Фуле (или Fulani) джихады (иногда Fulani революции) была серией джихадистов войн, имевшего места по Западной Африке в течение 18 и 19 веков привели в основном к мусульманские людьми фулы. Джихад и государства джихада закончились европейской колонизацией.
Первое восстание, вдохновленное исламом, произошло в Фута-Джалон в 1725 году, когда скотоводы Фула при поддержке мусульманских торговцев подняли восстание против коренных вождеств, в которых все еще преобладает традиционная религия. К 1750 году фула учредила имамат и ввела в регионе законы шариата. Их успех вдохновил фула и тукулёров на берегах нижнего Сенегала на создание собственного имамата Фута Торо в ходе серии войн между 1769 и 1776 годами.
В начале 19 века движение джихада распространилось на восток, в государства хауса. Результатом серии джихадов, начатых в 1804 году революционером Усманом даном Фодио, стал Сокотский халифат, крупнейшее на то время государство в Западной Африке. Агрессивно экспансионистское государство, оно сильно ослабило старое Королевство Борну.
Хотя религия была мотиватором джихадов, со временем она, возможно, не была главным мотиватором; Фула предназначалась для производства пленников, которых нужно было продавать в качестве рабов, чтобы получить ценный импорт с побережья.
Реформы были направлены на создание исламских государств по всей Западной Африке. Реформы также были направлены на преодоление социально-политических проблем, в том числе проблем с населением и нехваткой товаров, таких как продукты питания и вода, что в совокупности усугубило существующие экономические проблемы. Кроме того, они также хотели остановить европейское вторжение в Африку и исламский мир, поскольку в это время многие европейские страны колонизировали части Африки, а исламские империи, такие как Османская, слабеют. Эти цели были достигнуты с неоднозначными результатами в нескольких движениях джихада и образовавшихся халифатах, которые возникли в 19 веке, поскольку одни смогли достичь этих целей лучше, чем другие.
Некоторые халифаты добились больших успехов в развитии стабильной экономики для финансирования развития и обеспечения процветания населения. Халифат Сокото под контролем Мухаммада Белло и Вазира Гидадо создал сильную экономику, основанную на сельском хозяйстве и ремесленных товарах. Этот экономический рост позволил им финансировать политическое, образовательное и военное развитие в пределах Халифата, что привело к его вторжению и завоеванию прилегающих территорий, увеличению числа людей под его управлением и, таким образом, достижению вторичной цели распространения слова ислама. Однако другие группы, даже в пределах халифата Сокото, не смогли создать такую стабильную экономику, как во время джихада Масина шейха Ахмада. Во время своего конфликта он изо всех сил пытался создать сильную экономику из-за нехватки ресурсов для безопасной охраны бродячих стад крупного рогатого скота и, как таковой, значительной части военной деятельности, сдерживаемой нехваткой военных и экономических ресурсов из-за более оборонительной стратегии, джихад Масина был менее успешным в завоевании других областей и распространении своей власти в том же масштабе, что и Халифат Сокото. Таким образом, можно видеть, что развитие стабильной экономики и сильных вооруженных сил было в значительной степени связано с различными движениями джихада, имеющими разную силу в этих ведомствах, что привело к разному уровню успеха.
В своей защите от европейских захватчиков немногие группы добились успеха, и вместо победы над захватчиками многим мусульманским народам пришлось совершить массовые миграции через северную Африку, чтобы спастись. Те, кто участвовал в джихаде Аль-Хаджа Вмара, были вынуждены бежать, поскольку они не смогли вытеснить французские войска из района реки Сенегал. Эта акция серьезно подорвала легитимность руководства этого джихада, поскольку она показала людям, что их лидеры не могут эффективно защитить их. Однако одним из преимуществ этого было то, что это создало большее ощущение мусульманской идентичности и побудило многих халифатов активизировать свое взаимодействие с другими халифатами, объединяя их против общего врага и уменьшая внутреннюю борьбу между различными группами. Таким образом, хотя многие из халифатов не смогли достичь своей цели по обеспечению эффективной военной защиты от европейских захватчиков, они смогли достичь цели по укреплению внутри-мусульманских отношений и сотрудничества, тем самым усилив чувство ислама. единство и идентичность.
Когда дело доходило до установления сильной и законной власти над халифатами, сторонники ислама не всегда добивались успеха. В халифате Хамдуллахи существовало сильное чувство легитимности при 30-летнем правлении Секу Амаду, но он не смог назвать преемника. Это привело к замешательству, и в конце концов совет решил, что его сын должен править. К несчастью для его сына, этот указ не нес того чувства легитимности, как если бы Амаду сам выбрал своего ребенка. Планы сына на самом деле отличались от планов его отца, особенно в отношении обучения, и поэтому он не смог заручиться поддержкой старших когорт населения. Эта неспособность поддерживать последовательный план для области подорвала легитимность правящих классов. При этом многие группы следовали наследственному идеалу лидерства, и поэтому передача власти от отца сыну была частой в исламских группах и по-прежнему сохраняла легитимность для правящих групп. Это можно увидеть в халифате Сокото, где главные лидеры, султаны, все принадлежали к одной семье, которая произошла от Усмана Дан Фодио.
В целом, обучение и распространение ислама в этом районе было в значительной степени успешным. При Сокотском халифате большое количество исламской литературы печаталось и широко распространялось. Эта литература была доступна не только элитным мужчинам, но и другим группам общества, таким как женщины, рабы и неграмотные мужчины. Это более широкое распространение исламских текстов по всему халифату привело к более широкому обучению желаемым исламским практикам и идеям, которые лидеры халифата считали правильными. Распределение из халифата Сокото также стало источником вдохновения для других движений джихада в регионе Хаусаленд и сильно повлияло на то, как должны были быть организованы административные структуры, если джихад окажется успешным. Распространение исламского права постепенно пришло на смену предшествующим традициям, что означало, что образовалось больше исламистского населения, которое сформировало старые традиции в пользу ислама. Распространение ислама и его учений имело большой успех, особенно в Сокото и Масина, и были сформированы новые мусульманские общества, в которых исламские идеалы влияли на закон, политику и повседневную жизнь.
Движения джихада XIX века в значительной степени преуспели в своих целях по созданию новых обществ. И в Сокото, и в Мазине сформировалась сильная экономика, а также были достаточно сильные вооруженные силы. Лидеры и учения халифатов получили широкую поддержку и легитимность в своем правлении. Распространение исламского учения распространилось на закон, политику и повседневную жизнь и привело к росту мусульманского населения. Очевидная неудача заключалась в том, что, хотя они и откладывали это, они не смогли остановить европейскую колонизацию Африки, и к началу 20 века большинство исламских обществ было колонизировано британцами, французами или немцами.
Небольшое государство на территории современного Сенегала, в котором Муслим Фулас взял под свой контроль в конце 17 века.
Карта Фута Джаллон, конец 19 векаСамца Jallon, расположенные в основном в современной Гвинее, Гвинее - Бисау, Сенегала и Сьерра - Леоне, был крупным государством с писаной конституции и правящей альтернансом между 2 основных сторон: Soriya и Alphaya. Государство Фута Джаллон родилось в 1735 году, когда мусульмане фулани решили восстать против немусульманских коренных народов и правителей Джалонке, чтобы создать конфедерацию провинций. Альфа Ибрахима Самбегу был избран первым алмаами в 1725 году в столице Тимбо на территории современной Гвинеи. Государство Фута Джаллон просуществовало до 1898 года, когда французские колониальные войска победили последнего алмамы (правителя) Бокара Биро Барри, развалили государство и интегрировали его в свою новую колонию Ривьер-дю-Суд, которая стала Гвинеей.
Под объединяющим знаменем ислама мусульманские фулы восстали против немусульманских фулани из королевства Денианке в 1776 году под предводительством Силеймаани Баала. Следующая исламская революция создала новое королевство Фута Торо под управлением правительства под названием Альмамате (термин, полученный от пулаарского заимствования арабского слова al-imaam). Перед формальной колонизацией это государство было ослаблено французскими вторжениями и попытками Эль-Хаджа Умара Талля продолжить свой «джихад» на восток (см. Также «Империю Тукулёров» ниже).
В начале 19 века при Усмане дан Фодио фулани стали лидерами централизованной империи фулани, которая просуществовала до 1903 года, когда фулани были разделены между европейскими колонизаторами.
Термин « государство джихада» исторически используется по отношению к 19 веку Борну в Западной Африке, особенно к джихаду Фулани или джихаду Фулбе (от Fulɓe), фраза, относящаяся к основанию государства джихадом во главе с Усманом дан Фодио в первое десятилетие нашей эры. XIX век в Нигерии и ее окрестностях. Большинство этих штатов в колониальные времена входили в состав британского протектората Северная Нигерия примерно в 1901–1903 годах.
Государства джихада в регионе, контролируемом империей, включали:
Это государство, расположенное в центральной части Мали, просуществовало с 1818 по 1862 год. Вдохновленное недавними мусульманскими восстаниями Усмана дан Фодио в соседнем Хаусаланде, проповедник и социальный реформатор Секу Амаду возглавил армию Фула в джихаде против Империи Бамбара. Империя быстро расширилась, взяв Дженне и основав новую столицу в Хамдуллахи. В конечном итоге он был побежден Умаром Таллом и включен в Империю Тукулёров.
Эль-Хадж Умар Талль возглавил армии на восток от своей базы в Фута-Тооро и Дингвирайе, чтобы завоевать Каарту, Империю Бамбара и Массину в начале 1860-х годов. Toucouleur контролировал регион до французской колонизации, на котором последний глава государства, Ахмаду Tall, бежал в Сокото.