Основные человеческие потребности Манфреда Макс-Нифа

редактировать

Систематику основных человеческих потребностей и способы их удовлетворения разработал Манфред Макс-Ниф. Эта таксономия основана на его работе о человеческом развитии и впервые была опубликована в 1986 году.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие и потребности человека
  • 2 Потребности и удовлетворяющие
  • 3 Матрица потребностей и удовлетворяющих
  • 4 Характеристики удовлетворяющих
  • 5 Публикации работы
  • 6 Человеческое развитие
  • 7 Применение
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Развитие и потребности человека

Человеческое развитие - это, в основном, развитие сообщества, и оно «ориентировано и основано на удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей, на формировании растущих уровней самообеспеченности и на построении органических сочленений человека с природой и технологиями, глобальных процессов с локальная деятельность, личностное с социальным, автономное планирование и гражданское общество с государством. Человеческие потребности, самостоятельность и органические связи являются столпами, поддерживающими человеческое развитие ". Человеческое развитие "предполагает прямую и основанную на широком участии демократию. Эта форма демократии питает те условия, которые помогут преобразовать традиционную полупатерналистскую роль латиноамериканского государства в роль поощрения творческих решений, текущих снизу вверх. больше соответствует реальным ожиданиям людей ».

Для улучшения условий жизни людей в Латинской Америке за отправную точку принимаются следующие 3 утверждения:

  1. Развитие касается людей, а не вещей.
    Когда речь идет о людях, а не только о вещах, валовой национальный продукт (ВНП) не может использоваться в качестве индикатора. Вместо этого это должно быть связано с качеством жизни (QOL). Качество жизни зависит от возможностей людей адекватно удовлетворять свои основные человеческие потребности.
  2. Основные человеческие потребности конечны, ограничены в количестве и поддаются классификации.
    Это контрастирует с традиционным представлением о том, что человеческих потребностей много и что они ненасытны.
  3. Основные человеческие потребности одинаковы во всех культурах и во все исторические периоды.
    Это контрастирует с традиционным представлением о том, что человеческие потребности подвержены тенденциям и сильно различаются.

Потребности и удовлетворяющие

Общим недостатком существующей литературы и дискуссий о человеческих потребностях является то, что фундаментальное различие между потребностями и их удовлетворяющими либо не делается явным, либо полностью игнорируется. Возможно, это связано с различием между человеческими потребностями и общепринятым понятием экономических « желаний », которые бесконечны и ненасытны. Удовлетворяющие могут включать формы организации, политические структуры, социальные практики, ценности и нормы, пространства, типы поведения и отношения. Например, дом может удовлетворить потребность в защите, но это также может быть семейная структура. Также нельзя сказать, удовлетворена потребность или нет. Лучше сказать, что потребности в большей или меньшей степени удовлетворены.

Можно даже сказать, что одним из аспектов, определяющих культуру, является выбор лиц, удовлетворяющих фундаментальные потребности человека. Вкратце: культурно обусловленные потребности - это не основные потребности человека, а их удовлетворение. Культурные изменения, среди прочего, являются следствием отказа от традиционных удовлетворяющих средств и принятия новых или других удовлетворяющих средств.

В контексте человеческого развития потребности отражают не только недостатки (индивидуальные или коллективные). Их также можно рассматривать как (индивидуальные или коллективные) потенциальные сильные стороны.

Фундаментальные потребности человека следует понимать как систему: то есть все фундаментальные потребности человека взаимосвязаны и интерактивны. За исключением потребности в средствах к существованию, то есть для того, чтобы оставаться в живых, в системе нет никакой иерархии. С другой стороны, одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются характеристиками процесса удовлетворения потребностей. Нет однозначного соответствия между потребностями и их удовлетворяющими. Удовлетворяющий может одновременно способствовать удовлетворению различных потребностей или, наоборот, потребность может потребовать удовлетворения различных удовлетворяющих.

Кроме того, потребности должны удовлетворяться в трех контекстах: (а) по отношению к самому себе (Eigenwelt); (б) по отношению к социальной группе (Mitwelt); и (c) по отношению к окружающей среде (Umwelt). Качество и интенсивность уровней и в вышеупомянутом контексте будут зависеть от времени, места и обстоятельств. Все это также означает, что каждая фундаментальная человеческая потребность, которая не удовлетворяется в достаточной степени, ведет к человеческой бедности. А бедность порождает патологии, индивидуальные и коллективные патологии. Вот некоторые примеры: бедность жизни (из-за недостаточного жилья); защиты (из-за плохой системы здравоохранения); привязанности (из-за авторитарных систем); понимания (в результате низкого качества образования); участия (в результате маргинализации женщин, детей и меньшинств); и идентичности (из-за вынужденной миграции). Понимание этих коллективных патологий требует трансдисциплинарных исследований и действий.

Матрица потребностей и удовлетворяющих

Матрица предназначена для изучения потребностей и средств удовлетворения потребностей развития (Human Scale Development). Удовлетворяющие включены в матрицу на пересечении экзистенциальных потребностей (связанных с человеческим существованием) и аксиологических потребностей (связанных с человеческими ценностями). Макс-Ниф подчеркнул, что набор потребностей, описанных в этой матрице, не является абсолютным или полным, а просто примером, который может быть полезен для анализа. Когда эта матрица удовлетворяющих создается отдельными людьми или группами из разных культур и в разное историческое время, она может значительно отличаться.

Матрица потребностей и удовлетворяющих Экзистенциальные потребности
Существование Имея Делает Взаимодействуя
Аксиологические потребности Пропитание физическое здоровье, психическое здоровье, равновесие, чувство юмора, адаптивность еда, кров, работа кормить, производить потомство, отдыхать, работать жилая среда, социальная среда
Защита забота, адаптивность, автономия, равновесие, солидарность системы страхования, сбережения, социальное обеспечение, системы здравоохранения, права, семья, работа сотрудничать, предотвращать, планировать, заботиться, лечить, помогать жилая площадь, социальная среда, жилище
Привязанность чувство собственного достоинства, солидарность, уважение, терпимость, щедрость, восприимчивость, страсть, решительность, чувственность, чувство юмора дружба, семья, партнерство, домашние животные, отношения с природой заниматься любовью, ласкать, выражать эмоции, делиться, заботиться, взращивать, ценить уединение, близость, дом, пространство единения
Понимание критическая совесть, восприимчивость, любопытство, удивление, дисциплина, интуиция, рациональность литература, учителя, метод, образовательная политика, коммуникационная политика исследовать, изучать, экспериментировать, обучать, анализировать, медитировать настройки формирующего взаимодействия, школы, университеты, академии, группы, сообщества, семья
Участие адаптивность, восприимчивость, солидарность, готовность, решимость, целеустремленность, уважение, страсть, чувство юмора права, обязанности, обязанности, привилегии, работа стать аффилированным лицом, сотрудничать, предлагать, делиться, не соглашаться, подчиняться, взаимодействовать, соглашаться, выражать мнения настройки активного взаимодействия, партии, ассоциации, церкви, сообщества, районы, семья
Праздность любопытство, восприимчивость, воображение, безрассудство, чувство юмора, спокойствие, чувственность игры, спектакли, клубы, вечеринки, душевное спокойствие мечтать, размышлять, мечтать, вспоминать старые времена, уступать место фантазиям, вспоминать, расслабляться, веселиться, играть уединение, интимность, близость, свободное время, окружение, пейзажи
Творчество страсть, решительность, интуиция, воображение, смелость, рациональность, автономность, изобретательность, любопытство умения, навыки, метод, работа работать, изобретать, строить, проектировать, сочинять, интерпретировать производственная среда и обратная связь, семинары, культурные группы, аудитории, пространства для самовыражения, временная свобода
Личность чувство принадлежности, последовательность, дифференциация, самооценка, напористость символы, язык, религия, привычки, обычаи, референтные группы, сексуальность, ценности, нормы, историческая память, работа посвятить себя, интегрировать себя, противостоять, принять решение, узнать себя, узнать себя, актуализировать себя, расти социальные ритмы, повседневные настройки, настройки, к которым человек принадлежит, стадии созревания
Свобода автономность, чувство собственного достоинства, решительность, страсть, напористость, непредубежденность, смелость, бунтарство, терпимость равные права несогласие, выбирать, отличаться, рисковать, развивать осведомленность, брать на себя обязательства, не подчиняться временная / пространственная пластичность

Удовлетворяющие в столбце БЫТИЕ - это индивидуальные и коллективные атрибуты, которые могут быть выражены как существительные. Удовлетворяющие в столбце ИМЕЮЩИЕ - это институты, нормы, механизмы, инструменты (не в материальном смысле), законы и т. Д. Удовлетворяющие в столбце ДЕЙСТВИЯ - это индивидуальные или коллективные действия, которые можно выразить глаголами. Удовлетворяющие факторы в столбце ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ESTAR на испанском языке, BEFINDEN на немецком языке) - это местоположения и окружающая среда.

Характеристики удовлетворяющих

Если мы посмотрим на удовлетворяющие потребности сообщества, можно провести различие между экзогенными и эндогенными удовлетворяющими.

Эндогенные удовлетворяющие возникают в результате действий сообщества на базовом уровне («синергетические удовлетворяющие»). Они антиавторитарны и могут способствовать развитию человеческого потенциала. Хотя в некоторых случаях они являются частью процессов, которые распространяются государством. Например, самоуправляемое производство удовлетворяет потребность в существовании, но также помогает в потребностях понимания, участия и созидания.

Экзогенные удовлетворяющие обычно навязываются, индуцируются, ритуализируются или институционализируются. Они возникают наверху (в смысле политической группы или традиционных держателей власти), навязываются каждому и препятствуют развитию в человеческом масштабе. Есть несколько категорий экзогенных удовлетворяющих.

  • Они происходят от принуждения («нарушители»). Они разрушают в долгосрочной перспективе возможность удовлетворить эту потребность таким образом. Они также предотвращают возможность удовлетворения других потребностей. Они приводят к девиантному поведению человека. Несоблюдение таких требований приводит к страху. Например гонка вооружений и бюрократия. Но также и цензура для удовлетворения потребности в защите, но для предотвращения удовлетворения потребностей в понимании, участии и свободе. Свобода слова может лучше удовлетворить потребность в защите в долгосрочной перспективе.
  • Они происходят из рекламы или пропаганды («псевдо-удовлетворяющие»). Может удовлетворить потребность какое-то время, но снизить вероятность удовлетворения потребности в будущем. Например, людям нравятся символы статуса, модные тенденции, шовинистические идеи и стереотипы. Но также и идеологическая обработка, когда может быть лучше предоставить (как можно более нейтральную) информацию.
  • Они проистекают из глубоко укоренившихся привычек и практик («подавление удовлетворяющих»). Запрещение удовлетворяющим чрезмерно удовлетворить определенную потребность, чтобы другие потребности остались неудовлетворенными. Например, патернализм и авторитарное образование могут чрезмерно удовлетворить потребность в защите, в то время как потребность в понимании и свободе остается неудовлетворенной.
  • Они проистекают из инициатив организаций частного сектора или правительства («единственные удовлетворяющие»). Например, спортивные мероприятия и организованные туристические поездки удовлетворяют потребность в праздности, но не другие потребности.

Публикации работы

Первая публикация работы была в 1986 году, в ( на испанском языке) статьи в журнале Фонда Дага Хаммаршельда, Диалог развития. Этот документ является результатом работы, выполненной в разных странах Латинской Америки группой исследователей, которая по сути является трансдисциплинарной по своему характеру. Авторами работы являются Манфред Макс-Ниф, чилийский социолог Антонио Элизальде и чилийский философ Мартин Хопенхайн в сотрудничестве с Фелипе Эррера, Уго Земельманом, Хорхе Ятоба и Луисом Вайнштейном. Он проводился в 1985 и 1986 годах при участии профессионалов из Чили, Уругвая, Боливии, Колумбии, Мексики, Бразилии, Канады и Швеции. Их опыт включает академические дисциплины, такие как экономика, социология, психиатрия, философия, политология, география, антропология, журналистика, технологии и право. Участники сформировали стабильную основную группу, которая гарантировала непрерывность процессов коллективного исследования и размышлений в ходе проекта. Обсуждения семинаров и рабочие документы, составленные участниками, составляют основу этого документа. В конце концов это обсуждалось на семинаре в Центре Дага Хаммаршельда в Упсале. Английский перевод статьи, дополненный «Примечанием по методологии», был опубликован в «Диалоге развития» в 1989 году.

Как книга, она была опубликована на английском языке в 1991 г. и на испанском языке в 1993 г. В книги добавлены 2 адаптации более ранних статей Макса-Нифа.

Человеческое развитие

Человеческое развитие является ответом на неолибералистские и структуралистские иерархические системы развития, в которых решения принимаются наверху и направляются вниз вместо демократических решений. Он ориентирован на развитие людей и для людей и основан на трех столпах: фундаментальных человеческих потребностях, растущей самообеспеченности и сбалансированной взаимозависимости людей с окружающей их средой.

Эта система развития дает людям платформу для организации сообщества и принятия демократических решений, чтобы дать людям возможность принимать участие в процессе планирования, чтобы гарантировать, что он отвечает их потребностям. Фундаментальные человеческие потребности Макс-Нифа составляют основу этой альтернативной системы развития. В отличие от иерархии потребностей Маслоу, которая фокусируется на иерархии психологических потребностей, Макс-Ниф говорит о дополнительных потребностях, которые необходимы для достижения удовлетворения. Это предложение по усовершенствованной системе развития, безусловно, может быть полезно в небольших масштабах, а также дает представление об удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей социальными институтами.

Приложение

Одним из применений работы в области стратегического устойчивого развития, где основные потребности человека ( а не реализуются или созданные желания и хочет ) используются в определении Брундтландского. Вместе с другими аспектами концепции «Natural Step» для стратегического устойчивого развития, кратко сформулированной как отражение принципов устойчивости, она позволяет планировать и проектировать для обеспечения устойчивости. Недавние исследования основаны на работе Манфреда Макса-Нифа.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-03-29 11:02:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте