Galaksija (компьютер)

редактировать

Galaksija
Galaksija 1984.jpg Основная плата Galaksija в процессе сборки
ТипДомашний компьютер
Дата выпуска1983; 37 лет назад (1983)
НосителиКомпакт-кассеты
ЦП Zilog Z80 A @ 3,072 МГц
Память2–6 КБ ОЗУ, 4–8 КБ ПЗУ
Дисплей64x48 монохромный
ВходКлавиатура
ПреемникGalaksija Plus

Galaksija ( Кириллица : Галаксија;, что означает «Галактика ») - это компьютер, созданный самим собой, разработанный Войей Антоничем. Он был показан в специальном выпуске популярного одноименного научного журнала Računari u vašoj kući («Компьютеры в вашем доме», автор: Деян Ристанович ), опубликованном в конце декабря 1983 года в Белграде, Югославия. Наборы были доступны, но не требовались, так как они могли быть полностью построены из стандартных готовых деталей. Позже он был также доступен в полной форме.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Технические характеристики
  • 3 БАЗОВЫЕ ПЗУ
    • 3.1 ПЗУ «A»
    • 3.2 ПЗУ «B»
  • 4 символьного ПЗУ
  • 5 «Кассета» порт
  • 6 Дизайн
  • 7 Галерея
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
    • 10.1 Статьи
    • 10.2 Презентации
    • 10.3 Remake
    • 10.4 Эмуляторы
    • 10.5 Онлайн-музеи
    • 10.6 Прочее
История

В начале восьмидесятых годов различные законы в ЮФР Югославии запрещали ввоз компьютеров в страну. В то же время даже самые дешевые компьютеры, доступные на Западе, приближались к среднемесячной зарплате. Это означало, что независимо от спроса на домашние компьютеры, лишь относительное меньшинство людей имело один - в основном, ZX Spectrum или Commodore 64.

. По его собственным словам, где-то в 1983 году. Войя Антонич, отдыхая в отеле Teuta в Рисане, читал руководство по применению для RCA CDP1802 CPU и наткнулся на CPU- вспомогательное создание видео. Поскольку CDP1802 был очень примитивным, он решил, что процессор Zilog Z80 тоже может выполнить эту задачу.

Перед тем, как он вернулся домой в Белград, у него уже были концептуальные схемы компьютера, который использовал программное обеспечение для создания видеоизображения. Хотя использование программного обеспечения, а не оборудования, значительно снизило бы производительность его конструкции, это также упростило аппаратное обеспечение и снизило его стоимость.

Его следующим шагом был поиск журнала для публикации диаграмм. Очевидный выбор был опубликован в Загреб, но из-за предыдущего плохого опыта он решил опубликовать в другом месте.

Научно-популярный журнал Galaksija оказался несовместимым, но он слышал, что они работают над специальным выпуском, посвященным компьютерам. Он предложил опубликовать целые схемы, инструкции и т. Д., Сделанные своими руками, автору номера, Деян Ристанович. Все это вошло в специальный выпуск Računari u vašoj kući («Компьютеры в вашем доме»). Он был выпущен в конце декабря 1983 года, хотя датирован январем 1984 года.

Они пытались угадать, сколько Galaksijas построят читатели. Их оценки варьировались от ста до тысячи (цифра звучала настолько оптимистично, что вызывала смех). Фактическое количество, построенное известными «мастерами своими руками», составляло около 8000! На самом деле это число может быть больше, если учтены люди, которые не покупали никаких комплектов (включая PCB и ROM ).

Компоненты были предоставлены различными производителями и поставщиками:

Позже, вместе с ними, началось массовое коммерческое производство компьютеров Galaksija, в основном для доставки в школы.

Технические характеристики
BASIC ROMs

Galaksija BASIC - это BASIC интерпретатор первоначально частично основывался на коде, взятом из TRS-80 Level 1 BASIC, который, по мнению создателя, был Microsoft BASIC. Однако после значительных модификаций для включения видео код генерации (поскольку CPU был основным участником в снижении стоимости оборудования) и улучшил язык программирования, то, что осталось от оригинала, называется в основном потоковым управляющий и код с плавающей запятой. Он полностью содержался в 4 KB ПЗУ «A» или «1». Дополнительное ПЗУ «B» или «2» предоставлено больше команд Galaksija BASIC, сборка э, монитор и т. д.

ROM "A"

Чип, помеченный как "A" создателем Galaksija, Voja Antonić обычно назывался "ROM 1 »или просто« ПЗУ ». ПЗУ «A» содержало код начальной загрузки Galaksija, его управляющий код (элементарная операционная система ), код генерации видео (поскольку у Galaksija не было продвинутой видеоподсистемы, его Z80 ЦП отвечал даже за генерацию видеосигнала ) и Galaksija BASIC.

Для размещения всей этой функциональности в 4 КБ 2732 EPROM потребовалось много усилий и некоторых жертв. Например, в некоторых областях текста сообщения также использовался фактический код (например, сообщение «ГОТОВ»), а количество сообщений об ошибках было уменьшено до трех («ЧТО?», «КАК?» И «ИЗВИНЕНИЕ»).

ROM "B"

ROM "B" Galaksija - это 2732 EPROM чип, который содержит расширения к исходному Galaksija BASIC доступен в базовом ПЗУ ("A"). Он был обозначен как «B» создателем Galaksija, Voja Antonić, но обычно упоминался как «ROM 2».

ПЗУ "B" содержало добавленные команды и функции Galaksija BASIC (в основном тригонометрические ), а также Z80 ассемблер и монитор машинного кода. Это ПЗУ не требовалось и было необязательным обновлением. Несмотря на то, что это запланировано на материнской плате, содержимое ПЗУ «B» не было автоматически инициализировано во время загрузки. Вместо этого пользователи должны были выполнить команду Galaksija BASIC, чтобы запустить программу с машинным кодом из ПЗУ «B», прежде чем они смогут получить дополнительные функции. Это также означало, что даже Galaksijas с подключенным ROM "B" может вести себя полностью как базовые модели.

Символьное ПЗУ

Символьное ПЗУ домашнего компьютера Galaksija - это 2716 EPROM чип, содержит графические определения набора символов Галаксии. У него не было специального названия, и он был помечен "2716" после типа необходимого 2 КБ EPROM.

Galaksija имеет слегка измененный (локализованный) набор символов ASCII :

  • Отсутствуют символы нижнего регистра
  • Представлены коды с 91 по 94 сербский язык символы Č, Ć, Ž и Š соответственно. Буква «Đ» отсутствовала в исходной версии и обычно заменялась на «DJ».
  • Она содержала 64 псевдографических символа с различными комбинациями точек в матрице 2x3 .
  • Коды символов 64 и 39 используются для двух половин логотипа компании (их можно увидеть в подсказке «READY») ​​

Каждый символ был представлен в виде матрицы 8x13 из пикселей. В этом ПЗУ 8-пиксельные строки каждого символа представлены как 8 бит одного байта.

«Кассетный» порт

используемая Галаксия кассета как вторичный накопитель. Он имел 5-контактный разъем DIN, используемый для подключения компьютера к кассетному магнитофону. Схема интерфейса ленты была рудиментарной - за исключением нескольких элементов, управляющих уровнями, она была, по сути, однобитным цифровым эквивалентом таковой в ZX Spectrum. Входной сигнал направлялся на интегральную схему, иначе отвечающую за клавиатуру, так что ЦП «видел» входной сигнал как серию очень быстрых нажатий клавиш разной длины и промежутков между ними.

Обычно утверждается, что исходная Galaksija не имеет каких-либо выделенных (отдельных) аудиопортов, и большинство программ были написаны без звука. Однако было возможно использовать порт кассеты в качестве аудиовыхода, как это сделано в ZX Spectrum (его разъем «EAR»). Единственная техническая разница между ZX Spectrum и Galaksija в отношении наличия звука заключается в том, что ZX Spectrum имеет встроенный звуковой сигнал, а в планы Galaksija не входит какой-либо динамик.

Дизайн

Для упрощения самостоятельной сборки и снижения стоимости печатная плата была спроектирована как однослойная (односторонняя) плата. Это привело к относительно сложной конструкции, требующей, чтобы многие соединения на стороне компонентов выполнялись с помощью проводов.

Дело Галаксии не было заранее построено. Вместо этого в руководстве предлагалось, чтобы он был построен из материала печатной платы (такого как Pertinax ), который также использовался для материнской платы. Таким образом, верх, стороны и усиливающие элементы были спаяны вместе с образованием «крышки». Акриловое стекло рекомендовано для нижней стороны. В руководство включены инструкции по чистке, покраске и даже декорированию ящика в сборе. Название "GALAKSIJA" и декоративный бордюр должны были быть добавлены с использованием листов с буквами Letraset после первого (белого) слоя краски, но перед вторым слоем окончательного цвета. После высыхания краски перенесенные украшения должны были быть соскребаны, обнажив нижележащую белую краску.

Клавиатура устроена так, что клавиши имеют свои собственные адреса с отображением в памяти, которые в большинстве случаев следуют тому же порядку, что и ASCII код буквы на ключ. Это сэкономило место в ПЗУ за счет сокращения таблиц поиска, но значительно увеличило сложность однослойной клавиатуры PCB, так что для этого требовалось 35 перемычек.

Галерея
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Галаксия.

Статьи

Презентации

  • The Ultimate Galaksija Talk - углубленная презентация Томаша Шолца, представленная на конференция 29C3

Remake

  • μGalaksija - FPGA Galaksija
  • [2] - CMOS Galaksija

Emulators

Интернет-музеи

Другое

Последняя правка сделана 2021-05-21 10:29:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте