Гаяне | |
---|---|
Хореограф | Нина Александровна Анисимова |
Музыка | Арам Хачатурян |
Премьера | 9 декабря 1942 г.. Пермь, РСФСР, СССР |
Оригинальная балетная труппа | Кировский балет |
Персонажи | Гаяне. Карен. Армен. Нуне. Гико |
Жанр | Классический балет |
Тип | Советский «народный» балет |
Гаяне (Гаяне или Гейн, произносится е; Армянский : Գայանե) - четырехактный балет на музыку Арама Хачатуряна. Первоначально сочиненный в 1939 году или ранее, когда он был впервые выпущен (в Ереване) как «Счастье». Доработанная в 1941–42 годах на либретто Константина Державина и хореографию Нины Александровны Анисимовой (жена Державина), партитура была переработана в 1952 и 1957 годах с новым сюжетом. Оформление сцены - Натан Альтман (декорации) и Татьяна Бруни (костюмы).
Первый спектакль состоялся 9 декабря 1942 года в постановке Кировского балета в Перми, Россия, во время эвакуации во время Второй мировой войны, и транслировался по радио. Ведущими танцорами были: Наталья Дудинская (Гаяне), (Карен), Константин Сергеев (Армен), Татьяна Вечеслова (Нуне) и Борис Шавров (Гико). Дирижером был Павел Фельдт. Самыми известными частями балета являются «Танец с саблями », который исполняли многие (в том числе поп-исполнители), и «Адажио», которое занимало видное место в Стэнли Кубрике Фильм 2001: Космическая одиссея.
Оригинальная «Гаянэ» Хачатуряна - это история молодой армянки, патриотические убеждения которой вступают в противоречие с ее личными чувствами при обнаружении измены мужа. В последующие годы сюжет несколько раз видоизменялся, в результате чего романтика подчеркивалась над националистическим рвением.
Балет, основанный на более раннем балете Хачатуряна, написанном в 1939 году под названием «Счастье», был создан, когда балет Кирова находился в Перми. Хачатурян начал сочинять партитуру осенью 1941 года, а первый балет был смонтирован 3 декабря 1942 года на малой сцене Пермского государственного театра. Несмотря на эти ограничения, эффект был глубоким; По сути, это было послание о том, что труппа продолжает существовать и выпускать новые балеты, несмотря на очень тяжелые времена. Анисимова приглашала к участию в своем балете разных танцоров, танцоров, случайно оказавшихся в это время в городе; было чувство товарищества и совместных усилий, что соответствовало позитивному ощущению самого балета. Композиция, музыка, танец - все вместе создали нечто, что, несмотря на слабые места либретто, выражало торжество танца и его множество различных возможностей.
Оркестровая партитура требует:
Многие темы межнациональной любви, предательства и дружбы пересекаются в настройке Армянский. Главный герой - молодая женщина по имени Гаяне, которая работает в колхозе в горном районе недалеко от государственной границы.
В колхозе фермеры собирают хлопок. Среди них героиня Гаяне, ее отец Ованес, брат Армен и младшая сестра Нуне. Они все модели тяжелой работы с единственным исключением Гаянэ муж GI, ленивым пьяницей. Она упрекает Гико в его проступках, и это перерастает в ссору. Затем появляется Казаков, командующий советской пограничной охраной, и начинается танец приветствия. Увидев, как Гаяне преподносит Казакову букет, Гико яростно выхватывает у нее букет и, не обращая внимания на всеобщие упреки, исчезает.
В доме Гаяне люди утешают Гаяне, которая сожалеет о проступках своего мужа. Слышны поющие голоса ковроткачей. Когда Гико возвращается, все гаснут. Гаяне поет своему ребенку Рипсиме, чтобы уснуть. Трое контрабандистов приходят к Гико. Они вступают в сговор с целью поделиться присвоенными ими государственными деньгами, поджечь склад хлопка и бежать за границу. Подслушивая их заговор, Гаяне упрекает своего мужа, но он толкает ее в другую комнату и запирает.
В курдском поселении в горной местности недалеко от колхоза живет много людей, в том числе брат Гаяне Армен, курдская девушка Айше и любящий ее курдский молодой человек Измаил. Прибывают Гико и трое контрабандистов, спрашивая Армена, как пройти. Размышляя об их намерениях и деятельности, он отправляет нескольких курдских молодых людей за Казаковым. Заметив это, Гико и его банда пытаются убить Армена, но как раз вовремя появляется Казаков и арестовывает троих контрабандистов. Однако Гико сбегает и поджигает склад хлопка. Пытаясь убежать в суматохе, Гико находит Гаяне, которой удалось вырваться из комнаты, в которой она была заключена. Гико угрожает Гаяне, что он сбросит их ребенка Рипсиме со скалы. Поскольку Гаяне не уступает, Гико наносит ей удар кинжалом. Услышав ее крик, Казаков врывается и арестовывает Гико, который будет привлечен к ответственности. Казаков преданно ухаживает за Гаяне, и она поправляется. Между ними растет любовь.
Год спустя в колхозе происходит церемония открытия реконструированного склада и три свадьбы: Гаяне и Казакова, Армена и Айше, Карен и Нуне. Народные танцы, богатые местным колоритом, исполняются один за другим. Балет заканчивается на всеобщее благо.
Балет Гаяне имел скромный успех, если танцевал до Иосифа Сталина ; выступления за пределами СССР были нечастыми. Тогда понимали, что простое либретто - необходимый фон для танца, который великолепно поставила и поставила Анисимова, танцевала в оригинальной постановке. Хореографически Анисимова мыслила характерным танцем ; она знала много классического танца.
Отрывки из Гаянэ исполняют танцевальные коллективы и танцевальные школы, особенно свадьба во втором акте: прекрасные дуэты и вариации для Гаяне и ее возлюбленного Казакова. Хореография была необычной для своего времени - сочетание классического и народного танца - особенно стилизованное использование рук и рук из фольклорной армянской культуры, которая является фоном балета.
Этническое разнообразие колхоза является фоном для каждой части музыки (аранжировки адажио, живые армянские и кавказские мелодии) и для увлекательной истории любви между парой из разных социальных слоев. классы.
В премьерном составе были Наталья Дудинская и Константин Сергеев, тогда ведущие деятели ленинградского балета. Нина Анисимова исполнила партию армянской девушки, которая является образом и символом социалистического труда: она много работает, умеет производить больше всего с полей, но также умеет радоваться жизни, тратя свободное время танцует и смеется.
Сюита танцев во втором действии отражает национальности Советского Союза. В то время Республика Армения была одной из 15 республик Союза. Для этого Анисимова создала знаменитый «Танец с саблями», который, будучи исполнен в качестве музыкального отрывка, стал экспонатом для многих танцевальных коллективов.
Стиль движений в танце необычный и неожиданный для характерного танца - необычные изгибы тела, изобретательные положения рук, не от классических движений, общая структура тела не балетная, а Прежде всего, в соответствии с музыкой Хачатуряна, хореография темпераментна, как и сама Анисимова.
Когда критики проанализировали Гаяне, они увидели, что, строго говоря, балетный балет в целом не является полностью успешным из-за его наивного либретто и его откровенно социального акцента, тем не менее, хореографы, критики и историки убедили Кировский театр для успешной постановки отрывков из балета.
«Вариация Гаянэ», «Вариация Гико» и характерные танцы были эффектно выполнены и впоследствии танцевались как гала-пьесы. После премьеры в Перми Анисимова дважды поставила Гаяне для Кирова, и после доработки версия 1952 года стала окончательной версией Гаяне.
В конце концов, Нина Анисимова доказала, что характерный танец прочен и должен быть включен в мир классического балета. Танец в Гаяне не следует традиции Петипа, например, Лебединое озеро, в котором публику угощают национальным танцем в дискретных дивертисментах «танцев салона», по словам Петипа. ; Напротив, танец в Гаянэ по силе характера ощущается на протяжении всего балета; это естественная часть людей и их истории. Со временем балет помог хореографам осознать важность хореографического искусства в России, сочетая характерный танец с классическими и пантомимными традициями. Гаяне - прекрасный пример сочетания характерного танца и балета; значительна его художественная ценность для советской хореографии ХХ века.
Для концертного исполнения Хачатурян аранжировал три оркестровые сюиты по партитуре. Опубликованные в 1943 году, они стали очень популярными. Наборы существуют в различных конфигурациях, и дирижеры часто составляют свой собственный выбор для любого конкретного выступления.
Фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» представляет собой один из менее актуальных. темповые части третьей сюиты Гаянэ (Адажио). Композитор Джеймс Хорнер процитировал эту же пьесу в трех своих фильмах: Patriot Games, Clear and Present Danger и Aliens. «Адажио» также использовалось, среди других произведений Хачатуряна, в Тинто Брассе Калигула.
«Танец с саблями» занимает видное место в фильме 1961 года Один, два, Три режиссера Билли Уайлдера с Джеймсом Кэгни в главной роли, а также в фильме Вуди Аллена 2006 года Сенсация. Он также использовался во многих других фильмах, телешоу и видеоиграх. Из-за своего лихорадочного темпа музыка долгое время была основным продуктом новинок, таких как вращение пластин. Он также используется в качестве вводной и рекламной темы для профессиональной хоккейной команды Сабли Баффало.