Фумио Хаясака | |
---|---|
Родившийся | ( 1914-08-19 ) 19 августа 1914 г. Сендай, префектура Мияги, Японская империя |
Умер | 15 октября 1955 г. (1955-10-15) (41 год) Сетагая, Токио, Япония |
Другие имена | 早 坂 文 雄 |
Род занятий | Композитор |
Фумио Хаясака (早 坂 文 雄 Hayasaka Fumio ; 19 августа 1914 - 15 октября 1955) был японским композитором классической музыки и музыки к фильмам.
Хаясака родился в городе Сендай на главном японском острове Хонсю. В 1918 году Хаясака и его семья переехали в Саппоро на северном острове Хоккайдо. В 1933 году Хаясака и Акира Ифукубе организовали Лигу новой музыки, которая через год провела фестиваль новой музыки.
Хаясака получил ряд призов за свои ранние концертные работы; в 1935 году его пьеса Futatsu no sanka e no zensōkyoku получила первый приз на радиоконкурсе, а другая концертная пьеса, Kodai no bukyoku, получила приз Вейнгартнера 1938 года. Среди других ранних работ - Ноктюрн (1936) для фортепиано и оркестровый « Старинный танец» (1938). В 1939 году Хаясака переехал в Токио, чтобы начать карьеру кинокомпозитора. К началу 1940 года Хаясака считался «крупнейшим композитором японского кино».
После войны Хаясака продолжил работать над фильмами, быстро завоевав признание за свои способности. В 1946 году он получил киномузыкальную премию за фильм «Враг народа» ( Minshū no Teki, 1946) на первой ежегодной премии Mainichi Film Awards. Через год после того, 1947, Hayasaka получил Mainichi фильм музыку награду за Тэйносукэ Кинугаса «s Актриса (Joyu).
В конце 1940-х Хаясака пригласил своего друга Акиру Ифукубе для написания музыки к фильму вместе с ним в Toho Studios. Первый саундтрек к фильму Тохо Ифукубе был написан для « Снежной тропы» Сэнкичи Танигучи (Ginrei no hate) в 1947 году. Тосиро Мифунэ, известный актер, который позже снялся в большинстве фильмов Куросавы, впервые встретился с Куросавой на предварительном просмотре этого фильма.
22 июня 1948 года в Токио состоялась премьера концерта Фумио Хаясаки с Хироши Кадзивара в качестве солиста на рояле и Симфонического оркестра Тохо (нынешний Токийский симфонический оркестр ) под управлением Масаси Уэда.
У Фумио Хаясаки была знаменитая связь с выдающимся японским режиссером Акирой Куросавой, которая была недолгой из-за ранней смерти Хаясаки. Фильм 1948 года « Пьяный ангел» (Yoidore tenshi) был первым фильмом режиссера Акиры Куросавы, музыку для которого Хаясака сочинил. Режиссер и композитор вместе протестировали «оппозиционное отношение к музыке и исполнению». Их сотрудничество превратилось в очень глубокие художественные отношения, когда Хаясака вносил свои идеи в визуальную часть фильма. В своей автобиографии Куросава сказал бы, что работа с Хаясакой изменила его взгляды на то, как следует использовать музыку из фильмов; с тех пор он рассматривал музыку как «контрапункт» к образу, а не просто как «аккомпанемент». Это также первый фильм, в котором Куросава использовал Тоширо Мифунэ в качестве актера.
Среди фильмов, написанных Хаясакой для Куросавы, - « Бродячая собака» (1949), « Расёмон» (1950), Икиру (1952) и « Семь самураев» (1954). В 1950-х Хаясака также написал музыку к некоторым финальным работам другого японского режиссера, Кэндзи Мидзогути. Хаясака сочинил музыку для Угетсу (1953), Сансё-судебного пристава (1954) и Распятых влюбленных (1954).
Особенно значимым для Хаясаки стал фильм 1950 года « Расомон». Этот фильм получил «Золотого льва» 1951 года на Венецианском кинофестивале и считается первым японским фильмом, широко показанным на Западе. В японской кинокультуре режиссеры обычно хотели, чтобы музыка звучала как хорошо известные западные произведения; Куросава специально попросил Хаясаку сочинить музыку, которая звучала бы как Болеро Мориса Равеля. Масару Сато, тогда еще молодой композитор, был настолько впечатлен музыкой, что решил учиться у Хаясаки. Этот фильм также был связан с атомным шрамом японской культуры; Хотя американские оккупационные силы запретили японским СМИ «критиковать роль Америки в трагедии» Хиросимы и Нагасаки, Расомон изображает историческую эпоху Японии, когда ее города находятся в руинах и царит социальный хаос.
Хаясака был непрерывно продуктивным в годы, предшествовавшие его смерти. В 1950 году он основал Ассоциацию киномузыки. В фильме 1953 года « Угэцу» режиссера Кэндзи Мидзогути была музыка Хаясаки; фильм получил серебряный приз на Венецианском кинофестивале 1953 года. Год спустя, в 1954 году, Хаясака снял еще один фильм Мидзогути, « Дзидай-геки Саншо - судебный исполнитель» («Саншо дайю»). Этот фильм разделил приз "Серебряного льва" 1954 года на Венецианском кинофестивале с фильмами Казани " На набережной", " Ла Страда" Феллини и " Семь самураев" Куросавы.
Семь самураев, фильм Куросавы дзидай-геки, также включает музыку Хаясаки. В то время это было крупнейшее производство японских фильмов. Этот фильм показал сильные режиссерские музыкальные решения, которые тесно связаны с западной симфонической концертной музыкой. Масару Сато помогал с оркестровкой партитуры Хаясаки. В этой партитуре использован лейтмотив - метод композиционной организации, заимствованный из западных опер.
Во время своего пребывания в Токио Хаясака также написал несколько заметных концертных произведений, в том числе « Древние танцы левого и правого» (1941 г.), фортепианный концерт (1948 г.) и оркестровую сюиту « Юкара» (1955 г.).
Хаясака был музыкальным наставником Масару Сато и Тору Такемицу.
В 1955 году Хаясака умер от туберкулеза в Токио в возрасте 41 года. Он умер, работая над партитурой для « Я живу в страхе» («Запись живого существа», Ikimono no kiroku), так что Масару Сато завершил партитуру. Глубина отношений между Хаясакой и Куросавой показана в том, что этот фильм был основан на разговоре между двумя друзьями. В то время Хаясака был очень болен и размышлял о страхе собственной смерти. Слабый и болезненный от туберкулеза, он сказал Куросаве, что «с этой болезнью, угрожающей моей жизни, я не могу работать». Куросава был глубоко потрясен смертью своего друга и «впал в глубокую депрессию». Фильм « Запись живого существа» объединил его депрессию и японский атомный шрам, чтобы создать фильм, который иллюстрирует «человеческий опыт в атомный век».
Акира Ифукубе, на которого Хаясака оказал влияние на работу с фильмами, написал музыку для « Годзиллы» Toho Studio, закрепив свою славу композитора музыки для японских фильмов ужасов. Этот фильм был еще одним из серии послевоенных фильмов, в которых был показан страх японцев перед ядерным оружием.
Закончив музыку Хаясаки к фильму « Я живу в страхе», Масуро Сато стал автором еще семи фильмов Куросавы. Сохраняя влияние западного оркестра Хаясаки, для фильма Куросавы о дзидай- геки 1957 года « Престол крови» (Кумоносу-дзё) Сато сочинил музыку, которая также позаимствована у западного композитора Верди. Сато продолжал демонстрировать глубокие западные влияния на протяжении всей своей карьеры, делая свои музыкальные произведения (и сопровождающие их фильмы) «особенно доступными для не-восточных слушателей». Это был еще один фильм Куросавы, в котором косвенно упоминались атомные бомбы, действие происходило в «периоде после катастрофического разрушения центра японской жизни и политической власти».
В память о нем Туру Такемицу написал Реквием для струнных в 1957 году.
Ранний музыкальный стиль Хаясаки был поздне-романтическим с влиянием традиционной японской музыки. За годы до смерти его стиль сместился в сторону атональности и модернизма. Следуя традициям и требованиям кинематографистов, при озвучивании фильмов его музыка была тесно связана с западной оркестровой музыкой (и часто заимствована из нее).