Габриэле Палеотти (4 октября 1522 - 22 июля 1597) был итальянским кардиналом и архиепископ Болонский. Он был важной фигурой и источником информации о более поздних сессиях Трентского собора, а намного позже был кандидатом в папство в 1590 году, и теперь его больше всего помнят по его De sacris et profanis imaginibus ( 1582), излагая взгляды церкви Контрреформации на надлежащую роль и содержание искусства.
Палеотти родился в Болонье. Получив в 1546 году звание доктора гражданского и канонического права, он был назначен преподавать гражданское право. В 1549 году он стал каноником собора, но священником стал лишь позже. Он оставил преподавание в 1555 году, и хотя он отказался от должности епископа, он стал в 1556 году «аудитором» или судьей римской роты, верховного католического церковного суда, переезд в Рим.
Папа Пий IV послал его на Тридентский собор, где он сыграл важную роль в качестве посредника между реформаторами и консерваторами. Его дневник, или дневник, посвященный работе совета, является одним из самых важных документов в его истории. Полный текст опубликован в третьем томе Concilium Tridentinum.
После Собора Палеотти стал одним из комиссий кардиналов и прелатов, служивших основой Конгрегации Собора. 12 марта 1565 года он стал кардиналом, а 13 января 1567 года стал епископом Болоньи; он стал первым архиепископом последнего, когда в 1582 году эта кафедра стала архиепископом. Его ранние биографы хвалят его введение Тридентских реформ в его епархии, сравнивая его деятельность в Болонье с деятельностью Карла Борромео в Милане, но биография Проди подчеркивает его разочарование, борьбу с неадекватным персоналом и равнодушным духовенством, поскольку а также трудности, вызванные папскими губернаторами Болоньи, входившей в состав Папской области.
. В 1589 году Палеотти стал кардиналом - епископом Альбано, а в 1590 году - кардиналом - епископом Сабины., оба пригорода, недалеко от Рима, традиционно принадлежавшие старшим кардиналам, переехали в Рим. Там он также отличился своим рвением к реформам, хотя становилось ясно, что его умеренная позиция не соблюдается церковью. Его поддержка прав епископов и кардиналов против растущего абсолютизма Пап и Курии привела его к конфликту с Папой Сикстом V, но на следующем конклаве в 1590 г., когда был избран Папа Григорий XIV, он получил голоса значительного меньшинства. Он умер в Риме в 1597 году, будучи довольно разочарованной фигурой в своих надеждах на церковь и церковное искусство, и похоронен в Болонском соборе.
Палеотти был с Моланом. и кардинал Чарльз Борромео, один из самых влиятельных писателей, написавших, заполнив краткий указ Совета о религиозных изображениях с подробными инструкциями по их иконографии. Он не проявлял особого интереса к искусству до 1570-х годов, когда он начал работу над своим Discorso intorno alle Impreza sacre et profane, консультируясь с такими учеными и художниками, как Просперо Фонтана, Доменико Тибальди и Пирро Лигорио. «Дискорсо» задумывался как работа в пяти книгах, но так и не был завершен. Два тома и оглавление остальных были опубликованы на итальянском языке в 1582 году в виде предварительного текста, не исправленного должным образом. Работа началась с рассмотрения функций религиозного и светского искусства, опираясь на классические, библейские и святоотеческие писания и в целом уделяя высокое место роли искусства и положению художника, всегда руководствовавшегося возле церкви. Во второй книге обсуждались специфические вопросы иконографии в религиозном искусстве. Следуя совету, он объявил грехом любое легкомыслие, некорректность и использование традиционных изображений без библейского основания. В отличие от некоторых писателей-священнослужителей, он освещал светское искусство, требуя католических стандартов морали и приличия и в этом, хотя он признался корреспонденту, что художники могут испытывать финансовое давление, чтобы создавать «аморальные» произведения. Он отвергал излишества маньеризма и поддерживал натуралистические стили, которые были исторически точными и легкими для понимания простым зрителем, и поэтому представляли «молчаливую проповедь ». Планы книг III-V заключались в освещении, соответственно, светского искусства, святых и Троицы в искусстве, а также украшения зданий с заключительными «наставлениями для духовенства, покровителей и художников»
Ранние религиозные картины Людовико Карраччи, работавшего в Болонье в те годы, возможно, наиболее близко подошли к предписанию Палеотти, но барокко должно было направить католическое искусство в других направлениях. Попытка одного ученого продемонстрировать прямое влияние работ Палеотти на движение к натурализму в стиле Аннибале Карраччи не смогла убедить большинство историков искусства, поскольку не было никаких фактических свидетельств, подтверждающих какую-либо связь. Текст так и не был завершен: латинское издание, по сути, неотредактированных первых двух книг, опубликованных в Ингольштадте в 1594 году. Исправления, сделанные в Риме в 1590-х годах, сохранились отрывочные наброски последних трех книг. Несмотря на то, что произведение было неполным, оно было широко прочитано в католическом мире, и первый английский перевод был опубликован в 2012 году. В 1590-х годах тон письма разочарованного Палеотти изменился, став более резким, и он предложил эквивалент для изображений <46.>Указатель Librorum Prohibitorum. Он также является вероятным уполномоченным Сурбурана 1636-1639 гг. Святой Лаврентий.
Паоло Проди написал ключевую книгу о Палеотти под названием Il Cardinale Gabriele Paleotti (1522–1597), 2 тома. (Рим: Edizioni di Storia e Letteratura, 1967. Дэвид А. Лайнс также написал «Габриэле Палеотти и неизученное досье 1583 года об университете Болоньи» в Болонье - Культурный перекресток от средневековья до барокко: недавняя англо-американская стипендия, изд. Джан Марио Ансельми, Анджела Де Бенедиктис и Николас Терпстра (Болонья: Bononia University Press, 2012).