Систематику основных человеческих потребностей и способы их удовлетворения разработал Манфред Макс-Ниф. Эта таксономия основана на его работе о человеческом развитии и впервые была опубликована в 1986 году.
Человеческое развитие - это, в основном, развитие сообщества, и оно «ориентировано и основано на удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей, на формировании растущих уровней самообеспеченности и на построении органических сочленений человека с природой и технологиями, глобальных процессов с локальная деятельность, личностное с социальным, автономное планирование и гражданское общество с государством. Человеческие потребности, самостоятельность и органические связи являются столпами, поддерживающими человеческое развитие ". Человеческое развитие "предполагает прямую и основанную на широком участии демократию. Эта форма демократии питает те условия, которые помогут преобразовать традиционную полупатерналистскую роль латиноамериканского государства в роль поощрения творческих решений, текущих снизу вверх. больше соответствует реальным ожиданиям людей ».
Для улучшения условий жизни людей в Латинской Америке за отправную точку принимаются следующие 3 утверждения:
Общим недостатком существующей литературы и дискуссий о человеческих потребностях является то, что фундаментальное различие между потребностями и их удовлетворяющими либо не делается явным, либо полностью игнорируется. Возможно, это связано с различием между человеческими потребностями и общепринятым понятием экономических « желаний », которые бесконечны и ненасытны. Удовлетворяющие могут включать формы организации, политические структуры, социальные практики, ценности и нормы, пространства, типы поведения и отношения. Например, дом может удовлетворить потребность в защите, но это также может быть семейная структура. Также нельзя сказать, удовлетворена потребность или нет. Лучше сказать, что потребности в большей или меньшей степени удовлетворены.
Можно даже сказать, что одним из аспектов, определяющих культуру, является выбор лиц, удовлетворяющих фундаментальные потребности человека. Вкратце: культурно обусловленные потребности - это не основные потребности человека, а их удовлетворение. Культурные изменения, среди прочего, являются следствием отказа от традиционных удовлетворяющих средств и принятия новых или других удовлетворяющих средств.
В контексте человеческого развития потребности отражают не только недостатки (индивидуальные или коллективные). Их также можно рассматривать как (индивидуальные или коллективные) потенциальные сильные стороны.
Фундаментальные потребности человека следует понимать как систему: то есть все фундаментальные потребности человека взаимосвязаны и интерактивны. За исключением потребности в средствах к существованию, то есть для того, чтобы оставаться в живых, в системе нет никакой иерархии. С другой стороны, одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются характеристиками процесса удовлетворения потребностей. Нет однозначного соответствия между потребностями и их удовлетворяющими. Удовлетворяющий может одновременно способствовать удовлетворению различных потребностей или, наоборот, потребность может потребовать удовлетворения различных удовлетворяющих.
Кроме того, потребности должны удовлетворяться в трех контекстах: (а) по отношению к самому себе (Eigenwelt); (б) по отношению к социальной группе (Mitwelt); и (c) по отношению к окружающей среде (Umwelt). Качество и интенсивность уровней и в вышеупомянутом контексте будут зависеть от времени, места и обстоятельств. Все это также означает, что каждая фундаментальная человеческая потребность, которая не удовлетворяется в достаточной степени, ведет к человеческой бедности. А бедность порождает патологии, индивидуальные и коллективные патологии. Вот некоторые примеры: бедность жизни (из-за недостаточного жилья); защиты (из-за плохой системы здравоохранения); привязанности (из-за авторитарных систем); понимания (в результате низкого качества образования); участия (в результате маргинализации женщин, детей и меньшинств); и идентичности (из-за вынужденной миграции). Понимание этих коллективных патологий требует трансдисциплинарных исследований и действий.
Матрица предназначена для изучения потребностей и средств удовлетворения потребностей развития (Human Scale Development). Удовлетворяющие включены в матрицу на пересечении экзистенциальных потребностей (связанных с человеческим существованием) и аксиологических потребностей (связанных с человеческими ценностями). Макс-Ниф подчеркнул, что набор потребностей, описанных в этой матрице, не является абсолютным или полным, а просто примером, который может быть полезен для анализа. Когда эта матрица удовлетворяющих создается отдельными людьми или группами из разных культур и в разное историческое время, она может значительно отличаться.
Матрица потребностей и удовлетворяющих | Экзистенциальные потребности | ||||
---|---|---|---|---|---|
Существование | Имея | Делает | Взаимодействуя | ||
Аксиологические потребности | Пропитание | физическое здоровье, психическое здоровье, равновесие, чувство юмора, адаптивность | еда, кров, работа | кормить, производить потомство, отдыхать, работать | жилая среда, социальная среда |
Защита | забота, адаптивность, автономия, равновесие, солидарность | системы страхования, сбережения, социальное обеспечение, системы здравоохранения, права, семья, работа | сотрудничать, предотвращать, планировать, заботиться, лечить, помогать | жилая площадь, социальная среда, жилище | |
Привязанность | чувство собственного достоинства, солидарность, уважение, терпимость, щедрость, восприимчивость, страсть, решительность, чувственность, чувство юмора | дружба, семья, партнерство, домашние животные, отношения с природой | заниматься любовью, ласкать, выражать эмоции, делиться, заботиться, взращивать, ценить | уединение, близость, дом, пространство единения | |
Понимание | критическая совесть, восприимчивость, любопытство, удивление, дисциплина, интуиция, рациональность | литература, учителя, метод, образовательная политика, коммуникационная политика | исследовать, изучать, экспериментировать, обучать, анализировать, медитировать | настройки формирующего взаимодействия, школы, университеты, академии, группы, сообщества, семья | |
Участие | адаптивность, восприимчивость, солидарность, готовность, решимость, целеустремленность, уважение, страсть, чувство юмора | права, обязанности, обязанности, привилегии, работа | стать аффилированным лицом, сотрудничать, предлагать, делиться, не соглашаться, подчиняться, взаимодействовать, соглашаться, выражать мнения | настройки активного взаимодействия, партии, ассоциации, церкви, сообщества, районы, семья | |
Праздность | любопытство, восприимчивость, воображение, безрассудство, чувство юмора, спокойствие, чувственность | игры, спектакли, клубы, вечеринки, душевное спокойствие | мечтать, размышлять, мечтать, вспоминать старые времена, уступать место фантазиям, вспоминать, расслабляться, веселиться, играть | уединение, интимность, близость, свободное время, окружение, пейзажи | |
Творчество | страсть, решительность, интуиция, воображение, смелость, рациональность, автономность, изобретательность, любопытство | умения, навыки, метод, работа | работать, изобретать, строить, проектировать, сочинять, интерпретировать | производственная среда и обратная связь, семинары, культурные группы, аудитории, пространства для самовыражения, временная свобода | |
Личность | чувство принадлежности, последовательность, дифференциация, самооценка, напористость | символы, язык, религия, привычки, обычаи, референтные группы, сексуальность, ценности, нормы, историческая память, работа | посвятить себя, интегрировать себя, противостоять, принять решение, узнать себя, узнать себя, актуализировать себя, расти | социальные ритмы, повседневные настройки, настройки, к которым человек принадлежит, стадии созревания | |
Свобода | автономность, чувство собственного достоинства, решительность, страсть, напористость, непредубежденность, смелость, бунтарство, терпимость | равные права | несогласие, выбирать, отличаться, рисковать, развивать осведомленность, брать на себя обязательства, не подчиняться | временная / пространственная пластичность |
Удовлетворяющие в столбце БЫТИЕ - это индивидуальные и коллективные атрибуты, которые могут быть выражены как существительные. Удовлетворяющие в столбце ИМЕЮЩИЕ - это институты, нормы, механизмы, инструменты (не в материальном смысле), законы и т. Д. Удовлетворяющие в столбце ДЕЙСТВИЯ - это индивидуальные или коллективные действия, которые можно выразить глаголами. Удовлетворяющие факторы в столбце ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ESTAR на испанском языке, BEFINDEN на немецком языке) - это местоположения и окружающая среда.
Если мы посмотрим на удовлетворяющие потребности сообщества, можно провести различие между экзогенными и эндогенными удовлетворяющими.
Эндогенные удовлетворяющие возникают в результате действий сообщества на базовом уровне («синергетические удовлетворяющие»). Они антиавторитарны и могут способствовать развитию человеческого потенциала. Хотя в некоторых случаях они являются частью процессов, которые распространяются государством. Например, самоуправляемое производство удовлетворяет потребность в существовании, но также помогает в потребностях понимания, участия и созидания.
Экзогенные удовлетворяющие обычно навязываются, индуцируются, ритуализируются или институционализируются. Они возникают наверху (в смысле политической группы или традиционных держателей власти), навязываются каждому и препятствуют развитию в человеческом масштабе. Есть несколько категорий экзогенных удовлетворяющих.
Первая публикация работы была в 1986 году, в ( на испанском языке) статьи в журнале Фонда Дага Хаммаршельда, Диалог развития. Этот документ является результатом работы, выполненной в разных странах Латинской Америки группой исследователей, которая по сути является трансдисциплинарной по своему характеру. Авторами работы являются Манфред Макс-Ниф, чилийский социолог Антонио Элизальде и чилийский философ Мартин Хопенхайн в сотрудничестве с Фелипе Эррера, Уго Земельманом, Хорхе Ятоба и Луисом Вайнштейном. Он проводился в 1985 и 1986 годах при участии профессионалов из Чили, Уругвая, Боливии, Колумбии, Мексики, Бразилии, Канады и Швеции. Их опыт включает академические дисциплины, такие как экономика, социология, психиатрия, философия, политология, география, антропология, журналистика, технологии и право. Участники сформировали стабильную основную группу, которая гарантировала непрерывность процессов коллективного исследования и размышлений в ходе проекта. Обсуждения семинаров и рабочие документы, составленные участниками, составляют основу этого документа. В конце концов это обсуждалось на семинаре в Центре Дага Хаммаршельда в Упсале. Английский перевод статьи, дополненный «Примечанием по методологии», был опубликован в «Диалоге развития» в 1989 году.
Как книга, она была опубликована на английском языке в 1991 г. и на испанском языке в 1993 г. В книги добавлены 2 адаптации более ранних статей Макса-Нифа.
Человеческое развитие является ответом на неолибералистские и структуралистские иерархические системы развития, в которых решения принимаются наверху и направляются вниз вместо демократических решений. Он ориентирован на развитие людей и для людей и основан на трех столпах: фундаментальных человеческих потребностях, растущей самообеспеченности и сбалансированной взаимозависимости людей с окружающей их средой.
Эта система развития дает людям платформу для организации сообщества и принятия демократических решений, чтобы дать людям возможность принимать участие в процессе планирования, чтобы гарантировать, что он отвечает их потребностям. Фундаментальные человеческие потребности Макс-Нифа составляют основу этой альтернативной системы развития. В отличие от иерархии потребностей Маслоу, которая фокусируется на иерархии психологических потребностей, Макс-Ниф говорит о дополнительных потребностях, которые необходимы для достижения удовлетворения. Это предложение по усовершенствованной системе развития, безусловно, может быть полезно в небольших масштабах, а также дает представление об удовлетворении фундаментальных человеческих потребностей социальными институтами.
Одним из применений работы в области стратегического устойчивого развития, где основные потребности человека ( а не реализуются или созданные желания и хочет ) используются в определении Брундтландского. Вместе с другими аспектами концепции «Natural Step» для стратегического устойчивого развития, кратко сформулированной как отражение принципов устойчивости, она позволяет планировать и проектировать для обеспечения устойчивости. Недавние исследования основаны на работе Манфреда Макса-Нифа.