Сокотский халифат

редактировать
Независимый исламский халифат в Западной Африке с 1804 по 1903 год

Государство халифатов в Билад ас-Судан. Даулар Халифар Сакквато. аль-Хилафат фи'л-Билад ас-Судан. دولة الخلافة ي بلاد السودان
1804–1903
Флаг Сокотского халифата Флаг
Гимн: Имперский барабан Сокото
Сокотский халифат, XIX век , XIX век
СтатусТеократическая наследственная монархия
Столица
Общие языкиарабский (официальный), хауса, фула
религиясуннитский ислам
Правительство
Список султанов Сокото
• 1804-1832Усман дан Фодио (первый)
• 1896–1903Мухаммаду Аттахиру (последний)
Великий визирь
• ??? - 1832Гидаго дан Лайма (первый)
• 1890-1903(last)
ЗаконодательствоSh ура
История
Основана 4 февраля 1804 г.
Табкин Кватто 1804
1832
Битва при Гавакуке 1837
1 января 1897 г.
29 июля 1903 г.
ВалютаДирхам
ПредшественникПреемник
Султанат Кано
Султанат Кацина
Султанат Гобир
Султанат Заззау
Империя Канембу
Султанат Дамагарам
Империя Ойо (Илорин)
Королевства Джукун
Султанат Кебби
Королевство Денди
Султанат Агадес
Протекторат Северной Нигерии
Немецкий Камерун
Султанат Сокото Совет
Французская Западная Африка
Сегодня частьБуркина-Фасо. Камерун. Центральноафриканская Республика. Чад. Нигер. Нигерия

Халифат Сокото был суверенным мусульманином-суннитом халифатом в Западной Африке, который был основан во время джихада войны Фулани в 1804 г., автор Усман дан Фодио. Он был распущен, когда британцы завоевали этот район в 1903 году и присоединили его к недавно созданному протекторату Северная Нигерия.

. Развитый в контексте нескольких независимых королевств хауса, на пике своего развития халифат был связан более 30 различных эмиратов и более 10 миллионов человек в самом могущественном государстве в регионе и одной из самых значительных империй в Африке в девятнадцатом веке. Халифат представлял собой свободную конфедерацию эмиратов, признавшую сюзеренитет Амира аль-Му'минина, султана Сокото. Халифат принес региону десятилетия экономического роста. Приблизительно 1-2,5 миллиона рабов-немусульман были захвачены во время войны Фулани. Рабы работали на плантациях и имели возможность стать мусульманами.

Хотя европейские колонисты отменили политическую власть халифата, титул султана был сохранен и остается важным религиозным положением для мусульман-суннитов в регионе. текущий день. Джихад Усмана дан Фодио послужил источником вдохновения для серии связанных джихадов в других частях Суданской саванны и Сахеля далеко за пределами нынешней Нигерии. это привело к основанию исламских государств в регионах, которые впоследствии стали Сенегалом, Мали, Кот-д'Ивуаром, Чадом, Центральноафриканской Республикой и Суданом.

Содержание

  • 1 Основание и расширение (1804–1903)
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Джихадское движение
    • 1.3 Расширение штата Сокото
    • 1.4 Административная структура
    • 1.5 Экономика
    • 1.6 Стипендия
  • 2 Упадок и падение
  • 3 Наследие
  • 4 Ссылки

Основание и расширение (1804–1903)

История вопроса

Главной державой в регионе в 17-18 веках была Империя Борну. Однако революции и рост новых держав уменьшили мощь империи Борну, и к 1759 году ее правители потеряли контроль над городом-оазисом Билма и доступ к транссахарской торговле. Города вассалов империи постепенно стали автономными, и в результате к 1780 году в регионе образовался политический массив независимых государств.

Падение империи Сонгай в 1591 году в Марокко также освободило большая часть центрального Билад-ас-Судана и ряд султанатов хауса, возглавляемых различными аристократическими сословиями хауса, выросли, чтобы заполнить пустоту. Три из наиболее значимых для развития - султанаты Гобира, Кебби (оба в долине реки Рима ) и Замфара, все в современной Нигерии. Эти королевства вели регулярные войны друг с другом, особенно совершая набеги рабов. Чтобы платить за постоянные войны, они обложили своих граждан высокими налогами.

Речная система Сокото-Рима

Регион между рекой Нигер и озером Чад был в основном населен хауса, фулани и другими этническими группами, иммигрировавшими в этот район, такими как туареги. Большая часть населения хауса поселилась в городах по всему региону и стала урбанизированной. Фулани, напротив, в основном оставались пастушеской общиной, пасли крупный рогатый скот, коз и овец и населяли пастбища между городами по всему региону. С ростом торговли большое количество фулани поселились в городах, составляя явное меньшинство.

Большая часть населения обратилась в ислам за столетия до этого; однако местные языческие верования сохранялись во многих областях, особенно в аристократии. В конце 1700-х годов рост исламской проповеди произошел во всех царствах хауса. Некоторые проповедники были связаны в рамках общей тариката исламского исследования. Ученые-малики были приглашены или путешествовали в земли хауса из Магриба и присоединились к дворам некоторых султанатов, таких как Кано. Эти ученые проповедовали возвращение к исламской традиции. Самый важный из этих ученых - Мухаммад аль-Магили, который принес юриспруденцию Малики в Нигерию.

Движение Джихада

Джихад Фулани заявляет в Западной Африке, ок. 1830

Усман дан Фодио, исламский ученый и урбанизированный фулани, активно обучал и проповедовал в городе Гобир с одобрения и поддержки руководства города хауса. Однако когда Юнфа, бывший ученик дана Фодио, стал султаном Гобира, он ограничил деятельность дана Фодио, в конечном итоге вынудив его изгнать в Гуду. Большое количество людей покинуло Гобир, чтобы присоединиться к Дану Фодио, который также начал собирать новых сторонников из других регионов. Чувствуя угрозу со стороны своего бывшего учителя, Юнфа объявил войну дану Фодио 21 февраля 1804 года.

Усман дан Фодио был избран «главнокомандующим правоверных» (Амир аль-Му'минин ) его последователями, положив начало государству Сокото. Затем Усман дан Фодио создал ряд знаменосцев среди тех, кто следовал за ним, создав раннюю политическую структуру империи. Объявив джихад царям хауса, дан Фодио сплотил своих в первую очередь фуланских «воинов-ученых» против Гобира. Несмотря на ранние потери в битве при Цунтуа и в других местах, силы дана Фодио начали захватывать некоторые ключевые города, начиная с 1805 года. Фулани использовали партизанскую войну, чтобы повернуть конфликт в свою пользу., и получил поддержку гражданского населения, которое возмущалось деспотическим правлением и высокими налогами королей хауса. Даже некоторые немусульмане фулани начали поддерживать Дана Фодио. Война длилась с 1804 по 1808 год и унесла тысячи жизней. Войска дана Фодио смогли захватить государства Кацина и Даура, важное королевство Кано в 1807 году и окончательно завоевали Гобир в 1809 году. В том же году Мухаммед Белло, сын дана Фодио, основал город Сокото, который стал столицей государства Сокото.

Джихад создал «новый рубеж рабства на основе обновленного ислама». К 1900 году в штате Сокото было «не менее 1 миллиона, а возможно, и 2,5 миллиона рабов», уступая только Соединенным Штатам (в которых было 4 миллиона в 1860 году) среди всех современных рабовладельческих обществ. Однако в государстве Сокото было гораздо меньше различий между рабами и их хозяевами.

Расширение государства Сокото

С 1808 г. до середины 1830-х гг. Государство Сокото постепенно расширялось. присоединение равнин к западу и ключевых частей Йорубаленда. Он стал одним из крупнейших государств в Африке, простираясь от современной Буркина-Фасо до Камеруна и включая большую часть северной Нигерии и южного Нигера. В период своего расцвета государство Сокото включало в свою политическую структуру более 30 различных эмиратов.

Политическая структура государства была организована при султане Сокото, правившем из города Сокото (и на короткий период при Мухаммаде Белло из Вурно ). Глава каждого эмирата был назначен султаном флагоносцем этого города, но ему была предоставлена ​​широкая независимость и автономия.

Большая часть роста государства произошла за счет создания обширной системы рибац как часть политики консолидации Мухаммеда Белло, второго султана. Были основаны Рибаты, основавшие ряд новых городов с обнесенными стенами крепостями, школами, рынками и другими зданиями. Они оказались решающими в расширении за счет развития новых городов, расселения пасторальных фулани и поддержки роста плантаций, которые были жизненно важны для экономики.

К 1837 году в штате Сокото проживало около 10 миллионов человек.

Административная структура

Государство Сокото было в значительной степени организовано вокруг ряда в значительной степени независимых эмиратов, поклявшихся в верности султану Сокото. Изначально администрация была построена в соответствии с теориями Мухаммада во время его пребывания в Медине, но также и с теориями аль-Маварди в «Постановлениях правительства». Королевства хауса до Усмана дан Фодио управлялись в основном по наследству.

Ранние правители Сокото, дан Фодио и Белло, отменили систему наследования по наследству, предпочитая назначать лидеров на основании их исламской учености и морального статуса. Эмиры назначались султаном; они ежегодно путешествовали, чтобы дать клятву верности и уплатить налоги в виде урожая, раковин каури и рабов. Когда султан умирал или уходил с должности, совет по назначениям, состоящий из эмиров, выбирал замену. Прямые линии преемственности в значительной степени не соблюдались, хотя каждый султан заявлял о своем прямом происхождении от дана Фодио.

Главное административное деление находилось между Сокото и эмиратом Гванду. В 1815 году Усман дан Фодио ушел из административных дел государства и разделил территорию, захваченную во время войны Фулани, со своим братом Абдуллахи дан Фодио, правившим на западе с эмиратом Гванду и его сыном Мухаммед Белло принимает управление султанатом Сокото. Эмир в Гванду сохранил верность султанату Сокото и духовное руководство султана, но эмир управлял отдельными эмиратами под своим надзором независимо от султана.

Халифат Сокото, ок. 1875

Административная структура эмиратов султаном не всегда функционировала гладко. В период правления Мухаммеда Белло аристократия хауса совершила серию революций в 1816–1817 годах, но султан положил конец этим, предоставив лидерам титулы на землю. В 19 веке между султанатом Сокото и многими подчиненными эмиратами возникло множество кризисов: в частности, эмират Адамава и эмират Кано. Серьезное восстание произошло в 1836 году в городе-государстве Гобир, который был подавлен Мухаммедом Белло в битве при Гавакуке.

Суфийская община во всем регионе сыграла решающую роль в управлении государством. штат. Тарикские братства, в первую очередь Кадирийя, приверженцами которых был каждый последующий султан Сокото, составляли группу, связывающую отдельные эмираты с властью султана. Ученые Бернхэм и Ласт утверждают, что это сообщество исламских ученых обеспечило «зародышевую бюрократию», которая связала города по всему штату Сокото.

Экономика

Фотография жителей Сокото 1900 г.

После основания халифата во всем регионе наблюдались десятилетия экономического роста, особенно после волны восстаний 1816–1817 годов. У них была значительная торговля на транссахарских маршрутах.

После войны Фулани все земли в империи были объявлены вакфами или принадлежали всему сообществу. Однако султан раздавал землю отдельным лицам или семьям, как и эмир. Такая земля могла быть унаследована членами семьи, но не могла быть продана. Обмен был основан в основном на рабах, каури или золоте. Основные выращиваемые культуры включали хлопок, индиго, орехи кола и ши, зерно, рис, табак и лук.

Рабство оставалось значительной частью экономики, хотя его деятельность изменилась с концом Атлантическая работорговля. Рабов добывали через набеги и через рынки, как раньше в Западной Африке. Основатель халифата разрешил рабство только немусульманам; рабство рассматривалось как процесс включения таких народов в мусульманское сообщество. Около половины населения Халифата было порабощено в 19 веке. Однако расширение сельскохозяйственных плантаций при Халифате зависело от рабского труда. Эти плантации были созданы вокруг рибатов, и большие площади сельскохозяйственного производства имели место вокруг городов империи. Институт рабства был опосредован отсутствием расового барьера между народами, а также сложным и разнообразным набором отношений между владельцами и рабами, которые включали право накапливать собственность, работая на своих собственных участках, освобождение и потенциальные чтобы рабы обратились в ислам и стали членами исламского сообщества. Есть исторические записи о рабах, достигших высоких уровней правительства и администрации в Халифате Сокото. Его коммерческое процветание также было основано на исламских традициях, рыночной интеграции, внутреннем мире и обширной экспортно-торговой сети.

Стипендия

Исламская ученость была важнейшим аспектом Халифата с момента его основания. Султан Усман дан Фодио, Султан Мухаммед Белло, Эмир Абдуллахи дан Фодио, Султан Абу Бакр Атику и Нана Асмау уделяли много времени ведению хроник истории, написанию стихов и изучению ислама. Доступен ряд рукописей, которые содержат важную историческую информацию и важные духовные тексты. Эта роль уменьшилась после правления Белло и Атику.

Упадок и падение

На протяжении большей части последней половины XIX века внимание Европы было сосредоточено на регионе для колониальной экспансии. В частности, французы отправили в этот район несколько исследовательских миссий для оценки колониальных возможностей после 1870 года.

Французский исследователь Парфе-Луи Монтей посетил Сокото в 1891 году и отметил, что Халифат находится в состоянии войны с эмир Аргунгу, победивший Аргунгу в следующем году. Монтейл утверждал, что власть Фулани пошатнулась из-за войны и прихода к власти непопулярного халифа Абдеррахмана дан Аби Бакара.

Однако после Берлинской конференции британцы расширились на Южную Нигерию и к 1901 году началось движение в Сокотский халифат, в то время как немецкие усилия были предприняты в Камеруне. Британский генерал Фредерик Лугард использовал соперничество между многими эмирами на юге и центральной администрацией Сокото, чтобы помешать какой-либо обороне, когда он работал в направлении столицы, пока немцы захватили Адамаву. Когда британцы подошли к городу Сокото, новый султан Мухаммаду Аттахиру I вместе с Мухаммадом бин Анабвани организовали быструю оборону города и сразились с наступающими войсками под руководством британцев. Британские войска быстро победили, отправив Аттахиру I и тысячи последователей на махдистскую хиджру.

. Теперь разрушенный Халифат был разделен между Великобританией и Германией. 13 марта 1903 года на большой рыночной площади Сокото последний визирь Халифата официально уступил британскому правлению. Британцы назначили Мухаммаду Аттахиру II новым халифом. Фредрик Лугард отменил халифат, но сохранил титул султана в качестве символической позиции во вновь организованном протекторате Северной Нигерии. Этот остаток стал известен как «Совет Султаната Сокото ». В июне 1903 года британцы разбили оставшиеся силы Аттахиру I и убили его; к 1906 году сопротивление британскому правлению закончилось.

Наследие

Несмотря на то, что Совет султаната Сокото утратил свою прежнюю политическую власть, он продолжает существовать, и султаны Сокото по-прежнему являются «ведущими фигурами в нигерийском обществе». Даже президенты Нигерии искали их поддержки.

Из-за своего влияния Халифат Сокото также почитается исламистами в современной Нигерии. Например, джихадистская боевая группа Ансару пообещала возродить Сокотский халифат, чтобы восстановить «утраченное достоинство мусульман в черной Африке».

Ссылки

Координаты : 13 ° 04′02 ″ N 05 ° 14 ′52 ″ в.д. / 13,06722 ° с.ш., 5,24778 ° в.д. / 13,06722; 5,24778

Последняя правка сделана 2021-06-08 08:37:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте