Мечеть Гюля

редактировать
Бывшая восточная православная церковь в Стамбуле
Мечеть Гюля. Гюль Камый
GülMosque20071011 04.jpg Мечеть Гюля, вид с юга, с минарет на заднем плане, по состоянию на 2007 год
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Год освящения1490 год, преобразован в мечеть, конец 900-х годов, церковь
Местоположение
МестоположениеСтамбул, Турция
Мечеть Гюля находится в Стамбуле, Фатих Мечеть Гюля Местоположение в районе Фатих Стамбула
Географические координаты 41 ° 01′36.00 ″ N 28 ° 57′23,40 ″ E / 41.0266667 ° N 28.9565000 ° E / 41.0266667; 28.9565000 Координаты : 41 ° 01'36,00 ″ N 28 ° 57'23,40 ″ E / 41,0266667 ° N 28,9565000 ° E / 41,0266667; 28.9565000
Архитектура
ТипЦерковь с крестообразно-квадратным планом
Стиль Средневизантийско-комнинский
Технические характеристики
Длина26 м
Ширина20 м
Минарет (s)1
Материалы кирпич, камень

Мечеть Гюля ( Турецкий : Gül Camii, что означает: «Мечеть Розы» на английском ) - бывшая восточно-православная церковь в Стамбул, Турция, преобразованный в мечеть османами.

Содержание
  • 1 Местоположение
  • 2 Идентификация
    • 2.1 Проблема посвящение
  • 3 История
    • 3.1 Византийский период
    • 3.2 Османский период
  • 4 Архитектура
    • 4.1 Внешний вид
    • 4.2 Интерьер
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Местоположение

Здание расположено в Стамбуле, в районе Фатих, в районе АякапыВорота святого "), вдоль Вакиф Мектеби Сокак. Он расположен в конце долины, которая разделяет четвертый и пятый холмы Константинополя, и со своего внушительного положения открывается вид на Золотой Рог.

Идентификация
Мечеть на чертеже 1877 года, предоставленном А.Г. Паспатесом. 'Византийские топографические исследования

Это одно из самых важных религиозных византийских построек Константинополя, сохранившихся до наших дней, но его посвящение и дата постройки, которые долгое время казались определенными, теперь оспариваются учеными. Он отождествляется либо с церковью, принадлежащей женскому монастырю Святой Феодосии (Греческой : Μονή τής Άγιας Θεοδοσίας εν τοις Δεξιοκράτους, Monē tis Hagias Theodosias en tois en tois) или с церковью монастыря Дексиократа. Христа Благодетеля (греч. : Μονή του Χριστού του Ευεργέτου, Monē tou Christou tou Euergetou).

Проблема посвящения

Здание, поскольку Стефан Герлах посетил его в конце 15 века, всегда отождествлялся с церковью Святой Феодосии en tois Dexiokratous. В начале прошлого века Жюль Паргуар назвал это здание церковью Святой Евфимии в Петри, построенной во время правления Василия I (867–886), и блестяще объяснил изменение в его предназначении. Немецкий археолог Хартмут Шефер, после проведенных в 1960-х годах исследований датировки фундамента, оценил дату постройки здания между концом одиннадцатого и первой половиной 12 века, поместив его в комнинский период., и гипотетически идентифицируя его как церковь монастыря Христоса Эргетеса. Он исключает возможность того, что мечеть Гюля - это здание, куда было принесено тело Святой Феодосии после окончания периода иконоборчества. С другой стороны, он не исключает возможности того, что здание могло быть посвящено Святой Феодосии в более поздний период.

История

Византийский период

Вид на мечеть с Мост Ататюрка на Золотом Роге. На заднем плане квартал Фенер с куполом Megali tou Gènous scholè, крупнейшей рим (греческой) школы в Стамбуле

19 января, 729, в самом начале иконоборческих гонений, Император Лев III Исаврианин приказал убрать изображение Христа, которое стояли над Чалке, главными воротами Большого Константинопольского дворца. Пока офицер выполнял приказ, группа женщин собралась, чтобы помешать операции, и одна из них, монахиня по имени Феодосия, позволила ему упасть с лестницы. Человек умер, а Феодосия была схвачена и казнена.

После окончания иконоборчества Феодосия была признана мученицей и святой, а ее тело было сохранено и поклонялись в церкви Святой Евфимии в Петри, в квартале Дексиократиана, в честь домов, принадлежащих здесь некому Дексиократу. Церковь и прилегающий к ней монастырь были построены императором Василием I в конце IX века. В монастыре проживали его четыре дочери, все они были похоронены в церкви. Собор Святой Евфимии лежал недалеко от монастыря Христоса Эвергетеса, дата основания которого неизвестна. Известно только, что он был восстановлен протозебастосом Иоанном Комненосом, сыном Андроника I Комнина и братом соправителя Иоанна, погибшего в битве при Мириокефалоне в 1176 г. 12 апреля 1204 г., во время Четвертого крестового похода, латинский флот собрался перед монастырем Эвергет, прежде чем атаковать город. Во время Латинской империи флот стоял на якоре перед монастырем, и военно-морской порт оставался там Михаилом VIII Палеологом также после восстановления Византийской империи. Многие священные реликвии, хранившиеся в церкви, были разграблены крестоносцами, и многие до сих пор существуют в церквях по всей Западной Европе.

Поклонение Феодосии со временем росло, пока после 11 века церковь была названа ее именем. Поскольку первоначальный праздник Святой Евфимии приходился на 30 мая, а праздник Святой Феодосии, Святой Феодосии Тироса приходился на 29 мая, в итоге этот день стал праздником праздник Святой Феодосии hē Konstantinoupolitissa («Святая Феодосия из Константинополя»).

Святой Феодосия стал одним из самых почитаемых святых в Константинополе, к которому особенно обращались немощные. Слава святого увеличилась после выздоровления глухонемого в 1306 году. О церкви часто упоминают русские паломники, посещавшие город в XIV - начале XV веков, но иногда это путают. с Христом Эергетесом, который, как уже было сказано, стоял рядом с ним. Дважды в неделю по близлежащим дорогам проходило шествие. В этом случае хранившиеся в церкви мощи несли с собой, а за ними следовала большая толпа больных, молящихся об их выздоровлении.

Юго-западная галерея с деревянной ложей султана.

Последний раз церковь упоминается 28 мая 1453 года. В тот день, который был канун как праздника святого, так и конца Византийской Империи, Император Константин XI с Патриархом пошли помолиться в храм, украшенный гирляндами из роз. После этого Константин отправился на последнюю борьбу. Многие люди оставались на всю ночь в церкви, молясь о спасении города. Утром османские войска, войдя в город, подошли к зданию, все еще украшенному цветами, и захватили всех собравшихся внутри людей, считая их военнопленными. Реликвии были выброшены, а тело святого бросили собакам.

Османский период

После османского завоевания фундамент здания, который к тому времени был разрушен, использовался как военно-морской верфь. Рядом со зданием Сейхюлислам Молла Хусрев Мехмет Эффенди (умер в 1480 г.) заложил вакиф (фундамент) и построил небольшую мечеть (Кучук Мустафа Паша Мешиди) и баню (Küçük Mustafa Paşa Hamamı), который существует до сих пор.

Несколько лет спустя (в 1490 г.) разрушенная церковь была отремонтирована и превращена в мечеть. минарет был возведен между 1566 и 1574 годами при Селиме II Хассамом пашой, поставщиком Османского флота. Впоследствии мечеть часто называли его именем. Между 1573 и 1578 годами, во время своего пребывания в Стамбуле, немецкий проповедник Стефан Герлах посетил мечеть, отождествив ее с церковью Святой Феодосии. В том же столетии в мечети была заложена принадлежность местного святого Гюля Бабы, который якобы был похоронен в этом здании. Также возможно, что мечеть была названа его именем.

В течение 17-18 веков здание было сильно повреждено в своих верхних частях землетрясениями, пока султан Мурад IV не восстановил его, восстановив купол с подвесками, почти всю западную сторону, своды на юго-западном и северо-западном углах и минарет.

Здание избежало большого пожара, разразившего квартал в 1782 году, и было снова восстановлено султаном Махмудом II (1808–1808 гг.) 1839), который добавил деревянную хижину султана.

Архитектура

Внешний вид

Деталь апсид, вид с юго-востока. Разницу в каменной кладке между сохранившимися византийскими частями (низкими) и более поздними османскими пристройками (высокими) можно легко заметить.

Здание расположено на высоком сводчатом подвале, который использовался и во времена Византии. период только для светских целей. Каменная кладка цокольного этажа построена в технике «утопленного кирпича», типичной для византийской архитектуры среднего периода. В этой технике чередующиеся ряды кирпичей устанавливаются за линией стены и погружаются в слой раствора. Благодаря этому толщина слоев раствора примерно в три раза больше, чем толщина слоев кирпича.

Здание имеет план крест-в-квадрате, ориентированный на северо-запад - юго-восток. Он имеет длину 26 метров (85 футов) и ширину 20 метров (66 футов) и увенчан пятью куполами, один над центральным нефом и четыре меньших по четырем углам. Центральный купол, который имеет низкий внешний барабан и не имеет окон, является османским, как и широкие заостренные арки, которые его несут.

Первоначальный купол, похожий на купол мечети Календерхане, должен был быть нести высокий барабан, пронизанный окнами. Внешний вид здания впечатляет. На юго-восточном фасаде центральная апсида с семи сторон и боковые с трех сторон смело выступают наружу. Центральная апсида выглядит более поздней византийской реконструкцией, так как в ней отсутствуют четыре яруса из пяти ниш, которые украшены орнаментальной кирпичной кладкой и украшают боковые. Над нишами - карниз.

Стиль боковых апсид сильно напоминает стиль церкви Пантократора и является еще одним элементом в пользу поздней датировки здания.

Интерьер

План первого этажа мечети по Ван Миллингену, Византийские церкви в Константинополе (1912 г.)

Интерьер здания был оштукатурен и украшен в 18 веке. Попадаешь через деревянное крыльцо, которое ведет к невысокому нартексу, увенчанному бочкообразным сводом. Отсюда тройная аркада ведет в высокий неф, по бокам которого расположены галереи, образующие боковые стороны креста. Они опираются на тройную аркаду, поддерживаемую квадратными опорами. Неф заканчивается главной апсидой, по бокам которой находятся две меньшие. Юго-восточная ориентация главной апсиды позволила установить внутри нее михраб.

Каждая галерея заканчивается небольшой часовней, которая находится соответственно над протезом и диакониконом. Обе часовни увенчаны полусферическими куполами, возведенными прямо над подвесками. Свет проникает в здание через пять порядков окон, три из которых относятся к галереям. Некоторые окна - оттоманские.

Внутри каждой из двух опор восточного купола вырезаны небольшие камеры. Юго-восточная камера содержит предполагаемую гробницу османского святого Гюля Бабы. Над входом надпись на османском турецком : «Могила апостола, ученика Иисуса. Мир с ним», что свидетельствует о религиозном синкретизме в Стамбуле шестнадцатого века. Первоначально эта камера, возможно, была гробницей Святой Феодосии. Традиция, согласно которой на одном из пирсов скрывается место захоронения последнего византийского императора, зародилась в XIX веке и является беспочвенной.

Вместе с Эски Имарет и мечетями Вефа Килисе, это одна из самых важных крестообразных церквей в Стамбуле.

См. Также
Ссылки
Источники
  • Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя. Лондон: MacMillan Co.
  • Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул. Стамбул: Читури Бирадерлер Басымеви.
  • Джанин, Раймонд (1953). La Géographie Ecclésiastique de l'Empire Byzantin. 1. Часть: Le Siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. 3-й том. : Les Églises et les Monastères (на французском языке). Париж: Французский институт исследований Византии.
  • Шефер, Хартмут (1973). Die Gül Camii в Стамбуле (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1706-2.
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3.
  • Краутхаймер, Ричард (1986). Architettura paleocristiana e bizantina (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-59261-0.
  • Брубейкер, Лесли; Халдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43093-7.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с мечетью Гюля (Стамбул).
Последняя правка сделана 2021-05-22 03:11:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте