Шанхайская французская концессия

редактировать
Французская сфера влияния в Шанхае, Китай

Шанхайская французская концессия. Французская концессия де Чанхай. 上海 法國 租界
Иностранная концессия. Второй Французской империи, Французской Третьей республики и Французского государства
1849–1943
Флаг Шанхайская французская концессия Флаг Печать Шанхайской французской концессии Печать
Карта расположения Shanghai French Concession.svg . Расположение французской концессии в Шанхае (красный) относительно международного поселения (желтый) и китайской зоны
Население
• 1932478,552
История
• Установлено1849
• Ликвидация1943
ПрежняяПреемник
округ Шанхай
Особый муниципалитет Шанхая
Сегодня частьрайона Хуанпу и Район Сюхуэй, муниципалитет Шанхая

Шанхайская французская концессия (французский: Concession française de Changhaï; китайский : 上海 法 租界; пиньинь : Shànghǎi Fǎ Zūjiè; Shanghainese : Zaonhe Fah Tsuka) был иностранной концессией sion в Шанхае, Китай, с 1849 по 1943 год, который постепенно расширялся в конце 19 - начале 20 веков. Концессия закончилась в 1943 году, когда французское государство под давлением Германии передало ее про японскому Реорганизованному национальному правительству Китая в Нанкине. На протяжении большей части 20-го века территория бывшей французской концессии оставалась главным жилым и торговым районом Шанхая, а также была одним из центров католицизма в Китае. Несмотря на реконструкцию в течение последних нескольких десятилетий, этот район сохраняет особый характер и является популярным туристическим направлением.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Создание
    • 1.2 Взлет и падение
    • 1.3 Начало конца
    • 1.4 Прекращение существования и наследие
  • 2 Степень
  • 3 Управление
  • 4 Демография
  • 5 Населенные пункты
    • 5.1 Исторические здания во Французской концессии
  • 6 В популярной культуре
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
История
Rue du Consulat (East Jinling Road), главная улица французской концессии, изображенная в 1930-х годах.

Учреждение

Французская концессия была учреждена 6 апреля 1849 года, когда французский консул в Шанхае Шарль де Монтиньи получил прокламацию от Линь Куэя (麟 桂, Lin Gui), интенданта округа (Tao-tai / Даотай, фактически губернатор Шанхая, который уступил определенную территорию для французского поселения. Степень французской концессии во время основания простиралась на юг до рва Старого города, на север до канала Янцзинбан (Ян-цзин-пан, ныне улица Яньань ), на запад до храма Гуань Ю (Koan-ti-miao, 关帝庙) и моста Чжуцзя (Tchou-kia-kiao, 褚 家 桥) и на восток до берегов Река Хуанпу между Союзом Гуандун-Чаочжоу (Koang'tong-Tchao-tcheou kong-hoan) и устьем канала Янцзинбан. Французская концессия фактически заняла узкий «воротник» земли вокруг северной оконечности Старого города, к югу от британского поселения. Французская концессия, занимавшая площадь 66 гектаров (986 му), составляла около трети размера британского поселения того времени. Еще одна небольшая полоса прибрежных земель к востоку от Старого города была добавлена ​​в 1861 году, чтобы позволить строительство набережной Франции для обслуживания судоходства между Китаем и Францией.

Взлет и падение

Авеню Жоффр в 1930-е годы: одна из главных торговых улиц Французской концессии То же место (сейчас Хуайхай-роуд ) в 2007 году : сохранилось много уличных зданий, а также высотные здания вдоль улицы Дом на Wukang Road (Route Ferguson), хорошо сохранившийся образец жилой улицы на территории бывшей Французской концессии

Первое значительное расширение Французской концессии было согласовано в 1899 году и провозглашено в 1900 году, что позволило французской концессии удвоиться в размерах. Площадь, недавно добавленная к концессии, находилась непосредственно к западу от первоначального гранта.

В 1902 году французы привезли из Франции лондонские самолеты (le platane commun) в виде придорожного дерева на авеню Жоффр (ныне Huaihai Road ). Сейчас оно популярно как придорожное дерево во всем Китае, из-за своей истории оно известно на китайском языке как «французский самолет».

Между тем, с 1860-х годов власти французской концессии (как и другие органы концессии) начали строительство «дорог вне поселений » за пределами концессии под наблюдением французского дипломата Альбер-Эдуар Левье де Калиньи с письмом в поддержку инициативы и одобрением, заверенным властями Цин. Первая такая дорога была построена для соединения западных ворот Старого города с католической крепостью в Цзы-ка-вэй (Сюйцзяхуэй ), чтобы французские войска могли быстро перемещаться между концессией и землей католической церкви. расположен в районе. Контролируемые властями концессии дороги вне поселений фактически давали Франции и другим договорным полномочиям форму контроля над землей, выходящую за рамки их формальных концессий. В 1913 году Франция запросила у полиции полномочия в отношении своих дорог вне поселений, что фактически означало дальнейшее расширение концессии. Правительство Юань Шикая согласилось, предоставив французской полиции и налоговым полномочиям в отношении так называемой зоны дорог вне поселений, в обмен на согласие Франции выселить революционеров из области, находящейся под ее юрисдикцией. Это соглашение, провозглашенное в 1914 году, дало французской концессии контроль над значительно большей территорией между Старым городом и Сюйцзяхуэй, в 15 раз превышающей размер первоначального гранта. В знак признательности более многочисленным китайцам, проживающим на новой территории, два места были предоставлены китайским членам в Административном совете. Ободренный успешной экспансией французов, Шанхайское международное поселение также просило предоставить административные полномочия над своей собственной территорией дорог вне поселений в 1914 году, но в этом было отказано.

К 1920-м годам французская концессия превратилась в главный жилой район Шанхая. В частности, обширная и изначально малонаселенная «Новая французская концессия», полученная во время второй экспансии 1914 года, стала популярной среди иностранных граждан всех национальностей, а позже и среди зажиточных жителей Китая, которые строили дома на больших участках земли. чем они могли получить в более тесных первоначальных уступках. По мере роста спроса были построены многочисленные многоквартирные дома разного уровня роскоши, а также некоторые шикумэн резиденции для удовлетворения спроса со стороны растущего числа жителей Китая. Также развивались оживленные торговые районы, чему способствовал приток белых русских после русской революции.

Начало конца

Во время Шанхайской битвы китайцы по ошибке дважды бомбили концессию и убили несколько сотен человек.

Когда японцы взяли Шанхай в битве, их войска без сопротивления пересекли Международную концессию, но у входа во французскую концессию вице-адмирал Жюль Ле Биго, командующий военно-морскими силами на Дальнем Востоке, сел на складной стул. посреди улицы перед своими машинами и заставили их вести переговоры, чтобы наконец пропустить только невооруженный конвой с припасами. 4 декабря 1937 года японским невооруженным конвоям разрешили пересечь концессию.

Еще в 1941 году оккупация Шанхая войсками Японской империи вынудила десятки тысяч китайцев укрыться в уступках.

Гибель и наследие

Тихая зеленая улица на территории бывшей французской концессии

В 1943 году, во время Второй мировой войны, правительство Виши, Франция объявила, что откажется от уступок в Тяньцзине, Ханькоу и Гуанчжоу. Они были переданы правительству Ван Цзинвэя 5 июня 1943 года, после чего 30 июля последовала Шанхайская концессия. После войны ни вишистская Франция, ни националистическое правительство Вана не были повсеместно признаны легитимными, но новое послевоенное правительство Франции признало, что это было свершившимся фактом китайско-французского соглашения от февраля 1946 года. Это соглашение, подписанное Правление Чан Кайши Гоминьданом привело к выводу китайских войск из северной половины Французского Индокитая в обмен на отказ Франции от всех своих иностранных уступок в Китае, включая Куанг-Чеу-Ван.

Бывшая французская концессия оставалась в основном неизменной в первые десятилетия коммунистического правления в Китае. Однако в конце 1980-х - начале 1990-х годов в результате нерегулируемой реконструкции района были разрушены многие старые кварталы. Например, лондонские самолеты на бывшей авеню Жоффр были сняты в 1990-х годах, но позже были заменены после протеста общественности. Старое здание французского клуба и его сады, которые вначале были спортивной площадкой, были сняты и стали основой высотного отеля Okura Garden.

После 2000-х годов правительство ввело более строгие меры контроля за развитием и планированием в этой области.

Extent
Сочетание старого и нового в бывшей Французской концессии около авеню Жоффр : остроконечное здание слева - бывшее консульство Бельгии, а более высокие здания на справа - апартаменты Генри и Гасконь 1930-х годов

С 1914 года и до его отмены Французская концессия покрывала северо-восточную часть сегодняшнего района Сюхуэй и западную часть района Хуанпу (бывший район Лувань ), занимающий центр, юг и запад от городского Шанхая. Небольшая полоса простиралась на восток по улице дю Консулат, ныне Восточная Цзиньлинская дорога, до набережной Франции, ныне Восток-2 Чжуншань-роуд, которая проходит вдоль реки Хуанпу до к югу от Бунда.

К юго-востоку от Французской концессии был окруженный стеной китайский город. На севере находилась британская концессия, позже часть Шанхайского международного поселения. Британский и французский кварталы были разделены несколькими каналами: на востоке это был Янцзинбан, ручей, впадающий в реку Хуанпу. Эти каналы позже были засыпаны и превратились в авеню Эдуарда VII на востоке и авеню Фош на западе, оба теперь являются частью дороги Яньань. На юге французская концессия была ограничена каналом Чжаоцзябанг (ныне заполненным как дорога Чжаоцзябанг и дорога Сюйцзяхуэй).

Управление
Официальная резиденция президента муниципального совета Первое здание французского муниципального совета на улице дю Консулат, c. 1908

Главным французским чиновником Французской концессии был генеральный консул Франции в Шанхае. Хотя французы первоначально участвовали в Муниципальном совете международного поселения, в 1862 году было принято решение выйти из муниципального совета, чтобы сохранить независимость французской концессии. С тех пор повседневное управление осуществляется Муниципальным административным советом (Consuil d'administration municipale). Офисы совета изначально располагались на улице дю Консулат, главной улице или улице принципале первоначальной концессии. В 1909 году на авеню Жоффр было построено новое здание. Сейчас это здание является частью торгового центра.

Обеспечение в Концессии поддерживалось муниципалитетом Le Garde de la Concession française. Подобно тому, как британцы наняли много индийских полицейских в Международном поселении, французы направили много персонала из соседней колонии Аннам. Ополчение, волонтерский корпус, было впервые создано в 1850-х годах для защиты Концессии во время восстания тайпинов. С 1915 года батальон Tirailleurs Tonkinese (колониальная пехота) из французского Индокитая обеспечивал военный гарнизон для французской концессии.

В качестве договорного права, предоставленного экстерриториальной юрисдикцией, Франция осуществляла консульскую юрисдикцию во Французской концессии. Дела с участием французских граждан рассматривались во французском консульском суде. Дела, связанные с гражданами Китая или гражданами или не имеющими договорных полномочий, рассматривались в Международном смешанном суде для французской концессии - суде, номинально возглавляемом китайским должностным лицом, но при «содействии» французских консульских должностных лиц и с использованием адаптированной версии китайского процессуального законодательства. правила. Международный смешанный суд был упразднен в 1930 году и заменен китайскими судами в рамках судебной системы Китайской Республики.

Французское консульство также имеет под своим командованием.

Демография
Православный собор Богородицы Пример здания в Шанхайской французской концессии

Хотя французская концессия начиналась как поселение для французов, вскоре она привлекла жителей разные национальности.

В 1920-е годы, с расширением Французской концессии, британские и американские купцы, работавшие в Международном поселении, часто предпочитали строить более просторные дома в новой части Французской концессии. Одно из наследий этого англоязычного присутствия - Американский колледж на авеню Петен (ныне Хэншань-роуд ) и близлежащая общинная церковь.

Шанхай увидел большой приток русских эмигрантов после революции 1917 года русской революции. Это увеличило численность русского населения Французской концессии с 41 в 1915 году до 7000 человек. Это число увеличилось до 8 260 к 1934 году после оккупации японцами северо-восточного Китая, где многие русские работали на Китайско-Восточной железной дороге. На территории бывшей Французской концессии до сих пор можно увидеть две русские православные церкви. Русская община широко представлена ​​на торговых улицах, таких как авеню Жоффр, и внесла свой вклад в развитие музыкальной профессии в Шанхае.

Китайское население Французской концессии увеличилось во время восстания тайпинов, достигнув примерно 500 000 человек незадолго до начала Второй китайско-японской войны. Во время Второй мировой войны японские войска первоначально оккупировали только китайские районы, оставляя иностранные концессии в покое. Жители китайских территорий переехали во Французскую концессию в большом количестве, достигнув 825 342 человека.

Населенные пункты
Апартаменты Клементс на улице Лафайет Апартаменты Норманди, на авеню Жоффр
  • Локавэй (китайский: 湾 家湾; пиньинь: Луджиаван), "Луис Бэй", район назван в честь излучины ручья Чжаоджиабанг. Здесь располагалось главное полицейское депо и тюрьма французской концессии. Бывший район Лувань, ныне часть района Хуанпу, был назван в честь этого населенного пункта. С 1990-х годов в этом районе наблюдается большой объем жилой застройки.
  • Zikawei («Слияние Сюй» или «Сюйцзяхуэй» на китайском языке), район, названный в честь семьи Сюй Гуанци и слияние двух местных рек. Хотя Сюйцзяхуэй технически не входил в состав Французской концессии (лежал непосредственно к западу от границы концессии), это был центр католического Шанхая, где находился собор Святого Игнатия, обсерватория, библиотека и несколько колледжей., во всех из которых преобладали французы. Сегодня Сюйцзяхуэй - это оживленный торговый район. Сегодняшний район Сюхуэй назван в честь этой местности.
  • Авеню Жоффре, ныне Центральная улица Хуайхай, была бульваром, тянувшимся через Французскую концессию в направлении восток-запад. Дорога была переименована в 1916 году в честь Джозефа Жоффра, а новое название было объявлено самим маршалом в 1922 году. Авеню Жоффра была трамвайным маршрутом. В его восточной части располагались Сикумен резиденции. Его западная часть представляла собой элитную жилую застройку, в том числе отдельно стоящие дома и многоквартирные дома. Центральная часть была и остается популярным торговым районом с множеством магазинов, открытых русской общиной. Бывшая авеню Жоффр остается элитным торговым районом.
  • Авеню Петен, ныне Хэншань-роуд, была крупным бульваром, соединяющим Сюйцзяхуэй с центром Французской концессии. Он представлял собой центр престижного жилого района Французской концессии и представлял собой множество особняков и дорогих жилых домов. С 1990-х годов некоторые из бывших домов были преобразованы в бары и ночные клубы, что сделало Хэншань-роуд одним из главных районов ночных развлечений Шанхая.

Исторические здания во французской концессии

В популярной культуре
См. Также
  • флаг Портал Франции
  • значок Портал политики
Источники

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
  • Maybon, Ch. B (1929) Histoire de la Concession Française de Changhai, Париж: Librairie Plon
  • Cady, JF (1942), «Начало французского империализма на Тихоокеанском Востоке», Journal of Modern History, 14 (1): 71–87
  • Вилленс, Лилэйн (2010). Без гражданства в Шанхае. Издательство China Economic Review. (HK) Limited for Earnshaw Books. ISBN 9789881815484.
Внешние ссылки
У Wikivoyage есть путеводитель по Шанхай / Французская концессия.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:26:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте