Теория соблазнения Фрейда ( нем. Verführungstheorie) была гипотезой, выдвинутой в середине 1890-х годов Зигмундом Фрейдом, которая, по его мнению, решила проблему происхождения истерии и навязчивых неврозов. Согласно теории, подавленное воспоминание о сексуальном насилии или домогательствах в раннем детстве было существенной предпосылкой для истерических или обсессивных симптомов, с добавлением активного сексуального опыта до восьмилетнего возраста для последнего.
В традиционном описании развития теории соблазнения Фрейд первоначально думал, что его пациенты рассказывают более или менее фактические истории о жестоком сексуальном обращении, и что сексуальное насилие является причиной многих неврозов его пациентов и других проблем психического здоровья. Через несколько лет Фрейд отказался от своей теории, заключив, что воспоминания о сексуальном насилии на самом деле были воображаемыми фантазиями.
Альтернативная версия, которая вышла на первый план в недавних исследованиях Фрейда, подчеркивает, что теория, изложенная Фрейдом, заключалась в том, что истерия и обсессивный невроз являются результатом бессознательных воспоминаний о сексуальном насилии в младенчестве. В трех статьях по теории соблазнения, опубликованных в 1896 году, Фрейд заявил, что со всеми его нынешними пациентами он смог раскрыть такое насилие, в основном в возрасте до четырех лет. Эти документы показывают, что пациенты не рассказывали истории о сексуальном насилии в раннем детстве; скорее, Фрейд использовал аналитическую интерпретацию симптомов и ассоциаций пациентов, а также оказание давления на пациента в попытке вызвать «воспроизведение» глубоко вытесненных воспоминаний, которые он постулировал. Хотя он сообщил, что ему удалось достичь этой цели, он также признал, что пациенты в целом не были убеждены в том, что их пережитое указывает на то, что они действительно подвергались сексуальному насилию в младенчестве. Отчеты Фрейда об эпизоде теории соблазнения за прошедшие годы претерпели ряд изменений, кульминацией которых стала традиционная история, основанная на его последнем отчете в Новых вводных лекциях по психоанализу.
Вечером 21 апреля 1896 года Зигмунд Фрейд представил своим коллегам из Общества психиатрии и неврологии в Вене доклад под названием « Этиология истерии ». Используя выборку из 18 пациентов - мужчин и женщин - из своей практики, он пришел к выводу, что все они стали жертвами сексуальных посягательств со стороны различных опекунов. Причина страдания пациента кроется в травме, нанесенной действующим лицом в социальной среде ребенка. Источником внутренней психической боли было действие, причиненное ребенку извне. Это привело к его хорошо известной «теории соблазнения».
Медицинские журналы того времени не писали о лекции Фрейда. В Wiener klinische Wochenschrift, выходящем еженедельно в Вене 14 мая 1896 г., были опубликованы три статьи с заседания 21 апреля (стр. 420). О двух газетах сообщили в обычном порядке. Как правило, практика заключалась в том, чтобы давать название статьи, краткое изложение ее содержания и отчет о последующем обсуждении. Но в цитировании последней статьи произошел разрыв с традицией. Отчет гласит: Доцент Сигм. Фрейд: Über die Ätiologie der Hysterie (Зигмунд Фрейд, лектор: По этиологии истерии). Не было ни резюме, ни обсуждения. Фрейд опубликовал его через несколько недель в Wiener klinische Rundschau.
С другой стороны, Фрейд без труда опубликовал три статьи на эту тему за несколько месяцев. Было высказано сомнение в отношении того, что факт сексуального насилия над детьми не признавался большинством коллег Фрейда. Было указано, что они скептически относились к утверждениям Фрейда о стопроцентном подтверждении его теории и были осведомлены о критике, что его суггестивные клинические процедуры могли привести к результатам сомнительной достоверности.
Теория обольщения Фрейда подчеркивает причинное влияние воспитания : формирование разума опытом. Согласно этой теории, истерия и невроз навязчивых состояний вызываются подавленными воспоминаниями о детском сексуальном насилии. Инфантильное сексуальное насилие, корень всех неврозов, - это преждевременное привнесение сексуальности в переживания ребенка. Травма порождает аффекты и мысли, которые просто невозможно интегрировать. Взрослый, у которого было нормальное, нетравматическое детство, способен сдерживать и ассимилировать сексуальные чувства в постоянное ощущение себя. Фрейд предположил, что взрослые, пережившие сексуальное насилие в детстве, страдают от бессознательных воспоминаний и чувств, несовместимых с центральной массой мыслей и чувств, которые составляют его или ее опыт. Психические расстройства - прямое следствие переживаний, которые невозможно усвоить. Бессознательные воспоминания о инфантильном сексуальном насилии были необходимым условием для развития определенных расстройств, в частности истерии. Но необходимо было выполнить другое условие: бессознательное воспоминание о насилии.
У Фрейда было много данных в качестве доказательства теории соблазнения, но вместо того, чтобы представлять фактические данные, на которых он основывал свои выводы (его клинические случаи и то, что он узнал из них) или методы, которые он использовал для получения данных (его психоаналитические методы). техники), вместо этого он обратился только к доказательствам того, что полученные им данные были точными (что он обнаружил подлинное злоупотребление). Он думал, что сообщество еще не может справиться с клиническими случаями сексуального насилия. Он не хотел рассказывать эти истории, пока теория соблазнения не стала более популярной. Фрейд привел несколько аргументов в поддержку своей позиции о подлинности обнаруженных им воспоминаний. Один из них, согласно Фрейду, заключался в том, что пациенты не просто вспоминали события, как они обычно забывали материал; скорее они по сути заново переживали события со всеми сопутствующими болезненными сенсорными переживаниями.
В двух случаях Фрейд писал, что он представит клинические доказательства своих утверждений, но он никогда этого не делал, что, по мнению некоторых критиков, означает, что они должны были приниматься в основном на основе доверия. Клиническая методология Фрейда в то время, включающая символическую интерпретацию симптомов, использование внушения и оказание давления, чтобы побудить его пациентов «воспроизвести» глубоко подавленные воспоминания, которые он постулировал, заставила нескольких ученых Фрейда и историков психологии поставить под сомнение на достоверность его выводов, будь то фактическое инфантильное насилие или, как он позже решил, бессознательные фантазии.
Фрейд не опубликовал причины, по которым он отказался от теории соблазнения в 1897–1898 годах. Для этого мы должны обратиться к письму, которое он написал своему доверенному лицу Вильгельму Флиссу от 21 сентября 1897 года.
Крах теории соблазнения привел в 1897 году к появлению новой теории инфантильной сексуальности Фрейда. Импульсы, фантазии и конфликты, которые Фрейд, как утверждал Фрейд, обнаруживал за невротическими симптомами своих пациентов, происходили не от внешнего загрязнения, как он теперь полагал, а от самого разума ребенка.
Этот сдвиг имел серьезные негативные последствия. Наиболее очевидным негативным последствием было то, что ограниченная интерпретация теории инфантильной сексуальности Фрейда заставила бы некоторых терапевтов и других отрицать сексуальное насилие, о котором сообщалось, как о фантазии; ситуация, которая вызвала много критики (например, «Фрейдистское прикрытие » социального работника Флоренс Раш ). Однако без отказа от теории соблазнения такие концепции, как бессознательное, репрессии, принуждение к повторению, перенос и сопротивление, а также раскрывающиеся психосексуальные стадии детства, никогда не были бы добавлены к человеческому знанию.
Альтернативная точка зрения включает признание того, что понятие бессознательных психических процессов было обычным явлением до того, как Фрейд начал писать на эту тему. Более того, скептицизм почти всех нефрейдистских психиатров и психологов в отношении психосексуальных стадий детства Фрейда состоит в том, что он не согласуется с большей частью современного информированного мнения.