Гаэлс

редактировать
Кельтская этническая группа Ирландии, Шотландии и острова Мэн

Гаэлс. ·На Гэйл · Na Gàidheil · Ny Gaeil
The Gaels.png Районы, которые были лингвистически и культурно гэльскими ок. 1000 CE (светло-зеленый) и c. 1700 г. н.э. (средне-зеленый); области, которые в настоящее время говорят на гэльском языке (темно-зеленые)
Общая численность населения
c. 1,9 миллиона (лингвистический)
Регионы со значительным населением
Ирландия1,770,000 (лингвистический)
Соединенное Королевство122518 (лингвистическое)
США27,475 (лингвистический)
Канада9,000 (лингвистический)
Австралия2,717 (лингвистический)
Новая Зеландия670 ( лингвистический)
Языки
гэльские языки. (ирландский ·шотландский гэльский ·мэнский ). также не гэльский английский и шотландский
Религия
Христианство ·Безбожие (исторический: Язычество )
Родственные этнические группы
норвежские гэлы ·гелицизированные норманны ·кельтские бритты

гэлы (; Ирландский : Na Gaeil ; шотландский гэльский : Na Gàidheil ; Manx : Ny Gaeil ) являются этнолингвистической группой, коренной в Ирландии, Шотландия и остров Мэн в северо-западной Европе. Они связаны с гэльскими языками : a ветвь кельтских языков, включающая ирландский, мэнский и шотландский гэльский. Исторически этнонимы ирландцы и шотландцы относились к гэлам в целом, но охват этих этносов и национальностей сегодня более сложен..

гэльский язык и культура зародились в Ирландии, расширив королевство Дал Риата на запад от того, что впоследствии стало Шотландией. В древности гэлы вели торговлю с Римской империей, а также совершили набег на Римскую Британию. В средние века гэльская культура стала доминирующей на всей остальной территории Шотландии и на острове Мэн. Было также некоторое гэльское поселение в Уэльсе, а также культурное влияние через кельтское христианство. В эпоху викингов небольшое количество викингов совершило набеги и поселились на гэльских землях, став норвежскими гэлами. В IX веке Даль Риата и Пиктланд объединились, чтобы сформировать гэльское Королевство Альба. Между тем Гэльская Ирландия состояла из нескольких королевств, и Верховный король часто претендовал на господство над ними.

В XII веке норманны завоевали части Ирландии (что привело к столетиям конфликтов), в то время как части Шотландии стали нормированными. Однако гэльская культура оставалась сильной по всей Ирландии, Шотландском нагорье и Галлоуэй. В начале 17 века последние гэльские королевства в Ирландии попали под контроль Британской империи Ирландского королевства. Яков VI и я стремились подчинить гэлов и уничтожить их культуру; сначала в Шотландском нагорье посредством репрессивных законов, таких как Парламент Шотландии Статут Ионы, а затем в Ирландии заселение гэльской земли англоговорящими протестантами поселенцы. В последующие столетия гэльский язык был подавлен и в основном вытеснен английским. Тем не менее, он продолжает оставаться основным языком в Gaeltacht Ирландии и Внешних Гебридских островах Шотландии. Современные потомки гэлов распространились по остальной части Британских островов, Америки и Австралии.

Традиционное гэльское общество организовано в кланы, каждый со своей территорией и королем (или вождем), избранным посредством танистии. Ирландцы раньше были язычниками, которые поклонялись Туата Де Дананн, почитали предков и верили в Потусторонний мир. Их четыре ежегодных праздника - Самхайн, Имболк, Белтан и Лугнаса - продолжали отмечаться и в наше время. У гэлов сильная устная традиция, традиционно поддерживаемая шаначи. Надпись в огамском алфавите началась в 4 веке. Их обращение в христианство сопровождалось введением письма с использованием латинского алфавита, а ирландский гэльский язык является самой старой местной литературой в Западной Европе. Ирландская мифология и закон Брегона сохранились, хотя и христианизированы. Гэльские монастыри были известными центрами обучения и играли ключевую роль в развитии островного искусства, в то время как гэльские миссионеры и ученые имели большое влияние в Западной Европе. В средние века большинство гэлов жили в круглых домах и кольцевых фортах. У гэлов был свой стиль в одежде, который (в Шотландии) стал клеткой с поясом и килтом. У них также есть отличительные музыка, танцы, фестивали и спорт. Гэльская культура продолжает оставаться основным компонентом ирландской, шотландской и мэнской культуры.

Содержание
  • 1 Этнонимы
    • 1.1 Ирландцы
    • 1.2 Шотландцы
  • 2 Население
    • 2.1 Родственные группы
    • 2.2 Генетика человека
    • 2.3 Демография
    • 2.4 Диаспора
  • 3 История
    • 3.1 Происхождение
    • 3.2 Древнее
    • 3.3 Средневековье
    • 3.4 Имперская
    • 3.5 Современная
  • 4 Культура
    • 4.1 Язык
      • 4.1.1 Возникновение
      • 4.1.2 Современность
    • 4.2 Религия
      • 4.2.1 Дохристианская
      • 4.2.2 Христианство
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Этнонимы

На протяжении веков гэлы и говорящие на гэльском языке были известны под разными именами. Наиболее последовательными из них были Гаэль, ирландец и шотландец. Последние два приобрели более двусмысленные значения из-за ранней современной концепции национального государства, которая включает не-гэлов. Другие термины, такие как милетский, используются не так часто. Древнескандинавское название гэлов было Вестменн (что означает «люди Запада», из-за населяющих западные окраины Европы). Неофициально, архетипические имена, такие как Tadhg или Dòmhnall, иногда используются для гэлов.

Слово «гэльский» впервые записано в печати на английском языке. в 1770-х годах, заменив более раннее слово Gathelik, которое засвидетельствовано еще в 1596 году. Гаэль, определенный как «член гэльской расы», впервые засвидетельствован в печати в 1810 году. Название в конечном итоге происходит от Старое ирландское слово Goídel / Gaídel, обычно произносимое как Gaoidheal в до реформе правописания Современный ирландский, но сегодня официально пишется Gaeil (множественное число) или Gael (единственное число; слово пишется Gael на Manx и Gàidheal (единственное число) и Gàidheil (множественное число) на шотландском гэльском ). В раннем современном ирландском, слова Gaelic и Gael были записаны соответственно Gaoidhealg (Goídelc в древнеирландском ) и Gaoidheal (единственное число), Gaoidheil / Gaoidhil (множественное число). Когда гэльская власть была гегемонистской силой в Ирландии в средневековый период, бардские поэты, которые действовали как культурная интеллигенция нации, ограничивали использование Гаоидхила специально теми, кто заявлял о генеалогическом происхождении по отцовской линии от Гойдель Глас. Даже гелицизированные норманны, которые родились в Ирландии, говорили на ирландском языке и спонсировали гэльскую ирландскую бардовскую поэзию, такую ​​как Героид Ярла, в конечном итоге назывались Галлом (то есть - «иностранцем»)) вместо этого Гофрейд Фионн О Далай, вождь Ирландии того времени. В английской литературе некоторые стали использовать более антикварный термин Goidels из-за работы Эдварда Лхёйд о взаимосвязи между кельтскими языками. Этот термин был далее популяризирован в академических кругах Джоном Рисом ; первый профессор кельтского языка в Оксфордском университете ; благодаря его работе «Кельтская Британия» (1882 г.).

Согласно ученому Джону Т. Коху, древнеирландская форма имени, Гойдель (также пишется Гайдель), была заимствована из Примитивные валлийцы образуют Guoidel, что примерно означает «лесные люди», «дикие люди» или, позднее, «воины». Старый валлийский Guoidel записан как личное имя в Книге Лландаффа. Корень имени является родственным на прото-кельтском уровне древнеирландского fíad 'дикий', а Féni, в конечном счете, происходит от протоиндоевропейского * weidh-n-jo -. Это последнее слово является источником слов Фианна и Фениан. Ряд современных уничижительных выражений используется англизированным городским населением для описания обычных сельских жителей на западе Ирландии и в Шотландском нагорье и имеет значительный гэльский этнический оттенок; термины culchie и teuchter.

ирландцы

Iverni являются одной из групп населения, упомянутых в Птолемее в География.

Распространенное имя, дошедшее до наших дней, - ирландское ; это существовало в английском языке в XI веке в форме ирисы, происходящей от основы древнеанглийского Ирас «житель Ирландии», от древнескандинавского irar. Предполагается, что окончательное происхождение этого слова происходит от древнеирландского Ériu, которое происходит от древнекельтского * Iveriu, вероятно, связанного с протоиндоевропейским термином * pi-wer - означает «плодородный». Эриу упоминается как богиня в Лебор Габала Эренн как дочь Эрнмаса из Туата Де Дананн. Сообщается, что вместе со своими сестрами Банба и Фодла она заключила сделку с милезианцами, чтобы назвать остров в ее честь.

древние греки ; в частности Птолемей в его II веке География, возможно, основанный на более ранних источниках; обнаружил группу, известную как иверны (греч. : Ιουερνοι) на юго-западе Ирландии. Эта группа была связана с Эрейном ирландской традиции Т. Ф. О'Рахилли и другие. Эренн; утверждая, что произошел от одноименного предка из Милета по имени Айлиль Эранн ; были гегемонией в Ирландии до появления потомков Конна Сотни Битв и Муга Нуадата. В Эрайнн входили такие народы, как Корку Лоигде и Даль Риата. Древнеримские писатели, такие как Цезарь, Плиний и Тацит, произошли от «Ивернии», названия «Гиберния». Таким образом, название «Хиберниан» также происходит от этого корня (хотя римляне обычно называли остров Скотией, а гэлов «Скоти»). В самой Ирландии термин Éireannach (ирландский язык) приобрел свое современное политическое значение в качестве основного знаменателя только с 17-го века и далее, как в работах Джеффри Китинга, где католический союз между местным Гаоидхилом и Seanghaill («старые иностранцы», нормандского происхождения) был предложен против давления Нуагайла или Саксанаха (то есть - восходящих протестантов новых английских поселенцев).

Шотландцы

Географические названия в Шотландии, содержащие элемент BAL - от шотландского гэльского «baile», означающего дом, усадьбу, поселок или город. Эти данные дают некоторое представление о масштабах средневекового гэльского поселения в Шотландии.

Шотландские гэльские племена происходят из королевства Даль Риата, которое включало части западной Шотландии и северной Ирландии. У него есть различные объяснения его происхождения, в том числе основополагающий миф о вторжении из Ирландии и более поздний археологический и лингвистический анализ, который указывает на ранее существовавшую морскую провинцию, объединенную морем и изолированную от остальной части Шотландия у горного хребта называется Друим Альбан. Археологические свидетельства относятся к Ирландии, в то время как лингвистические свидетельства относятся к Шотландии, при этом отсутствуют какие-либо свидетельства конфликта ни в этом обмене, ни в стирании ранее существовавшей культуры в рамках этого обмена. Культурный обмен включает передачу генотипа M222 в пределах Шотландии.

С V по X века ранняя Шотландия была домом не только для гэлов Даля Риаты, но и для пиктов, бриттов., Углы и, наконец, Викинги. Римляне начали использовать термин Скоти для описания гэлов на латинском с 4-го века и далее. В то время гэлы совершали набеги на западное побережье Великобритании в поисках заложников, и они приняли участие в Великом заговоре ; таким образом предполагается, что этот термин означает «рейдер, пират». Хотя дала Риата поселилась в Аргайлле в VI веке, термин «шотландцы» относился не только к ним, но и к гэлам в целом. Примеры можно взять из Иоганна Скота Эриугена и других фигур из гиберно-латинской культуры и Шоттенклостера, основанного ирландскими гэлами в германских землях.

Гаэли северной Британии называли себя Albannaich на своем языке, а их королевство - Королевство Альба (основанное как королевство-преемник Дала Риаты и Пиктленд). Германские группы имели тенденцию называть гэлов шоттами, и поэтому, когда англосаксонское влияние при дворе возросло с Дунканом II, начали использовать латинский рекс Скотторум, и королевство было известно как Шотландия; этот процесс и культурный сдвиг были полностью осуществлены при Давиде I, который позволил норманнам прийти к власти и способствовал разделению между низинами и нагорьями. Говорящие на германском языке в Шотландии говорили на языке под названием инглис, который они начали называть шотландским (шотландцами ) в 16 веке, в то время как они, в свою очередь, начали называть шотландский гэльский как Erse ( означает «ирландцы»).

Население

Родственные группы

Клан тартан МакГрегоров. Отличительные образцы были приняты в викторианскую эпоху.

В традиционном гэльском обществе группа по отцовской линии родства упоминается как клан или, в Ирландии, штраф. Оба в техническом использовании означают династическую группу, произошедшую от общего предка, намного большую, чем личная семья, которая также может состоять из различных родов и септов. (Прекрасно не следует путать с термином фиан, «отряд бродячих людей, основными занятиями которых были охота и война, а также отряд профессиональных бойцов под предводительством; в более широком смысле отряд, количество людей; воин (поздний и редкий)»).

Используя основанный в Мюнстере Eóganachta в качестве примера, члены этого клана заявляют, что они происходят по отцовской линии от Эогана Мора. Далее он делится на основные родословные, такие как Eóganacht Chaisil, Glendamnach, Áine, Locha Léin и Raithlind. Сами эти родственные группы содержат септы, которые передаются как ирландские гэльские фамилии, например, Eóganacht Chaisil включает О'Каллагана, Маккарти, О'Салливана и других.

Ирландские гэлы можно объединить в группы. на следующие основные исторические группы; Коннахта (включая Uí Néill, Clan Colla, Uí Maine и т. Д.), Dál gCais, Eóganachta, Érainn (включая Dál Riata, Dál Fiatach и т. Д.), Laigin и Ulaid (включая Даля наради ). В Высокогорье различные кланы гэльского происхождения имели тенденцию заявлять о своем происхождении от одной из ирландских групп, особенно из Ольстера. Например, Дал Риата (то есть - МакГрегор, МакДафф, Макларен и т. Д.) Заявил о своем происхождении от Силь Конаири. Некоторые прибывшие в эпоху высокого средневековья (например, Макнил, Бьюкенен, Манро и т. Д.) Утверждали, что принадлежат к Uí Néill. Как часть их самооправдания; захват власти у норвежского Гаэля Маклауда на Гебридских островах; Макдональдс утверждали, что происходят из клана Колла.

Для ирландских гэлов их культура не пережила завоеваний и колонизаций англичан между 1534 и 1692 годами (см. История Ирландии (1536–1691), Тюдоровское завоевание Ирландии, Плантации Ирландии, Кромвельское завоевание Ирландии, Вильгельмская война в Ирландии. В результате возрождения гэльского языка возродился интерес к ирландской генеалогии ; Правительство Ирландии признало гэльский вождями имени с 1940-х годов. Finte na hÉireann (Кланы Ирландии) были основаны в 1989 году для объединения клановых ассоциаций; отдельные клановые ассоциации действуют по всему миру и выпускают журналы для своих септов. до 18 века восстание якобитов. В викторианскую эпоху символические тартаны, гребни и значки задним числом применялись к кланам. Со временем клановые ассоциации создавались и (The High land Clans) была основана в 2013 году.

Генетика человека

Распространение Y-хромосомы гаплогруппы R-M269 в Европе

На рубеже 21 века принципы генетика человека и генетическая генеалогия были применены для изучения популяций ирландского происхождения. Было обнаружено, что подавляющее большинство принадлежало к гаплогруппе R1b в их ДНК Y-хромосомы (как и большая часть Западной Европы ). Двумя другими народами, у которых в исследовании 2009 г., опубликованном в научном журнале PLOS Biology, было зарегистрировано более 85% для R1b, были валлийцы и баски.

. Развитие углубленных исследований последовательностей ДНК, известных как STR и SNP, позволило генетикам связать субклады с определенными гэльскими родственными группами (и их фамилиями), подтвердив важные элементы Гэльская генеалогия, найденная в таких произведениях, как Leabhar na nGenealach. Примеры можно взять из Uí Néill (т.е. - O'Neill, O'Donnell, Gallagher и т. Д.), Которые связаны с R-M222 и Dál gCais (т.е. - О'Брайен, МакМахон, Кеннеди и др.), Которые связаны с R-L226. Что касается гэльских генетических генеалогических исследований, эти разработки в субкладах помогли людям найти их первоначальную клановую группу в случае события, не связанного с отцовством, причем ДНК семейного древа имеет самый большой такая база данных в настоящее время.

В 2016 году исследование, посвященное анализу древней ДНК, обнаружило, что останки бронзового века с острова Ратлин в Ирландии оказались наиболее генетически похож на современное коренное население Ирландии, Шотландии и Уэльса. Следовательно, большая часть геномов островных кельтов возникла около 4000 лет назад. Было также высказано предположение, что появление прото-кельтского языка, возможно, предка гэльских языков, могло произойти примерно в это время. Некоторые генетические черты, обнаруживаемые с максимальной или очень высокой частотой в современных популяциях гэльского происхождения, также наблюдались в период бронзового века. Эти признаки включают наследственное заболевание, известное как, Y-ДНК гаплогруппа R-M269, стойкость лактазы и голубые глаза. Еще одна черта, очень распространенная в гэльском населении, - это рыжие волосы, при этом 10% ирландцев и не менее 13% шотландцев имеют рыжие волосы, причем гораздо большее число является носителями вариантов гена MC1R, и что, возможно, связано с адаптацией к облачным условиям регионального климата.

Демография

В странах, где проживают гэлы, существуют записи переписи, документирующие статистику населения. В следующей таблице показано количество носителей гэльского языка (или «Gaeilge», также известного как ирландский, «Gàidhlig», известного как шотландский гэльский, либо «Gaelg», известного как Manx). Вопрос об этнической принадлежности немного сложнее, но ниже включены те, кто идентифицирует себя как этнический ирландец или шотландец. Следует принять во внимание, что не все имеют гэльское происхождение, особенно в случае Шотландии, из-за природы Низины. Это также зависит от собственной реакции человека и поэтому является приблизительным ориентиром, а не точной наукой.

Двумя сравнительно «крупными» гэльскими нациями в современную эпоху являются Ирландия (в которой по переписи 2002 г. было 185 838 человек, которые говорили на ирландском «ежедневно» и 1 570 894 человека «умели» говорить на нем) и Шотландия (по данным переписи 2001 года, 58 552 свободно говорящих на гэльском языке и 92 400 человек владеют "некоторым языком на гэльском"). Сообщества, в которых на этих языках до сих пор говорят на родном языке, ограничены в основном западным побережьем каждой страны и особенно Гебридскими островами в Шотландии. Однако значительная часть населения, говорящего по-гэльски, в настоящее время проживает в городах Глазго и Эдинбург в Шотландии и Донегол, Голуэй, Корк и Дублин в Ирландии. В Канаде проживает около 2000 человек, говорящих на шотландском гэльском языке (канадский гэльский диалект), хотя многие из них - пожилые люди, проживающие в Новой Шотландии, а точнее на острове Кейп-Бретон. Согласно переписи населения США 2000 года, в Соединенных Штатах проживает более 25000 ирландцев, большинство из которых проживает в городских районах с крупными ирландско-американскими общинами, такими как Бостон, Нью-Йорк и Чикаго.

ШтатГейлгеЭтнический ирландецГайдлигЭтнические шотландцыГаэльгЭтнический мэнкс
Ирландия1,770,000 (2011)3,969,319 (2011)не зарегистрированоне зарегистрированоне зарегистрированоне зарегистрировано
Соединенное Королевство и зависимости 64,916 (2011)1,101,994 (2011)57,602 (2011)4,446,000 (2011)1,689 (2000)38,108 (2011)
США25,870 (2000)33,348,049 (2013)1,605 (2000)5,310,285 (2013)не зарегистрировано6,955
Канада7,500 (2011)4,354,155 (2006)1,500 (2011)4,719,850 (2006)не зарегистрировано4,725
Австралия1,895 (2011)2,087,800 (2011)822 (2001)1,876,560 (2011)не зарегистрировано46000
Новая Зеландияне зарегистрировано14000 (2013)67 0 (2006)12,792 (2006)не зарегистрированоне зарегистрировано
Всего1870,18144,875,31762,19916,318,4871,68995,788

Диаспора

Эмигранты, картина 1844 года. На нем изображена мигрирующая семья хайлендских шотландцев в гэльской одежде. to Новая Зеландия.

Когда Западная Римская империя начала распадаться, ирландцы (наряду с англосаксами) были одним из народов, которые могли воспользоваться преимуществами в Великобритании с 4 века. вперед. Прото-Eóganachta Uí Liatháin и Déisi Muman из Dyfed оба основали колонии в сегодняшнем Уэльсе. Далее на север, Даль Риата Эрейнн колонизировал Аргайл (в конечном итоге основав Альбу ), и было значительное гэльское влияние в Нортумбрии и МакАнгусе клан восстал к власти пиктов к 8 веку. Гэльские христианские миссионеры также действовали во всей Франкской империи. С приходом эпохи викингов и их невольничьих рынков, ирландцы также рассредоточились таким образом по королевствам, находившимся под контролем викингов; как наследие, согласно генетическим исследованиям, исландцы демонстрируют высокие уровни гэльской мДНК.

. После падения гэльских государств гэльские государства пробирались через части света, последовательно находясь под под покровительством Испанской империи, Французской империи и Британской империи. Их основными пунктами назначения были Иберия, Франция, Вест-Индия, Северная Америка (сегодня это Соединенные Штаты и Канада ) и Океания (Австралия и Новая Зеландия ). Также имела место массовая «внутренняя миграция» в Ирландии и Великобритании с 19 века, когда ирландцы и шотландцы мигрировали в англоязычные промышленные города Лондон, Дублин, Глазго, Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем, Кардифф, Лидс, Эдинбург и другие. Многие прошли лингвистическую «англицизацию» и со временем слились с англоязычным населением.

В более узкой интерпретации термина гэльская диаспора его можно интерпретировать как относящееся к гэльскоязычному меньшинству среди ирландцев, шотландцев и мэнская диаспора. Однако использование термина «диаспора» по отношению к гэльским языкам (то есть в узко лингвистическом, а не в более широком культурном контексте), вероятно, неуместно, поскольку это может предполагать, что говорящие на гэльском языке и люди, интересующиеся гэльским, обязательно имеют Гэльское происхождение, или то, что люди с таким происхождением, естественно, проявляют интерес или бегло говорят на языке своих предков. Исследования показывают, что это предположение неверно.

История

Происхождение

Скота и Гёдель Глас путешествие из Египта. Из хроники 15 века Скотихроникон.

В своем собственном национальном эпосе, содержащемся в средневековых произведениях, таких как Лебор Габала Эренн, гэлы прослеживают происхождение своего народа до одноименный предок по имени Гойдель Глас. Он описывается как скифский князь (внук Фениуса Фарсаида ), которому приписывают создание гэльских языков. Мать Гойделя зовут Скота, ее называют египетской принцессой. Гэлы изображаются скитающимися с места на место на протяжении сотен лет; они проводят время в Египте, Крите, Скифии, Каспийском море и Гетулии, прежде чем прибыть в Иберия, где их король, Бреоган, как утверждается, основал Галицию.

. Гэлы затем отправились в Ирландию через Галицию в форма милетцев, сыновей Мила Эспайна. Гэлы сражаются в колдовской битве с Туата Де Дананн, богами, населявшими Ирландию в то время. Эриу, богиня земли, обещает гэлам, что Ирландия будет их, если они будут платить ей дань. Они соглашаются, и их бард Амергин произносит заклинание, известное как Песнь Амергина. Эти две группы соглашаются разделить Ирландию между собой: гэлы берут верхний мир, а Туат Де - нижний мир (т.е. Другой мир ).

Древний

Лиа Фил на холме Тара, священное место инаугурации гэльских верховных королей.

Согласно Анналам четырех мастеров, ранними ветвями милетских гэлов были геремоняне, геберийцы и ирианцы, происходящие от трех братьев Эримона, Эбер Финн и Эр соответственно. Другой группой были итианцы, потомки Эта (дядя Милезия), которые жили в Южном Ленстере (связанные с Бригантесами ), но позже вымерли. Четыре мастера датируют начало милетского правления 1700 годом до нашей эры. Первоначально херемониане доминировали в высшем королевстве Ирландии из своей цитадели Миде, геберийцы получили Мюнстер, а ирианцы получили Ольстер. В этот ранний период милетской эры негаэльский Фир Домнан владел Лейнстером, а Фир Ольнехмахт держал то, что позже было известно как Коннахт (возможно, остатки Фир Болга ).

В течение железного века активность в ряде важных королевских церемониальных мест, в том числе Тара, Дун Эйлинне, , была усилена. Раткроган и Эмэйн Маха. Каждый был связан с гэльским племенем. Самым важным из них была Тара, где Верховный король (также известный как король Тары ) был инаугурирован на Лиа Фаил (Камень судьбы), который стоит и по сей день. Согласно Анналам, в эту эпоху в 7 веке до н. Э. Возникла ветвь херемонийцев, известная как Лайгин, происходящая от сына Эгайне Мора Лоэгаира Лорка., вытесняя остатки Фир-Болга в Ленстере. Это был также критический период для улайдов (ранее известных как ирианцы), поскольку их родственник Рудрейдж Мор принял верховное царство в III веке до н. его потомство станет предметом Ольстерского цикла героической традиции, включая эпос Тайн Бо Куайндж. Это включает в себя борьбу между Конхобаром маком Нессой и Фергусом мак Ройхом.

. После восстановления власти геремонианцы в форме Фьячу Финнолаха были свергнуты в I веке. Провинциальный переворот нашей эры. Его сын, Туатал Тектмар, был сослан в римскую Британию, прежде чем вернулся, чтобы потребовать Тару. Основываясь на рассказах Тацита, некоторые современные историки связывают его с «ирландским принцем», которого, как говорят, развлекал Агрикола, губернатор Британии, и спекулируют на спонсорстве со стороны Рима. Его внук, Конн Четчатах, является предком Коннахты, которые доминировали в ирландском средневековье. Они получили контроль над тем, что теперь будет называться Коннахт. Их близкие родственники Эрайн (обе группы происходят от Óengus Tuirmech Temrach ) и Улайд позже проиграют им в Ольстере, как потомки Трех Колласов в Айргиалла и Найл Нойгиаллах в Айлех расширили свою гегемонию.

Острова в V веке. В основном гойдельские районы. В основном пиктские районы. В основном британские районы.

Гэлы вошли в явную историческую летопись в классическую эпоху с надписями на огаме и довольно подробными ссылками в греко-римской этнографии (в первую очередь Птолемеем ). Римская империя завоевала большую часть Британии в I веке, но не завоевала Ирландию или крайний север Британии. Гэлы имели отношения с римским миром, в основном через торговлю. Например, римские украшения и монеты были найдены в нескольких ирландских королевских владениях. Гэлы, известные римлянам как Скоти, также совершали набеги на Римскую Британию вместе с пиктами. Эти набеги увеличились в 4 веке, когда римское правление в Британии начало падать. Эта эпоха также была отмечена гэльским присутствием в Британии; на территории современного Уэльса Деиси основали Королевство Дифед, а Уи Лиатайн основали Брихейниог. В Корнуолле было также некоторое ирландское поселение. Считается, что к северу Даль Риата основали территорию в Аргайл, а Гебриды.

Средневековое

христианство достигли Ирландии в 5-м веке. века, наиболее известным из которых был романо-британский раб Патрик, но также и гэлы, такие как Деклан, финн и Двенадцать апостолов Ирландии. Настоятель и монах в конечном итоге взяли на себя определенные культурные роли aos dána (не в последнюю очередь роли druí и seanchaí ) как устную культуру гэлов. был передан сценарию с приходом грамотности. Таким образом, христианство в Ирландии в это раннее время сохранило элементы гэльской культуры.

В средние века гэльская Ирландия была разделена на иерархию территорий, управляемых иерархией короли или вожди. Наименьшей территорией была туат (множественное число: туатха), которая обычно была территорией одной родственной группы. Несколько туат образовали mór túath (сверхцарство), которым управлял сверхкороль. Несколько сверхкоролевств образовали cóiced (провинцию), которой правил провинциальный король. В раннем средневековье туат был основной политической единицей, но в последующие столетия верховные короли и провинциальные короли становились все более могущественными. К VI веку разделение Ирландии на две сферы влияния (Лит Куинн и Леат Мога ) в значительной степени стало реальностью. На юге влияние Eóganachta, базирующегося в Кашел, еще больше возросло в ущерб кланам Эрайнна, таким как Corcu Loígde и Clann Conla. Через своих вассалов Деиси (потомок Фиача Суидхе и позже известный как Дал гКайс ), Мюнстер расширился к северу от реки Шеннон, заложив основы для Thomond. Помимо завоеваний в Ольстере (за исключением Улайда Эрейна), южная ветвь Уи Нейл также сместилась в Миде и Брега. К 9 веку некоторые из самых могущественных королей были признаны Верховным королем Ирландии.

Страница из 9 века Келлская книга, один из лучших примеров Островное искусство. Считается, что это было сделано в гэльских монастырях в Ирландии и Шотландии.

Некоторые, особенно поборники христианства, считают, что 6-9 века были золотым веком для гэлов. Это связано с влиянием, которое гэлы имели в Западной Европе в рамках своей христианской миссионерской деятельности. Подобно отцам-пустынникам, гэльские монахи были известны своим аскетизмом. Одними из самых известных деятелей этого времени были Колумб, Эйдан, Колумб и другие. Изучив греческий и латынь в эпоху культурного коллапса, гэльские ученые смогли добиться присутствия при дворе каролингов Франкской империи ; пожалуй, самый известный пример - Иоганн Скот Эриугена. Помимо деятельности за границей, островное искусство процветало внутри страны, сохранились такие артефакты, как Келлская книга и Брошь Тара. Clonmacnoise, Glendalough, Clonard, Durrow и Inis Cathaigh - одни из наиболее известных ирландских монастырей. основан в это время.

Верховный король Маэль Секнаилл мак Домнэйл был одним из лидеров борьбы с норманнами.

В ранних исландских сагах содержатся некоторые свидетельства, такие как Íslendingabók, что гэлы, возможно, посетили Фарерские острова и Исландию до норвежских, и что гэльские монахи, известные как папары (имеется в виду отец) жил там до того, как его изгнали прибывающие норманны. Конец 8-го века ознаменовал участие извне в гэльских делах, поскольку норманны из Скандинавии, известные как викинги, начали совершать набеги на поселения и грабить их в поисках добычи. Самые ранние зарегистрированные набеги были на Ратлин и Иона в 795 году; эти атаки продолжались некоторое время, пока в 840-х годах норманны не начали селиться в Дублине (создание большого невольничьего рынка), Лимерик, Уотерфорд и в другом месте. Кроме того, норманны отобрали у кланов Даля Риата большую часть Гебридских островов и остров Мэн и основали Островное королевство. М Онархия Пиктландии имела королей гэльского происхождения, начиная с 7-го века с Бруид Мак Дер-Илей, примерно во времена Каина Адомнайна. Однако они оставались отдельным царством от Дала Риаты, пока последний не получил полную гегемонию во время правления Кеннета МакАльпина из Дома Альпинов, в результате чего Даль Риата и Пиктланд были объединены в Королевство Альба. Это означало превосходство гелицизации в северной части Великобритании. Битва при Брунанбурге в 937 году определила англосаксонское Королевство Англии как гегемонистскую силу в Великобритании над альянсом гэльских и викингов.

После заклинания когда норманны были изгнаны из Дублина Лейнстерманом Церболом маком Мюрекейном, они вернулись во время правления Найла Глундуба, что знаменовало собой второй период викингов. Дублинские норвежцы - некоторые из них, такие как Уи Амайр король Рагналл иа Амайр, теперь частично гелицизированные как норвежские гэлы - были серьезной региональной державой с территории в Нортумбрии и Йорке. В то же время ветви Uí Néill были вовлечены во внутреннюю борьбу за гегемонию между северными и южными ветвями. Доннчад Донн совершил набег на Мюнстер и взял в заложники Селлачана Кайсила из Eóganachta. Дестабилизация привела к возвышению Даль Гайс и Брайана Борума. С помощью военной мощи Брайан построил гэльский Империум под своим Высоким Королевством, даже добившись подчинения Маэля Секнайла мак Домнэля. Они участвовали в серии битв против викингов: Тара, Гленмама и Клонтарф. Последний из них видел смерть Брайана в 1014 году. Кампания Брайана прославляется в Cogad Gáedel re Gallaib («Война гэлов с иностранцами»).

Ирландская церковь стала ближе к континентальным образцам с Синодом Рата Бризейла и приходом цистерцианцев. Также было больше торговли и общения с нормированной Великобританией и Францией. Между собой, Ó Briain и Ó Conchobhair пытались построить национальную монархию.

Остаток средневековья был отмечен конфликтом между гэлами и англо-норманнами. Норманнское вторжение в Ирландию происходило поэтапно в конце XII века. Нормандские наемники высадились в Ленстере в 1169 году по просьбе Диармайт Мак Мурчада, который искал их помощи в возвращении своего трона. К 1171 году норманны получили контроль над Ленстером, и король Генрих II Английский при поддержке папства установил лорд Ирландии. Нормандские короли Англии заявили о своем суверенитете над этой территорией, что привело к столетиям конфликта между норманнами и коренными ирландцами. В это время литературные антигэльские настроения зародились и развились такими людьми, как Джеральд Уэльский как часть пропагандистской кампании (с григорианской «реформой» глоссом) для оправдания захват гэльских земель. Шотландия также попала под англо-нормандское влияние в 12 веке. Давидийская революция привела к нормализации монархии, правительства и церкви Шотландии; основание бургов, которые стали в основном англоязычными; и спонсируемая царями иммиграция нормандских аристократов. Эта нормализация была в основном ограничена Шотландской низменностью. В Ирландии норманны создали свои собственные полунезависимые владения, но многие гэльские ирландские королевства оставались вне контроля норманнов, и виселицы были привезены из Хайленда, чтобы сражаться на стороне различных ирландских королей.

В 1315 г. шотландская армия высадилась в Ирландии в рамках войны Шотландии против Англии. Его возглавил Эдвард Брюс, брат шотландского короля Роберта Брюса. Несмотря на его собственное нормандское происхождение, Эдвард призвал ирландцев вступить в союз с шотландцами, ссылаясь на общую гэльскую родословную и культуру, и большинство северных королей признали его Верховным королем Ирландии. Однако кампания закончилась три года спустя поражением и смертью Эдварда в битве при Фогарте.

. Возрождение гэльских ирландцев началось в середине 14 века: контроль английских королевских властей сократился до области, известной как оседлый цвет. и, помимо этого, многие нормандские лорды переняли гэльскую культуру, став культурно гэльским. Английское правительство пыталось предотвратить это посредством Статутов Килкенни (1366 г.), которые запрещали английским поселенцам принимать гэльскую культуру, но результаты были неоднозначными, и особенно на Западе некоторые норманны стали гелицизированными.

Гэльские ирландские мужчины и дворянки, ок. 1575 Шотландские горцы, изображенные в Р. Р. МакИэн Кланы Шотландского нагорья (1845)

Империал

В течение XVI и XVII веков на гэлов повлияла политика Тюдоров и Стюартов, которые стремились англизировать население и поставить Ирландию и Хайленд под более централизованный контроль, как часть того, что впоследствии стало Британской империей. В 1542 г. Генрих VIII Английский объявил лордство Ирландии Королевством и сам король Ирландии. Новые англичане, сила которых находилась в черте Дублина, затем начали завоевывать остров. Гэльских королей поощряли подавать на сдачу и повторную выдачу : сдать свои земли королю, а затем вернуть их в безусловное право собственности. От сдающихся также требовалось соблюдать английские законы и обычаи, говорить по-английски и переходить в протестантскую англиканскую церковь. Во время правления Елизаветы I последовали десятилетия конфликтов, кульминацией которых стала Девятилетняя война (1594–1603). Война закончилась поражением ирландского гэльского союза и положила конец независимости последних ирландских гэльских королевств.

В 1603 г., с Союзом Корон, король Джеймс Шотландский также стал королем Англии и Ирландии. Джеймс считал гэлов варварским и мятежным народом, нуждающимся в цивилизации, и считал, что гэльская культура должна быть уничтожена. Кроме того, хотя большая часть Британии обратилась в протестантизм, большинство гэлов придерживались католицизма. Когда лидеры ирландского гэльского союза бежали из Ирландии в 1607 году, их земли были конфискованы. Джеймс приступил к колонизации этой земли англоговорящими протестантскими поселенцами из Британии на так называемой плантации Ольстера. Он был предназначен для создания лояльной британской протестантской колонии в самом мятежном регионе Ирландии и для разрыва связей гэльского Ольстера с гэльской Шотландией. В Шотландии Джеймс попытался подчинить гэльские кланы и подавить их культуру с помощью таких законов, как Статут Ионы. Он также попытался колонизировать остров Льюис с поселенцами из низин.

. С тех пор гэльский язык постепенно уменьшился в большей части Ирландии и Шотландии. XIX век стал поворотным моментом, поскольку Великий голод в Ирландии, а через Ирландское море Горные поля вызвал массовую эмиграцию (что привело к англицизации, но также большая диаспора ). Язык вернулся в гэльские цитадели северо-запад Шотландии, запад Ирландии и остров Кейп-Бретон в Новой Шотландии.

Современный

Возрождение гэльского языка также произошло в 19 веке с такими организациями, как Conradh na Gaeilge и An Comunn Gàidhealach попытка восстановить престиж гэльской культуры и социальную гегемонию гэльских языков. Многие участники ирландской революции 1912–1923 годов были вдохновлены этими идеалами, и поэтому, когда было сформировано суверенное государство (Ирландское свободное государство ), постколониальное энтузиазм по поводу повторного гелицизации Ирландии был высок и продвигался через государственное образование. Однако результаты были очень неоднозначными, и Gaeltacht, где жили носители языка, продолжали отказываться. В 1960-х и 70-х годах давление со стороны таких групп, как Misneach (при поддержке Máirtín Ó Cadhain ), Gluaiseacht Chearta Siabhialta na Gaeltachta и других; особенно в Коннемара ; проложили путь к созданию таких агентств развития, как Údarás na Gaeltachta, и государственных средств массовой информации (телевидение и радио) на ирландском языке.

Последний носитель мэнского языка умер в 1970-х годах, хотя использование мэнского языка никогда полностью не прекращалось. Сейчас возрождается языковое движение, и мэнский язык снова преподается во всех школах как второй язык, а в некоторых - как первый язык.

Культура

Гэльское общество традиционно состояло из родственных групп, известных как кланы, каждая со своей собственной территорией и возглавлялась вождем-мужчиной. Наследование вождя или королевства осуществлялось через танистизм. Когда человек становился вождем или королем, его заместителем или «танистом» (tánaiste) избирался родственник. Когда вождь или король умирали, его танист автоматически сменял его. Танист должен был иметь одного и того же прадеда, что и его предшественник (т. Е. Принадлежал к тому же derbfhine ), и он был избран свободными людьми, у которых был один и тот же прадед. Гэльский закон известен как Fénechas или закон Брехона. У гэлов всегда была сильная устная традиция, поддерживаемая шанаки. В древнюю и средневековую эпоху большинство гэлов жили в круглых домах и кольцевых фортах. У гэлов был свой собственный стиль одежды, который в Шотландии стал современным клеткой с поясом и килтом. У них также есть собственная обширная гэльская литература, стиль музыки и танцев (ирландские танцы и хайлендские танцы ), общественные собрания (Feis и Ceilidh ), а также собственный спорт (гэльские игры и игры Highland ).

Язык

Возникновение

Auraicept na n-Éces, 7 век, объясняя огам.

гэльские языки являются частью кельтские языки и подпадают под более широкую индоевропейскую языковую семью. Существуют две основные исторические теории относительно происхождения и развития гэльских языков от прото-кельтского корня: основанная на Северной Атлантике островная кельтская гипотеза утверждает, что гойдельский и бритонский языки имеют более недавнего общего предка, чем континентальные кельтские языки, в то время как Q-кельтская и P-кельтская гипотеза утверждает, что гойделик более тесно связан с кельтиберийскими языками. язык, в то время как бритонский ближе к галльскому языку.

Оценки появления протогэльского языка в Ирландии широко варьируются от введения сельского хозяйства c. 7000–6000 до н.э. первые несколько веков до нашей эры. Мало что можно сказать с уверенностью, так как язык, ныне известный как древнеирландский - анцестральный по сравнению с современным ирландским, шотландским гэльским и мэнским - только начали должным образом регистрироваться с христианизацией Ирландии в 4 веке, после введения римского письма. Первобытный ирландский язык действительно появляется в специальной письменной форме с использованием уникального письма, известного как огам. Самые старые образцы огама сохранились в виде мемориальных надписей или коротких эпитафий на каменных памятниках, похожих на столбы (см. Mac Cairthinn mac Coelboth ). Камни огама встречаются по всей Ирландии и соседних частях Великобритании. Считается, что эта форма письменного примитивного ирландского языка использовалась еще в 1000 году до нашей эры. Сценарий часто кодирует имя или описание владельца и окружающего региона, и возможно, что надписанные камни могли представлять территориальные претензии.

Современный

Респонденты, которые заявили, что могут говорить на ирландском и гэльском языках в переписи 2011 года.

Гэльские языки резко упали с начала XIX века, когда они были языками большинства в Ирландии и Шотландское нагорье; сегодня это языки, находящиеся под угрозой исчезновения. Распространение английского языка привело к тому, что подавляющее большинство людей гэльского происхождения не могли говорить на гойдельском языке. Еще до Статутов Килкенни 1366 года британское правительство отговаривало использование гэльского языка по политическим причинам. Статут Ионы 1609 года и SSPCK в Хайлендсе (на протяжении большей части его истории) также являются яркими примерами. Поскольку старая гэльская аристократия была перемещена или ассимилирована, язык потерял свой престиж и стал в первую очередь крестьянским языком, а не языком образования и управления.

В 19 веке был основан ряд Gaeilgeoir организаций для содействия широкому культурному и лингвистическому возрождению. Conradh na Gaeilge (английский: Гэльская лига) была основана в 1893 году и возникла в гэльском союзе Чарльза Оуэна О'Конора, который сам является производным от Общество сохранения ирландского языка. Существовали похожие группы гэльских горцев, такие как An Comunn Gàidhealach. В это время на ирландском гэльском языке широко говорили на западном побережье (и в некоторых других анклавах), и Гэльская лига начала определять его как «Gaeltacht », идеализированный как ядро ​​истинной ирландской Ирландии, скорее чем в Дублине, где преобладают англичане. Хотя сама Гэльская лига стремилась быть аполитичной, этот идеал был привлекательным для воинствующих республиканцев, таких как Ирландское республиканское братство, которые сформулировали и возглавили Ирландскую революцию на рубеже 20-го века; ключевой лидер, Падрейг Пирс, представлял Ирландию «не только свободной, но и гэльской - не только гэльской, но и свободной». Шотландский гэльский язык не претерпел столь обширной политизации в этот момент, поскольку националисты там были склонны сосредотачиваться на мифах о низинах Уильяма Уоллеса, а не на Gàidhealtachd.

В 1950-х годах независимые ирландцы государство разработало Caighdeán Oifigiúil в качестве национального стандарта для ирландского языка (с использованием элементов местных диалектов, но с упором на ирландский язык Коннахт ) с упрощенным написанием. До 1973 года школьники должны были сдать современный ирландский язык, чтобы получить Leaving Cert, и изучение этого предмета оставалось обязательным. Есть также Gaelscoileanna, где дети обучаются исключительно на ирландском языке. В самом Gaeltacht язык продолжал находиться в кризисе под давлением глобализма, но есть такие учреждения, как Údarás na Gaeltachta и министр культуры, наследия и Gaeltacht, а также такие средства массовой информации, как TG4 и RTÉ Raidió na Gaeltachta, чтобы поддержать его. Последний носитель мэнского гэльского языка умер в 1974 году, хотя попытки его возрождения продолжаются. В то время как Gàidhealtachd отступил в Хайленд, шотландский гэльский язык получил новую поддержку в виде Закона о гэльском языке (Шотландия) 2005, устанавливающего Bòrd na Gàidhlig под управлением шотландского правительства.. Это привело к росту гэльского среднего образования. Существуют также такие средства массовой информации, как BBC Alba и BBC Radio nan Gàidheal, хотя их критиковали за чрезмерное использование английского языка и пособничество англоязычной аудитории.

Религия

дохристианская

Художественное изображение героя Фионн мак Кумхейлл

Традиционное, или «языческое » мировоззрение дохристианских Гэлы Ирландии обычно описываются как анимисты, политеисты, почитатели предков и сосредоточены на культе героя архетипических гэльских воинов, таких как Ку Чулин и Фионн мак Кумхейлл. Четыре сезонных праздника, отмечаемых в гэльском календаре, соблюдаются и по сей день: Имболк, Белтейн, Лугнасад и Самайн. Хотя общее мировоззрение гэльской традиции было восстановлено, основная проблема для академических ученых состоит в том, что гэльская культура была устной до прихода христианства, и монахи были первыми, кто записал убеждения этого конкурирующего мировоззрения как "мифология". В отличие от других религий, нет общей «священной книги », систематически устанавливающей точные правила, которым нужно следовать, но есть различные работы, такие как Лебор Габала Эренн, Диндсенчас, Táin Bó Cúailnge и Acallam na Senórach, представляют собой метафизическую ориентацию гелахов.

Главными богами, пользующимися большим уважением, были Туата Де Дананн, сверхчеловеческие существа, которые, как говорят, правили Ирландией до прихода милетцев, известные в более поздние времена как сидхе. Среди богов были мужские и женские божества, такие как Дагда, Луг, Нуада, Морриган, Энгус, Бриджит и Айн, а также многие другие. Некоторые из них были связаны с определенными социальными функциями, сезонными событиями и личными архетипическими качествами. Некоторые важные физические местоположения в Ирландии, связанные с этими историями, включают Бру-на-Бойн, Холм Тары и Холм Уйснах. Хотя сидхе, как полагали, иногда вмешивались в мирские дела, особенно в битвы и вопросы суверенитета, считалось, что боги проживали в ином мире, также известном как Маг Мел (Равнина радости) или Tír na nÓg (Земля молодых). Это царство по-разному считалось расположенным на множестве островов или под землей. Гэлы верили, что определенные героические личности могут получить доступ к этому духовному царству, как рассказывается в различных сказках echtra (приключения) и immram (путешествия).

Христианство

Средневековый высокий крест в Монастербойсе

Гэлы претерпели христианизацию в 5 веке, и эта религия, де-факто, остается преобладающая по сей день, хотя безбожие быстро растет. Сначала христианской церкви было трудно проникнуть в гэльскую жизнь: Ирландия никогда не была частью Римской империи и была децентрализованным племенным обществом, что затрудняло массовое обращение через покровителей. Он постепенно проникал через остатки римской Британии и особенно связан с деятельностью Патрика, британца, который был рабом в Ирландии. Он попытался объяснить его доктрины, используя элементы местной народной традиции, поэтому сама гэльская культура не была полностью отброшена, а местное христианство в некоторой степени было гэльским. Последним верховным королем, вступившим в должность в языческом стиле, был Диармайт мак Кербай. VI – IX века обычно считаются вершиной гэльского христианства с многочисленными святыми, учеными и произведениями религиозного искусства.

Этот баланс начал нарушаться в XII веке с полемики Бернара Клервоского, который критиковал различные гэльские обычаи (включая полигамию и наследственное духовенство) как «язычников». ". Католическая церковь того времени, только что отделившаяся от Православной церкви, становилась все более централизованной и единообразной по всей Европе с григорианской реформой и опорой на военные действия. Германские народы на окраинах латинского христианства, особенно воинственные норманны. В рамках этого католическая церковь активно участвовала в норманнском завоевании гэльской Ирландии, выпустив Laudabiliter (утверждая, что король Англии получил титул "лорд Ирландии "), а в Шотландии всячески поощряли царя Давида, нормировавшего эту страну. Даже в рамках таких орденов, как францисканцы, этническая напряженность между Норманом и Гаэлем продолжалась на протяжении всего позднего Средневековья, равно как и конкуренция за церковные посты.

В течение XVI века, с появлением протестантизма и тридентинского католицизма, отчетливое христианское сектантство проникло в гэльскую жизнь с социальные эффекты сохраняются и по сей день. Государство Тюдоров использовало англиканскую церковь, чтобы укрепить свою власть и заманить туземную элиту в проект, без особых первоначальных усилий по обращению ирландских гэльских масс; Между тем, масса гэльдистов (а также «древнеанглийский ») стала стойко католической. Из-за геополитического соперничества между протестантской Великобританией и католической Францией и Испанией католическая религия и ее в основном гэльские последователи в Ирландии долгое время подвергались преследованиям. В Шотландском нагорье гэлы, как правило, не спешили принимать шотландскую Реформацию. Усилия по убеждению горцев в целом в ценности этого преимущественно равнинного движения были затруднены из-за сложной политики нагорья, когда религиозное соперничество и клановый антагонизм стали переплетаться (ярким примером было интенсивное соперничество, даже ненависть, между обычно Пресвитерианский Кэмпбеллс и обычно католик Макдональдс ), но большинство горцев позже обратились в пресвитерианство в 19 веке во время распада клановой системы. Однако в некоторых отдаленных районах католицизм сохранился и даже в некоторой степени обновился благодаря ирландским францисканским миссионерам, но в большинстве высокогорных районов он был заменен пресвитерианством.

Принятие Свободной церкви Шотландии (1843–1900) в Хайлендсе после разрушения 1843 года было восстановлением гэльской идентичности в противовес силам улучшение и очистка.

Примечания
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:08:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте