Гюнтер Андерс

редактировать
Немецкий философ

Гюнтер Андерс
Гюнтер Штерн и Ханна Арендт ( обрезано).jpg Гюнтер Штерн и Ханна Арендт (1929)
РодилсяГюнтер Штерн. (1902-07-12) 12 июля 1902 года. Бреслау, Германская Империя
Умер17 декабря 1992 (1992) -12-17) (90 лет). Вена, Австрия
Alma materФрайбургский университет
ЭпохаФилософия 20-го века
РегионЗападная философия
Школа Континентальная философия, феноменология
Влияния

Гюнтер Андерс (родился Гюнтер Зигмунд Штерн ; Бреслау, 12 июля 1902 г. - Вена, 17 декабря 1992 г.) был немецким философом, журналистом, эссеист и поэт.

Обученный феноменологической традицией, он разработал философскую антропологию для века технологий, сосредоточив внимание на таких темах, как влияние средств массовой информации на наши эмоциональные и этические нормы. существование, нелогичность религии, ядерная угроза, Шоа и вопрос о том, чтобы быть философом.

В 1992 году, незадолго до своей смерти, Гюнтер Андерс был удостоен Премии Зигмунда Фрейда.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работа
    • 2.1 Устаревание человечества
    • 2.2 Открытое письмо Клаусу Эйхманну
  • 3 Цитаты Андерса и о нем
  • 4 Библиография
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки и дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Могила Гюнтера Андерса в Вене

На момент его рождения его родной Бреслау (ныне Вроцлав в Польше ) стал шестым по величине городом в Германской империи, с еврейским населением около 20 000, 5% населения города. Он был сыном основоположников детской психологии развития Клары и Уильяма Стерна, а также двоюродным братом Уолтера Бенджамина. Андерс был женат трижды: на немецком философе и политологе Ханна Арендт с 1929 по 1937 год, на австрийской писательнице с 1945 по 1955 год и на американской пианистке Шарлотте Лоис Зелька в 1957 году. Зелка родился в Калифорнии в 1930 году, два десятилетия гастролировал по Европе и умер от рака легких в 2001 году.

В 1923 году Андерс получил степень доктора философии; Эдмунд Гуссерль был его научным руководителем. Сестра Андерса Хильде Штерн была когда-то замужем за немецким философом Рудольфом Шоттлендером, который также был учеником Гуссерля. Однако собственный отец Андерса, возможно, оказал самое значительное интеллектуальное влияние в его жизни.

Когда он работал журналистом в Берлине, редактор не хотел, чтобы в его газете было так много еврейских подписей, поэтому Стерн выбрал имя «Андерс» (что означает другой или другой). Этим псевдонимом он пользовался всю оставшуюся жизнь.

В конце 1920-х годов Андерс учился у философа Мартина Хайдеггера во Фрайбурге. Он женился на однокурснице Хайдеггера Ханне Арендт, у которой был роман с их общим наставником. Андерс бежал из нацистской Германии в 1933 году, сначала во Францию ​​(где он и Арендт мирно развелись в 1937 году), а затем в Соединенные Штаты.

Андерс вернулся в Европу в 1950 году со своей второй женой [de ] (1906–2001), которую он встретил в Нью-Йорке, чтобы жить в ее родной Вене. Там Андерс написал свою основную философскую работу, название которой переводится как «Устаревание человечества» (1956), стал ведущей фигурой в антиядерном движении и опубликовал многочисленные эссе и расширенные версии своих дневников, в том числе рассказ о поездке в Бреслау и Освенцим с женой. Документы Андерса хранятся в Венском университете, а его литературный исполнитель - бывший редактор FORVM Герхард Обершлик.

Андерс был атеистом.

Работа

Гюнтер Андерс был одним из первых критиков роли технологий в современной жизни и в этом контексте был резким критиком роли телевидения. Его эссе «Фантомный мир телевидения», написанное в конце 1950-х годов, было опубликовано в выпуске влиятельной антологии массовой культуры Бернарда Розенберга и Дэвида Мэннинга Уайта под названием «Фантомный мир телевидения». В нем он подробно описывает, как телевизионные переживания заменяют переживания изображениями, побуждая людей избегать непосредственных переживаний в мире и вместо этого становиться «вуайеристами». Его основная метафора в этом эссе сосредотачивается на том, как телевидение вставляет себя между членами семьи «во время ужина». Таблица." См. "Die Welt als Phantom und Matrize. Philosophische Betrachtungen über Rundfunk und Fernsehen" (Мир как фантом и матрица. Философские наблюдения на радио и телевидении) (1956).

Устаревание человечества

Его основная работа, из которой на английский было переведено лишь несколько эссе, признана Die Antiquiertheit des Menschen (буквально «Устаревшие виды человека, "1956; т. 2 1980 г.). Он утверждает, что образовался разрыв между технологически развитой способностью человечества создавать и разрушать и нашей способностью вообразить это разрушение. Андерс уделял много внимания ядерной угрозе, что сделало его одним из первых критиков этой технологии.

Этот двухтомный труд состоит из ряда философских эссе, которые начинаются с наблюдения, которое часто встречается в дневниковых записях Андерса, относящихся к его изгнанию в США в 1940-х годах.

Приведем пример из первой главы первого тома: «Первая встреча с Прометеем позором - Сегодняшний Прометей спрашивает: 'Кто я вообще такой?'»; 11 марта 1942 г. «Стыдно за« досадно »высокое качество производимых товаров». Что нас смущает? Ответ Андерса на этот вопрос прост: «Мы были рождены, а не произведены».

Открытое письмо Клаусу Эйхманну

Так же, как разъясняла Арендт в ее Эйхман в Иерусалиме Банальность зла заявляя, что ужасные преступления могут быть совершены вполне обычными людьми, Андерс исследует моральные и этические последствия фактов, выявленных в ходе судебного процесса над Адольфом 1960-61 гг. Эйхманом в «Мы, сыновья Эйхмана: открытое письмо» Клаусу Эйхману (сыну известного нацистского бюрократа и геноцида). Он предполагает, что наименование «Эйхман» правильно обозначает любого человека, который активно участвовал, игнорировал или не узнал, или даже знал, но не предпринимал никаких действий против нацистских кампаний массовых убийств евреев и других людей. Он объяснил своим слушателям в Австрии и Германии, среди которых были молодые писатели, ищущие способы сопереживать поколению своих родителей, что «существует только одна жизнеспособная альтернатива не только для сына Эйхмана Клауса, но и для всех« сыновей Эйхмана », а именно: отказаться от своих отцов, так как оплакивать их было невозможно ».

Цитаты Андерса и о нем

Предисловие . «Устаревшие человеческие существа 1», 5-е издание. «Три основных тезиса: мы не можем сравниться с совершенством наших продуктов; что мы производим больше, чем можем представить себе и за что берем на себя ответственность; и что мы верим, что то, что мы можем сделать, нам позволено делать, нет: следует делать, нет: нужно делать - эти три основных тезиса в свете экологических угроз, появившихся за последнюю четверть века, стали более преобладающими и актуальными, чем они были тогда. "

Изменение мира . «Недостаточно изменить мир. Мы все равно делаем это. И в значительной степени это происходит даже без нашего участия. Кроме того, мы должны интерпретировать это изменение. Точно в чтобы изменить его. Чтобы мир не изменился без нас. И в конечном итоге в мир без нас ".

Введение. «Устаревшие человеческие существа 2». Этот том - «... философская антропология в эпоху технократии». Под технократией я имею в виду не правление технократов (как если бы они были группой специалистов, доминирующих в сегодняшней политике), а тот факт, что мир, в котором мы живем и который нас определяет, является технологическим - который простирается так далеко, что нам не разрешено говорить, что в нашей исторической ситуации, среди прочего, есть технологии, скорее мы должны сказать: в рамках мирового статуса, называемого "технологиями", история происходит, другими словами, технология стала предмет истории, в котором мы только «соисторичны».

Посвящение . «Устаревшие человеческие существа 1», 5-е издание

Ровно полвека назад, в тысяча девятьсот шестом, мой отец Уильям Стерн опубликовал первый том на двадцать лет моложе и на поколения более уверенный, чем его сын сегодня. его произведения «Человек и Вещь». Его надежда на реабилитацию «Человека» через его борьбу с безличной Психологией, он неохотно потерпела бы крах. Его собственная доброта и оптимизм того времени, к которому он принадлежал, на долгие годы не позволяли ему понять, что то, что делает «Человека» «Вещью», - это не его научная трактовка; но фактическое обращение с одним человеком другим. Когда в одночасье его опозорили и прогнали отвергнувшие человечество, он не избежал горя, которое приходит от лучшего понимания того, что мир становится хуже.

В память о нем, который неизгладимо насаждал идею человеческого достоинства в своем сыне, были написаны эти скорбные страницы о разорении людей.

Любовь вчера. Заметки по истории чувств. 1986.. Без рыцарей - без рыцарства, без двора - без изысков, без салона - без очарования, без материальной поддержки никакое почтение не будет длиться бесконечно, даже в виде притворства. Точно так же сужаются в мире, который лишает нас досуга и других предварительных условий нашей частной жизни, тонкости нашей эмоциональной личной жизни.

Еврейское происхождение. В: Пол ван Дейк, Антропология в эпоху технологий.. «Его еврейское самосознание проявляется в признании того, что ему никогда не стыдно больше, чем при встрече с евреем, которому стыдно. быть евреем. Иудаизм, который Андерс представляет с присущей ему яростью и решительностью, является, однако, современным, светским и гуманистическим иудаизмом ".

Библиография

  • Устаревшие человеческие существа 1. О душе в эпоху второй промышленной революции. 1956
  • Устаревшие человеческие существа 2. Об уничтожении жизни в эпоху третьей промышленной революции.
  • О Хайдеггере.
  • Скульптура бездомных, На Родене.
  • Хиросима везде. Дневник из Хиросимы и Нагасаки. также Человек на мосту. 1951
  • Посещение Аида. Освенцим и Бреслау, 1966 год.
  • Посетите прекрасный Вьетнам: Азбука сегодняшней агрессии.
  • Тезис о легитимности насилия как формы самообороны от ядерной угрозы человечеству.
  • Мое еврейство. 1978
  • Кафка, за и против. Протоколы судебного разбирательства. 1982
  • Ереси. 1996
  • Философские заметки в стенографии. 2002
  • Маленькая Мэри. Сказки на ночь для влюбленных, философов и членов других профессиональных групп. 1993
  • Ежедневные заметки: записи 1941–1992 гг. 2006
  • Вид с башни. Сказки. 1932
  • Космологический юмореск. 1978
  • Надпись на стене. 1967
  • Рассказы. Гей-философия. 1983
  • Молусские катакомбы. 1931
  • Человек без мира.
  • Голодный марш.
  • Атомная угроза. Радикальные соображения.
  • Пылающая совесть: случай пилота из Хиросимы Клод Эзерли, рассказанный в его письмах Гюнтеру Андерсу 1961
  • Преувеличения в сторону истины. Мысли и афоризмы. Чем-то напоминает Карла Крауса
  • Love Yesterday. Заметки по истории чувств. 1986.
  • Гюнтер Андерс отвечает. Интервью и объяснения. 1987
  • Вид с Луны. Размышления о космических полетах. 1994
  • Мы, сыновья Эйхмана. Открытое письмо Клаусу Эйхманну.
  • Нюрнберг и Вьетнам. Синоптическая мозаика.1968
  • Джордж Гросс. 1961
  • Берт Брехт. Размышления и воспоминания. 1962
  • Мертвые. Речь о трех мировых войнах. 1966
  • О философской дикции и проблеме популяризации. 1992
  • Мир как фантом и матрица. 1990
  • Последние часы и конец всех времен. Мысли о ядерной ситуации. 1972 ["Endzeit und Zeitenende"]

Примечания

Ссылки и дополнительная литература

  • Бабетта Бабич, «О Гюнтере Андерсе, политической теории СМИ и ядерном насилии,« Философия и Социальная критика, 44/10 (2018): 1110–1126. [1].
  • (на немецком языке) Бабетта Бабич, «Geworfenheit und prometheische Scham im Zeitalter der transhumanen Kybernetik Technik und Machenschaft bei Martin Heidegger, Fritz Lang und Günther Anders». In: Christoph Streckhardt, изд., Die Neugier des Glücklichen, Weimar, 2012, стр. 7–35.
  • Бабетта Бабич, «О, сверхчеловек! или Быть в направлении трансгуманизма: Мартин Хайдеггер, Гюнтер Андерс и эстетика СМИ», Divinatio, (Январь 2013 г.): 83–99. [2].
  • Пол ван Дейк, Антропология в эпоху технологий, Философский вклад Гюнтера Андерса, Амстердам: Brill, 2000.
  • (на французском языке) Кристоф Дэвид, "Nous formons une équipe triste. Заметки о Гюнтере Андерсе и Теодоре В. Адорно", Tumultes. Гюнтер Андерс. Agir pour repousser la fin du monde, 1-2, n ° 28-29 (2007): 169-183
  • (на немецком языке) Christian Dries, Günther Anders. Stuttgart 2009.
  • (на немецком языке) Кристиан Дрис, Die Welt als Vernichtungslager: Eine kritische Theorie der Moderne im Anschluss an Günther Anders, Hannah Arendt und Hans Jonas. Bielefeld, 2012.
  • (на французском языке) Эдуард Джолли, Nihilisme et technology. Etude sur Günther Anders, EuroPhilosophie Editions, сб. "Библиотека философии. Sociale et politique". Лилль, 2010.
  • (на немецком языке) Конрад Пауль Лиссманн, Гюнтер Андерс. Philosophieren im Zeitalter der technologischen Revolutionen. München, 2002.
  • (на немецком языке) Margret Lohman, Philosophieren in der Endzeit. Zur Gegenwartsanalyse von Günther Anders. München, 1999.
  • (на немецком языке) Конрад Пауль Лиссманн, Гюнтер Андерс. Philosophieren im Zeitalter der technologischen Revolutionen. München, 2002.
  • (на немецком языке) Bernd Neumann, "Noch Einmal: Hannah Arendt, Günther Stern / Anders mit bezug auf den jüngst komplettierten Briefwechsel zwischen Arendt Die und Stern und unter Rekurs auf Hannah Weentzäluverts unvertech" ", в: Бернд Нойман, Хельгард Мардт и Мартин Франк, ред." Ангел истории оглядывается назад ": Ханна Арендтс Верк. Würzbach, 2001. pp. 107–126.
  • (на немецком языке) Дирк Рёпке и Раймунд Бар, ред., Geheimagent der Masseneremiten - Günther Anders Wien, 2002.
  • (на французском языке) Thierry Симонелли, Гюнтер Андерс, De la désuétude de l'homme. Paris: Éditions September, 2004.
  • (на итальянском языке) Franco Lolli, Günther Anders. Неаполь-Салерно: Orthotes Editrice, 2014
  • (на итальянском языке) Micaela Latini, Aldo Meccariello, L'uomo e la (sua) fine. Studi su Günther Anders, eds., Asterios, Trieste 2014.
  • (на итальянском языке) Alessio Cernicchiaro, Günther Anders. La Cassandra della filosofia. Dall'uomo senza mondo al mondo senza uomo, Petite Plaisance, Pistoia 2014.
  • Микаэла Латини, «Видение конца: Андерс в сериале« Холокост »», в «Cinema Cie», 15 (25), 2015, pp. 115–124.

Внешние ссылки

СМИ, связанные с Гюнтером Андерсом на Викискладе

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Гюнтером Андерсом
Последняя правка сделана 2021-05-22 03:14:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте