17 век французское искусство века обычно называют барокко, но с середины до конца 17 века стиль французского искусства демонстрирует классическое соблюдение определенных правил пропорции и трезвость, не свойственная барокко, которое практиковалось в большей части остальной Европы в тот же период.
В начале 17 века тенденции позднего маньеризма и раннего барокко продолжали процветать при дворе Марии Медичи и Людовик XIII. Искусство этого периода демонстрирует влияние как севера Европы (голландская и фламандская школы), так и римских художников контрреформации. Французские художники часто обсуждали достоинства Питера Пауля Рубенса (фламандское барокко, чувственные линии и цвета) и Николя Пуссена (рациональный контроль, пропорции, римский классицизм).
Была также сильная школа Караваджо, представленная в тот период картинами Жоржа де Ла Тур при свечах. Бедные и бедные изображены почти голландским образом на картинах трех братьев Лен. На картинах Филиппа де Шампень присутствуют как пропагандистские портреты министра Людовика XIII кардинала Ришелье, так и другие, более созерцательные портреты людей из Янсенист секта.
Однако при Людовике XIV барокко в том виде, в каком оно практиковалось в Италии, не было во французском вкусе (знаменитый Бернини предложение о перепланировке Лувра было отклонено Людовиком XIV.) Посредством пропаганды, войн и великих архитектурных работ Людовик XIV запустил обширную программу, направленную на прославление Франции и его имени. Версальский дворец, первоначально крохотный охотничий домик, построенный его отцом, был преобразован Людовиком XIV в чудесный дворец для праздников и вечеринок. Архитектор Луи Ле Во, художник и дизайнер Шарль Лебрен и ландшафтный архитектор Андре Ленотр творили чудеса: танцевали фонтаны; странствующие гуляки обнаружили в садах скрытые гроты.
Первоначальный импульс для этого преобразования Версаля обычно связан с частным замком Во-ле-Виконт, построенным для министра финансов Людовика XIV Николя Фуке. Предложив королю пышный праздник в только что построенной резиденции в 1661 году (Ле Брен, Ле Вау, Ленотр, поэт Ла Фонтен, драматург Мольер все находились под покровительством Фуке.), министра обвинили в хищении средств и приговорили к пожизненному заключению. Все архитекторы и художники под его покровительством работали над Версалем.
Версаль: Почетный двор Луи Ле ВоВ этот период министр Людовика Жан-Батист Кольбер установил королевский контроль над кустарным производством во Франции; отныне Франция больше не будет покупать предметы роскоши из-за границы, но сама установит стандарты качества. Этот контроль был также замечен в создании академии живописи и скульптуры, которая поддерживала иерархию жанров в живописи («благороднейший», согласно Андре Фелибиен в 1667 году, историческая живопись ), сильное использование живописной риторики и строгое чувство приличия в предмете.
Мебель и дизайн интерьера от этот период называют стилем Людовика XIV; стиль характеризуется массивной парчой красного и золотого цветов, густым позолоченным гипсом лепкой, большими скульптурными сервантами, и тяжелый мрамор.
В 1682 году Версаль был преобразован в официальную резиденцию короля; со временем был построен Зеркальный зал ; другие более мелкие замки, такие как Большой Трианон, были построены на территории, а также огромный канал с гондолами и гондольерами из Венеция была создана.
Благодаря своим войнам и славе Версаля Людовик стал до некоторой степени арбитром вкуса и власти в Европе, а его замок и этикет в Версале были скопированы другими европейскими дворами. Однако тяжелые войны в конце его долгого правления и религиозные проблемы, порожденные отменой Нантского эдикта, сделали его последние годы мрачными.