Гаяне (балет)

редактировать
Балет Хачатуряна
Гаяне
Гаяне (балет) 08.05.2012.jpg
ХореографНина Александровна Анисимова
МузыкаАрам Хачатурян
Премьера9 декабря 1942 г.. Пермь, РСФСР, СССР
Оригинальная балетная труппаКировский балет
ПерсонажиГаяне. Карен. Армен. Нуне. Гико
ЖанрКлассический балет
ТипСоветский «народный» балет

Гаяне (Гаяне или Гейн, произносится е; Армянский : Գայանե) - четырехактный балет на музыку Арама Хачатуряна. Первоначально сочиненный в 1939 году или ранее, когда он был впервые выпущен (в Ереване) как «Счастье». Доработанная в 1941–42 годах на либретто Константина Державина и хореографию Нины Александровны Анисимовой (жена Державина), партитура была переработана в 1952 и 1957 годах с новым сюжетом. Оформление сцены - Натан Альтман (декорации) и Татьяна Бруни (костюмы).

Первый спектакль состоялся 9 декабря 1942 года в постановке Кировского балета в Перми, Россия, во время эвакуации во время Второй мировой войны, и транслировался по радио. Ведущими танцорами были: Наталья Дудинская (Гаяне), (Карен), Константин Сергеев (Армен), Татьяна Вечеслова (Нуне) и Борис Шавров (Гико). Дирижером был Павел Фельдт. Самыми известными частями балета являются «Танец с саблями », который исполняли многие (в том числе поп-исполнители), и «Адажио», которое занимало видное место в Стэнли Кубрике Фильм 2001: Космическая одиссея.

Оригинальная «Гаянэ» Хачатуряна - это история молодой армянки, патриотические убеждения которой вступают в противоречие с ее личными чувствами при обнаружении измены мужа. В последующие годы сюжет несколько раз видоизменялся, в результате чего романтика подчеркивалась над националистическим рвением.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Инструментарий
  • 3 График
  • 4 Анализ
  • 5 Производные работы
  • 6 Ссылки на других носителях
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Предпосылки

Балет, основанный на более раннем балете Хачатуряна, написанном в 1939 году под названием «Счастье», был создан, когда балет Кирова находился в Перми. Хачатурян начал сочинять партитуру осенью 1941 года, а первый балет был смонтирован 3 декабря 1942 года на малой сцене Пермского государственного театра. Несмотря на эти ограничения, эффект был глубоким; По сути, это было послание о том, что труппа продолжает существовать и выпускать новые балеты, несмотря на очень тяжелые времена. Анисимова приглашала к участию в своем балете разных танцоров, танцоров, случайно оказавшихся в это время в городе; было чувство товарищества и совместных усилий, что соответствовало позитивному ощущению самого балета. Композиция, музыка, танец - все вместе создали нечто, что, несмотря на слабые места либретто, выражало торжество танца и его множество различных возможностей.

Инструменты

Оркестровая партитура требует:

  • деревянных духовых инструментов: 3 флейты (3-е удвоение пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (3-й двойной бас-кларнет), альт-саксофон, 2 фагота;
  • Медь: 4 рожка, корнет, 3 трубы, альтовая труба, 3 тромбона, бас-туба;
  • литавры и перкуссия: треугольник, бубен, 2 боковых барабана, тарелки, бас-барабан, там-там, доли, дайра, глокеншпиль, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики;
  • клавишные: челеста, фортепиано;
  • струны: 2 арфы, скрипки (1-я и 2-я), альты, виолончели и контрабасы.

Сюжет

Многие темы межнациональной любви, предательства и дружбы пересекаются в настройке Армянский. Главный герой - молодая женщина по имени Гаяне, которая работает в колхозе в горном районе недалеко от государственной границы.

Акт I

В колхозе фермеры собирают хлопок. Среди них героиня Гаяне, ее отец Ованес, брат Армен и младшая сестра Нуне. Они все модели тяжелой работы с единственным исключением Гаянэ муж GI, ленивым пьяницей. Она упрекает Гико в его проступках, и это перерастает в ссору. Затем появляется Казаков, командующий советской пограничной охраной, и начинается танец приветствия. Увидев, как Гаяне преподносит Казакову букет, Гико яростно выхватывает у нее букет и, не обращая внимания на всеобщие упреки, исчезает.

Акт II

В доме Гаяне люди утешают Гаяне, которая сожалеет о проступках своего мужа. Слышны поющие голоса ковроткачей. Когда Гико возвращается, все гаснут. Гаяне поет своему ребенку Рипсиме, чтобы уснуть. Трое контрабандистов приходят к Гико. Они вступают в сговор с целью поделиться присвоенными ими государственными деньгами, поджечь склад хлопка и бежать за границу. Подслушивая их заговор, Гаяне упрекает своего мужа, но он толкает ее в другую комнату и запирает.

Акт III

В курдском поселении в горной местности недалеко от колхоза живет много людей, в том числе брат Гаяне Армен, курдская девушка Айше и любящий ее курдский молодой человек Измаил. Прибывают Гико и трое контрабандистов, спрашивая Армена, как пройти. Размышляя об их намерениях и деятельности, он отправляет нескольких курдских молодых людей за Казаковым. Заметив это, Гико и его банда пытаются убить Армена, но как раз вовремя появляется Казаков и арестовывает троих контрабандистов. Однако Гико сбегает и поджигает склад хлопка. Пытаясь убежать в суматохе, Гико находит Гаяне, которой удалось вырваться из комнаты, в которой она была заключена. Гико угрожает Гаяне, что он сбросит их ребенка Рипсиме со скалы. Поскольку Гаяне не уступает, Гико наносит ей удар кинжалом. Услышав ее крик, Казаков врывается и арестовывает Гико, который будет привлечен к ответственности. Казаков преданно ухаживает за Гаяне, и она поправляется. Между ними растет любовь.

Акт IV

Год спустя в колхозе происходит церемония открытия реконструированного склада и три свадьбы: Гаяне и Казакова, Армена и Айше, Карен и Нуне. Народные танцы, богатые местным колоритом, исполняются один за другим. Балет заканчивается на всеобщее благо.

Анализ

Балет Гаяне имел скромный успех, если танцевал до Иосифа Сталина ; выступления за пределами СССР были нечастыми. Тогда понимали, что простое либретто - необходимый фон для танца, который великолепно поставила и поставила Анисимова, танцевала в оригинальной постановке. Хореографически Анисимова мыслила характерным танцем ; она знала много классического танца.

Отрывки из Гаянэ исполняют танцевальные коллективы и танцевальные школы, особенно свадьба во втором акте: прекрасные дуэты и вариации для Гаяне и ее возлюбленного Казакова. Хореография была необычной для своего времени - сочетание классического и народного танца - особенно стилизованное использование рук и рук из фольклорной армянской культуры, которая является фоном балета.

Этническое разнообразие колхоза является фоном для каждой части музыки (аранжировки адажио, живые армянские и кавказские мелодии) и для увлекательной истории любви между парой из разных социальных слоев. классы.

В премьерном составе были Наталья Дудинская и Константин Сергеев, тогда ведущие деятели ленинградского балета. Нина Анисимова исполнила партию армянской девушки, которая является образом и символом социалистического труда: она много работает, умеет производить больше всего с полей, но также умеет радоваться жизни, тратя свободное время танцует и смеется.

Сюита танцев во втором действии отражает национальности Советского Союза. В то время Республика Армения была одной из 15 республик Союза. Для этого Анисимова создала знаменитый «Танец с саблями», который, будучи исполнен в качестве музыкального отрывка, стал экспонатом для многих танцевальных коллективов.

Стиль движений в танце необычный и неожиданный для характерного танца - необычные изгибы тела, изобретательные положения рук, не от классических движений, общая структура тела не балетная, а Прежде всего, в соответствии с музыкой Хачатуряна, хореография темпераментна, как и сама Анисимова.

Когда критики проанализировали Гаяне, они увидели, что, строго говоря, балетный балет в целом не является полностью успешным из-за его наивного либретто и его откровенно социального акцента, тем не менее, хореографы, критики и историки убедили Кировский театр для успешной постановки отрывков из балета.

«Вариация Гаянэ», «Вариация Гико» и характерные танцы были эффектно выполнены и впоследствии танцевались как гала-пьесы. После премьеры в Перми Анисимова дважды поставила Гаяне для Кирова, и после доработки версия 1952 года стала окончательной версией Гаяне.

В конце концов, Нина Анисимова доказала, что характерный танец прочен и должен быть включен в мир классического балета. Танец в Гаяне не следует традиции Петипа, например, Лебединое озеро, в котором публику угощают национальным танцем в дискретных дивертисментах «танцев салона», по словам Петипа. ; Напротив, танец в Гаянэ по силе характера ощущается на протяжении всего балета; это естественная часть людей и их истории. Со временем балет помог хореографам осознать важность хореографического искусства в России, сочетая характерный танец с классическими и пантомимными традициями. Гаяне - прекрасный пример сочетания характерного танца и балета; значительна его художественная ценность для советской хореографии ХХ века.

Производные произведения

  • Сюита из Гаяне № 1 (1943)
  • Сюита из Гаяне № 2 (1943)
  • Сюита из Гаянэ № 3 (1943)

Для концертного исполнения Хачатурян аранжировал три оркестровые сюиты по партитуре. Опубликованные в 1943 году, они стали очень популярными. Наборы существуют в различных конфигурациях, и дирижеры часто составляют свой собственный выбор для любого конкретного выступления.

Ссылки на других носителях

Фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» представляет собой один из менее актуальных. темповые части третьей сюиты Гаянэ (Адажио). Композитор Джеймс Хорнер процитировал эту же пьесу в трех своих фильмах: Patriot Games, Clear and Present Danger и Aliens. «Адажио» также использовалось, среди других произведений Хачатуряна, в Тинто Брассе Калигула.

«Танец с саблями» занимает видное место в фильме 1961 года Один, два, Три режиссера Билли Уайлдера с Джеймсом Кэгни в главной роли, а также в фильме Вуди Аллена 2006 года Сенсация. Он также использовался во многих других фильмах, телешоу и видеоиграх. Из-за своего лихорадочного темпа музыка долгое время была основным продуктом новинок, таких как вращение пластин. Он также используется в качестве вводной и рекламной темы для профессиональной хоккейной команды Сабли Баффало.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 13:26:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте