Гаджасурасамхара

редактировать
Гаджасурасамхара
Gajasamharamurti.JPG Гаджасурасамхара
ПринадлежностьАспект Шивы

Гаджасурасамхара (букв. «Убийца слона-демона»), также Гаджасамхара, Гаджантака и Гаджаха (все три букв. «Убийца слона») и Матангари («Враг слона»), является жестоким аспектом индуистского бога Шивы как Разрушителя слона-демона Гаджасуры. Икона популярна в произведениях Паллава и Чола, которые изображают его энергично танцующим в содранной шкуре слона Гаджасуры.

Главный храм Гаджасурасамхары находится в Валувур (Важувур), Тамил Наду, где главной иконой является восьмирукий бронзовый Гаджасурасамхара. Валувур - один из храмов Атта-вираттам, восемь мест героических деяний Шивы.

Содержание

  • 1 Текстовые ссылки и легенда
  • 2 Иконография
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Текстовые ссылки и легенда

Ученые связывают форму Гаджасурасамхары с эпитетом Криттиваса («имеющий кожу в качестве одежды»), используемым в ведическом гимне Шри Рудрам Чамакам для Рудра, ведический бог, связанный с Шивой. Часто религиозные гимны Теварама называют Шиву тем, кто носит шкуру слона, ссылаясь на этот случай. Шива Сахасранама («Тысяча имен Шивы») описывает Шиву как Гаджаху, убийцу слона.

Курма Пурана описывает сказку о Гаджасурасамхаре, при обсуждении Криттивашвары («Господь, имеющий кожу в качестве одежды») линга (знаковая форма Шивы) Варанаси. Когда демон (Ракшаса ) принял форму слона и терроризировал браминов, поклонявшихся лингам, Шива вышел из этого лингама, убил демона и снял шкуру слона, после чего надев шкуру на верхнюю часть тела. тело. Другая версия гласит, что Гаджасура приобрел различные силы, практикуя суровое покаяние. Однако он возгордился и начал преследовать, грабить и убивать людей. Даже боги боялись его. Однажды Гаджасура напал на преданных Шивы в Варанаси, и Шива появился, чтобы спасти их, и разорвал тело слона. Валувур, где находится главный храм Гаджасурасамхары, иногда описывается как место, где произошел инцидент, а не Варанаси.

Другая версия сказки дается в Вараха Пуране. Он связывает Гаджасурасамхару с визитом Шивы в Лес Деодар («Дарукавана»), чтобы преподать урок высокомерным мудрецам. Шива посещает Лес как молодой обнаженный нищий, с чародейкой Мохини в качестве его жены. Пока мудрецы влюбляются в Мохини, женщины дико преследуют Шиву. Когда мудрецы приходят в себя, они совершают черную магию в жертву, в результате чего появляется демон-слон по имени Гаджасура, который атакует Шиву, который убивает его и носит его шкуру.

Иконография

Редкий случай, когда иконография трактаты полностью соблюдаются
Тексты

Согласно иконографическому трактату Амшумадбхедагама, Гаджасурасамхара-Шива танцует внутри шкуры убитого слона, которая расположена вокруг него как прабхамандала (ореол ). Хвост отходит от короны Шивы, его левая нога находится на голове слона, а правая согнута и приподнята над левым бедром (поза уткутикасана). Шива носит одежду из шелка и тигровой шкуры, а также различные украшения и имеет темно-красный цвет. Он может быть изображен четырех или восьмируким. На четырехруком изображении Шива держит пашу (петлю) в одной из правой руки и бивень слона в левой руке; другие руки держат вытянутую шкуру слона. В восьмирукой форме он держит в правой руке тришула (трезубец), дамару (барабан), пашу и шкуру слона, а в левой руке заставляет висмайя мудру (знак удивления), а другие держат капалу (чашу черепа), бивень и шкуру слона. Другая восьмирукая форма в том же тексте содержит тришулу, меч, бивень и шкуру слона в левой руке и капалу, щит, гханту (колокольчик) и шкуру слона в правой руке. Слева от Шивы должна стоять его супруга Парвати с их сыном Сканда на руках, оба дрожат от страха перед этим жестоким аспектом Шивы.

Супрабхедагама предписывает, чтобы десятирукий Гаджасурасамхара держал акшамалу (четки), меч, шактйаюдху (силовое оружие), данду (посох), тришулу в правой руке и кхатвангу (череп-посох), змея, череп, щит и олень слева.

Изображения

В скульптуре Гаджасурасамхара часто изображается с восемью или шестнадцатью руками. Эти множественные руки необычны в иконографии Шивы и используются исключительно в его боевых формах. В таких многоруких изображениях Шива может нести различные атрибуты, такие как тришула, дамару, меч, капала, паша, олень, анкуша (стрекот), ваджра (удар молнии), стрела, гада (булава ), хатаванга, танка (долотообразное оружие), лук, змея, бивень слона и акшамала. Его руки можно держать в сучихаста мудре (жесте для привлечения внимания) или висмая мудре. По крайней мере, две руки держат шкуру слона вокруг тела.

Гаджасурасамхара, Белур, Карнатака

Гаджасурасамхара показан одетым в джатамукуту (спутанную корону из волос) с джатамандалой (плетеные волосы, растущие из голова, образующая вокруг себя круг) и гирлянды из черепов. Джатамукута может быть украшена черепами и цветами дурдхура, в то время как джатамандала может быть почитаема обычными атрибутами Шивала, такими как змея и полумесяц. У него устрашающее лицо с круглыми закатывающимися глазами и торчащими клыками.

Пал описывает Гаджасурасамхару как «самую динамичную из всех шива (связанных с Шивой) тем, созданных южноиндийскими скульпторами». В этой позе часто подчеркивается тело Шивы, чтобы передать энергичный танец. На изображениях из Карнатака правая нога Шивы находится на голове слона, а левая нога слегка приподнята вверх, чтобы напоминать танец. В скульптурах Чола, как в изображениях Валувура и Дарасурама, правая нога часто опирается на голову слона, а левая нога согнута и приподнята над правым бедром (поза уткутикасана). В обеих конфигурациях игнорируется описание в иконографических трактатах, где левая нога опирается на голову слона.

Гаджасурасамхара часто изображается с Парвати рядом с ним. Она часто бывает с запуганным Скандой, со страхом глядя на Шиву и крепко цепляясь за нее. В отличие от иконографических трактатов, в которых они оба описаны как испуганные, некоторые изображения изображают спокойную Парвати, успокаивающую своего испуганного сына, символизируемую жестом абхайямудры («не бойся»), сделанным ее рукой. В других изображениях Гаджасурасамхара сопровождает Парвати, их сын Ганеша, помощник гана такие, как Нанди и Бринги, различные божества и музыканты игра на музыкальных инструментах и ​​гоблины-скелеты-помощники.

Примечания

Ссылки

  • Петерсон, Индира Вишванатан (1991). Стихи Шиве: Гимны тамильских святых. Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-0784-7.
  • Рао, Т.А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии. 2: Часть I. Мадрас: Типография Закона. OCLC 630452416.
  • Пал, Пратападитья (1969). "Южно-индийские скульптуры: переоценка". Бюллетень Бостонского музея. Музей изящных искусств, Бостон. 67 (350): 151–173. JSTOR 4171519.

.

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гаджасурасамхара.
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:23:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте