Сады Версаля | |
---|---|
Версальский сад | |
Вид на сады с воздухом над дворцом | |
Местоположение | Версаль, Франция |
Координаты | 48 ° 48′29 ″ N 2 ° 6′30 ″ E / 48,80806 ° N 2,10833 ° E / 48,80806; 2,10833 Координаты : 48 ° 48′29 ″ N 2 ° 6′30 ″ E / 48,80806 ° N 2,10833 ° E / 48,80806; 2,10833 |
Площадь | 800 га. |
Дизайнер | |
Растения |
|
Особенности |
|
Сады Версаля (французский : Jardins du château de Versailles; французское произношение: ) занимают часть того, что когда-то было Королевским Доменом Версаль, королевским владением Версальского замка. Расположенные к западу от дворца, сады занимают около 800 гектаров земли, большая часть которых оформлена в класс французском формальном садовом стиле, усовершенствованном здесь Андре Ленотром.. За пределами окружающего пояса лесов сады граничат с городскими районами Версаля на востоке и Ле-Чесне на северо-востоке, с Национальным Arboretum de Chèvreloup на севереальская равнина (охраняемый Верся заповедник) на западе и лесом Сатори на юге.
Управляется Общественным учреждением дворца, музея и государственного усадьбы Версаля, автономным государственным учреждением, действующим под эгидой Министерство культуры Франции, сады в настоящее время являются одним из самых посещаемых Во Франции, которые посещают более шести миллионов человек в год.
Помимо всех ухоженных газонов, партеров и скульптур - это фонтаны, расположенные по всему саду. Датируемые временами Людовика XIV и до сих пор использующие ту же гидравлическую сеть, которая использовалась во время Ancien Régime, фонтаны вносят свой вклад в уникальность садов Версаля. По выходным с конца весны до начала осени администрация музея спонсирует Grandes Eaux - зрелища, во время которых все фонтаны в саду работают в полную силу. Гранд-канал, спроектированный Андре Ленотром, является шедевром Версальских садов. В Садах также был построен Большой Трианон, чтобы обеспечить Королю-Солнцу убежище, которое он хотел. Малый Трианон связан с Мари-Антуанеттой, которая проводила там время со своими ближайшими родственниками и друзьями.
В 1979 году сады вместе с замком были внесены в Список всемирного наследия , одно из тридцати одного такого обозначения во Франции.
С окончательной покупкой земель Людовиком XIII у Жана-Франсуа де Гонди в 1632 году и принятием им сеньорской роли Версаля в 1630-х годах формальные сады были расположены к западу от замка. Показано, что в конце десятилетия Клод Молле спроектировал сады, оставленные относительно продленными до расширения, заказанного Людовиком XIV в 1660-х годах. Эта ранняя планировка, сохранилась в так называемом плане Дюбуса 1662 года, установленную топографию, по которой развивались линии садов. Об этом свидетельствует четкое определение основных осей восток-запад и север-юг, определяют план садов.
В 1661 году, после опалы министра финансов Николя Фуке, соперники которого обвинили в растрате короны, чтобы построить свой роскошный замок в Во- ле-Виконт, Людовик XIV обратил свое внимание на Версаль.. С помощью архитектора Фуке Луи Ле Во, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра Луи начал программу украшения и расширения Версаля, которая будет занимать его время и заботы до конца своего правления.
С этого момента расширения садов Версаляало последовало расширением замка. Соответственно, строительные кампании Людовика XIV распространяются и на сады. На каждом этапе предписанный тур выполнялся под руководством Короля-Солнца.
План сада, ок. 1663В 1662 году были предприняты незначительные изменения в замке; однако больше внимания уделялось развитию садов. Существующие боскеты и партеры были расширены и созданные новые. Самыми значительными творениями того времени были Versailles Orangerie и "Grotte de Thétys". (Nolhac 1901, 1925) Оранжерея, спроектированная Луи Ле Вау, располагалась к югу от замка, где использовался естественный наклон холма. Это была охраняемая территория, на которой в зимние месяцы содержались апельсиновые деревья. (Nolhac 1899, 1902)
«Grotte de Thétys», который находился к северу от замка, составлял часть иконографии и садов, которые согласовывали Людовика XIV с солнечными образами. Грот будет достроен во время второй строительной кампании. (Verlet 1985)
К 1664 году сады развились до такой степени, что Людовик XIV открыл сады fête galante, названным "". Событие, которое официально должно было праздновать его мать Анн д'Отриш и его супругу Мари-Тереза , но на самом деле отмечалось Луизой де ла Валлиер, Луи хозяйка, состоялась в мае того же года. В течение недели угощали сказочными развлечениями в садух. В результате этого праздника из-за недостатка жилья (большинству из них приходилось спать в своих экипажах), Людовик осознал недостатки Версаля и снова начал расширять замок и сады. (Verlet, 1961, 1985)
Между 1664 и 1668 годами в садух наблюдался всплеск активности, особенно в отношении фонтанов и новых боскетов; именно в это время изображения садов сознательно использовали Аполлона и солнечные образы как метафоры Людовика XIV. Оболочка замка Людовика XIII, созданная Ле Вау, предоставила средство, с помощью которого образы в декоре больших королей и королевы образовали симбиоз с образами садов, несмотря на украшение садового фасада. (Lighthart, 1997; Mâle, 1927)
С новой этой фазой строительства сады приняли топографический и иконологический дизайн, который останется в силе до 18 века. Как Андре Фелибиен в своем Версаля, солнечные и аполлонические темы преобладали в проектах, построенных в то время: «Временное солнце было эмблемой Людовика XIV, а поэты присоединяются к солнцу и Аполлону, существует В этом великолепном нет ничего дома», что не имело бы отношения к этому божеству ». (Фелибиен, 1674 г.).
Три дополнения сформировали топологическую и символическую связь садов на этом этапе строительства: завершение «Grotte de Thétys», «Bassin de Latone » и «Бассен д'Аполлон »
Гротт де Тетис . Начато в 1664 году и закончено в 1670 году установкой скульптуры Жилем Гереном, Франсуа Жирардоном, Томасом Регнауденом, Гаспар Марси и Бальтазар Марси, грот стал важным символическим и техническим компонентом садов. Символично, что «Grotte de Thétys» связаны с мифом об Аполлоне и, следовательно, связаны с Людовиком XIV. Это было на пещеру морские нимфы Фетиды, где Аполлон отдыхал после того, как вел свою колесницу, чтобы осветить небо. Грот представляет собой отдельно стоящее строение, расположенное к северу от замка. пещеры, содержал группу статуйев Марси, изображающую бога солнца в сопровождении нереид (центральная г руппа) и его лошадей, которых ухаживали служители Фетиды. (две сопровождающие группы статуй). Первоначально эти статуи были установлены в трех различных фонтанах и водными сооружениями. (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985)
Технически «Grotte de Thétys» играла решающую роль в гидравлической системе, которая снабжала водой сад. Крыша грота поддерживала резервуар, в котором хранилась вода, откачиваемая из пруда Кланьи, и которая питала фонтаны ниже в саду за счет силы тяжести.
Внешний вид Grotte de Thétys. от Jean Le Pautre, 1672
Интерьер Grotte de Thétys. Jean Le Pautre, 1676
Лошади Аполлона, ухаживающие за двумя Тритоны от Жиля Герена, ок. 1670
Аполлон в сопровождении нимф. Франсуа Жирардон и Томас Регнауден, ок. 1670
Лошадей Аполлона ухаживают два тритона Гаспар и Бальтазард Марси, ок. 1670
Бассен-де-Латон
Бассен-де-Латон расположен на оси восток-запад к западу и ниже Партера д'О. Спроектированный Андре Ленотром, скульптуры Гаспара и Бальтазара Марси построенный между 1668 и 1670 годами, фонтан изображает эпизод из «Метаморфозы» Овидия 48>. Латона и ее дети, Аполлон и которых Диана, мучили грязью ликие крестьяне, которые не разрешали ей и ее детям пить из своего пруда, подали апелляцию Юпитеру, который в ответл ликийцев в лягушек. Этот эпизод из мифологии рассматривался историками как аллегория восстаний Фронды, которые произошли во времена меньшинства Людовика XIV. Связь между рассказом Овидия и этим эпизодом из французской истории соответствует «поливание грязью» в политическом контексте. Восстания Фронды - слово фронт также означает рогатка - были расценены как источник использования термина «поливание грязью» в политическом контексте. (Berger, 1992; Marie, 1968, 1972, 1976; Nolhac, 1901; Thompson, 2006; Verlet, 1961, 1985; Weber, 1981)
Гравюра «Вид на Бассен-де-Лаотон, 1678 г.» Жана Ле Pautre, 1678 | Гравюра «Вид на Бассен д'Аполлон» Луи де Шастильон, 1683 |
Бассен д'Аполлон . Далее ось восток - запад - Бассен д'Аполлон - фонтан Аполлона. Фонтан Аполлона, построенный между 1668 и 1671 годами, занимает место Рондо / Бассен-де-Лебедя Людовика XIII и изображает бога солнца, ведущего свою колесницу, чтобы осветить небо. Фонтан образует фокус в саду и служит переходным элементом между садами Малого парка и Гранд-канала. (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985)
Гранд-канал . Большой канал длиной 1500 метров и шириной 62 метра, был построен между 1668 и 1671 годами., физически и визуально продлевает ось восток-запад до стен Большого парка. В Ancien Régime Гранд-канал служил местом проведения вечеринок на лодках. В 1674 году в результате ряда соглашений, выгодных Людовику XIV, король приказал построить Маленькая Венеция (Маленькая Венеция). Маленькая Венеция, расположенная на стыке Большого канала и пересечения северной поперечной ветви, вмещала каравеллы и яхты, полученные из Нидерландов, а также гондолы и гондольеры, полученные в качестве подарков от Венецианского дожа, отсюда и название. (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985)
Помимо декоративных и праздничных услуг этого сада, Гранд-канал также играл практическую роль. Расположенный в нижней части сада, он собирал воду, которую стекал из фонтанов в саду наверху. Вода из Гранд-канала перекачивалась обратно в резервуар на крыше Grotte de Thétys через сеть насосов с приводом от ветряных мельниц и лошадьми. (Thompson 2006)
Гравюра «Вид на Гранд-канал» Николя Перелля, 1680 | «Вид на садовый фасад со стороны Бассейна де Латон» Адама Перелля |
Parterre d'Eau . Над фонтаном Латона находится террасой замка, известной как Parterre d'Eau. Образуя переходный элемент от замка к саду внизу и расположенный на оси садов с севера на юг, Parterre d'Eau обеспечил обстановку, в которой образует и символика декоров большие апартаменты были синтезированы с иконографией сады. В 1664 году Людовик XIV заказал серию статуй объектов, предназначенных для украшения водных Партера д'О. Гранд Комманд, как называется комиссия, состоял из двадцати четырех статуй классической четвертичности и четырех дополнительных статуй, изображающих похищения из классического прошлого. (Berger I, 1985; Friedman, 1988,1993; Hedin, 1981–1982; Marie, 1968; Nolhac, 1901; Thompson, 2006; Verlet, 1961, 1985; Weber, 1981)
Эволюция Bosquets .
Андре ЛенотрОдной из отличительных черт садов во время второй строительной кампании было распространение боскетов. Расширяя план, установленный во время первой строительной кампании, Ле Нотр добавил или расширил не менее десяти боскетов: Боскет дю Марэ в 1670 году; Боскет-дю-Театр д'О, Иль-дю-Руа и Мир-д'О, Зал фестен (Salle du Conseil), Боскет-де-Труа Фонтен в 1671 году; Лабиринт и Боскет Триумфальной арки в 1672 году; Bosquet de la Renommée (Bosquet des Dômes) и Bosquet de l'Encélade в 1675 году; и Bosquet des Sources в 1678 году (Мари 1972, 1976; Томпсон 2006; Верле 1985).
В дополнение к расширению использования боскетов и строитель новых, было два дополнительных проекта, которые определили эту эпоху, Bassin des Sapins и Pièce d'eau des Suisses.
Bassin des Sapins . В 1676 году Bassin des Sapins, который был расположен к северу от замка, ниже Партер-дю-Нор и Allée des Marmousets, был спроектирован как топологический кулон вдоль оси север-юг с Pièce d'eau des Suisses, расположенным у подножия холма Сатори к югу от замка. Более поздние изменения в саду превратят этот фонтан в Бассен-де-Нептун. (Marie 1972, 1975; Thompson 2006; Verlet 1985)
Pièce d'eau des Suisses . Раскопанный в 1678 году Pièce d'eau des Suisses - назван в честь швейцарской гвардии кто построил озеро - занимал территорию болот и прудов, некоторые из которых используются для снабжения водой фонтанов в саду. Этот водный объект площадью более 15 гектаров является вторым по величине (после Гранд-канала) в Версале. (Marie 1972, 1975; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985)
Изменения в саду во время третьей строительной отличались стилистическим изменением от естественной эстетики Андре Ленотра к архитектурному стилю Жюля Ардуэна Мансара. Первая крупная модификация садов на этом этапе произошла в 1680 году, когда Tapis Vert - пространство лужайки, простирающееся между фонтаном Латона и фонтаном Аполлона - достигло своего окончательного размера и четкости под руководством Андре Ленотра. (Нолхак 1901; Томпсон 2006)
Начиная с 1684 года, Партер д'О был реконструирован под руководством Жюля Ардуэна-Мансара. Статуи Великого командующего 1674 года были перенесены в другие части сада; два двойных восьмиугольных бассейна построены и украшены бронзовыми статуями, представляющими четыре реки Франции. В том же году оранжерея Ле Вау, расположенная к югу от Партерр-д'О, была снесена, чтобы связать более крупную структуру, спроектированную Жюлем Ардуэн-Мансаром. В дополнение к Оранжерее, в это время были построены Escaliers des Cent Marches, которые облегчают доступ к саду с юга, к Pièce d'Eau des Suisses и Parterre du Midi, давая сады к югу от замка в их нынешней конфигурации и убранстве.
Versailles OrangerieКроме того, чтобы приспособить предполагаемое строительство Aile des Nobles - северного крыла замка - Grotte de Thétys был снесен. (Marie 1968, 1972, 1976; Nolhac 1899, 1901, 1902, 1925)
План Николя де Фер, 1700Со строительством Aile des Nobles (1685–1686), Партер дю Нор был реконструирован, чтобы соответствовать новой энергетике этой части замка. Чтобы компенсировать потерю водохранилища на вершине Grotte de Thétys и удовлетворить спрос на воду, Жюль Хардуэн-Мансар спроектировал новые и более крупные водохранилища, расположенные к северу от Aile des Nobles (Thompson 2006). Строительство чрезвычайно дорогого Canal de l'Eure было открыто в 1685 году; спроектированный Вобаном, он должен был доставить воды Eure на расстоянии более 80 километров, включая акведуки героического масштаба, но работы были заброшены в 1690 году: см. «Проблема воды» ниже.
Между 1686 и 1687 годами Бассен-де-Латон под руководством Жюля Хардуэна-Мансара был перестроен. Это последний вариант фонтана, который сегодня можно увидеть в Версале. (Hedin 1992; Thompson 2006; Verlet 1985)
На этом этапе создания были созданы или созданы три основных боскета сада. Начало с Galerie des Antiques, этот боскет был построен в 1680 году на месте недолгой Galerie d'Eau (1678). Этот боскет был задуман как галерея под открытым небом, в которой экспонировались античные статуи и копии, приобретенные Académie de France в Риме. В следующем году началось строительство Salle de Bal. Этот боскет, расположенный в уединенной части сада к западу от Оранжереи, был спроектирован как амфитеатр с каскадом - единственным из сохранившихся в саду Версаля. Зал Баль был открыт в 1685 году балом, устроенным Гранд Дофин. Между 1684 и 1685 годами Жюль Ардуэн-Мансар построил колоннаду. Этот боскет, расположенный на месте Боскета Источников Ленотра, имел круглые перистиль, образованные тридцатью двумя арками с двадцатью восемью фонтанами, и был самым архитектурным из боскетов Хардуэна-Мансара, построенных в садух Версаля (Marie 1972, 1976; Thompson 2006; Verlet 1985)
Из-за финансовых ограничений, связанных с войной Аугсбургской лиги и войной за испанское наследство, никаких значительных работ в садух не проводилось до 1704 года. Между 1704 и 1709 годами боскеты были изменены, некоторые довольно радикально, с новыми названиями, предполагающими новую строгость, характерную для последних лет правления Людовика XIV. (Marie 1976; Thompson 2006; Verlet 1985)
С отъездом короля и двора из Версаля в 1715 году, после смерти Людовика XIV, дворец и сады вступили в эпоху неопределенности. В 1722 г. Людовик XV и двор вернулись в Версаль. Похоже, что прислушиваясь к увещеванию своего прадеда не участвовать в дорогостоящих строительных кампаниях, Людовик XV не предпринял дорогостоящих строительных кампаний в Версале, которые проводил Людовик XIV. Во время правления Людовика XV единственным значительным дополнением к садам было завершение строительства Бассен-де-Нептун (1738–1741). (Marie 1984; Verlet 1985)
Вместо того, чтобы тратить ресурсы на изменение садов в Версале, Людовик XV - заядлый ботаник - направил свои усилия на Трианон. На территории, ныне занимаемой Hameau de la Reine, Людовик XV построил и поддерживал les jardins botaniques - ботанические сады. В 1750 году, когда были построены ботанические сады, ботанический сад принял на себя управление ботаническим садом Жардинье-Флёрист (1705–1784). В 1761 году Людовик XV поручил Анж-Жаку Габриэлю построить Пти-Трианон как резиденцию, которая позволила бы ему проводить больше времени рядом с ботаническими садами. Именно в Малом Трианоне Людовик XV смертельно заболел оспой; 10 мая 1774 года король умер в Версале. (Marie, 1984; Thompson, 2006)
План садов в 1746 году .
При Людовике XVI Свосхождением на престол, сады Версаля претерпели преобразование, которое напомнило четвертую строительную кампанию Людовика XIV. Вызванная изменением мировоззрения, о котором говорили Жан-Жак Руссо и Философы, зима 1774–1775 годов ознаменовала собой полное пересадку садов. Деревья и кустарники времен правления Людовика XIV были срублены или выкорчеваны с намерением превратить французский сад Ленотр и Хардуэн-Мансар в английский сад.
Попытка превратить Лечебное Превращение в сад в английском стиле не смогло достичь желаемой цели. Во многом из-за топологии земли английская эстетика была заброшена, а сады пересажены во французском стиле. Людовик XVI приказал заменить палиссады - трудоемкую обрезку живую изгородь, применяя стены в боскетах - рядами лип или каштанов. Кроме того, некоторые боскеты времен Короля-Солнца были сильны или уничтожены. Самым значительным вкладом в сады во время правления Людовика XVI был Grotte des Bains d'Apollon. Грот из каменной кладки, оформленный в виде боскета в английском стиле, был шедевром Юбера Роберта, в котором были помещены статуи из Гротте де Тети. (Thompson 2006; Verlet 1985)
В 1792 году, по приказу национального собрания, некоторые деревья в саду были вырублены, а часть больших парков были поделены и рассредоточены. Чувствуя потенциальную угрозу Версалю, Луи Клод Мари Ришар (1754–1821) - ботанического сада и внук Клода Ришара - лоббировал правительство, чтобы спасти Версаль. Нам удалось предотвратить дальнейшее рассредоточение Большого парка, и угрозы уничтожить Малый парк были отменены, поскольку партеры можно использовать для посадки огородов, а фруктовые сады могут занимать открытые участки сада. Эти планы так и не были реализованы; однако сады были открыты для публики - нередко можно было видеть, как люди стирают белье в фонтанах и раскладывают его на кустах для просушки. (Thompson 2006)
Эпоха Наполеона в степени степени игнорировала Версаль. В замке для императрицы Мари-Луизы были устроены анфилады комнат, но сады остались неизменными, за исключением катастрофических вырубок в Боске де л'Арк де Триумф и садах. Bosquet des Trois Fontaines. Сильная эрозия почвы потребовала посадки новых деревьев. (Thompson 2006; Verlet 1985)
С реставрацией Бурбонов в 1814 году сады Версаля стали свидетелями первых модификаций с тех пор, как революция. В 1817 году Людовик XVIII распорядился превратить Иль-дю-Руа и Мир-д'О в сад в английском стиле - Королевский сад. (Томпсон 2006)
В то время как большая часть интерьера замка была непоправимо изменена, чтобы link Музей истории Франции, посвященный «всей славе Франции» (открытый Луи- Филипп 10 июня 1837 г.), сады же, напротив, остались нетронутыми. За исключением государственного визита королевы Виктории и принца Альберта в 1855 году, когда в садух проводился торжественный праздник, напоминавший о праздниках Людовика XIV Наполеон III проигнорировал замок, предпочтя взамен замок Компьень (Thompson 2006; Verlet 1985).
С приходом Пьера де Нолака в качестве директора музея в 1892 году в Версале началась новая эра исторических исследований. Нолхак, страстный архивариус и ученый, начал собирать воедино историю Версаля и установил время восстановления и сохранения садов, которые продолжаются и по сей день. (Thompson 2006; Verlet 1985)
Из-за множества изменений, внесенных в сады между 17 и 19 веками, многие из боскетов претерпели несколько модификаций, которые часто сопровождались сменой имени.
Deux Bosquets - Bosquet de la Girondole - Bosquet du Dauphin - Quinconce du Nord - Quinconce du Midi. Эти два боскета были впервые выложены в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси восток-запад, они два боскета были расположены в виде ряда дорожек вокруг четырех зеленых салонов и сходились в центральной «комнате» с фонтаном. В 1682 году южный боскет был переоборудован в Боскет-де-ла-Жирондоль, названный так из-за спицевидного расположения центрального фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году как Боскет-дю-Дофин с фонтаном, изображающим дельфина. При реплантации 1774–1775 годов оба боскета были уничтожены. Эти районы были повторно засажены липами и переименованы в Quinconce du Nord и Quinconce du Midi (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
План Лабиринта из описания ПерроЛабиринт - Боске-де-ла-Рейн.
В 1665 году Андре Ле Нотр спроектировал лабиринт из живых изгородей из неукрашенных тропинок в область к югу от фонтана Латона возле Оранжереи. (Loach, 1985) В 1669 году Шарль Перро - автор Истории Матушки Гусыни - посоветовал Людовику XIV переделать Лабиринт таким образом, чтобы он служил образованию дофина (Perrault, 1669). Между 1672 и 1677 годами Ле Нотр перепроектировал Лабиринт, чтобы в нем было тридцать девять фонтанов, изображающих истории из басен Эзопа. Над этими тридцатью работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен Ле Онгр, Пьер Ле Гро и братья Гаспар и Бальтазар Марси. -девять фонтанов, каждый из которых сопровождался мемориальной доской с напечатанной басней со стихами, написанными Исааком де Бенсерадом ; с этих таблицчек сын Людовика XIV научился читать. Построенный в 1677 году, Лабиринт Содержал тридцать девять фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для сложных гидротехнических сооружений доставлялась из Сены с помощью машины де Марли. В «Лабиринте» было четырнадцать водяных колес, приводящих в движение 253 насоса, некоторые из которых работали на расстоянии трех четвертей мили. Ссылаясь на расходы на ремонт и техническое обслуживание, Людовик XVI приказал снести Лабиринт в 1778 году. На его месте был посажен дендрарий из экзотических деревьев в качестве сада в английском стиле. Переименованный в Боске-де-ла-Рейн, именно в этой части сада в 1785 году произошел эпизод дела с бриллиантовым ожерельем, скомпрометировавшего Марию-Антуанетту (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Перро 1669 ; Томпсон 2006; Верле 1985).
Боскет де ла Монтань д'О - Боскет де л'Этуаль. Этот боскет, изначально спроектированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленый зал, содержал дорожку, огибающую центральную пятиугольную область. В 1671 году боскет был расширен за счет более сложной системы дорожек, служил для усиления нового центрального водного сооружения, фонтана, напоминающего гору, отсюда и новое название боскета: Боскет де ла Монтань д'О. Боскет был полностью реконструирован в 1704 году, когда он был переименован в Боскет де л'Этуаль (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Bosquet du Marais - Bosquet du Chêne Vert - Bosquet des Bains d'Apollon - Grotte des Bains d'Apollon. Этот боскет, созданный в 1670 году, изначально содержал центральный прямоугольный бассейн, окруженный бордюром из дерна. По краям бассейна были металлические камыши, скрывавшие многочисленные струи воды; лебедь, из клюва которого текла вода, занимал каждый угол. В центре бассейна было железное дерево с раскрашенными оловянными листьями, на ветвях которых росла вода. Из-за этого дерева боскет был также известен как Bosquet du Chêne Vert. В 1705 году этот боскет был разрушен, чтобы создать Боскет-де-Бан д'Аполлон, который был создан для размещения статуй, некогда стоявших в Грот-де-Тетис. Во время правления Людовика XVI Юбер Робер переделал боскет, создаваемые пещерные декорации для статуй Марси. Боскет был переименован в Grotte des Bains d'Apollon (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Dule du Roi - Miroir d'Eau - Jardin du Roi. Первоначально спроектированный в 1671 году как два отдельных водных объекта, более крупный - le du Roi - существал остров, который являлся системой сложного фонтаны. Иль-дю-Руа был отделен от Мирового океана дамбой, на которой было двадцать четыре водомета. В 1684 году остров был удален, и общее количество водяных струй в боскете значительно уменьшилось. 1704 год свидетелем капитального ремонта боскета, во время которого была реконструирована дорога и удалено большинство водяных струй. Спустя столетие, в 1817 году, Людовик XVIII приказал полностью перестроить Иль-дю-Руа и Мируар-д'О в сад в английском стиле. В это время боскет был переименован в Jardin du Roi (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Salle des Festins - Salle du Conseil - Bosquet de l'Obélisque. В 1671 году Андре Ле Нотр задумал боскет - первоначально названный Salle des Festins, а затем названный Salle du Conseil, - представлявший собой четырехлистный остров, окруженный по каналу, в котором было пятьдесят водяных струй. В каждой доле острова находился простой фонтан; Доступ к острову осуществлялся по двум разводным мостам. За каналом по сторонам света внутри боскета находились четыре дополнительных фонтана. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара боскет был полностью реконструирован в 1706 году. Центральный остров был заменен большим бассейном, возвышающимся на пяти ступенях, который был окружен каналом. В центральном фонтане было 230 струй, которые во время игры образовывали обелиск - отсюда и новое название Bosquet de l'Obélisque (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Bosquet du Théâtre d'Eau - Bosquet du Rond-Vert. Центральным элементом этого боскета, спроектированного Ле Нотром между 1671 и 1674 годами, был зрительный зал / театр, окруженный трехъярусным газоном. сидения, выходящие на сцену, украшенную четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя лучистыми каскадами. Между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году статуи, украшавшие боскет, почти постоянно менялись. В 1709 году боскет был изменен с добавлением Fontaine de l'le aux Enfants. В рамках реплантации садов, заказанных Людовиком XVI зимой 1774–1775 годов, Боскет дю Театр д'О был разрушен и заменен на безукрашенный Боске дю Ронд-Верт (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Верле 1985). Bosquet du Théâtre d'Eau воссоздается в 2014 году с южнокорейским бизнесменом и фотографом Ю Бён Ын, единственным покровителем, пожертвовавшим € 1,4 миллиона ( ~ 1,9 миллиона долларов США) к проекту.
Bosquet des Trois Fontaines (Berceau d'Eau). Расположен к западу от Allée des Marmousets и заменяет недолговечное Berceau d'Eau (долгое время и узкий боскет, созданный в 1671 году и представлявший собой водную беседку, образованную многочисленными струями воды), увеличенный боскет был преобразован Ле Нотром в 1677 году в серию из трех связанных комнат. В каждой комнате было несколько фонтанов, играющих со спецэффектами. Фонтаны пережили модификации, которые Людовик XIV заказал для других фонтанов в садах в начале 18 века, и впоследствии были сохранены во время реплантации садов в 1774–1775 годах. В 1830 году боскет был заново посажен, и фонтаны были закрыты. Из-за шторма повреждений парка в 1990 году, а затем снова в 1999 году, Боскет де Труа Фонтен был восстановлен и повторно введен в эксплуатацию 12 июня 2004 года (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Боскет Триумфального Арка. Первоначально этот боскет был задуман в 1672 году как простой павильон д'о - круглое открытое пространство с квадратным фонтаном в центре. В 1676 году этот боскет, расположенный к востоку от Аллеи Мармосов и образующий подвеску к Боскет де Труа Фонтен, был увеличен и обновлен в соответствии с политическими соображениями, которые намекали на французские военные победы над Испанией и Австрией. тогда была добавлена триумфальная арка - отсюда и название. Как и Bosquet des Trois Fontaines, этот боскет пережил модификации 18-го века, но был повторно посажен в 1830 году, когда фонтаны были удалены. По состоянию на 2008 год этот боскет находится в процессе восстановления (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Bosquet de la Renommée - Bosquet des Dômes. Построенный в 1675 году, Bosquet de la Renommée был украшен фонтанной статуей Славы - отсюда и название боскета. С перемещением статуй из Grotte de Thétys в 1684 году боскет был реконструирован, чтобы разместить статуи, а фонтан Славы был удален. В это время боскет был переименован в Bosquet des Bains d'Apollon. В рамках реорганизации сада, которая была заказана Людовиком XIV в начале 18 века, группа Аполлонов была перемещена недалеко от фонтана Латона, которое было разрушено и заменено новым Боскет де Марэ. Бен д'Аполлон. Статуи были установлены на мраморных постаментах, из которых текла вода; и каждая группа статуй была защищена замысловато вырезанным и позолоченным балдахином. Старый Bosquet des Bains d'Apollon был переименован в Bosquet des Dômes из-за двух куполообразных павильонов, построенных в боскете (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Bosquet de l'Encélade. Созданный в 1675 году одновременно с Bosquet de la Renommée, фонтан этого боскета изображает Энцелада, павшего Великана, который был приговорен к жизни ниже горы. Этна, поглощенная вулканической лавой. С самого начала этот фонтан был задуман как аллегория победы Людовика XIV над Фрондой. В 1678 году было добавлено восьмиугольное кольцо из дерна и восьми рокайльных фонтанов, окружающих центральный фонтан. Эти дополнения были удалены в 1708 году. В игре у этого фонтана самая высокая струя из всех фонтанов Версаля - 25 метров (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
Боскет де Источники - Ла Колоннада. Разработанный Ленотром в 1678 году как простой неукрашенный зеленый зал, ландшафтный архитектор улучшил и включил существующий ручей, чтобы создать боскет с ручейками, извивасами девяти островков.. В 1684 году Жюль Ардуэн-Мансар полностью изменил дизайн боскета, построив круглый арочный двойной перистиль. Колоннада, как она была переименована, использовала тридцать две арки и тридцать один фонтан - единственная струя воды, попавшая в центр бассейна под аркой. В 1704 году были добавлены три дополнительных входа в Колоннаду, что уменьшило количество фонтанов с тридцати одного до двадцати восьми. Статуя, которая в настоящее время находится в центре колоннады - Похищение Персефоны - (из Grande Commande 1664 г.) была установлена в 1696 г. (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Galerie d'Eau - Galerie des Antiques - Salle des Marronniers. Занимая место Galerie d'Eau (1678 г.), Galerie des Antiques была спроектирована в 1680 г. для размещения коллекции античных статуй и копии античных статуй, приобретенные Академией Франции в Риме. Вокруг центральной площади, вымощенной цветным камнем, канал был украшен двадцатью статуями на постаментах, каждой из разделена тремя струями воды. Галерея была полностью реконструирована в 1704 году, когда статуи были перенесены в Марли, а боскет был заново засажен конскими каштанами (Aesculus hippocastanum) - отсюда и нынешнее название Salle des Marronniers (Marie 1968, 1972, 1976, 1984). ; Томпсон 2006; Верле 1985).
Salle de Bal. Расположенный к западу от Партера дю Миди и к югу от фонтана Латона, этот боскет, спроектированный Ле Нотром построенный между 1681 и 1683 годами, имеет полукруглый каскад, образующий фон для этого salle de зелень. Зал Баль с вкраплениями позолоченного свинца, который поддерживал канделябры для освещения, был открыт в 1683 году сыном Людовика XIV, Великим Дофином, с танцевальной вечеринкой. Salle de Bal был реконструирован в 1707 году, когда был удален центральный остров и был добавлен дополнительный вход (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).
«Entrée du Labyrinthe» Жан Котель, ок. 1693
"Vue de l'intérieur du bosquet du Labyrinthe" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet de l'Etoile ou la Montagne d'eau" Жана Котеля, ок. 1693
"Боскет дю Марэ" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet des Bains d'Apollon" Пьер-Дени Мартен (Мартен ле Жен), ок. 1713
"Bosquet de l'le Royale et le Bassin du Miroir" Этьен Аллегрен, ок. 1693
"Salle des Festins ou Salle du Conseil" Этьен Аллегрен, ок. 1688
"Театр д'о-вю де сцена" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet des trois fontaines-vue du côté" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet de l'Arc de Triomphe-vue depuis la Salle basse" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet des Dômes" Жана Котеля, ок. 1693
"Parterre d'Eau" Жана Котеля, ок. 1693
"Bassin de l'Encélade" Жан Котель, ок. 1693
"Колоннада" Жана Котеля, ок. 1693
«Галерея антиквариата» Жана Жубера, ок. 1693
"La Salle de bal" Жана Котеля, ок. 1693
"Бассен Нептуна" Жана Котеля, ок. 1693
"Vue de l'Orangerie" Жана Котеля, ок. 1693
"Бассен дю Дракон" Жана Котеля, ок. 1693
"Bosquet des trois fontaines-vue de face" Жана Котеля, ок. 1693
"Театр d'eau-vue de l'amphithéâtre" Жана Котеля, ок. 1693
"L'Orangerie" Жана Котеля, ок. 1693
"Партер дю Нор" Этьен Аллегрен, ок. 1693
Боскет Салле де Баль, современный вид.
Колоннада с «Похищением Персефоны» Франсуа Жирардон
Grotte des Bains d'Apollon, современный вид.
Бассен д'Аполлон - Фонтан Аполлона, современный вид
«Версаль, Королевский сад» Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета, 1914–1920, холст, масло, 17 x 30 см, Musée Lambinet
Обычным для любого долгоживущего сада является пересадка, и Версаль не исключение. За свою историю сады Версаля претерпели не менее пяти крупных реплантаций, которые были выполнены по практическим и эстетическим причинам.
Зимой 1774–1775 гг. Людовик XVI приказал пересадить сады на том основании, что многие деревья были больны или заросли и нуждались в замене. Кроме того, поскольку формальность сада 17-го века вышла из моды, эта реплантация была направлена на то, чтобы установить новую неформальность в саду Версаля, которые также были бы дешевле в обслуживании. Однако этого добиться не удалось, поскольку топология садов отдавала предпочтение французскому саду перед садом в английском стиле. Затем в 1860 году, большая часть старых наростов после пересадки Людовика XVI была удалена и заменена. В 1870 году в этом районе обрушился сильный шторм, повредивший и выкорчевавший множество деревьев, что потребовало масштабной программы пересадки. Из-за франко-прусской войны, свергнувшей Наполеона III, и Парижской коммуны, пересадка сада не началась до 1883 г. Томпсон, 2006).
Последние пересадки садов были вызваны штормами, которые обрушились на Версаль в 1990 году, а снова в 1999 году. Ущерб, нанесенный штормом в Версале и Трианоне, составил гибель тысяч деревьев - самый серьезный ущерб в мире история Версаля. Реплантации позволили музею и правительственным властям восстановить некоторые из боскетов, заброшенных во время правления Людовика XVI, например, Боскет де Труа Фонтен, который был восстановлен в 2004 году. (Томпсон, 2006)
Катрин Пегар, глава общественного учреждения, которое управляет Версалем, заявил, что намерение состоит в том, чтобы вернуть садам их внешний вид при Людовике XIV, в частности, как он описал их в своем описании 1704 года Manière de Montrer les Jardins де Версаль. Это включает в себя восстановление некоторых партеров, таких как Parterre du Midi, до их первоначальной формальной планировки, как они появились при Le Nôtre. Это было достигнуто в Parterre de Latone в 2013 году, когда газоны и клумбы 19-го века были разорваны и заменены дорожками из самшита , покрытыми газоном, и гравийными дорожками, чтобы создать формальный арабесковый дизайн. Обрезка также проводится для того, чтобы деревья оставались на высоте от 17 до 23 метров (от 56 до 75 футов), чтобы не испортить тщательно выверенные перспективы садов.
Из-за естественного цикла реплантации, который произошел в Версаль, можно с уверенностью сказать, что в садах нет деревьев, датируемых временами Людовика XIV.
Чудо садов Версаля - тогда, как и сейчас - это фонтаны. Тем не менее, тот самый элемент, который оживляет сады, вода, доказал, что он поражает сады со времен Людовика XIV.
Сады Людовика XIII нуждались в воде, а местные пруды обеспечивали ее достаточный запас. Однако, как только Людовик XIV начал расширять сады все большим количеством фонтанов, обеспечение садов водой стало критической проблемой.
Чтобы удовлетворить потребности ранних расширений садов при Людовике XIV, воду в сады перекачивали из прудов, расположенных рядом с замком, и пруд Кланьи служил основным источником. Вода из пруда перекачивалась в резервуар наверху Grotte de Thétys, который питал фонтаны в саду с помощью гравитационной гидравлики. Другие источники включали серию водохранилищ, расположенных к югу от замка (Verlet, 1985).
Большой каналК 1664 году возросший спрос на воду потребовал дополнительных источников. В том же году Луи Ле Вау спроектировал Помпе, водонапорную башню, построенную к северу от замка. Помпе забирал воду из пруда Кланьи, используя систему ветряных мельниц и лошадиных сил, в цистерну, расположенную в здании Помпе. Пропускная способность Помпе - 600 м воды в день - немного снизила нехватку воды в саду (Thompson, 2006).
После завершения строительства Большого канала в 1671 году, который служил дренажем для фонтанов сада, вода через систему ветряных мельниц перекачивалась обратно в резервуар наверху Grotte de Thétys. Хотя эта система решила некоторые проблемы с водоснабжением, воды никогда не хватало для того, чтобы все фонтаны в саду работали в полную силу все время (Thompson, 2006).
Хотя можно было держать фонтаны в поле зрения из работающего замка, фонтаны, спрятанные в боскетах и в дальних частях сада, использовались по мере необходимости. В 1672 году Жан-Батист Кольбер разработал систему, с помощью которой фонтаны в саду сигнализировали друг другу свистком при приближении короля, указывая, что их фонтан должен быть включен.. Как только король проходил мимо фонтана в игре, он выключался, и фонтан подавал сигнал о возможности включения следующего фонтана (Thompson, 2006).
В 1674 году Помпе был увеличен - отсюда и название Гранд Помпе. Производительность насоса была увеличена за счет увеличения мощности и количества поршней, используемых для подъема воды. Эти улучшения увеличили водопропускную способность почти до 3000 м воды в сутки; однако увеличившаяся мощность Grande Pompe часто оставляла пруд Clagny сухим (Thompson, 2006).
Растущий спрос на воду и нагрузка на существующие системы водоснабжения потребовали принятия новых мер по увеличению объема воды, подаваемой в Версаль. Между 1668 и 1674 годами был предпринят проект по отведению воды реки Бьевр в Версаль. Путем перекрытия реки и насосной системы из пяти ветряных мельниц вода подавалась в водоемы, расположенные на плато Сатори. Эта система принесла в сады дополнительно 72 000 м воды (Thompson, 2006).
Vue de la Machine de Marly (1723), автор Пьер-Дени Мартен, изображающий Машину де Марли на Сене, склоне холма Louveciennes, а на заднем плане справа - акведук de Louveciennes, в которую вода перекачивалась Машиной. Несмотря на увеличение количества воды из Бьевра, садам требовалось еще больше воды, что потребовало дополнительных проектов. В 1681 году был осуществлен один из самых амбициозных водных проектов, задуманных во время правления Людовика XIV. Из-за близости Сены к Версалю был предложен проект подъема воды из реки для доставки в Версаль. Воспользовавшись успехом системы, разработанной в 1680 году, которая поднимала воду из Сены в сады Сен-Жермен-ан-Ле, строительство Machine de Marly началось в следующем году..
Машина де Марли была спроектирована для подъема воды из Сены в три этапа в aqueduc de Louveciennes на высоте 100 метров над уровнем реки. На реке была построена серия огромных водяных колес, которые с помощью системы из 64 насосов поднимали воду в водохранилище на высоте 48 метров над рекой. Из этого первого резервуара вода была поднята еще на 56 метров во второй резервуар с помощью системы из 79 насосов. Наконец, 78 дополнительных насосов подняли воду в акведук, который доставил воду в Версаль и Марли.
. В 1685 году «Машина де Марли» заработала на полную мощность. Однако из-за протечек в трубопроводах и поломки механизма машина могла подавать только 3200 м воды в день, что примерно вдвое меньше ожидаемой производительности. Машина была обязательной для посещения посетителями Франции. Несмотря на то, что сады потребляли больше воды в день, чем весь Париж, Machine de Marly оставалась в эксплуатации до 1817 года (Thompson, 2006).
Во время правления Людовика XIV на системы водоснабжения приходилась треть стоимости строительства Версаля. Даже с дополнительной мощностью от Machine de Marly фонтаны в саду можно было запустить только à l'ordinaire, то есть при половинном давлении. При такой экономии фонтаны по-прежнему потребляли 12 800 м3 воды в день, что намного превышает возможности существующих источников. В случае с Grandes Eaux - когда все фонтаны работали на полную мощность - для одной дневной демонстрации требовалось более 10 000 м воды. Соответственно, Grandes Eaux были зарезервированы для особых случаев, таких как 1685–1686 гг. (Hedin, 1992; Mercure Galant, 1685).
Canal de l'EureПоследняя попытка решить проблему нехватки воды была предпринята в 1685 году. В этом году было предложено отвести воду из реки Eure, расположенной в 160 км. к югу от Версаля и на высоте 26 м над садовыми водоемами. Проект предусматривал не только рытье канала и строительство акведука, но и строительство судоходных каналов и шлюзов для снабжения рабочих на главном канале. В 1685 году на вооружение было задействовано от 9 000 до 10 000 солдат; в следующем году на строительстве было задействовано более 20 тысяч солдат. Между 1686 и 1689 годами, когда началась Девятилетняя война, десятая часть французских вооруженных сил работала над проектом Canal de l'Eure. С началом войны проект был заброшен и так и не был завершен. Если бы акведук был построен, в Версаль было бы направлено около 50 000 м воды - более чем достаточно для решения водной проблемы садов (Thompson, 2006).
Сегодня музей Версаля все еще испытывает проблемы с водой. Во время Grandes Eaux вода циркулирует с помощью современных насосов из Гранд-канала в резервуары. Пополнение воды, потерянной из-за испарения, происходит за счет дождевой воды, которая собирается в цистернах, расположенных по всему саду, и отводится в резервуары и Большой канал. Усердное использование этого ресурса сотрудниками музея предотвращает доступ к источникам питьевой воды в Версале (Thompson, 2006).
Создание садов Версаля является контекстом фильма Маленький хаос, снятого Аланом Рикманом и выпущенного в 2015 году, в котором Кейт Уинслет играет вымышленного ландшафтного садовника, а Рикман играет короля Людовика XIV.
Ниже приведены источники, которые участвовали в написании вышеупомянутой статьи. Это не исчерпывающий список, но он представляет собой наиболее доступные отпечатки: