Гегард

редактировать
Гегард
Монастерио де Гегард, Армения, 2016-10-02, DD 63.jpg
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Местоположение
Местоположениеоколо Гохт, Котайкская область, Армения
Гегард находится в Армении ГегардПоказано в пределах Армении
Географические координаты 40 ° 08′26 ″ N 44 ° 49′07 ″ E / 40.140425 ° N 44.818511 ° E / 40.140425; 44,818511 Координаты : 40 ° 08′26 ″ N 44 ° 49′07 ″ E / 40,140425 ° N 44,818511 ° E / 40,140425; 44.818511
Архитектура
Стиль Армянский
НоваторскийIV век
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное название: Монастырь Гегард и долина Верхнего Азата
ТипКультурные
Критерииii
Назначенный2000 (24-я сессия )
Справочный номер960
РегионЗападная Азия

Гегард (армянский : Գեղարդ, что означает «копье») - средневековый монастырь в Котайкской провинции Армении, частично высеченный прилегающей горы, окруженной скалами. Он внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия с усиленным статусом защиты.

В то время как основная часовня был построен в 1215 году, монастырский комплекс был основан в IV веке Григорием Просветителем на месте священного источника внутри пещеры. Первоначально монастырь получил название Айриванк (Այրիվանք), что означает «Монастырь Пещеры». Это название, которое сегодня обычно используется для монастыря, Гега. rd, или более полно Гегардаванк (Գեղարդավանք), что означает «Монастырь Копья», происходит от копья, которое ранило Иисуса при Распятии, предположительно принесенного в Армению Апостол Иуда, названный здесь Фаддеем, хранится среди многих других реликвий. Сейчас он хранится в сокровищнице Эчмиадзина.

Впечатляющие высокие скалы, окружающие монастырь, являются частью реки Азат ущелья и вместе с монастырем включены в объект всемирного наследия листинг. Некоторые из церквей в монастырском комплексе полностью вырыты в скалах, другие представляют собой не более чем пещеры, а другие представляют собой тщательно продуманные сооружения, состоящие как из архитектурно сложных секций, обнесенных стенами, так и комнат, расположенных глубоко внутри утеса. Комбинация с многочисленными гравированными и отдельно стоящими хачкарами является уникальной достопримечательностью, являющейся одним из самых посещаемых туристических направлений в Армении.

Большинство посетителей Гегарда также предпочитают посетить близлежащий языческий Храм Гарни, расположенный ниже по реке Азат. Посещение обоих мест за одну поездку настолько распространено, что их часто в унисон называют Гарни-Гегард.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Комплекс
    • 2.1 Часовня Катогике
    • 2.2 Ризница, гавит
    • 2.3 Церковь в скале с источником
    • 2.4 Жаматун
    • 2.5 Скала -резанная церковь за Жаматун
    • 2.6 Верхний Джаматун
    • 2.7 Часовня Святого Григора
  • 3 Источники
  • 4 Галерея изображений
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Вход в монастырь Гегард Вид внутрь монастырского комплекса Вход в монастырский комплекс

Монастырь был основан в IV веке по преданию Григорием Просветителем. Это место происхождения источника в пещере, которая была священной в дохристианские времена, отсюда одно из названий, под которым он был известен, Айриванк (монастырь в пещере). Первый монастырь был разрушен арабами в 9 веке.

От построек Айриванка ничего не осталось. По мнению армянских историков IV, VIII и X веков, монастырь, помимо культовых построек, включал в себя благоустроенные жилые и хозяйственные постройки. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил его ценное имущество, в том числе уникальные рукописи, и сжег великолепные строения монастыря. Землетрясения также нанесли ему немалый ущерб.

Хотя есть надписи, датируемые 1160-ми годами, главная церковь была построена в 1215 году под эгидой братьев Закаре и Иване, генералов царицы Тамар, которые вернули большую часть Армении от турок. Гавит, частично отдельно стоящий, частично высеченный в скале, датируется до 1225 года, а ряд часовен, высеченных в скале, датируется серединой XIII века после покупки монастыря вассалом закарян и основателем Прошянское княжество. За короткий период Прошяны построили пещерные сооружения, принесшие Гегарду заслуженную славу - вторую пещерную церковь, фамильную усыпальницу жаматуна Папака и Рузукана, зал для собраний и занятий (обрушился посреди 20 век) и многочисленные кельи. Камера, ведущая к северо-востоку от гавита, стала гробницей в 1283 году. В соседней камере высечены в скале герб семьи Прошиан, включая орла с ягненком в когтях. Лестница W гавита ведет к погребальной камере, вырезанной в 1288 году для и его жены Рузукан. Князья Прошяны снабдили Гегард оросительной системой в 13 веке. В то время он был также известен как Монастырь семи церквей и Монастырь сорока алтарей. Вокруг монастыря пещеры и хачкары. Монастырь не существовал, а главная церковь использовалась для укрытия отары карапапахских кочевников на зиму, пока несколько монахов из Эчмиадзина не переселили его после русского завоевания. Восстановленный в туристических целях, но теперь с небольшим духовным присутствием, это место по-прежнему является основным местом паломничества.

Монастырь был известен своими реликвиями. Самым знаменитым из них было копье, ранившее Христа на Кресте, якобы принесенное туда апостолом Фаддеем, от которого и произошло его нынешнее название Гегард-аванк («Монастырь Копья»). Впервые зарегистрировано в документе 1250 года. Это сделало его популярным местом паломничества армянских христиан на протяжении многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке, а благочестивые посетители в последующие века делали многочисленные дары земли, денег, рукописей и т. Д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил Мхитар Айриванеци, известный армянский историк.

Никаких произведений прикладного искусства в Гегарде не сохранилось, кроме легендарного копья (гегард). К концу вала прикреплена ромбовидная пластина; В пластине прорезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для него изготовили особый футляр, ныне хранящийся в музее Эчмиадзинского монастыря. Серебряный позолоченный футляр - обычное ремесленное изделие Армении 17 века.

Портал на С. Аствацацин.

Комплекс

Сегодня монастырский комплекс находится в конце асфальтированной дороги, а пешеходная дорожка от стоянки заполнена женщинами, продающими сладкий хлеб, простыни сухофруктов (фруктовый лаваш), сладкий суджух (грецкие орехи, покрытые виноградной патокой) и различные сувениры. Группа музыкантов обычно играет несколько секунд при приближении посетителей, возможно, желающих поиграть подольше за деньги.

У подъезда к главному входу с запада есть небольшие пещеры, часовни, резные фигурки и постройки на склоне холма. Прямо перед входом в скале есть несколько неглубоких полочек, на которые люди пытаются бросить гальку, чтобы осуществить свое желание. Прямо у входа в комплекс находятся валы 12-13 веков, защищающие три стороны комплекса, а скалы позади защищают четвертую. Прогулка по комплексу приведет к второму входу на востоке, за пределами которого находится стол для ритуальных подношений животных (матах) и мост через ручей.

Одно- и двухэтажные жилые и служебные постройки, расположенные по периметру двора монастыря, неоднократно реконструировались, иногда с их фундамента, как это происходило в XVII веке и в 1968–1971 годах. Известно, что большинство монахов жили в кельях, выкопанных в скале за пределами главного фасада, которые сохранились вместе с некоторыми простыми ораториями. На скалах по всей площади изображены сложные рельефные кресты (хачкары). Более двадцати пространств разной формы и размера были высечены на разных уровнях в твердых скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения. Те, что в западной части комплекса, предназначались для служебных целей, а остальные представляют собой небольшие прямоугольные часовни с полукруглой апсидой и алтарем. Есть двойные и тройные часовни с одним входом, некоторые входы украшены резьбой. Есть много богато украшенных хачкаров, высеченных на скалах и стенах построек или установленных на территории Гегарда в память об умерших или в ознаменование чьего-либо пожертвования монастырю.

Часовня Катогике

Хотя есть надписи, относящиеся к 1160-м годам, главная церковь была построена в 1215 году под эгидой братьев Закаре и Иване (из Закарид-Мхаргрзели семья), генералы царицы Тамар Грузинской, отбившей у турок большую часть Армении. Это главная церковь комплекса, традиционная во многих отношениях. Эта церковь построена на фоне горы, которая не видна даже внутри. План представляет собой равносторонний крест, вписанный в квадрат и перекрытый куполом на квадратном основании. По углам - небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами, выступающие из стены ступенями. На внутренних стенах много надписей с записями пожертвований.

Южный фасад Катогике имеет портал с прекрасной резьбой. тимпан украшен изображением деревьев с гранатами, свисающими с их ветвей, и листьев, переплетающихся с виноградом. Изображения голубей помещаются между аркой и внешней рамкой; головы голубей повернуты к оси портала. Над порталом вырезан лев, атакующий быка, символизирующий власть принца.

На арочной вершине аркатуры барабана купола есть подробные рельефы с изображением птиц, человеческих масок, голов животных, различных розеток и кувшинов.

Ризница, гавит

Гегард гавит Выгравированные кресты на стене пещерной церкви в монастыре Гегард.

К западу от главного храма есть каменная ризница, на армянском языке гавит (лат. нартекс ), построенный между 1215 и 1225 годами, связанный с главной церковью.

Четыре массивные отдельно стоящие колонны в центре поддерживают каменную крышу с отверстием в центре, пропускающим свет. Периферийные пространства, образовавшиеся в результате расположения колонн, имеют разные крыши, в то время как центральное пространство венчает купол из сталактитов, лучший пример этой техники в Армении. гавит использовался для обучения и встреч, а также для приема паломников и посетителей.

Западный портал отличается от других порталов того времени наличием дверных лент в форме фургона, украшенных прекрасным цветочным узором. Орнамент барабанной перепонки состоит из крупных цветов с лепестками различной формы в переплетенных ветвях и продолговатых листьев.

Церковь в скале с источником

Первая пещерная камера, Авазан (бассейн), расположенная к северо-западу от ризницы, была высечена в 1240-х годах в древней пещере с источником ( место поклонения в языческие времена).

Он полностью вырыт в скале и имеет равносторонний крестообразный план. Внутри расположены две скрещенные арки с центральным сталактитовым куполом. Надпись гласит, что это была работа архитектора Галдзака, который также построил другую высеченную в скале церковь и джаматуны в течение примерно сорока лет. Его имя написано у основания шатра, украшенного рельефами с изображением гранатов.

Основное прямоугольное пространство церкви увенчано шатром и усложнено алтарной апсидой и двумя глубокими нишами, что придало интерьеру неполную крестово-купольную форму. На полуколонны стен опираются две пары пересекающихся заостренных арок, образующих основу шатра. Как и в ризнице, внутренняя поверхность шатра высечена в изящной форме сталактитов, которые также украшают капители полуколонн и раковину алтарной апсиды. Наиболее интересно композиционно оформление южной стены. На нем вырезаны тройные арки с раковинами разной формы, соединенные вверху и внизу сложным и тонко вырезанным растительным орнаментом.

Жаматун

Гробница Прошянов и вторая пещерная церковь Аствацацин, расположенная к востоку от Авазана, были высечены в 1283 году, предположительно, тем же Галдзаком. К ним также можно получить доступ через гавит. Жаматун представляет собой камеру примерно квадратной формы, вырезанную в скале, с глубокими рельефами на стенах. Интересен довольно примитивный горельеф на северной стене над арочными проемами. В центре - голова барана с цепью в пасти; цепь наматывается на шеи двух львов, обращенных к наблюдателю головами. Вместо пучков хвостов есть головы устремившихся вверх драконов - символические изображения восходят к языческим временам. Между львами и под цепью - орел с полураспущенными крыльями и ягненок в когтях. Вероятно, это герб прошианских князей.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую часовню и в церковь Аствацацин прямоугольные, соединенные двумя рельефными крестами. На порталах часовни вырезаны сирены (фантастические птицы, похожие на гарпий с женскими головами), а на стенах церкви появляются человеческие фигуры, согнутые в локтях, в длинных одеждах и с нимбами на головах. Вероятно, это члены княжеской семьи, построившей эти постройки. В его полу находятся усыпальницы.

Вырубленная в скале церковь за жаматуном

Вырубленная в скале могила открывает доступ ко второй высеченной в камне церкви. Эта церковь, как известно из надписи, была построена в 1283 году на дар князя Проша. В плане крестообразный. Углы закруглены, барабан выложен полуколоннами, чередующимися с глухими окнами. Купол украшен круглым проемом в центре. Стены украшены рельефным орнаментом с изображением животных, воинов, крестов и цветочных мотивов.

Помимо сталактитов в виде трилистников и четырехлистников, в убранстве церкви Аствацацин присутствуют орнаменты из розеток и различных геометрических фигур. Передняя стена алтарного возвышения украшена узором из квадратов и ромбов. Реалистичное изображение козла находится у стыка алтарной лестницы. Фигуры мужчин находятся на хачкаре слева от алтарной апсиды. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на портале, может быть князем Прошом, основателем церкви. Другая фигура, держащая в левой руке копье, направленная вниз и трубящая в поднятый рог, изображена почти в профиль.

Верхний Джаматун

Джаматун Папака и Рузукана был высечен в 1288 году на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошиан, по внешней лестнице (около двери в гавит). Его форма, также высеченная в скале, повторяет форму гавита. В нем находятся гробницы князей Мерика и Григора, а также другие, которые, как известно, были там, но теперь исчезли. Надпись показывает, что он был завершен в 1288 году.

На южной стороне коридора, ведущего к этому джаматуну, высечены многочисленные кресты. Вытесанные в скале колонны поддерживают довольно низкие полукруглые арки, вписанные в трапециевидные рамы, которые, образуя в плане квадрат, служат фундаментом для сферического купола над ними с легким проемом в зените. Отверстие в правом заднем углу открывает вид на гробницу внизу.

Акустика в этой комнате необыкновенная.

Часовня Святого Григора

Часовня Святого Григория Просветителя (бывшая Часовня Богородицы - Святого Аствацацина), построенная до 1177 года, возвышается над дорогой. в ста метрах от входа в монастырь. Он частично высечен в массивной твердой скале; на его состав, по всей вероятности, во многом повлияла форма существовавшей там пещеры. К часовне, прямоугольной в плане и имеющей апсиду в форме подковы, примыкают с востока и северо-востока проходы и пристройки, высеченные на разных уровнях и даже один над другим.

Следы штукатурки с остатками темных фресок указывают на то, что внутри часовни были фрески. Хачкары с разнообразным орнаментом вставляются во внешние стены и высекаются на прилегающих скальных поверхностях.

Источники

  • "", автор О. Халпахчян, опубликованные в Москве издательством "Искусство" в 1980 году.

Галерея изображений

Монастерио де Гегард, Армения, 2016-10-02, DD 65-74 PAN.jpg

Литература

  1. ^«ЮНЕСКО присвоила монастырю Гегард статус усиленной защиты». armenpress.am. Проверено 09.12.2018.
  2. ^Ара Балиозян, Армения наблюдал - 1979 г. «Катогике - единственная церковь, построенная обычным способом с внешними стенами и внешним куполом.... Подземные переходы, внешние стены Катогике и прилегающих к ним на скалах высечены бесчисленные кресты (хачкары) из самых... "

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Гегардом.
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:52:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте