Гэндальф

редактировать
Вымышленный персонаж, созданный Дж. Р. Р. Толкином

Гэндальф
Толкин персонаж
Первое появлениеХоббит (1937)
Последнее появлениеНезаконченные сказки (1980)
Информация о вселенной
ПсевдонимыСм. Имена
РасаМайя
ПринадлежностьКомпания Кольца
Оружие

Гэндальф - главный герой в J. Романы Р. Р. Толкина Хоббит и Властелин колец. Он волшебник, один из ордена Истари, а также лидер и наставник из Братства Кольца. Толкин взял имя «Гэндальф» из древнескандинавского «Каталог гномов» (Dvergatal) в Völuspá.

Как волшебник и носитель Кольца Силы, Гэндальф обладает огромной силой, но работает в основном путем поощрения и убеждения. Он выступает в роли Гэндальфа Серого, обладая огромными знаниями и постоянно путешествуя, всегда сосредоточенный на миссии по борьбе с Темным Лордом Сауроном. Он связан с огнем, его кольцо - Нарья, Кольцо Огня, и он оба наслаждается фейерверком, чтобы развлечь хоббитов из Шира. и в острой нужде использует огонь как оружие. Как один из Майар, он бессмертный дух, но, будучи в физическом теле в Средиземье, он может быть убит в бою, как и Балрог из Мория. Его отправляют обратно в Средиземье, чтобы завершить свою миссию, теперь он как Гэндальф Белый и лидер Истари.

Толкин однажды описал Гэндальфа как ангела воплощенного; позже и он, и другие ученые сравнили Гэндальфа с норвежским богом Одином в его облике «Странника». Другие описали Гэндальфа как ориентир, который помогает главному герою, сравнимый с кумской сивиллой, которая помогала Энею в Вергилию Энеида, или самому Вергилию в Данте в Инферно ; и как Христос -фигура, пророк.

Содержание
  • 1 Имена
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Имена во вселенной
  • 2 Характеристики
  • 3 Вымышленные биография
    • 3.1 Валинор
    • 3.2 Средиземье
      • 3.2.1 Белый Совет
      • 3.2.2 Поиски Эребора
    • 3.3 Хоббит
    • 3.4 Властелин колец
      • 3.4.1 Гэндальф Серый
      • 3.4.2 Гэндальф Белый
  • 4 Концепция и создание
    • 4.1 Внешний вид
    • 4.2 Имя
    • 4.3 Руководство
    • 4.4 Фигура Христа
  • 5 Адаптации
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Первичный
    • 8.2 Вторичный
  • 9 Внешние ссылки
Имена
Certh руна нет. 19 "G", используемое Гэндальфом как личный знак или печать

Этимология

Толкин получил имя Гэндальф от Gandálfr, a карлик в Dvergatal Völuspá, списке имен гномов. В древнескандинавском это имя означает посоховый эльф. Это отражено в его имени Таркон, которое, как говорят, означает «Посох» на Кхуздул, одном из языков, изобретенных Толкином.

Имен во вселенной

Гэндальф получил несколько имен и прозвищ в трудах Толкина. Сам Гэндальф говорит: «Меня зовут много во многих странах. Митрандир среди эльфов, Таркон среди гномов, Олорин Я был в юности на Западе это забыто в Южном Инканусе, в Северном Гэндальфе; на Восток я не пойду ». В ранней рукописной версии Хоббита его зовут Бладортин.

Каждый Волшебник отличается цветом его плаща. На протяжении большей части своего проявления как волшебника плащ Гэндальфа серый, отсюда и названия Гэндальф Серый и Серый хаме. Митрандир - это имя на синдарине, означающее «Серый странник» или «Серый странник». На полпути через «Властелин колец» Гэндальф становится главой ордена волшебников и переименовывается в Гэндальф Белый. Это изменение статуса (и одежды) дает волшебнику еще одно имя: Белый Всадник. Однако персонажи, говорящие по-эльфийски, по-прежнему называют его Митрандиром. Иногда во «Властелине колец» другие персонажи обращаются к Гэндальфу, пренебрегая прозвищами: Грозовая ворона, Латспелл ​​(«Плохая новость» на древнеанглийском ) и «Серый дурак».

Характеристики

Толкин описывает Гэндальфа как последнего из волшебников, появившихся в Средиземье, человека, который «казался наименее высоким, менее высоким, чем другие, и выглядел более старым, седым. в сером, опираясь на посох ". И все же Эльф Кирдан, который встретил его по прибытии, тем не менее считал его «величайшим духом и мудрейшим» и дал ему Эльфийское Кольцо Силы, названное Нарья, Кольцо Огня, содержащее «красный» камень для его помощи и утешения. Толкин явно связывает Гэндальфа с элементом огонь позже в том же эссе:

Теплым и нетерпеливым был его дух (и он был усилен кольцом Нарья), поскольку он был Врагом Саурона., противостоящий огню, пожирающему и истощающему, с помощью огня, зажигающего и помогающего в безнадежности и беде; но его радость и его стремительный гнев были покрыты одеждой серой, как пепел, так что только те, кто хорошо его знал, видели пламя, которое было внутри. Он мог быть веселым и добрым к молодым и простым, но временами быстрым к резким словам и упрекам в глупости; но он не был горд, и не искал ни власти, ни похвалы... В основном он без устали путешествовал пешком, опираясь на посох, и поэтому среди людей Севера его прозвали Эльфом Жезла ». Ибо они считали его (хотя и ошибочно) эльфийским, так как временами он творил среди них чудеса, особенно любя красоту огня; и тем не менее такие чудеса он творил в основном для веселья и радости и не желал, чтобы кто-нибудь трепетал его или из страха принимал его советы.... Тем не менее, говорят, что в конце задания, ради которого он пришел, он сильно пострадал, и был убит, и, будучи на короткое время отосланным от смерти, был тогда облачен в белое и стал сияющим пламенем (но скрытым

Вымышленная биография

Валинор

В Валиноре Гэндальфа звали Олорин. Он был одним из майаров Валинора, в частности, из народа Вала Манвэ ; и был назван самым мудрым из майаров. Он также был тесно связан с двумя другими валарами: Ирмо, в садах которого он жил, и Ниенна, покровительница милосердия, дававшая ему опеку. Когда Валар решили послать приказ Волшебников (Истари) через Великое Море в Средиземье, чтобы дать совет и помочь всем, кто выступал против Саурон, Олорин был предложен Манвэ. Поначалу Олорин просил извинения, так как он боялся Саурона и не имел сил противостоять ему, но Манвэ ответил, что это была еще одна причина для его ухода.

Как один из майаров, Гэндальф не был смертным. Человек, но ангельское существо, принявшее человеческий облик. Как один из этих духов, Олорин служил Создателю (Эру Илуватар ) и «Тайному огню » Создателя. Вместе с другим Майаром, который вошел в мир как пять волшебников, он принял особую форму пожилого старика в знак своего смирения. Роль волшебников заключалась в том, чтобы давать советы и советовать, но никогда не пытаться сопоставить силу Саурона со своей собственной, и, надеюсь, короли и лорды Средиземья будут более восприимчивы к советам скромного старика, чем более славная форма, дающая они прямые команды.

Средиземье

Истари прибыли в Средиземье отдельно, в начале Третьей Эпохи ; Гэндальф был последним, приземлившимся в Гавани Митлонда. Он казался самым старым и наименее развитым, но Кирдан Корабль почувствовал, что он был величайшим во время их первой встречи в Гаванях, и дал ему Нарью, Кольцо Огня. Саруман, главный волшебник, узнал о даре и возмутился им. Гэндальф хорошо спрятал кольцо, и это не было широко известно, пока он не ушел с другими носителями кольца в конце Третьей Эпохи, что он, а не Кирдан, был держателем третьего Эльфийские кольца.

Отношения Гэндальфа с Саруманом, главой их Ордена, были натянутыми. Волшебникам было приказано помочь Людям, Эльфам и Гномам, но только через совет; было запрещено применять силу, чтобы доминировать над ними - запрет, который Саруман все больше игнорировал.

Белый Совет

Гэндальф с самого начала подозревал это злое присутствие, Некромант Дол Гулдура, был не назгулом, а самим Сауроном. Он отправился в Дол Гулдур, чтобы узнать правду, но Некромант отступил перед ним. Некромант вернулся в Дол Гулдур с большей силой, и в ответ был сформирован Белый Совет. Галадриэль надеялась, что Гэндальф возглавит Совет, но он отказался, отказавшись быть связанным кем-либо, кроме Валар, которые послали ему. Вместо этого был выбран Саруман, как наиболее осведомленный о деятельности Саурона в Второй Эпохе.

. Гэндальф вернулся в Дол Гулдур «в большой опасности» и узнал, что Некромант действительно был возвращен Сауроном. В следующем году был созван Белый Совет, и Гэндальф призвал изгнать Саурона. Саруман, однако, заверил Совет, что очевидная попытка Саурона найти Единое Кольцо потерпит неудачу, поскольку Кольцо уже давно было перенесено рекой Андуином в Море; и этому было позволено остановиться. Но в это время сам Саруман начал активно искать Кольцо возле Гладден-Филдс, где Исильдур был убит.

Поиски Эребора

"Поиски ЭреборНеоконченные сказки подробно описывает историю, лежащую в основе Хоббита. В нем рассказывается о случайной встрече между Гэндальфом и Торином Дубощитом, Гном - король в изгнании, в гостинице Гарцующего Пони в Бри. Гэндальф в течение некоторого времени предвидел грядущую войну с Сауроном и знал, что Север особенно важен. Если Ривенделл подвергнется нападению, дракон Смауг может причинить большие разрушения. Он убедил Торина, что может помочь ему вернуть утраченную территорию Эребор из Смауга, и так родился квест.

Хоббит

Гэндальф встречается с Бильбо в открытии «Хоббита». чаепитие, на которое он также приглашает тринадцать гномов и таким образом устраивает путешествующую группу с к повествованию романа. Гэндальф передает карту и ключ Эребору, чтобы помочь в поиске. В этом квесте Гэндальф находит свой меч Гламдринг в сокровищнице тролля. Элронд сообщает им, что этот меч был сделан в Гондолине, город, где отец Эльронда жил в детстве до его разрушения.

После побега из Туманных гор, преследуемых гоблинами и варгами, отряд уносится в безопасное место Великие орлы. Затем Гэндальф уговаривает Беорна разместиться и подготовить компанию для поездки через Лихолесье. Гэндальф покидает компанию до того, как они войдут в Лихолесье, сказав, что у него есть неотложные дела, которыми он должен заняться.

Он снова появляется перед стенами Эребора, замаскированный под старика, показывая себя, когда кажется, что люди из Эсгарота и эльфов Лихолесья будут сражаться с Торином и гномами за сокровища Смауга. Битва пяти воинств начинается, когда сонмы гоблинов и варгов атакуют все три стороны. После битвы Гэндальф сопровождает Бильбо обратно в Шир, раскрывая в Ривенделле, в чем заключалась его неотложная задача: Гэндальф еще раз призвал Совет изгнать Саурона, поскольку, очевидно, Саурону не требовалось Одно кольцо, чтобы продолжать привлекать зло в Лихолесье. Затем Совет «проявил свою силу» и изгнал Саурона из Дол Гулдура. Саурон, однако, предвидел это и отступает как уловка, чтобы снова появиться в Мордоре.

Властелин колец

Гэндальф Серый

Как объясняется в Братство Кольца, Гэндальф проводит годы между Хоббитом и Властелином Колец в путешествии Средиземье в поисках информации о Сауроне возрождение и таинственное кольцо Бильбо Бэггинса, вызванное, в частности, первоначальной вводящей в заблуждение историей Бильбо о том, как он получил его в качестве «подарка» от Голлума. В этот период он подружился с Арагорном и сначала стал подозревать Сарумана. Он проводит столько времени, сколько может в Шире, укрепляя свою дружбу с Бильбо и Фродо, осиротевшим двоюродным братом и приемным наследником Бильбо.

Гэндальф возвращается в Шир. на «одиннадцатидесятипервый» (111-й) день рождения Бильбо, принесший по этому случаю много фейерверков. После того, как Бильбо, в шутку над своими гостями, надевает Кольцо и исчезает, Гэндальф настоятельно призывает своего старого друга передать кольцо Фродо, как они и планировали. Бильбо становится враждебным и обвиняет Гэндальфа в попытке украсть кольцо. Встревоженный, Гэндальф внушает Бильбо глупость этого обвинения. Придя в себя, Бильбо признает, что кольцо беспокоит его, и оставляет его позади Фродо, отправляясь в Ривенделл.

В течение следующих 17 лет Гэндальф много путешествует, ища ответы на кольце. Некоторые ответы он находит в свитке Исильдура, в архивах Минас Тирит. Он также хочет допросить Голлума, который много лет носил кольцо. Гэндальф ищет долго и упорно Горлума, и часто имеет помощь Арагорна. В конце концов Арагорну удается найти Голлума. Гэндальф спрашивает Голлума, угрожая огнем, когда тот не желает говорить. Гэндальф узнает, что Саурон под пытками заставил Голлума в Барад-дур рассказать все, что он знает о кольце. Это усиливает растущее подозрение Гэндальфа, что кольцо Бильбо - это Единое Кольцо.

. Возвращаясь в Шир, Гэндальф подтверждает свои подозрения, бросая Кольцо в Фродо <49.>Огонь очага и чтение надписи, появляющейся на поверхности Кольца. Он рассказывает Фродо историю Кольца и убеждает его отнести его Ривенделлу, поскольку он будет в серьезной опасности, если останется в Шире. Гэндальф говорит, что он попытается вернуться на празднование 50-летия Фродо, чтобы сопровождать его в дороге; и что тем временем Фродо должен организовать тихий уход, так как слуги Саурона будут искать его.

За пределами Шира Гэндальф встречает Радагаста Коричневого, еще одного волшебник, который приносит новость о том, что Назгулы выехали из Мордора, и просьбу от Сарумана, чтобы Гэндальф прибыл в Изенгард. Гэндальф оставляет письмо Фродо (с призывом к его немедленному отбытию) с Барлиманом Баттербером в гостинице в Бри и направляется в Изенгард. Там Саруман раскрывает свои истинные намерения, убеждая Гэндальфа помочь ему получить Кольцо для собственного использования. Гэндальф отказывается, и Саруман заключает его в тюрьму на вершине своей башни. В конце концов Гэндальфа спасает Гвайхир Орел.

Гвайхир сбивает Гэндальфа в Рохане, где Гэндальф обращается к королю Теодену за лошадью. Теоден, находящийся под злым влиянием Гримы Змеиный Язык, шпиона и слуги Сарумана, велит Гэндальфу взять любую лошадь, которую он пожелает, но быстро уйти. Именно тогда Гэндальф встречает великого коня Шэдофакса, одного из меаров, который будет его ездовым животным и товарищем для большей части Властелина Колец. Затем Гэндальф усердно едет в Шир, но не достигает его, пока Фродо уже не отправится в путь. Зная, что Фродо и его товарищи направятся в Ривенделл, Гэндальф пробирается туда. В Бри он узнает, что хоббиты присоединились к Арагорну. Он сталкивается с назгулами в Уэтертопе, но убегает после ночного боя, увлекая четверых из них на север. Несколько ночей спустя Фродо, Арагорн и компания встретятся с оставшимися пятью на Weathertop. Гэндальф достигает Ривенделла незадолго до прибытия Фродо.

В Ривенделле Гэндальф помогает Элронду отогнать назгулов, преследующих Фродо, и играет большую роль в следующем совете как единственный человек, который знает всю историю Кольца. Он также показывает, что Саруман предал их и находится в союзе с Сауроном. Когда решается, что Кольцо должно быть уничтожено, Гэндальф добровольно сопровождает Фродо - теперь Хранителя Кольца - в его поисках. Он также уговаривает Эльронда позволить кузенам Фродо Мерри и Пиппину присоединиться к Братству.

Балрог достиг моста. Гэндальф стоял посреди пролета, опираясь на посох в левой руке, но в другой руке Гламдринг сиял, холодный и белый. Его враг снова остановился, повернувшись к нему, и тень вокруг него простиралась, как два огромных крыла. Он поднял хлыст, и ремешки заскулили и потрескались. Огонь исходил из его ноздрей. Но Гэндальф стоял твердо. «Вы не можете пройти», - сказал он. Орки остановились, и наступила мертвая тишина. "Я слуга Тайного огня, владеющий пламенем Анора. Вы не можете пройти. Темный огонь не поможет вам, пламя Удуна. Вернитесь в Тень ! Ты не можешь пройти ".

Дж. Р. Р. Толкин, Братство Кольца

Принимает на себя ответственность за Братство (состоящее из девяти представителей свободных народов Средиземья, «настроенных против Девяти Всадников»), Гэндальф и Арагорн ведут хоббитов и их спутников на юг. После неудачной попытки пересечь гору Карадрас зимой из-за суровых условий они переходят под горы через Шахты Мории, хотя только Гимли Дварф в восторге от этого маршрута. В Мории они обнаруживают, что колония гномов, основанная там ранее Балином, была уничтожена орками. Братство сражается с орками и троллями Мории и спасается от них.

На Мосту Казад-дума они сталкиваются с «Бичом Дурина », устрашающим Балрог из древних времен. Гэндальф сталкивается с Балрогом, чтобы остальные смогли сбежать. После короткого обмена ударами Гэндальф ломает мост под Балрогом своим посохом. Когда Балрог падает, он обвивает хлыстом ноги Гэндальфа, утаскивая его за край. Гэндальф падает в бездну с криком «Летите, дураки!».

Гэндальф и Балрог падают в глубокое подземное озеро в подземном мире Мории. Гэндальф преследует Балрога через туннели в течение восьми дней, пока они не поднимутся на пик Зиракцигил. Здесь они сражаются двое суток. В конце концов, Балрог побежден и сброшен на склон горы. Вскоре после этого умирает и Гэндальф, и его тело лежит на вершине, в то время как его дух путешествует «из мыслей и времени».

Гэндальф Белый

Гэндальф «отправляется обратно» как Гэндальф Белый, и возвращается к жизни на вершине горы. Гваихир, повелитель орлов, переносит его в Лотлориэн, где он исцеляется от ран и переодевается в белые одежды Галадриэль. Он отправляется в Фангорн Лес, где встречает Арагорна, Гимли и Леголаса (которые выслеживают Мерри и Пиппин ). Они принимают его за Сарумана, но он останавливает их атаки и раскрывается.

Они отправляются в Рохан, где Гэндальф находит этого короля Теодена был еще больше ослаблен влиянием Змеиного языка. Он ломает власть Змеиного языка над Теоденом и убеждает короля присоединиться к битве против Саурона. Затем Гэндальф отправляется собирать Эркенбранда из Вестфолда и его воинов, чтобы помочь Теодену в предстоящей битве с Саруманом. Гэндальф прибывает как раз вовремя, чтобы разбить атаку Сарумана на Хельмову Падь. После битвы в Хельмовой Пади, Гэндальф и Король едут в Изенгард, который тем временем был атакован и завоеван Древобородом и Энты вместе с Мерри и Пиппином. Гэндальф ломает посох Сарумана и изгоняет его из Белого Совета и Ордена Волшебников. Затем Гэндальф занимает место Сарумана как главы обоих. Змеиный Язык пытается убить Гэндальфа или Сарумана с помощью палантира Ортханка, но не попадает в оба. Пиппин забирает палантир, но Гэндальф быстро забирает его и передает Арагорну. После того, как группа покидает Изенгард, Пиппин берет палантир у спящего Гэндальфа, смотрит в него и встречается лицом к лицу с самим Сауроном. Затем Гэндальф берет с собой наказанного Пиппина в Минас Тирит, чтобы уберечь молодого хоббита от дальнейших неприятностей.

Гэндальф прибывает вовремя, чтобы помочь привести в порядок оборону Минас Тирита. Его присутствие возмущено Денетором, Наместником Гондора ; но когда его сын Фарамир тяжело ранен в битве, Денетор впадает в отчаяние и безумие. Вместе с принцем Имрахилом Гэндальф возглавил защитников во время осады города. Когда силы Мордора ломают главные ворота, Гэндальф один на Shadowfax противостоит Лорду Назгулов. В этот момент прибыли рохиррим, вынудив Назгулов отступить и вступить с ними в бой. Гэндальф должен спасти Фарамира от Денетора, который в отчаянии пытается сжечь себя и своего сына на погребальном костре.

«Итак, вот мой совет, - сказал Гэндальф.]« У нас нет Кольца. мудрость или великое безумие, он был отправлен на уничтожение, чтобы не уничтожить нас. Без него мы не можем силой победить силу [Саурона]. Но мы должны любой ценой уберечь его Око от его истинной опасности... Мы должны призвать его скрытая сила, чтобы он опустошил свою землю... Мы должны стать наживкой, хотя его челюсти должны сомкнуться на нас... Мы должны идти с открытыми глазами в эту ловушку, с мужеством, но с маленькой надеждой для себя. Ибо, милорды, это вполне может доказать, что мы сами полностью погибнем в черной битве вдали от живых земель; так что даже если Барад-дур будет низвергнут, мы не доживем до нового возраст. Но это, я считаю, наш долг ».

Дж. Р. Р. Толкин, Возвращение короля

Арагорн и Гэндальф возглавляют последнюю кампанию против сил Саурона у Черных ворот, чтобы отвлечь внимание Темного Лорда от Фродо и Сэм, которые в этот момент взбираются на Роковую гору, чтобы уничтожить Единое кольцо. В переговорах перед битвой Гэндальф и другие лидеры Запада встречают главного лейтенанта Саурона, который показывает им мифриловую рубашку Фродо и другие предметы из экипировки хоббитов. Гэндальф отвергает условия капитуляции Мордора, и силы Запада столкнулись со всей мощью армий Саурона, пока Кольцо не было уничтожено на Роковой горе. Затем Гэндальф ведет Орлов, чтобы спасти Фродо и Сэма от извергающейся горы.

После войны Гэндальф коронует Арагорна как короля Элессара и помогает ему найти саженец Белого Древа Гондора. Он сопровождает хоббитов до границ Шира, прежде чем отправиться навестить Тома Бомбадила.

Два года спустя Гэндальф уходит Средиземье навсегда. Он садится на корабль Хранителей Кольца в Серых Гаванях и отправляется в плавание, чтобы вернуться через море в Бессмертные Земли ; с ним его друзья Фродо, Бильбо, Галадриэль и Элронд, и его конь Шэдофакс.

Концепция и создание
" Der Berggeist "от Йозефа Мадленера

Внешность

Биограф Толкина Хамфри Карпентер рассказывает, что Толкин владел открыткой под названием Der Berggeist (« горный дух »), которую он назвал« происхождение Гэндальфа ». На нем изображен седобородый мужчина в большой шляпе и плаще, сидящий среди валунов в горном лесу. Карпентер сказал, что Толкин вспомнил, как покупал открытку во время своего отпуска в Швейцарии в 1911 году. Манфред Циммерман, однако, обнаружил, что картина была написана немецким художником Йозефом Мадленером и датируется серединой 1920-х годов. Карпентер признал, что Толкин, вероятно, ошибался относительно происхождения открытки. Дополнительное влияние, возможно, оказал Вяйнямёйнен, старый и мудрый полубог и центральный персонаж финского фольклора и национального эпос Калевала автор Элиас Лённрот.

На протяжении первых набросков и вплоть до первого издания «Хоббита» Бладортин / Гэндальф описывается как «маленький старичок», в отличие от от гнома, но не такого человеческого роста, который позже будет описан во «Властелине колец». Даже во «Властелине колец» Гэндальф не был высоким; короче, например, чем Элронд или другие волшебники.

Имя

При написании Хоббита в начале 1930-х годов Толкин дал имя Гэндальф лидеру гномов, персонажу позже назвали Торин Дубощит. Имя взято из того же источника, что и все другие имена гномов (за исключением Балина ) в «Хоббите»: «Каталог гномов » в Völuspá. Древнескандинавское имя Гэндальфр включает слова gandr, означающие «палочка», «посох» или (особенно в соединениях) «магия » и álfr «эльф ». Имя Гэндальф встречается по крайней мере еще в одном месте в скандинавском мифе, в полуисторическом Хеймскрингла, который кратко описывает Гэндальфа Альфгейрссона, легендарного норвежского короля. из восточной Норвегии и соперник Хальвдана Черного. Гэндальф - также имя норвежского морского короля из второй пьесы Генрика Ибсена, Могильный холм. Имя «Гандольф» встречается как персонаж в Уильяме Моррисе '1896 года в фантастическом романе Колодец на краю света вместе с лошадью «Сильверфакс», адаптированной Толкином как лошадь Гэндальфа » Shadowfax ". Действие книги Морриса, вдохновленное скандинавским мифом, разворачивается в псевдо средневековом пейзаже; это глубоко повлияло на Толкина. Волшебника, который стал Гэндальфом, изначально звали Бладортин.

Толкин пожалел о своем специальном использовании древнескандинавских имен, имея в виду «сборище гномов с эддейскими именами,... изобретенных в час праздности »в 1937 году. Но решение использовать древнескандинавские имена имело далеко идущие последствия в составе Властелина колец ; в 1942 году Толкин решил, что работа должна быть предполагаемым переводом с вымышленного языка Вестрон, а в английском переводе древнескандинавский имена были взяты для обозначения имен на языке Дейл. Гэндальф в этом контексте, таким образом, является представлением на английском языке (англизированный от древнескандинавского) имени, которое гномы Эребора дали Олорин на языке, который они использовали «извне» в своих повседневных делах, в то время как Таркон - это (непереведенное) имя, предположительно того же значения, что гномы дали ему на своем родном кхуздульском языке.

Гид

Один, Странник Георг фон Розен, 1886 Как Один в облике «Странника» - старик с длинной белой бородой, широкополой шляпой и посохом: Гэндальф, от «Нидоарт», 2013 год.

Роль и значение Гэндальфа существенно возросли в концепции Властелина колец и в письме 1954 года Толкин называет Гэндальфа «ангелом воплощенным». В том же письме Толкин заявляет, что ему придали облик старика, чтобы ограничить его силы на Земле. И в 1965, и в 1971 году Толкин снова ссылается на Гэндальфа как на ангельское существо.

В письме 1946 года Толкин заявил, что он думал о Гэндальфе как о «страннике-одине». Другие комментаторы аналогичным образом сравнивали Гэндальфа с норвежским богом Одином в его облике «странника» - стариком с одним глазом, длинной белой бородой, шляпой с широкими полями и посохом., или уподобил его Мерлину из легенды о короле Артуре или юнгианскому архетипу «Мудрого старика ".

, сравнившему Марджори Бернс Гэндальфа и Норвежский бог Один
АтрибутГэндальфОдин
Снаряжение«потрепанная шляпа». плащ. «колючий посох»Эпитет : «Длинный капюшон». синий плащ. посох
Борода«серый», «старик»Эпитет: «Седобородый»
Внешний видИстари (Волшебники) «в простом обличье,. как бы люди, уже старые. годами, но здоровые телом,. путешественники и странники». как писал Толкин » фигура. «странник-одиник»Эпитеты: «Усталый»,. «Странник», «Странник»
Силас посохомЭпитет: «Носитель [Волшебной] палочки»
Орлов спасли неоднократно. орлами в Хоббите. и Властелине колецСвязанный с орлами;. убегает из Йотунхейма. обратно в Асгард в виде орла

Толкиновский ученый Чарльз В. Нельсон описал Гэндальфа как «проводника, который... помогает главному персонажу в путешествии или поиске... в необычные и далекие места». Он отметил, что как в «Братстве кольца», так и в «Хоббите» Толкин представляет Гэндальфа в этих терминах. Сразу после Совета Элронда, Гэндальф сообщает Братству :

Кто-то сказал, что в партии потребуется разведка. Он был прав. Думаю, я пойду с вами.

Нельсон отмечает сходство между этим и Торином в «Хоббите»:

Мы скоро... начнем наше долгое путешествие, путешествие из которого некоторые из нас, а может быть, и все мы (кроме нашего друга и советника, гениального волшебника Гэндальфа), возможно, никогда не вернутся.

Более ранняя контрольная цифра: Вергилий ведет Данте вокруг Восьмого Круг ада в Данте в Инферно, Песнь 18. Картина Сандро Боттичелли, ок. 1480

Нельсон приводит в качестве примера кумскую сивиллу, которая помогала Энею в его путешествии по подземному миру в рассказе Вергилия Энеида, а затем сам Вергилий в Данте в Инферно, направляя, ободряя и физически помогая Данте в его путешествии через ад. В английской литературе, отмечает Нельсон, Томаса Мэлори Le Morte d'Arthur волшебник Мерлин обучает и направляет Артура, чтобы начать его путешествие. Учитывая эти прецеденты, отмечает Нельсон, неудивительно, что Толкин использовал ориентир, наделив его, как и этих предшественников, силой, мудростью, опытом и практическими знаниями, а также «осознанием [его] собственных ограничений. и [его] ранжирование в порядке великих ». Другие персонажи, которые действуют как мудрые и хорошие проводники, включают Том Бомбадил, Элронд, Арагорн, Галадриэль - которого он называет, пожалуй, самым могущественным. руководящих фигур, а также вкратце Фарамир.

Нельсон пишет, что существует такой же исторический прецедент для злых проводников, таких как «злые паломники» Эдмунда Спенсера в Королеве фей, и предполагает, что Голлум действует как злой проводник, в отличие от Гэндальфа, во «Властелине колец». Он также отмечает, что и Голлум, и Гэндальф - слуги Единого, Эру Илуватара, в борьбе с силами тьмы, и «по иронии судьбы» все они, хорошие и плохие, необходимы для успех поисков.

фигура Христа

Критик Энн С. Петти, пишущая о «Аллегории » в JRR Энциклопедия Толкина, обсуждает смерть и новое появление Гэндальфа в христианских терминах. Она цитирует Майкла У. Махера, С.Дж. : «Кто не мог подумать о спуске Гэндальфа в ямы Мории и его возвращении, одетом в белое, как о мотивах смерти- воскрешения ?» Однако она сразу замечает, что «такая узкая [аллегорическая] интерпретация» ограничивает воображение читателя, требуя единого значения для каждого персонажа и события.

.

Питер Крифт анализирует фигуры Христа в «Повелителе мира». Кольца
Христос атрибутГэндальфФродо Арагорн
Жертвенная смерть,. воскресение Умирает в Мория,. возрождается как Гэндальф Белыйсимволически умирает от Моргульского ножа,. исцеляется Элрондом берет тропы мертвых,. вновь появляется в Гондоре
Спасителе Все три помогают спасти Средиземье от Саурона
Трехчастного мессианского символизмаПророк Священник Король

Философ Питер Крифт, как и Толкин, католик, отмечает, что нет ни одной законченной, конкретной, видимой фигуры Христа в Властелин колец, сопоставимый с Асланом в C. Серия Хроники Нарнии С. Льюиса. Однако Крифт и Жан Чоссе определили отражения фигуры Иисуса Христа в трех главных героях «Властелина колец»: Гэндальфе, Фродо и Арагорне. В то время как Чаус обнаружил в них «грани личности Иисуса», Крифт писал, что «они иллюстрируют троичную мессианскую символику Ветхого Завета: пророк (Гэндальф), священник (Фродо) и king (Aragorn)."

Адаптации
Гэндальфа, изображенного в мультфильме Ральфа Бакши 1978 года

В BBC Radio инсценировки, Гэндальф был озвучен Норманом Шелли в Властелине колец (1955–1956), Хероном Карвичем в Хоббите ( 1968), Бернард Мэйс в Властелине колец (1979) и сэр Майкл Хордерн в Властелине колец ( 1981).

Джон Хьюстон озвучивал Гэндальфа в мультфильмах Хоббит (1977) и Возвращение короля (1980) производства Ранкина / Бас. Уильям Сквайр озвучил Гэндальфа в мультфильме Властелин колец (1978) режиссера Ральфа Бакши. Иван Иванович Краско сыграл Гэндальфа в советской экранизации Хоббит (1985). Гэндальфа изображал Веса Вирикко в финском телевидении минисериал Хобитит (1993).

Ян МакКеллен в роли Гэндальфа Белого в Питер Джексон Две башни (2002)

Иэн МакКеллен сыграл Гэндальфа в сериале Властелин колец (2001–2003), режиссер от Питера Джексона, после того, как Шон Коннери и Патрик Стюарт оба отказались от роли. По словам Джексона, Маккеллен основал свое выступление в роли Гэндальфа на самом Толкине:

Мы слушали аудиозаписи, на которых Толкин читает отрывки из «Властелина колец». Мы смотрели несколько интервью с ним BBC - есть несколько интервью с Толкином - и Ян основал свое выступление на подражании Толкину. Он буквально основывает Гэндальфа на Толкине. Он звучит так же, он использует речевые шаблоны, а его манеры порождены той же грубостью, что и в кадрах с Толкином. Таким образом, Толкин узнал бы себя в исполнении Яна.

Маккеллен получил широкое признание за свое изображение Гэндальфа, особенно в Братство кольца, за которое он получил Премию Гильдии киноактеров и номинация на премию Оскар, как за лучшую мужскую роль второго плана. Империя по имени Гэндальф, как изображено Маккеллен, 30-й величайший киногерой всех времен. Позже он повторил роль в серии фильмов Хоббит (2012–2014), утверждая, что ему нравилось играть Гэндальфа Серого больше, чем Гэндальфа Белого. Маккеллен также озвучивал Гэндальфа для видеоигр, основанных на фильмах, в том числе Третья эпоха и Возвращение короля.

Чарльз Пикард изобразил Гэндальфа в постановке 1999 года «Двое». Башни в Чикаго Театр «Линия жизни». Брент Карвер сыграл Гэндальфа в музыкальной постановке 2006 года Властелин колец, которая открылась в Торонто.

Гэндальф появляется в The Lego Movie, озвучивает Тодд Хэнсон. Гэндальф - главный герой видеоигры Lego Dimensions, его озвучивает Том Кейн.

См. Также
  • значок Портал спекулятивной фантастики
Примечания
Ссылки

Первичный

В этом списке указано местонахождение каждого элемента в трудах Толкина.

Вторичный

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гэндальфом.

Последняя правка сделана 2021-05-21 11:25:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте