 году в сотрудничестве с пианистом Ховардом Гимсе, который впервые исполнил эту пьесу на 19 октября 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Твейта, когда его впервые сыграл пианист, не являющийся композитором.

Избранные произведения

Большая часть партитур Твейта опубликована Норвежским музыкальным информационным центром и архивами Общества норвежских композиторов.

  • Сны Бальдура - Музыка из балета
  • Басун для тенорового голоса с оркестром (1971)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, соч. 5 (1927)
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (Это произведение существует только в записи 1947 года, где сам Твейт играет партию фортепиано.)
  • Концерт № 4 для фортепиано и оркестра. оркестр, соч. 130 - 'Aurora Borealis' (Нордлюс / Северное сияние) (фортепианная партия, реконструированная из полных оркестровых партий, двух фортепианной редукции и записи)
  • Концерт № 5 для фортепиано с оркестром, соч. 156 (1954)
  • Концерт № 1 для скрипки Хардангера с оркестром
  • Концерт № 2 для скрипки Хардангера с оркестром - «Три фьорда»
  • Концерт № 2 для арфа с оркестром
  • Драгаредко, опера
  • Пятьдесят хардангерских мелодий, соч. 150 - переложение для фортепиано
  • Четырехголосные инвенции на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 4 для фортепиано
  • Халлдор Меланд
  • Сотня хардангерских мелодий, соч. 151 - Сюита № 1
  • Сто хардангеровских мелодий, соч. 151 - Сюита № 2
  • Сотня хардангерских мелодий, соч. 151 - Сюита № 4
  • Сто хардангеровских мелодий, соч. 151 - Сюита № 5
  • Йеппе, опера
  • Никкен (Водяная фея), симфоническая поэма для большого оркестра
  • Соната для фортепиано № 29, Соч. 129, 'Sonata Etere'
  • Prillar - Сюита в норвежских ладах, 1931
  • Sinfonia di Soffiatori, для духового оркестра, 1974
  • Sinfonietta di Soffiatori, для духового оркестра, 1962
  • Симфония Бога Солнца для оркестра (сокращенная версия Мечты Балдура)
  • Симфония № 1 «Рождество», 1958.
  • Телемаркин - Кантата для голоса и оркестра
  • Черепаха для меццо-сопрано с оркестром. Текст из «Гроздей гнева» Стейнбека.
  • Трехчастные изобретения на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 3 для фортепиано
  • 12 Двухголосных инвенций на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 2 для фортепиано (1930)
  • Вариации на народную песню из Хардангера для двух фортепиано с оркестром (1949)
  • Оркестровка Эдварда Грига соль минор, Соч. 24

Список литературы

  1. ^Гейр Твейт (Store norske leksikon)
  2. ^Краткая биография (Рейдар Стораас)
  3. ^Краткая биография (Джон Ховланд, 2000) Архивировано 27 декабря 2004 г. в Wayback Machine
  4. ^Гейр Твейт рассказывает об уничтоженных партитурах (NRK)
  5. ^«Quisling ikke rasetenkende nok (Aftenposten. 18 мая 2003 г.)». Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года. Получено 2 января 2007 года.
  6. ^Неправильное развитие музыки Хальвдан Блэкен, 2 июня 2003 года.
  7. ^Твейт, Гейрр (ballade.no)

Первоисточники

  • Акснес, Халльгьерд, Перспективы музыкального смысла: исследование на основе избранных произведений Гейра Твейта (докторская диссертация, Университет Осло, 2002)
  • Эмберленд, Терье, религия и расе. Nyhedenskap og nazisme i Norge 1933-1945 (Осло: Humanist Forlag, 2003).
  • Storaas, Reidar, Tonediktaren Geirr Tveitt: Songjen i Fossaduren (Det Norske Samlaget, Осло, 1990)
  • Storaas, Reidar, Geir Tveitt: Mellom triumf og tragedie (2008)
  • Tveit, Tore, Geirr Tveitt: Nordmann и Europeer: Hans Forhold til Den Nasjonale Retning в 1930-årene (докторская диссертация, Университет Осло, 1983)

Другие источники

  • Галлахер, Дэвид, 'Сотня хардангерских мелодий, соч. 151: Сюиты № 2 и 5, ноты на обложке компакт-диска NAXOS 8.555770, 2002, 3-4.
  • Галлахер Дэвид, Концерт для фортепиано с оркестром № 4 «Aurora Borealis», ноты на обложке компакт-диска NAXOS 8.555761, 2002, 2–4.
  • Storaas, Reidar, 'Geirr Tveitt and Baldur', примечания на обложке компакт-диска BIS CD-1337/1338 DIGITAL, 2003, 3–6.

Внешние ссылки

60 ° 21'14 ″ с.ш., 6 ° 09'51 ″ в.д. / 60,35399 ° с.ш., 6,16405 ° в.д. / 60,35399; 6.16405 Координаты : 60 ° 21'14 ″ N, 6 ° 09′51 ″ E / 60,35399 ° N, 6,16405 ° E / 60,35399; 6.16405

Последняя правка сделана 2021-05-21 13:54:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте