Габриэль Тард | |
---|---|
Родился | 12 марта 1843 года. Сарла-ла-Канеда, Дордонь, Франция |
Умер | 13 мая 1904 года. Париж, Франция |
Национальность | Француз |
Alma mater | Университет Тулузы. Парижский университет |
Научная карьера | |
Филдс | социолог, криминолог и социальный психолог |
Учреждения | Collège de France |
Влияния | Антуан Огюстен Курно, Готфрид Вильгельм Лейбниц |
Под влиянием | Александр Лакассань. Эжен Ловинеску. Бьорн Томассен. Паоло Вирно. Питер Слотердейк. Сергей Московичи. Эверетт Роджерс. У. И. Томас. Флориан Знанецки. Роберт Э. Парк. Зигмунд Фрейд. Б. Р. Амбедкар. Бруно Латур. Тони Д. Сэмпсон |
Габриэль Тард (французский: ; полностью Жан-Габриэль Де Тард ; 12 марта 1843 - 13 мая 1904) был французским социологом, криминологом и социальным психологом, который рассматривал социологию как основанную на психологические взаимодействия между людьми (как если бы это было химия ), фундаментальными силами которых являются имитация и инновации.
Тард родился в Сарлат в провинции Дордонь, изучал право в Тулузе и Париж. С 1869 по 1894 год он работал магистратом и следственным судьей в провинции. В 1880-е годы он переписывался с представителями новообразованной криминальной антропологии, в первую очередь с итальянцами Энрико Ферри и Чезаре Ломброзо и французским психиатром Александром Лакассанем. С последним Тард стал ведущим представителем «французской школы» в криминологии. В 1900 году он был назначен профессором современной философии в Collège de France. Таким образом, он был самым выдающимся современным критиком социологии Дюркгейма.
Среди концепций, инициированных Тардом, был групповой разум (взятый и развитый Гюставом Ле Бон, а иногда и продвинутый для объяснения так называемое стадное поведение или психология толпы ) и экономическая психология, где он предвосхитил ряд современных разработок. Тард очень критически относился к работе Эмиля Дюркгейма как на уровне методологии, так и на уровне теории. Однако социология Дюркгейма затмила идеи Тарда, и только после того, как американские ученые, такие как чикагская школа, занялись его теориями, они стали знаменитыми.
Тард интересовался криминологией и психологическими основами преступного поведения, работая мировым судьей на государственной службе. Он критически относился к концепции атавистического преступника, разработанной Чезаре Ломброзо. Криминологические исследования Тарда послужили основой его более поздней социологии.
Тард также подчеркивал тенденцию преступника возвращаться на место преступления и повторять его, что он рассматривал как часть более широкого процесса принуждения к повторению.
Тард считал подражание, сознательное и бессознательное, фундаментальной межличностной чертой, с подражанием отцам сыновьями как первичной ситуацией, основанной на престиже.
Тард подчеркнул важность творческого образца в обществе, утверждая, что «гений - это способность породить собственное потомство».
Тард также написал научно-фантастический роман "Подземный человек" (Фрагмент истории будущего, 1896 г.). Сюжет представляет собой постапокалиптический рассказ о Земле, разрушенной новым ледниковым периодом. Человечество должно восстановить новую цивилизацию под землей. Основание их утопии делается на музыке и искусстве.
Например, недавно было обнаружено, что в книге «Различие и повторение», важнейшей книге Делёза, которая повлияла на его переход к более социально ориентированному бренду Философия и его писательское сотрудничество с Гваттари, Делез фактически переориентировал свою философскую ориентацию на тезис Тарда о том, что повторение служит различию, а не наоборот. Также вслед за переизданием работ Тарда произошло важное событие, в котором французский социолог Бруно Латур отчасти назвал Тарда возможным предшественником Теории актерской сети. из-за критики Тардом концепции Дюркгейма о Социальном.
Книга «Социальное после Габриэля Тарда: дебаты и оценки» под редакцией Матей Кандея была опубликована Routledge в 2010 году. В ней содержится ряд зрелой критики недавнее возрождение Тарда, а также предложение ученым моделей для использования мысли Тарда в их исследованиях. Эта книга включает в себя статьи, которые философски отражают Латурский (включая вклад самого Латура), а также делезианские подходы к Тарду, а также выделяют ряд новых способов адаптации Тарда с точки зрения методов современной социологии., в частности, в области этнографии и изучения сетевых сообществ. Кроме того, в 2010 году Бруно Латур выпустил небольшую книгу под названием «Наука о страстных интересах: введение в экономическую антропологию Габриэля Тарда», в которой они показывают, как в работе Тарда содержится резкая критика основ экономики. дисциплина и экономическая методология.
Работа Тарда оказала дальнейшее влияние на философию аффекта. Например, в 2012 году в книге Тони Д. Сэмпсона «Виральность: теория заражения в эпоху сетей» использовался вдохновленный Тардом имитационный тезис для описания тенденции эмоций, чувств и аффектов «случайно» распространяться в цифровых сетях..