Güshi Khan

редактировать

Гуши-хан, основатель Хошутского ханства

Гуши-хан (1582 - 14 января 1655) был хошутским князем и вождем из Хошутского ханства, вытеснившего Туум потомков Алтан-хана в качестве главного благодетеля Далай-ламы и Гелуг школа тибетского буддизма. В 1637 году Гуши-хан победил соперника монгольского принца Чохту Хонг Тайджи, последователя Кагью, около озера Цинхай и основал свое ханство в Тибет в ближайшие годы. Его военная помощь школе гелуг позволила 5-му Далай-ламе установить политический контроль над Тибетом.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Ранние годы
  • 3 Вмешательство от имени Далай-лама
  • 4 Вторжение в Кхам
  • 5 Завоевание Центрального Тибета
  • 6 После объединения
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 Дополнительные ссылки

Имя

Также пишется Гушри Хан и Гушихан. На других языках это:

Ранние годы

Гуши-хан родился Торобайху, третий сын Ахая Хатун и Ханаи Ноян Хонггор, глава хошутов. Он происходил от младшего брата Чингисхана, Касара. В возрасте 12 лет Торобайху уже прославился в битве против туркестанцев. В 1625 г. разразился конфликт между вождем хошотов Чёукюр и его маточным братом Байбагасом из-за вопросов наследования. Байбагас был убит в бою. Однако его младшие братья Гуши и Кёндёлен Убаши вступили в бой и преследовали Чёюкюра от реки Ишим до реки Тобол, нападая и убивая его последователей в 1630 году. Ойраты вдохновили одну подгруппу, торгут-ойрат, мигрировать на запад и в конечном итоге поселиться у реки Волги. Теперь Гуши сменил положение Байбагаса в качестве начальника хошута.

Вмешательство от имени Далай-ламы

В 1615 году, когда ойраты еще находились под сюзеренитетом лидера халха Убаси Хонга Тайджи, элита в значительной степени обратилась в тибетский буддизм. Однако в этот период в Тибете усилилось внутреннее религиозное соперничество, в частности между школами гелуг и карма-кагью. Главным религиозным деятелем гелугской церкви был Далай-лама, в то время как Карма Кагью поддерживала династия Цангпа, базирующаяся в Самдрубце (современный Шигадзе ). Они, в свою очередь, нашли поддержку у групп халкхов, и чахаров.

Сонам ​​Раптен был главным служителем в молодости 5-го Далай-ламы (1617-1682). Он составил планы по прекращению преследования гелуг и объединению Тибета с помощью Гуши. Монастыри Гелуг обратились за помощью к партизанам Кармапы и бон, таким как принц халха Чохту Хонг Тайджи, который недавно поселился в Амдо. Это был очень смелый шаг, так как монголы имели репутацию безжалостных противников как военных, так и мирных жителей. Гуши был известен своей преданностью гелугпе и ответил положительно. К нему присоединились в лиге сторонников гелугпа другие ойратские принцы: его племянники Учирту Сечен и Аблай Тайджи в районах Зайсан и Эртис ; кроме того, Эрдени Батур, чьи Джунгарские и Дербет Ойрат подданные жили у Улунгура, Иртыша и Эмиль Риверс, и даже Торгут вождь Хо Орлук, находившийся в процессе подчинения территорий к северу от Арала и Каспийское море. Как выяснилось, тем не менее, потребуется несколько лет, чтобы «Великий Пятый» стал главой единого тибетского государства.

В компании джунгарского принца Эрдени Батура Гуши вошел в Цинхай с 10 000 ойратскими войсками в 1636 году. В следующем году он противостоял силам халха Чохту Хунг Тайджи, которых было 30 000 были сильны и были противниками секты Гелугпа. Соревнование проходило в ущелье Коконор и известно как Битва на Кровавом холме. Войска Чохту были разбиты и рассеяны, а оставшимся в живых пришлось сдаться. Сам Чохту спрятался в норе сурка, но был найден и убит на месте. Таким образом, халкхи были подавлены в Тибете вскоре после того, как они были покорены в Монголии вторгшимися маньчжурскими народами.

. Гуши перешел в Ю-Цанг в 1638 году как паломник. Там он получил религиозные наставления от 5-го Далай-ламы. Во время церемонии в Лхасе он был возведен на трон и провозглашен «Хранителем Доктрины Чогьял » (Вайли : бстан 'дзин чос кий ргьял по, THL : Tendzin Chö kyi Gyelpo, монгольский : Данзан Чойгии Жалбуу). К этому времени он был также известен под титулом хаган, принятым вопреки борджигидам (прямые потомки Чингисхана ).

Гуши пригласили Далай-ламу в посетить свои территории, но Великий Пятый не смог сделать это из-за нестабильных обстоятельств в У-Цанге. Однако он послал постоянного представителя в Хошут для поддержания хороших отношений. Гуши Хан вернулся в свое недавно завоеванное царство в Цинхае., где хошуты решили обосноваться.

Вторжение в Кхам

Вскоре последовали новые проблемы. Король Бери в Кхаме, Доньо Дордже, был практикующим религия Бон и враг гелугпа. Он объединился с правителем Цангпы Карма Тэнкьонг и отправил сообщение, в котором предполагал, что войска Кама и Цанг нападут цитадели гелугпа в Ü вместе. Цель состояла в том, чтобы искоренить гелугпа и предоставить свободу вероисповедания другим сектам. Сообщение было перехвачено и отправлено Гусу привет Хан, который использовал это как предлог для нового вторжения. Говорят, что Далай-лама был против дальнейшего кровопролития, но Сонам ​​Раптен пошел за его спиной и призвал Гуши уничтожить правителя Бери. Кампания была подготовлена ​​в 1639 году при содействии некоторых тибетцев. В июне того же года Гуши выступил против Бери и поработил большинство подданных Доньо Дордже. 6 января 1641 года, согласно хроникам 5-го Далай-ламы, «правитель Бери и другие бежали на хорошо охраняемую границу, но, как острое железо добродетели человека, явление магнита и железных опилок захватывает место, поэтому все они были схвачены и помещены в большой тюремный двор. Все коренные причины несчастья были устранены со своих мест. Ламы и правители Сакьяпы, Гелуг, Кармапа, Друкпа и Таклунгпа были доставлены из тюремных темниц, куда они были помещены, и отправлены обратно к себе. Народ до царя Джанга платил налоги деньгами и искренне старался ему почтительно поклониться ». Правитель Бери был казнен, и все враги Далай-ламы в Кхаме были разгромлены.

Завоевание Центрального Тибета

Статуи Пятого Далай-ламы и (очевидно) Гуши-хана, которые Иоганн Грюбер видел в вестибюле дворца Далай-ламы в 1661 г.

Покорив Кхам полностью к 1641 году, Гуши продолжил вторжение во владения Карма Тэнкьонг в Цанге. Его репутация непобедимого воина ослабила сопротивление. Тем временем Сонам ​​Раптен был занят захватом районов в У, которые были верны Цангпе. Войска хошута осадили Шигадзе, цитадель Карма Тэнкёнг. Очевидец описал ужасы осады: «[место] превратилось в большую площадку для кремации, покрытую горами лишенных жизни трупов, как будто стадо овец было отдано стае волков». Все попытки посредничества провалились, и монастырское поселение и пригороды пали на 8-й день 1-го месяца 1642 года Водяной Лошади. Затем последовала сдача замка 25-го числа 2-го месяца (25 марта).). Карма Тэнкьонг был спасен на данный момент, и он был заключен в тюрьму в Ной, к юго-востоку от Лхасы. Что касается Гуши-хана, согласно хроникам 5-го Далай-ламы: «Когда хрустальный владыка [луна] месяца Чайтра был полон [14 апреля 1642 г.], с того дня первого сезона год согласно Калачакре, он стал королем трех частей Тибета и установил белый зонтик своих законов на вершине мира ». В 5-й день 4-го месяца 1642 года Далай-лама был приведен во дворец Шигадзе и восседал на троне свергнутого царя. Этим актом он заменил конкурирующую доминирующую школу Кармапа. Затем Гуши-хан объявил, что передал верховную власть Тибета Далай-ламе от Тачиенлу на востоке до Ладакхской границы на западе. 5-й Далай-лама, в свою очередь, подтвердил положение Гуши-хана как царя Дхармы (или чогьяла ) Тибета.

потрясения Монгольское завоевание привело к голоду и лишениям. Более того, все еще существовала оппозиция правящему созвездию Гуши Хан-Далай-ламы. Далай-лама попросил иерарха Кармапы Чойинга Дордже подписать формальное соглашение о том, что он больше не будет причинять никаких проблем. Кармапа отказался, аргументируя это тем, что в прошлом он не создавал проблем. Затем монгольские и тибетские солдаты окружили его большой передвижной лагерь (гар). Чёйин Дордже сумел улизнуть в последнюю минуту, но войска ворвались, разорили лагерь и убили всех, кто сопротивлялся. Иерарх Кармапа бежал в горы на юге. Выжившие сторонники Цангпа и Карма Кагью оказали сопротивление в районе Конгпо на юго-востоке. Разгневанный Гуши-хан приказал казнить своего королевского пленника Карму Тэнкьонг, в то время как его армия разорила Конгпо и убила 7000 повстанцев. Остальные сдались. Многие монастыри Карма Кагью в стране были насильно обращены в Гелугпа, в то время как монахи ньингма, выполнившие отталкивающие монголов экзорцизм, были заключены в тюрьму.

После объединения

Новая политическая система обновила старую концепцию чо-йона (отношения покровителя и священника ), которая уходила корнями в отношения между ламами Сакья и великими монгольскими ханами во времена Династия Юань. В то время как Далай-лама был высшим духовным авторитетом, правитель хошута сохранял контроль над вооруженными силами; однако он не вмешивался в дела Центрального Тибета. Он имел обыкновение проводить лето на пастбищах Дам у озера Тенгри-нор, примерно в 80 милях к северу от Лхасы, которые он посещал зимой. Основная масса полукочевых хошотов держалась со своими стадами вокруг озера Цонгён (озеро Цинхай). Сонам ​​Раптен действовал в качестве регента (дези) и был официально назначен королем хошутов. Вскоре после объединения разгорелся конфликт с Бутаном, недавно объединившимся под властью тибетского ламы Нгаванг Намгьяла. Гуши-хан и регент послали несколько сотен монгольских и тибетских войск в Бутан в 1644 году. Однако монгольские воины не привыкли к климату, и экспедиция потерпела крупное поражение. Это подорвало репутацию монголов как непобедимых. Мир был заключен в 1646 году, но вскоре был нарушен. Новые бои в следующем году привели к еще одному поражению государства Далай-ламы.

Гуши-хан умер в январе 1655 года, оставив десять сыновей:

  • Даян-хан
  • Бонпо Сечен Дайчинг
  • Далантай
  • Баян Абугай
  • Эльдучи
  • Дордже Далай Батур
  • Хуримаши
  • Санггаэржа Иледенг
  • Гунбу Чахун
  • Таши Батур

Кроме того, дочь Гуши Амин Дара вышла замуж за Эрдени Батура, основателя Джунгарского ханства. Старший сын Гуши Даян унаследовал его достоинство как царь Дхармы Тибета и защитник веры. Однако восемь сыновей со своими племенными последователями во главе с Дордже Далаи Батуром поселились в стратегически важном районе озера Цонгон в Амдо после 1648 года. Они были известны как Восемь хошутов и постоянно ссорились над территорией. Пятый Далай-лама послал нескольких наместников в 1656 и 1659 годах. Монголы постепенно тибетизировались и сыграли важную роль в расширении влияния школы гелуг в Амдо. Система с правителем-покровителем хошутов над Тибетом просуществовала в течение четырех поколений, вплоть до 1717 года.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гуши Ханом.

Дополнительные ссылки

Предшествовал. Карма Тэнкьонг (Цангпа )Хан Хошутского ханства. Защитник-правитель Тибета. 1642–1655Преемник. Даян Хан
Последняя правка сделана 2021-05-22 03:15:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте