Женщины-гамелан играли на противоположных сторонах большой открытой сцены, в то время как танцоры выступали | |
Разработано | Индонезия |
---|
Музыка Индонезии | |
---|---|
Кемпул гонги с Явы | |
Жанры | |
Особые формы | |
Региональная музыка | |
|
Гамелан гонг кебяр - это стиль или жанр из балийцев гамелан м усик Индонезии. Кебяр означает «вспыхнуть или взорваться» и относится к взрывным изменениям в темпе и динамике, характерных для стиля. Это самая популярная форма гамелана на Бали и его наиболее известный музыкальный экспорт.
Музыка гонг кебяр основана на пятитональной шкале, называемой пелог селисир (тоны 1, 2, 3, 5 и 6 7-тональной шкалы пелог ) и характеризуется яркими звуками, синкопами, внезапными и постепенными изменениями в цвет звука, динамика, темп и артикуляция, а также сложное, дополнительное переплетение мелодическое и ритмические паттерны, называемые котекан.
Гамелан гонг кебяр впервые был зарегистрирован на Северном Бали в начале 1900-х годов.. Первое публичное выступление состоялось в декабре 1915 года на конкурсе гамелан гонг в Джагараге, Северный Бали. Десять лет спустя Марио Табананский создал танец кебьяр, чтобы сопровождать музыку.
После своего вторжения на остров голландские оккупанты ответили на международную критику строительством культурных учреждений. Они спонсировали эти соревнования, пока японские войска не прекратили свое правление во Второй мировой войне.
В дополнение к общеостровным соревнованиям по искусству гамелан гонг кебяр стал неотъемлемой частью современных индуистских церемоний на Бали. Они необходимы для ежегодных церемоний дня рождения в храмах, одалан, а также во время крупных праздников в качестве сопровождения священных танцев. Они также подходят для класса ритуалов, связанных с человеческой жизнью, Putra Manusia, таких как свадьбы.
Инструменты в гамелан гонг кебяр предлагают широкий диапазон высот и тембров, в пределах пяти октав от самого глубокого гонга до самого высокого тональности на гангсе. Высокие частоты можно охарактеризовать как «пронзительные», низкие - «гулкие и устойчивые», а барабанные - как «четкие». Инструменты кебяра чаще всего группируются попарно или «по гендерному принципу». Каждая пара состоит из мужского и женского инструментов, женский немного крупнее и немного ниже по высоте. См. Раздел настройка в этой статье для получения дополнительной информации.
Большинство инструментов в кебяре имеют клавишные металлофоны, с бронзовыми клавишами, опирающимися на подвесные аккорды над бамбуковыми резонаторами. Часто инструменты имеют деревянные рамы, украшенные резьбой. Секция гангсы в гамелан гонг кебяр - самая большая секция, состоящая из 13-14 игроков. На инструментах гангсы играют с помощью молотка, называемого a. Молоток различается по твердости в зависимости от инструмента и его диапазона. Клавиши расположены снизу вверх, слева направо. По ключу бьют молотком одной руки и увлажняют пальцем и вторым суставом другой руки. На клавиши можно играть одним из трех способов:
Инструменты гангсы воспроизводят сложные орнаменты (цветы) на основной мелодии (покок, или ствол дерева) музыкального произведения. Взрывное ощущение стиля гонг кебяр происходит в основном из динамического диапазона этих инструментов, чьи яркие, резкие тона могут звучать от мягких и сладких до чрезвычайно громких и агрессивных. Каждая гендерная пара гангсы мужчина / женщина также разделена на две взаимосвязанные мелодические части: поло (в основном игра в ритме) и сангси (в основном игра в ритме) во время котекан, что позволяет чрезвычайно быстро и виртуозно, и сложные шаблоны для воспроизведения.
В кебяре четыре кантилана, два мужских и две женских. См. гендерные инструменты в этой статье. Эти инструменты имеют самое высокое звучание в ансамбле кебяров, с самой высокой нотой около C7. Он имеет десять клавиш и диапазон в две октавы, и на нем играют деревянным молотком. Игроки часто сидят на полу, чтобы играть на этом инструменте.
В кебьяре также четыре пемаде, два мужских и две женских. У этих инструментов также есть десять клавиш, диапазон двух октав, и на них играют деревянным молотком, но они ровно на одну октаву ниже, чем кантилан. Игроки часто сидят на полу, чтобы играть на этом инструменте.
В ансамбле кебяров часто бывает только один угал, и обычно это женский. Его играет один из руководителей ансамбля. Иногда используется второй, мужской угал. Угал выше, чем другие гангсы, и игрок сидит на коротком табурете, чтобы игрок мог легко визуально воспроизвести ансамбль. Инструмент также имеет 10 клавиш с диапазоном двух октав, и на нем играют твердым деревянным молотком, немного большим, чем другие гангса-пангулы, и обычно с дополнительными украшениями, поэтому иногда театральные реплики лидера активно улавливают свет. Его ноты на октаву ниже, чем у гангса-пемаде. Угалы играют комбинацию партий гангсы и реплик, мелодичных соло и основной мелодии с завитушками. Первый, передний угал, воспроизводит элементы партии взаимосвязанных гангса поло (партии, которая чаще играет в такт), а если есть второй угал, он воспроизводит элементы партии сангси (ноты гангсы чаще звучат не в такт).).
Джублаг (или чалунг) выше по высоте, чем джегог (см. Соответствующий ксилофон калунг ). Этот инструмент, как и джегог, также требует длинных резонирующих бамбуковых трубок. поэтому часто играют, сидя на маленьком табурете, и состоят из одной пары женский / мужской. Эти инструменты имеют диапазон в одну октаву, между пемаде и угалом. Некоторые из них имеют пять клавиш (1, 2, 3, 5 и 6).), но джублаг с семью клавишами также часто встречается на Бали (хотя в ансамблях гонг кебяр обычно не используются ноты 4 и 7, а используется только шкала пелог селисир). Обычно он играет на долях покока; клавиши нажимаются чаще, чем чегоган и, как правило, реже, чем угал (игра на пококе). Партия джублага часто представляет собой полный покок, в то время как часть угала включает в себя некоторые украшения и завитки; однако, джублаг не воспроизводит, например, полные последовательности кебяра. октава выше джегогана и перекрывает тона с угалом.
В кебяре есть два джегогана (сокращенно до «джегог») в кебяре, один мужской и один женский. Эти инструменты имеют диапазон в одну октаву и находятся на одну октаву ниже джублага. Клавиши значительно больше, чем у других гангс, и для них используется большой сферический молоток с резиновым покрытием и тканевым покрытием. Джегоган играет самые глубокие настроенные ноты в ансамбле, обычно играя ключевые ноты в основной мелодии музыкального произведения, а не на каждой ноте этой мелодии.
Гонги бывают разных размеров и обеспечивают структуру фразировки для музыки путем повторения четырех- или восьмиударного паттерна. Этот шаблон называется циклом гонга. Гонги устанавливаются вертикально.
Также называемый просто гонг, гонг gedé является самым глубоким и наиболее резонансным. Геде, иногда пишущееся где, на балийском означает «большой». Поскольку это самый большой из гонгов, он считается самым священным инструментом в кебьяре. Его никогда не смачивают, всегда дают разложиться. Из-за своего глубокого тона он проникает сквозь ансамбль и слышен на многие мили. По нему бьют большим молотком с мягкой подкладкой.
Гонг среднего размера, кемпур очень похож на гонг геде, поскольку имеет очень похожие качества, но только выше по высоте (примерно на октаву и на одну пятую выше). По нему бьют большим молотком с мягкой подкладкой.
Также известный как кемонг, он намного меньше и выше по высоте, чем кемпур. По нему бьют более твердым молотком, чем гонг геде или кемпур, что позволяет ему иметь более острую атаку.
Гонги для чайников бывают круглыми, бронзовыми и наклонными. Их часто устанавливают горизонтально на подвесных поясах как часть рамы. В таком положении есть отверстие внизу, слегка скошенная дуга сверху и выступающий центр, называемый выступом. Чайники расположены снизу вверх, слева направо. Обычно в них играют деревянным молотком, обернутым веревкой на одном конце (для смягчения атаки) или концом молотка, который представляет собой голое обработанное дерево. Молотки держат по одному в каждой руке как продолжение заостренных указательных пальцев. Есть четыре обычных удара:
Также, как и пишут, этот инструмент состоит из 12 чайников, установленных горизонтально в ряд на раме. На нем играют четыре музыканта, каждый из которых берет на себя от 2 до 4 чайников. Игроки, сидящие в ряду, делятся на две группы: первая состоит из первого и третьего игроков в ряду, а вторая - из второго и четвертого игроков. Оба человека в одной группе играют одну и ту же роль, но вдвое разнесены на октаву. Части первой и второй группы при совместном воспроизведении взаимосвязаны. В рейонге есть как мелодичные, так и немелодические ударные партии.
Тромпонг обычно не используется в кебьяре, так как он связан с более старыми жанрами, такими как гамелан гонг где. Однако, когда он используется, он располагается перед ансамблем лицом к публике. Построенный аналогично рейонгу, он состоит из 10 чайников с диапазоном двух октав. Его играет только один человек, и этот человек может быть руководителем ансамбля, который сидит на короткой табуретке и играет основную мелодическую линию. На тромпонге также играет танцор в танцевальных пьесах, таких как Кебьяр Тромпонг и Кебьяр дудук. Из-за размера инструмента мелодии составлены таким образом, чтобы можно было медленно перемещать свою позицию, чтобы достичь крайних значений своего диапазона.
Тава тава - это небольшой чайник, который держат на коленях или в руке и бьют по боку молотком с мягким круглая голова. Он воспроизводит удары цикла гонга и действует как метроном.
Кемпли и каджар - это маленькие чайники, установленные на веревках, натянутых на подставку, похожую на коробку. В основном они используются как инструменты для поддержания темпа. Обычно на них играют палкой, обернутой шнуром, например, на рейонге и тромпонге. Чайник ударяют по выступу, увлажняя его другой рукой, для получения более резкого и сухого звука.
Также написано кленанг, это очень маленький чайник, около 5 дюймов в диаметре, который либо установлен на отдельной подставке, либо держится в руках. В него также играют палкой, обернутой шнуром. Он играет каждую секунду в темпе, обычно чередуясь с кемпли или тава тава.
Каджар - это небольшой чайник с углублением, который держат на коленях и играют твердой палкой. Каджар расставляет акценты на важные части ритма.
Кенданг - это двуглавый барабан из дерева джекфрута и воловьей кожи. Экстерьер имеет форму усеченного конуса, а отрицательное пространство интерьера - песочные часы. Эта форма и натягивающее действие кожаных ремешков создают в одном барабане две разные, приблизительно одинаковые строчки. Как и большинство инструментов гамелан, кенданг парные: большая, ведущая женская часть, вадон, и другая мужская, лананг. Поверхности внутри вадона кенданга вырезаны более прямыми, чем поверхности в лананге, в результате чего получается более резонансный, гулкий тембр.
Подобно слогам для высот, используемых для звуковых инструментов, в кенданге есть набор звукоподражательных звуковых слогов для каждого удара, производящего в общей сложности 14 типов звука. В кенданге играют либо голыми руками, либо голыми руками плюс один молоток. Кенданг-вадонист обычно возглавляет иерархию ансамбля, устанавливая временные и звуковые переходы, как дирижер.
Часть кенданга - самая сложная в гонг кебяре, она основана на богатой лексике скорострельных синкопированных паттернов, соответствующих настроению и прогрессу тональной музыки. Барабанщик lanang отвечает за заполнение соответствующей части блокировки. Игроки кенданга могут сидеть лицом так же, вадон впереди, а лананг сзади.
Произносится / t͡ʃeŋ t͡ʃeŋ /, этот инструмент состоит из нескольких небольших накладывающихся друг на друга тарелок, привязанных к раме. Каркас часто вырезан в виде животного, чаще всего черепахи, поскольку мифическая черепаха, как говорят, несет остров Бали на спине. Игрок держит пару подходящих тарелок с бамбуковыми или текстильными ручками, быстро и равномерно ударяя по неподвижным тарелкам или с асимметричными акцентами с кендангом или рейонгом.
Один из двух инструментов, способных изменять высоту звука, suling - это вертикальная бамбуковая флейта. Планировка бывает разных размеров, от пикколо-подобного < 1 ft to a breathy 5 ft. The suling section doubles and ornaments the melody; the highest register suling has the freest rein to improvise. The player кругового дыхания до поддержания высоты звука в постоянном тоне. Своеобразным качеством балийского линга, отличного от сунданского, является комбинированное вибрато от неравномерного сгибания челюсти и работы языка.
Suling сохранил полную септатоническую настройку придворного гамелана и может получить доступ к тонам в промежутках высоты тона клавишных инструментов для эффекта.
ребаб - скрипка с шипом, на которой играют из лука. В кебяре он используется лишь иногда, так как часто заглушается металлофонами. Его мелодическая линия похожа на строй, иногда доходя до высоты звука септатоники. У него всего две струны, настроенные на западную четверть друг от друга, которые никогда не соприкасаются с грифом без натяжения. Это позволяет игроку менять ноты, нажимая на струну, сгибая струну в сторону, скользя или меняя струны.
В отличие от западного тетивы, лук ребаба более глубокий и удерживается снизу, как у виола да гамба. Большой палец игрока оказывает давление непосредственно на волосы, чтобы контролировать натяжение.
В любой балийской музыке нет стандартной высоты звука. Вообще говоря, все инструменты в ансамбле гамелан гонг кебяр создаются и настраиваются одновременно. Каждый ансамбль настроен на себя, что делает практически невозможным удалить инструмент из одного ансамбля, чтобы использовать его в другом и добиться соответствия высоте звука. Однако в любом ансамбле инструменты имеют гендерный характер, и их индивидуальная настройка зависит от пола этого инструмента.
Почти каждый инструмент в ансамбле кебяра сочетается с мужским и женским аналогами. Каждый инструмент в паре настроен иначе, чем его аналог, на один выше и один ниже. При одновременной игре на верхнем инструменте (известном как пенгисеп или «ингалятор») и на нижнем инструменте (известном как пенгумбанг или «выдох») возникает эффект избиения (омбак) на симпатический резонанс, создающий общее мерцающее, пульсирующее качество. Женский инструмент настроен ниже, а мужской - выше. Например, одна нота на женском гангса-пемаде может быть настроена на 220 Гц, в то время как мужская гангса-пемаде может быть настроена немного выше на 228 Гц. Некоторые ансамбли кебяра настроены таким образом, что ансамбль нумбан настроен так, что удары значительно быстрее для высоких частот, а самые низкие ноты джегога разделяются почти на четверть тона. Гендерная пара гангсы будет играть взаимосвязанные мелодии котекан, так что в каждой паре одна взаимосвязанная партия (поло или сангсих) находится на женском инструменте, а другая - на мужском инструменте. Вторая пара этого инструмента (например, pemade) использует противоположную компоновку, так что есть один инструмент каждого пола, играющий каждую партию: женские поло, мужские sangsih, женские sangsih и мужские поло для полного баланса.
Его тезка относится к взрывному, преимущественно неизмеренному разделу, обозначающему вступление и некоторые переходы кебяровых композиций. Композиционный стиль происходит от кебяр-легонга из Булеленга, Северный Бали, который характеризуется длинными нотами максимальной громкости, одновременно исполняемыми всем ансамблем, свободно звенящими глиссанди, резкими изменениями темпа и ритмическими триолями.
Tabuh kreasi baru («новые композиции») - основной тип инструментальной музыки в гамелан гонг кебяр. Характеризуясь последовательностью отрывков с участием каждой инструментальной группы, они были «рапсодическими» и «слабо построенными» в начале 20 века, но становились все более стандартизированными.
Музыка разделена на 4 группы ударов, весь этот ритмический цикл называется гонган. Гонги делят гонган на части: gongageng, самый большой гонг, отмечает конец гонгана, меньшие гонги отмечают 4-й или 8-й удар, а самые маленькие гонги обозначают пульс.