Гай Мусоний Руф | |
---|---|
Родился | ок. 20-30 гг. Нашей эры. Волсини, Этрурия |
Умер | Не позднее 101 г. |
Национальность | Роман |
Другие имена | Мусоний Руф |
Эпоха | Античная философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Стоицизм |
Гай Мусоний Руф (, Греч. : Μουσώνιος Ῥοῦφος) был римским стоиком философом I века нашей эры. Он преподавал философию в Риме во время правления Нерона и поэтому был отправлен в ссылку в 65 году нашей эры, вернувшись в Рим только при Гальбе. Ему было разрешено остаться в Риме, когда Веспасиан изгнал всех других философов из города в 71 году нашей эры, хотя в конце концов он был изгнан и вернулся только после смерти Веспасиана. Сохранилась коллекция отрывков из его лекций. Его также помнят как учителя Эпиктета.
Сын римлянина коней по имени Капитон, Мусоний Руф родился в Волсинии, Этрурия около 20-30 г. н.э. Ко времени Нерона он был уже известен в Риме, где преподавал стоическую философию. Он был связан с стоической оппозицией против предполагаемой тирании Нерона. Он последовал за Рубеллием Плавтом в изгнание, когда Плавт был изгнан Нероном (60 г. н.э.). Он вернулся в Рим после смерти Плавта (62 г. н.э.), но в результате его практики и обучения стоицизму он стал объектом подозрений и неприязни при дворе Нерона, и, соответственно, был сослан на остров Гьярос (65 г. н.э.) по сфабрикованному обвинению в участии в заговоре Пизониана. В то время как Гьярос был «суровым и лишенным человеческой культуры», Мусоний смог выжить и сформировать небольшое сообщество философов. Он специально ссылается на свое время в изгнании в своей девятой беседе, указывая ее преимущества для практикующего стоицизм.
Он вернулся под Гальба (68 г. н.э.). Когда Марк Антоний Прим, генерал Веспасиана, шел на Рим (69 г. н.э.), он присоединился к послам, которых послал Вителлий победившему полководцу и, идя среди солдат последнего, проповедовал о благах мира и опасностях войны, но вскоре был остановлен. Когда партия Вителлия одержала верх, Мусоний смог обвинить и осудить Публия Эгнатия Целера, философа-стоика, осудившего Барию Соран. Возможно, примерно в это же время Мусоний обучал Эпиктета, своего самого известного ученика. Мусоний так высоко ценился в Риме, что Веспасиан позволил ему остаться в Риме, когда другие философы были изгнаны из города (71 г. н.э.), но в конце концов он был изгнан (возможно, около 75 г. н.э.), вернувшись только после смерти Веспасиана (79 г.). Что касается его смерти, мы знаем только то, что он был мертв к 101 году нашей эры, когда Плиний говорит о своем зятем Артемидоре.
В Суда говорится, что есть " речи о философии, носящие его имя "и упоминает письма к Аполлонию Тианскому. Письма, которые сохранились, определенно не подлинные. Неизвестно, писал ли Мусоний что-нибудь для публикации. Его философские взгляды были собраны двумя его учениками. Один сборник «Бесед» некоего Луция составляет основу 21 длинного отрывка, сохраненного Стобэем. Вторую коллекцию составил некий Поллион; он был утерян, но некоторые фрагменты сохранились в цитатах более поздних авторов.
Названия 21 дискурса (издание Коры Лутц) следующие:
Его философия, которая во многих отношениях идентична философии его ученика, Эпиктета, отмечена сильной практической направленностью. Философия, которую он хотел бы, чтобы все культивировали, - это не просто вопрос слов, обучения или школы; но тот, которого каждый может достичь самостоятельно. Тем не менее, он считает, что для философа подобает носить одежду философа, позволить волосам расти и уйти от общества в целом. В то же время он убежден в силе философии над умами людей; этим он надеется исцелить все пороки человеческого разума. Его философия целиком состоит из правил поведения; все знания должны быть пригодны к действию. Он не отвергает логику : он рассматривает как доказательство слабости ума отказ исследовать заблуждение, которое ставит его в тупик; но в то же время он выражает свое отвращение к множеству догм, питающих тщеславие софистов. Он уделяет лишь небольшое внимание физическим доктринам стоиков; он утверждает, что боги знают все без нужды в рассуждениях, поскольку для них ничего не может быть темным или неизвестным. Человеческую душу он считает родственной богам, и соглашается с другими стоиками, что душа материальна, и, будучи испорченной телесным влиянием, может быть снова очищена и очищена. Он решительно утверждает свободу разумной души (греч. : διάνοια).
Мусоний уделяет гораздо больше внимания этике, чем логике или физике; поскольку он считает, что философия есть не что иное, как исследование и практика того, что становится и является обязательным; а философия, говорит он, - это просто стремление к добродетельной жизни. Он требует, чтобы все люди, как мужчины, так и женщины, культивировали философию как единственно верный путь к добродетели. Он согласен с тем, что следовать своей природе легко, и единственное серьезное препятствие, которое он может найти для истинно нравственной жизни, - это предрассудки, которыми разум наполняется с детства, и дурные привычки, подтвержденные практикой. Таким образом, он рассматривает философию как ментальное искусство исцеления и придает большое значение практике добродетели, предпочитая практику предписаниям. Он различает два вида практики: упражнение ума в размышлениях и принятие хороших правил в жизни, а также терпение телесных болей, которые затрагивают как душу, так и тело.
Жизнь, прожитая согласно природе состоит в общении, дружеских настроениях и вспыльчивости, а также в удовлетворении того, что просто облегчит основные потребности природы. Он борется со всем эгоизмом и считает брак не просто естественным и естественным, но как принцип семьи и государства и сохранение всего человеческого рода. Он ревностно протестует против разоблачения детей как против неестественного обычая и при каждой возможности рекомендует практиковать доброжелательность. Его заповеди для простой жизни тщательно детализированы, и он дает точные правила для диеты, ухода за телом, одежды и даже мебели. Поэтому он рекомендует, чтобы волосы росли длинными и не стриглись слишком близко; и он чтит бороду на том основании, что волосы были созданы природой для покрытия тела. Он запрещает мясо и предпочитает пищу, приготовленную и предложенную природой, той, которая требует искусства приготовления пищи.
Мусоний утверждал, что способность мужчин и женщин понимать добродетель одинакова, оба должны быть обучены философии.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Гай Мусоний Руф. |
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Гай Мусоний Руф |