59>gaita asturiana - тип волынки, уроженец автономных сообществ княжества Астурия и Кантабрии на севере побережье Испании.
Первое свидетельство существования Гайта Астуриана восходит к 13 веку, так как волынщик можно увидеть вырезанным в столице церкви. Еще одно свидетельство - это изображение кролика, играющего на гайте, в тексте 14 века Llibru la regla colorada. Раннюю резьбу кабана, играющего на дудке, можно увидеть в соборе Овьедо.
Традиционно в гайта астуриане были только две трубы: певец и дрон, то же самое, что и гайта галлега. Традиционная настройка певца была в C5 (октава выше средней C фортепиано). Традиционно C в гайте находился между концертным C и C #, известный как C brillante («C блестящий»), хотя примеры также встречаются в D (редко) и B (более часто используются для аккомпанемента певцов-мужчин «тонада»). Иногда можно было увидеть крошечные певцы, настроенные выше D. Дрон настроен на тонику певца, но на две октавы ниже. Однако в наши дни некоторые производители добавляют дрон-тенор (ронкин), настраиваемый на одну октаву ниже певца, так же, как ронкета гайта гальеги.
В настоящее время гайта астуриана состоит из более широкого набора ключей и типов, от A до E ♭. Кроме того, усовершенствование конструкции певца позволило сыграть до тоники в третьей октаве. Кроме того, способность воспроизводить хроматические ноты увеличилась, превращая певца из полностью диатонического инструмента в почти полностью хроматический. Также увеличилось добавление вспомогательных отверстий. В качестве еще одного признака модернизации в некоторые варианты были добавлены клавиши для расширения диапазона и хроматических возможностей.
В истории гайты было множество известных игроков. Начать надо с легендарного, автора первой записи гиты. На протяжении 20-го века были и другие известные гайты, такие как Хосе Ремис Вега (он же Капилья и Эль-Гайтеру Марголлес) и его сын Хосе Ремис Овалле, отсылка к сегодняшним интерпретациям гайты.
Хосе Анхель Хевиа Веласко, профессионально известный как Хевия (род. 1967 в Вильявисиоса, Астурия ). Хевия известен тем, что помогал изобрести особый бренд электронных волынщиков MIDI, на которых он часто играет живьем. Обычно он играет со своей сестрой Марией Хосе на барабанах. В 1992 году он получил первый приз за сольные игры на волынке на фестивале Interceltique de Lorient, Бретань.