Габриэль Аксель | |
---|---|
Родился | Аксель Габриэль Эрик Мёрч. (18.04.1918) 18 Апрель 1918. Орхус, Дания |
Умер | 9 февраля 2014 (09.02.2014) (95 лет). Багсвэрд (около Копенгаген ), Дания |
Национальность | Датчанин |
Образование | Актер |
Alma mater | Королевский датский театр |
Род занятий | Режиссер, актер, писатель, продюсер |
Годы деятельности | 1945–2001 |
Известен по | Пирше Бабетты |
Супруг (ы) | Люси Джульетта Ларенью (м. 1948–1948) 1996) |
Дети | 4 |
Награды | Оскар. Премия Рунгстедлунда |
Аксель Габриэль Эрик Мёрч, более известный как Габриэль Аксель (18 апреля 1918 - 9 февраля 2014) был датским кинорежиссером, актером, сценаристом и продюсером, наиболее известным по фильму Пир Бабетты (1987), который он написал и снял.
Родился в Орхусе, Дания, 18 апреля 1918 года Аксель провел большую часть своего детства в Париже в семье богатого датского промышленника.
В 1935 году, в возрасте 17 лет после экономического краха семьи, он переехал в Данию и получил образование краснодеревщика. В 1942 году Аксель поступил в актерскую школу при Королевском датском театре в Копенгагене. После окончания в 1945 году он вернулся во Францию, где провел пять лет на сцене в Париже, в том числе в Театре Атене под руководством театрального режиссера Луи Жуве. Зимой 1948–1949 он поставил Людвига Хольберга Diderich Menschenskraek (Дидерих Грозный) в Théâtre de Paris.
. Аксель вернулся в Данию в 1950 году и добился успеха как режиссер. в начале 1950-х гг. Его постановки включали La tête des autres (Головы других людей) Марселя Эме, Le Cid Пьера Корнеля и Pour Lucrèce Жан Жируду. Аксель начал сниматься на телевидении в 1951 году, а с 1951 по 1968 год снял около 48 телевизионных драм.
С 1955 года Аксель был режиссером в Nordisk Film. Его дебютный полнометражный фильм, драма соцреализма Ничего, кроме неприятностей (1955), получил высокую оценку, а прорыв произошел в телевизионном фильме Женщина, которого не хотят в 1957 году.
Он снял серию легких комедий и фарсов, прежде чем в 1967 году снял эпическую нордическую сагу Красная мантия, которая была выбрана для конкурса Каннского кинофестиваля и выиграла Технический приз (Mention spéciale du grand prix Technique) на Каннском кинофестивале 1967. Среди других его фильмов - популярная комедия The Goldcabbage Family (1975) и ее продолжение, а также серия сексуально ориентированных фильмов, в том числе кампания Det kære legetøj (1968), которая выступала за легализацию порнографии в Дании,.
с некоторыми 16 художественных фильмов, его кредитов Аксель вернулся в Франция в 1977 году, где он руководил несколько крупных проектов для французского телевидения, кульминацией которого в 1985 году с исторической пять эпизодов серии, [fr ] (Небесные столпы).
В 1987 году Аксель вернулся в Данию, чтобы снять проект, о котором он мечтал более 15 лет, и который считается его шедевром, адаптацией фильма Карен Бликсен «Пир Бабетты».. После показа на Каннском кинофестивале фильм получил премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке на 60-й церемонии вручения премии Оскар среди других.
Его следующие фильмы, молодежная драма Кристиан (1989), историческая драма Принц Ютландии (1994), по легенде принца Амлета, с Хелен Миррен, Габриэль Бирн, и Кристиан Бейл и Лейла (2001), история любви, действие которой происходит в Марокко, не смогли добиться такого же международного резонанса.
Помимо режиссерской карьеры, Аксель снялся в десятке датских фильмов, в основном в ярких ролях второго плана в популярных комедиях 1950-х и 60-х годов. Он сыграл главную роль элегантного шарлатана Марселя де Сада в Неохотном садисте (1967).
Аксель в 1995 году стал рыцарем французов Национальный орден за заслуги, в 2000 году командующий Орденом искусств и литературы, а в 2003 году стал офицером Почетного легиона. В 2003 году Аксель получил премию «За заслуги перед жизнью» на Копенгагенском международном кинофестивале. В 2012 году он получил Премию Рунгстедлунда.
Аксель умер во сне 9 февраля 2014 года в возрасте 95 лет.
Год | Название | Источники | Примечания |
---|---|---|---|
1955 | Альтидская баллада | Режиссер | |
1955 | Der kom en dag | Актер | |
1956 | Кишпус | Актер | |
1957 | En kvinde er overflødig | Режиссер | |
1958 | Девочки готовы | Режиссер | |
1958 | Стирманд Карлсен | Актер | |
1959 | Хелле для Хелен | Режиссер | |
1960 | Флемминг и Квик | Режиссер | |
1962 | Питерс бэби | Актер | |
1962 | Оскар | Режиссер | |
1962 | Хан, хун, Дирх и Дарио | Актер | |
1962 | Безумный рай | Режиссер | |
1963 | Vi har det jo dejligt | Режиссер | |
1963 | Три девушки в Париже | Режиссер, актер | |
1963 | Paradise and Back | Режиссер | |
1965 | En ven i bolignøden | Актер | |
1966 | Dyden går amok | Актер | |
1967 | Хагбард и Сигне | Режиссер | |
1967 | Упорный садист | Актер | |
1968 | Det kære legetøj | Директор | |
1970 | Амур | Директор | |
1971 | Мед kærlig hilsen | Директор | |
1972 | Soft Shoulders, Sharp Curves | Режиссер | |
1972 | Nu går den på Dagmar | Актер | |
1975 | Фамилиен Гильденкаль | Режиссер | |
1976 | Фамилиен Гильденкол sprænger banken | Директор | |
1977 | Разорение | Режиссер | |
1987 | Пир Бабетты | Режиссер | Премия Оскар |
1989 | Кристиан | Режиссер | |
1994 | Принц Ютландии | Директор | |
1995 | Люмьер и компания | Директор | Сегмент |
2001 | Лейла | Директор |