Архитектура французского барокко

редактировать
Версальский Дворец

Архитектура французского барокко, иногда называемая французским классицизмом, была стилем архитектуры во времена правления Людовика XIII (1610–43), Людовика XIV (1643–1715) и Людовика XV (1715–74). Ему предшествовала архитектура французского Возрождения и маньеризм, а во второй половине 18 века - французская неоклассическая архитектура. Первоначально стиль был вдохновлен итальянским архитектурным стилем барокко, но, особенно при Людовике XIV, он уделял больше внимания регулярности, колоссальному порядку фасадов и использованию колоннад и куполов, чтобы символизировать силу и величие короля. Известные примеры стиля включают Большой Трианон в Версале, и купол Дома Инвалидов в Париже. В последние годы Людовика XIV и правления Людовика XV колоссальные заказы постепенно исчезли, стиль стал светлее и увидел появление украшения из кованого железа в дизайне рокайля. В этот период также были введены монументальные городские площади в Париже и других городах, особенно на Вандомской площади и площади Согласия. Этот стиль оказал сильное влияние на светскую архитектуру 18 века по всей Европе ; Версаль и французский сад были скопированы другими судами по всей Европе.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Раннее французское барокко
  • 2 Фасад Лувра
  • 3 Версальский дворец
  • 4 Религиозная архитектура
  • 5 Дебют купола
  • 6 Жилая архитектура - отель конкретный
  • 7 Жилая площадь
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания и цитаты
  • 10 Библиография

Раннее французское барокко

Французское барокко с самого начала было выражением силы и величия королей Франции. Он сознательно шел в ином направлении, чем Италия и остальная Европа, сочетая классические элементы, особенно колоссальные порядки колонн, и избегая пышного декора, который появлялся на фасадах и интерьерах в Испании, Германии и Центральной Европе. Реже его использовали в церквях и чаще при оформлении королевских дворцов и загородных резиденций. Еще одним отличительным элементом стиля французского барокко была интеграция архитектуры дома с формальными садами вокруг него в так называемом французском формальном саду.

Саломон де Брос (1571–1626) был одним из первых французских архитекторов, принявших этот стиль при строительстве Люксембургского дворца, который он построил для матери Людовика XIII, Марии Медичи между 1615 и 1624 годами. новый образец для королевских резиденций с павильонами по углам, боковыми крыльями и большим центральным входом, увенчанным куполом. Стены украшены колоссальными рядами колонн с треугольными фронтонами, что указывает на классическое вдохновение, лежащее в основе французского движения. Традиционной французской особенностью была высокая покатая мансардная крыша и сложная линия крыши. Как и дворцы Медичи в Риме, дворец был окружен большим садом и фонтанами. Дизайн интерьера также был новаторским; павильоны вокруг основного блока содержали квартиры, что позволяло сделать внутреннее пространство более гибким и функциональным.

Одним из наиболее опытных разработчиков нового стиля был Франсуа Мансар, неутомимый перфекционист, которому часто приписывают введение во Францию ​​полного барокко. Он не был первым, кто использовал наклонную мансардную крышу, но использовал ее настолько эффективно, что она получила его имя. В своем дизайне замка Мезон в Мезон-Лаффит (1630–1651 гг.) Мансар продемонстрировал преемственность между стилем французского Возрождения и новым стилем. Структура строго симметрична, с порядком, примененным к каждому этажу, в основном в форме пилястр. Фронтиспис, увенчанный отдельной увеличенной крышей, отличается удивительной пластичностью, и весь ансамбль читается как трехмерное целое. Строения Мансарта лишены чрезмерных декоративных эффектов, столь типичных для современного Рима. Влияние итальянского барокко приглушено и отнесено к области декоративного орнамента.

Луи Ле Вау был еще одной центральной фигурой в стиле раннего французского барокко. Он спроектировал замок Во-ле-Виконт (1656–1661) для Николя Фуке, управляющего финансами молодого Людовика XIV. Дизайн самого замка был похож на дизайн Люксембургского дворца и Палаццо Барберини в Риме. Что отличает его от более ранних стилей, так это единство его архитектуры, интерьера и ландшафта вокруг него. На его фасаде были стилизованы монументальные колонны, флигели в сочетании с мансардными крышами и выдающийся купол в стиле барокко. Интерьер был щедро украшен фресками Шарля Ле Бруна, и он был помещен в центре огромных формальных садов, спроектированных Андре Ле Нотром, с геометрическими узорами, дорожками, цветочными клумбами, фонтанами и отражающими бассейнами, которые, казалось, продолжали архитектуру дом во все стороны. Большой салон здания выходил в сад, что впоследствии стало неотъемлемой частью дворцов в стиле барокко. Увидев роскошь здания, король уволил и заключил Фуке в тюрьму, завладел домом для короны и вскоре заставил Ле Вау создать свой собственный дворец в Версале.

Те же три художника довели эту концепцию до монументальных размеров в королевском охотничьем домике, а затем и в главном Версальском дворце (1661–1690). В гораздо большем масштабе дворец представляет собой гипертрофированную и несколько повторяющуюся версию Во-ле-Виконта. Это было одновременно и самое грандиозное, и самое имитационное жилое здание 17 века. Мангейм, Нордкирхен и Дроттнингхольм были среди многих иностранных резиденций, для которых Версаль послужил образцом.

Фасад Лувра

В 1665 году главный министр Людовика XIV Жан Кольбер пригласил в Париж самого известного архитектора и скульптора итальянского барокко Джан Лоренцо Бернини, чтобы предложить проект нового восточного крыла Лувра, расположенного на восточной стороне здания. Кур Карре (Квадратный двор). Этот дизайн согласовал бы архитектуру Парижа с итальянским стилем барокко. Однако в конце концов Луи обратился к французским дизайнерам. Он хотел, чтобы дизайн был явно французским, а не копией итальянского стиля. В апреле 1667 года он дал поручение комитету Petit Conseil, состоящему из Луи Ле Вау, Шарля Ле Бруна и Клода Перро, и эти трое мужчин вместе спроектировали новый фасад. Он представлял собой гигантский орден, то есть длинный ряд двойных колонн высотой в два этажа, покоящихся на вершине массивного нижнего уровня с высокими окнами с сегментарными арками, смоделированными по образцу тех, которые использовались для крыла Леско в стиле эпохи Возрождения. У него была плоская крыша, скрытая балюстрадой, с треугольным фронтоном в центре над главным входом. В 1668 году было принято решение увеличить ширину южного крыла вдвое, в результате чего на юге был построен новый фасад, обращенный к Сене. Перро также спроектировал новый фасад во внутреннем дворе, обращенном на запад, и соответствующий новый фасад на севере.

Версальский дворец

Самой важной витриной французского барокко был Версальский дворец. Он был основан в 1624 году Людовиком XIII как охотничий домик. В 1634 году Людовик XIII увеличил его до замка своим главным архитектором и инженером Филибером Ле Руа. В 1661 году Людовик XIV решил расширить его, не разрушив оригинал. Он поручил Луи Ле Вау и Шарлю ле Бруну стать его архитектором и дизайнером, а Андре Ленотру - создать величественный формальный сад, который можно было бы увидеть из замка, по образцу Во-ле-Виконта. Когда Ле Вау умер в 1670 году, проект был передан его помощнику Франсуа д'Орбе, который завершил начальную фазу в 1674 году.

Новый дворец окружал старый кирпичный замок с новыми крыльями с севера, юга и с тыла. Фасад, как и новое крыло Лувра, был украшен колоннами колоссального порядка, а крыша была плоской с террасой, украшенной балюстрадами, пилястрами, балконами, статуями и трофеями. Начиная с 1674–75, Ле Брен создавал интерьер. Небольшая армия художников, скульпторов и декораторов приступила к работе, используя мрамор, полихромный камень, бронзу. зеркала и позолоченная лепнина. Сам Ле Брен расписывал потолок. Зеркальный зал, построенный в 1678-1680 по Ардуэн-Мансар, племянник Франсуа Мансар, упускать из виду новый сад. Его также украсил Ле Брун, завершивший его в 1684 году, после чего он стал символом всего французского стиля барокко. Новый дворец был открыт почти для любого посетителя и превратился в огромный театр, где король проводил свои церемонии со строгим соблюдением правил на глазах у публики.

Луи продолжал расширять дворец до конца своего правления. В 1687 году Жюль Ардуэн-Мансар, а затем Роберт де Котт возвели Большой Трианон по образцу итальянского здания, Мраморного Трианона. Одноэтажный, отделанный штукатуркой и мрамором, с плоской крышей и балюстрадой. План был очень прост, с перистилем, окруженным двумя крыльями и двумя авангардными корпусами, или секциями перед крыльями. Его простота и чистота формы вдохновляли аналогичные дворцовые постройки по всей Европе, от Пруссии до России. Мансарт также завершил Версальскую оранжерею (1684–1686) в аналогичном стиле, окружив формальный сад и бассейн. Сады, созданные Андре Ле Нотром, были спроектированы так, чтобы дополнить архитектуру дворца и выразить геометрическими аллеями, бассейнами, рядами деревьев, цветочными клумбами и фонтанами власть короля над природой.

Последней частью дворца была часовня, начатая в 1689 году по проекту Хардуэна-Мансара и завершенная Робертом де Коттом в 1708–1710 годах. Помещению стало больше места и света за счет использования классических колонн вместо массивных колонн и размещения опорных колонн на верхнем уровне.

Людовик XV продолжал расширять дворец, в основном с изменениями внутренних помещений. Его основной вклад был Petit Trianon на Анж-Жаком Габриэлем. Его строгая архитектура была знаком перехода от французского барокко к неоклассицизму.

Религиозная архитектура

Архитектура церквей в период раннего французского барокко развивалась медленнее; стиль поздней маньеристской готики, примером которого является церковь Сент-Этьен-дю-Мон Клода Герена (1606–1621 гг.), по-прежнему оставался доминирующим. Однако между 1690 и 1755 годами в Париже было построено 24 новых церковных фасада. Конкурсы на новые церковные проекты, в частности Приз Рима и конкурс на расширение Сен-Сюльпис и Сент-Эсташ в Париже, выдвинули много оригинальных идей.

Первый фасад французской церкви в стиле нового барокко был построен для церкви Сен-Жерве и Сен-Проте (1616 г.) работы Саломона де Бросса. Он отличался, как и церковь Иезу в Риме, фасадом с тремя рядами колонн, дорических, ионических и коринфских, расположенных поэтапно друг над другом. Другой вариант нового стиля появился в главной иезуитской церкви в Париже, церкви Сен-Поль-Сен-Луи, вдохновленный иезуитской церковью Джезу в Риме. Разработанный архитекторами-иезуитами Этьеном Мартелланжем и Франсуа Дераном, он имел два уровня: нижний уровень на высоте часовен и верхний уровень со вторым порядком колонн и фронтоном над порталом церкви. Верхний уровень поддерживался консолями в перевернутой S-образной форме. Поверхность фасада украшали статуи в нишах и отречения. Внутренний план был прямоугольным, с большим сводчатым нефом, окруженным часовнями.

Интерьеры новых приходских церквей, таких как Сен-Сюльпис, Сен-Луи-ан-л'Иль и Сен-Рош, в значительной степени следовали традиционному готическому плану этажа Нотр-Дама, хотя они добавляли фасады и некоторые другие декоративные элементы из итальянское барокко. Сен-Рош (1653–1690), спроектированный Жаком Лемерсье, имел готический план, но красочное оформление в итальянском стиле. Чтобы последовать совету Трентского совета интегрироваться в архитектуру города, новые церкви были выровнены с улицей. а не всегда лицом с востока на запад.

Дебют купола

Главным нововведением религиозной архитектуры французского барокко было введение купола или купола над центральным нефом, стиль, импортированный из итальянского барокко. Прототипом послужил купол церкви Джезу в Риме работы Джакомо делла Порта (1568–1584). Первой парижской церковью с куполом была часовня, фасад которой сейчас находится во дворе Высшей школы изящных искусств на улице Бонапарт в Париже. Следующий, более крупный купол был построен в Эглиз Сен-Жозеф-де-Карм (1613–1620 гг.) В том же районе. Более крупный и еще более впечатляющий ранний купол был построен Франсуа Мансаром для церкви Святой Марии (1632–1634 гг.).

Еще один новаторский купол был построен Жаком Лемерсье для колледжа Сорбонны в начале 1635 года. Этот дизайн представлял собой полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, с четырьмя небольшими куполами в углах греческого креста наверху. колонны коринфского ордера на фасаде.

Более крупный и более высокий купол модели итальянского барокко был начат Франсуа Мансаром, затем Жаком Лемерсье и завершен Пьером Ле Муэ для часовни королевского госпиталя и аббатства Валь-де-Грас (1645–1665). Фасад состоит из двух уровней колонн и фронтонов и перистиля из отдельных колонн, а купол украшен множеством сводов, ребер, статуй, контрфорсов и орнаментов, что делает его самым итальянским из французских куполов.

Во второй половине 17 века были заложены еще два важных купола. Часовня Коллеж Четырёх Наций (ныне Институт Франции по Лево и Франсуа д'Орбэ (1662-1668) была построена с завещанию от кардинала Мазарини через Сену от Лувра, и содержит его могилу. Самым грандиозным из куполов был Дом Инвалидов, часовня для госпиталя для ветеранов войны, построенная Жюлем Ардуэном-Мансаром (1677–1706) как символ благотворительности и воинской славы. Купол установлен на церкви. в виде походного креста. Куб здания увенчан цилиндрической колонной из двух барабанов, что придает куполу исключительную высоту. Сам купол богато украшен скульптурой на антаблементах, а также орнаментами из позолоченной бронзы между вертикалями. ребра купола.

Жилая архитектура - the hôtel speulier

Стиль жилого дома, известный как отель, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати строили свои городские дома. Они были определены Николасом Катерино в Traité de l'architecture (1688 г.) как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые резиденции». На первые отели в Париже частично повлияла итальянская архитектура и модель Люксембургского дворца в меньшем масштабе. Раннебарочная hôtel Particulier обычно помещали между стеной двором спереди и садом в задней части, с входом во двор через павильон на улице. Отель де Сюлли (1624-1630) в Париже, спроектированный Жаном Андруе Дюсерсо, является хорошим примером раннего стиля, как это Отель Карнавале. Изначально планировалось, что Hôtel de Sully будет построен из кирпича и камня, но в конце концов он был построен полностью из камня. В течение 17 века отели росли в размерах и усложнялись, с появлением вестибюля между 1635 и 1640 годами. В новых домах также появилось два двора, один для церемоний ( Cour d'honneur ), а другой для более практических целей., например, конюшни. Фасад жилого дома, выходящий в сад, занял всю ширину земельного участка. Начали появляться новые специализированные виды помещений, такие как столовые и салоны. Известные примеры отелей в стиле французского барокко включают в себя отель Carnavalet, отель де Сюлли, отель де Бове (1655–1660) и отель де Субиз (1624–1639) (ныне занятый Национальным архивом Франции ). Ярким примером за пределами Парижа является Дворец Рохан в Страсбурге.

Жилая площадь

Жилая площадь, группа домов одинакового размера и идентичной архитектуры вокруг площади, обычно с фонтаном посередине, сначала по итальянской модели, появилась в Париже на Королевской площади (ныне Площадь Вогезов ) между 1605 и 1613 г. Здания с высокими мансардными крышами и трехцветными фасадами из бута, камня и сланца. Вначале в центре была установлена статуя Людовика XIII верхом на лошади. Меньшая площадь, Place Dauphine, первоначально с тридцатью двумя домами, была построена на острове Сите рядом с Пон-Нёф между 1607 и 1610 годами. Она была обращена к конной статуе Генриха IV из Франции.

Следующей крупной городской площадью, построенной в Париже, стала Place des Victoires (1684–1697), комплекс из семи больших зданий в трех сегментах вокруг овальной площади с памятником Людовику XIV в центре. Он был построен предприимчивым предпринимателем и придворным дворянином Жан-Батистом Предо в сотрудничестве с архитектором Жюлем Ардуэном-Мансартом. Новая площадь была витриной нового монументального стиля Людовика XIV. Старый кирпич и камень на площадях Генриха IV были заменены монументальными колоннами Великого стиля, которые обычно были частью самого фасада, а не стояли отдельно. Все постройки вокруг площади были соединены и построены на одной высоте, в едином стиле. На первом этаже была крытая галерея для пешеходов.

Между 1699 и 1702 годами другая площадь была построена также Хардуэн-Мансаром. Вандомская, в еще одно новшество, этот проект был частично финансируется за счет продажи лотов вокруг площади. Все эти проекты отличались монументальными фасадами в стиле Людовика XIV, которые придавали площади особую гармонию.

Людовик XV последовал примеру Людовика XIV. В последние годы своего правления Людовик построил новую крупную площадь в центре города, Place Louis XV (ныне Place de la Concorde), с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем. На более ранних площадях на ней была изображена конная статуя Людовика XV, которая была снесена во время Французской революции. Людовик XV построил другие монументальные площади по той же архитектурной модели в центрах Ренна и Бордо. Еще одна известная площадь, площадь Станислава, была построена в город Нанси в Лотарингии, незадолго до этого герцогство было формально присоединено к Франции.

Смотрите также

Примечания и цитаты

Библиография

  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа. Штутгарт, Лондон: издание Акселя Менгеса. ISBN   9783930698967.
  • Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV. Университетский парк: Ассоциация колледжей искусств.
  • Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV. Университетский парк: Издательство Государственного университета Пенсильвании. ISBN   9780271008479.
  • Cabanne, Perre (1988), L'Art Classique et le Baroque, Париж: Larousse, ISBN   978-2-03-583324-2
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре. Данод. ISBN   978-2-10-070689-1.
  • Lemerle, Frédérique и Yves Pauwels (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008 г.
  • Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: архитектура в Европе, 1600–1750.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры. Париж: Солнечный. ISBN   2-263-04096-X.
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN   9780262690126.
  • Texier, Саймон (2012). Париж - Панорама архитектуры. Париграмма. ISBN   978-2-84096-667-8.
Последняя правка сделана 2024-01-10 07:33:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте