Теория бахромы идея или точка зрения, которая отличается от общепринятой науки того времени в соответствующих областях. Теории краев включают модели и предложения периферийной науки, а также аналогичные идеи в других областях науки, таких как гуманитарные науки. Термин « периферийная теория» обычно используется в более узком смысле как уничижительный, примерно синоним псевдонаучности. Точные определения, позволяющие провести различие между широко распространенными точками зрения, маргинальными теориями и псевдонаучными исследованиями, построить сложно из-за проблемы демаркации. Проблемы ложного баланса или ложной эквивалентности могут возникнуть, когда второстепенные теории представлены как приравненные к широко признанным теориям.
Теории крайности - это идеи, которые значительно отходят от преобладающей или господствующей теории. Бахромная теория - это не мнение ни большинства, ни уважаемого меньшинства. В общем, термин теория бахромы ближе к популярному пониманию слова теории -a гипотезы или предположения или неопределенной идея, чем к понятию установленной научной теории. Хотя эти теории часто используются в контексте периферийной науки, они обсуждались в таких областях науки, как библейская критика, история, финансы, право, медицина и политика. Они существуют даже в областях исследований, которые сами по себе выходят за рамки мейнстрима, таких как криптозоология и парапсихология.
Теории крайности встречаются с разным уровнем академического признания. Финансовый журналист Александр Дэвидсон охарактеризовал маргинальные теории как «продвигаемые небольшой группой стойких сторонников», но не обязательно безосновательные. Дэниел Н. Робинсон описал их как находящихся «в подвешенном состоянии между решающим тупиком и в конечном итоге надежной продуктивной теорией». Однако этот термин также используется уничижительно ; Сторонники маргинальных теорий отвергаются как чудаки или чокнутые, оторванные от реальности. В этом смысле есть некоторое совпадение с другими пренебрежительными ярлыками, такими как псевдоархеология, псевдоистория и псевдонаука. Описание идей как маргинальных теорий может быть менее уничижительным, чем описание их как псевдонаучных ; хотя маловероятно, что кто-то будет идентифицировать свою собственную работу как псевдонауку, астролог Дэвид Кокрейн «горд быть сторонником теории».
Этот термин также используется для описания теорий заговора. Такие теории «объясняют» исторические или политические события работой могущественной секретной организации - «обширной, коварной, сверхъестественно эффективной международной заговорщической сети», согласно Ричарду Хофштадтеру. Заговорщики обладают «почти сверхчеловеческой силой и хитростью», как описывает историк Эстер Уэбман.
Маргарет Вертхайм предположила, что к периферийным теориям следует относиться так же, как к искусству аутсайдеров. В 2003 году она была куратором выставки в Художественном музее Санта-Моники, посвященной работе крайнего псевдоученого Джима Картера.
Вертхайм писал, что «дипломированный физик... обычно может распознать второстепенную теорию на глаз», когда она представлена в форме рукописи эксцентричного формата. Однако трудно провести различие между маргинальными теориями и теориями уважаемого меньшинства. Рабочее определение того, что составляет маргинальную теорию, на самом деле может оказаться невозможным. Это аспект проблемы демаркации, которая возникает как в естествознании, так и в гуманитарных науках.
Геолог Стивен Датч подошел к проблеме демаркации, разделив научные идеи на три категории: окраина, граница и центр, на основе их приверженности научной методологии и уровня их принятия. Более поздние авторы, включая Ричарда Душля, расширили эти категории. В рамках системы Душля маргинальная теория представляет собой смесь законных новых идей и псевдонауки; он ожидает анализа, чтобы определить, перейдет ли он в «границу» или будет полностью отвергнут.
Большинство маргинальных теорий никогда не становятся частью устоявшейся науки. Отклоненные идеи могут помочь уточнить господствующее мышление, но большинство посторонних теорий просто неверны и не имеют более широкого влияния. Тем не менее, некоторые идеи постепенно получают более широкое признание, пока они больше не рассматриваются как второстепенные теории, а иногда такие теории даже становятся господствующей точкой зрения.
Широко известным примером является теория дрейфа континентов Альфреда Вегенера, которая в конечном итоге послужила основой для принятой модели тектоники плит. Другие идеи, которые сделали переход, включают теорию микробов болезней, объяснение Биркеланда полярного сияния, прионов и теорию сложности в управлении проектами. Поведенческие финансы были описаны в журнальной статье 2002 года как «на грани... современной финансовой теории», но с тех пор они широко применяются во многих сферах бизнеса.
Иногда изменение не постепенное, а представляет собой смену парадигмы. Запись для юридического журнала New York, Эндрю Bluestone описал, как один суд дело в Нью - Йорке изменило использование неясного общего права устава в отношении адвоката проступков от «теории бахромы закона» к допустимой, основной причине для судебного иска в штат.
Точно так же прежние основные теории, такие как флогистон и светоносный эфир, могут быть вытеснены и отнесены к периферии.
Такие сдвиги между маргинальной теорией и общепринятыми теориями не всегда очевидны. В 1963 году Рубен Файн писал, что основная психология переняла аспекты психоанализа Зигмунда Фрейда, но что многие изучающие эту дисциплину полагают, что психоанализ - это «безумная теория маргиналов, которая имеет мало общего с научной психологией», а психоанализ в настоящее время считается общепринятым. дискредитировано, по словам автора Фредерика Круза, который заявил: «Если вы проконсультируетесь с факультетами психологии в ведущих американских университетах, вы почти не найдете сейчас никого, кто верит в фрейдистскую систему мышления. Как исследовательская парадигма она в значительной степени мертва».
Средства массовой информации могут играть роль в распространении и популяризации маргинальных теорий. СМИ иногда сводят сложные темы к двум сторонам и формулируют проблемы в терминах неудачника, борющегося с господствующей теорией. Библеист Мэтью Коллинз писал, что это упрощение может быть «как ложным, так и вводящим в заблуждение, особенно когда надуманная маргинальная теория во имя нейтралитета и справедливости возводится в ранг равноправного соперника». Эта ложная эквивалентность может стать ожидаемым поведением СМИ. Когда The New York Times опубликовала статью, решительно поддерживающую господствующую научную позицию в отношении тиомерсала и вакцин, другие в СМИ осудили Times за изображение предполагаемой связи вакцины и аутизма как второстепенную теорию, назвав статью «хитом».
Проблемы ложного баланса также возникают в образовании, особенно в контексте противоречия между сотворением и эволюцией. Креационизм был дискредитирован как второстепенная теория, сродни ламаркизму или космологии книги Иммануила Великовского « Столкновение миров». Поскольку сторонники креационизма хотят, чтобы школы представляли только их предпочтительную альтернативу, а не все разнообразие взглядов меньшинств, они попытались изобразить ученость по этому вопросу как разделенную поровну только между двумя моделями.