Фридрих Паульсен ( немецкий: [ˈpaʊlzən] ; 16 июля 1846 - 14 августа 1908) был немецким неокантианским философом и педагогом.
Он родился в Лангенхорне ( Шлезвиг ) и получил образование в Гимназии Кристианеум, Университете Эрлангена и Университете Берлина. Он защитил докторскую диссертацию под руководством Фридриха Адольфа Тренделенбурга в Берлине в 1871 году, он получил там степень в 1875 году и стал экстраординарным профессором философии и педагогики в 1878 году. В 1896 году он сменил Эдуарда Целлера на посту профессора моральной философии в Берлине.
Он был величайшим из учеников Густава Теодора Фехнера, чьему учению о панпсихизме он придал большое значение в своей книге Einleitung in die Philosophie (1892; 7-е изд., 1900; англ. Пер., 1895). Однако он пошел дальше Фехнера, пытаясь дать эпистемологическое описание знания психофизического. Принимая гипотезу Иммануила Канта о том, что внутренним чувством мы осознаем только ментальные состояния, он считает, что это сознание составляет знание о вещи-в-себе, которое Кант отрицает. Таким образом, душа - это практическая реальность, которую Паульсен вместе с Артуром Шопенгауэром рассматривают как познаваемую актом воли. Но эта воля не является ни рациональным желанием, ни бессознательной иррациональной волей, ни сознательной разумной волей, а инстинктом, волей к жизни ( Zielstrebigkeit), часто подсознательной, действительно преследующей цели, но без рассуждения о средствах. Эту концепцию воли, хотя и согласованную и удобную для основного тезиса, следует строго отличать от обычного значения воли, то есть рационального желания.
Паульсен почти больше известен своими учебными работами, чем чистым философом, включая его « Немецкое образование, прошлое и настоящее» (англ. Пер., Автор И. Лоренц, 1907).
Среди других его работ: