Основные законы Швеции

редактировать
Конституционный закон Швеции

Основные законы Швеции (Шведский : Sveriges grundlagar) - четыре основных закона Королевства Швеция, которые регулируют шведскую политическую систему и действуют аналогично конституции большинства стран. Это Правительственный акт (шведский : Regeringsformen), Закон о свободе прессы (шведский : Tryckfrihetsförordningen), Основной закон о свободе слова (шведский : Yttrandefrihetsgrundlagen) и Акт о наследовании (шведский : Successionsordningen). Вместе они составляют базовую основу, которая стоит над другими законами и постановлениями, а также определяет, какие соглашения сами по себе стоят над обычным шведским законодательством.

Закон о парламенте (шведский : Riksdagsordningen) обычно считается чем-то средним между основным законом и нормальным законом, при этом в некоторых основных главах предусмотрена такая же защита, как и в основных законах, в то время как в других дополнительных главах требуется только простое парламентское большинство.

Чтобы внести поправки или пересмотреть основной закон, риксдаг должен утвердить изменения дважды в два раза подряд с квалифицированным большинством, с проведением всеобщих выборов проводится между ними. Первое голосование можно заменить референдумом.

Швеция - одна из 6 стран (Канада, Новая Зеландия, Сан-Марино, Израиль и Великобритания ), функционирующая в соответствии с некодифицированной конституцией.

Содержание

  • 1 Правительственный акт
    • 1.1 Поправка 2009 г.
  • 2 Свобода пресса и свобода выражения мнения
    • 2.1 Принцип общественного доступа
  • 3 Акт о наследовании
  • 4 Бывшая лютеранская государственная церковь
  • 5 Поправки
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Инструмент правления

Самым важным из основных законов является Инструмент правления (шведский : Regeringsformen, RF). В нем изложены основные принципы политической жизни Швеции, определяющие права и свободы.

Правительственный акт 1974 г. предоставляет право назначать премьер-министра риксдагу по назначению спикера риксдага, который после голосования в риксдаге подписывает грамоту от имени риксдага. Премьер-министр назначается, когда большинство риксдага не голосует против кандидата, что позволяет формировать правительства меньшинства. Премьер-министр назначает членов правительства, в том числе руководителей министерств. Правительство коллективно решает вопросы после заслушивания отчета главы соответствующего министерства. Для принятия решения кворум необходимо присутствие не менее пяти членов правительства. На практике отчеты и обсуждения пишутся очень редко во время официальных заседаний кабинета министров.

Конституционные функции для главы государства, то есть монарха, включают в себя руководство кабинетными советами (король плюс члены правительства), руководство Советом на Иностранных дел, признание новых кабинетов (в Государственном совете) и открытие ежегодной сессии риксдага. Монарх должен постоянно получать информацию о правительственных вопросах - в Государственном совете или непосредственно премьер-министром.

Первый конституционный инструмент правления был принят в 1719 году, ознаменовав переход от автократии к парламентаризму. Бескровный государственный переворот в Швеции 1772 года был узаконен Сословным риксдагом в новых версиях Акта о правительстве, Конституции Швеции 1772 года и Законом о союзе и безопасности. с 1789 г., что делает короля «конституционным самодержцем». Когда в 1809 году древняя шведская земля была разделена на две части и Великое княжество Финляндское было создано как автономная часть Российской империи, эта конституционная Самодержавие было очень подходящим для Финляндии и оставалось в силе до независимости Финляндии в 1917 году.

В Швеции потеря практически половины королевства привела к новой бескровной революции, новой королевской династия и Правительственный акт от 6 июня 1809 г. (а также новый Закон о свободе печати и Акт о наследовании). Новый Акт правления установил разделение властей между исполнительной властью (король) и законодательной властью (риксдаг сословий) и предоставил королю и риксдагу сословий совместную власть над законодательством, при этом король по-прежнему играет центральную роль в правительстве, но уже не независимо от Тайного совета. Король имел право выбирать советников, но был обязан решать правительственные вопросы только в присутствии Тайного совета или его части и после отчета советника, ответственного за рассматриваемый вопрос. Советник должен был подписать королевское решение, если оно не было неконституционным, в результате чего оно приобрело юридическую силу. Советник был юридически ответственен за свои советы и был обязан отметить свои разногласия в случае, если он не согласился с решением короля. Эта конституция наделила король значительной властью де-юре, но при этом все больше и больше следовали советам советников. С 1917 года король придерживался принципов парламентаризма, выбирая советников, пользующихся прямой или косвенной поддержкой большинства риксдага.

. После более чем пятидесяти лет фактического парламентаризма это было записано в Правительственном документе 1974 года, который, хотя технически придерживался конституционной монархии, создал Правительство Швеции в его нынешней конституционной форме.

Поправка 2009 г.

В 2009 г. риксдаг утвердил Предложение 2009/10: 80 «Реформированная конституция» (шведский : En reformerad grundlag), внося существенные поправки к Правительственному акту и связанные с ним акты.

Поправка модернизировала и упростила текст в целом, а также укрепила ряд основных прав и свобод. Защита от несправедливой дискриминации была расширена за счет дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Поправка подтвердила ответственность государственных властей за защиту прав детей, а также за содействие сохранению и развитию культуры и языка этнических меньшинств, уделяя особое внимание саамскому народу. Это также укрепляет судебные полномочия, чтобы упростить определение того, противоречат ли новые законы конституции или Хартии основных прав Европейского Союза.

Эти поправки вступили в силу 1 января 2011 года.

Свобода пресса и свобода слова

Два других закона определяют свободу прессы и другие формы выражения. Они разделены на два отдельных закона, главным образом для того, чтобы сохранить традицию Закона о свободе прессы от 1766 года, в основном работы протолиберального Cap Party политического деятеля Андерса Чидениуса, который отменил цензура и ограниченные ограничения ретроактивными правовыми мерами за критику исключительно лютеранской государственной церкви и королевского дома.

Закон о свободе прессы (шведский : Tryckfrihetsförordningen, TF) несколько раз менялся с момента его первого воплощения; после государственного переворота Густава III в 1772 году в Закон были внесены поправки, ограничивающие свободу печати, но восстановленные в 1810 году после свержения его сына, а позже были внесены поправки, чтобы гарантировать этот факт в 1812, 1949 и 1982 годах. Возможность отзыва лицензий на публикацию сохранялась до последнего правления Карла XIV Иоанна и широко использовалась против либеральных газет, таких как Aftonbladet, лицензию на которую отозвали десять раз только в 1838 году. Издатель Ларс Йохан Хиерта решил эту проблему, добавив другую цифру к имени Aftonbladet, тем самым опубликовав формально другую газету. Право отзыва было окончательно отменено в 1844 году. Закон 1766 года постановил, например, что свобода выражения мнения должна быть неограниченной, за исключением «нарушений», которые включали богохульство и критику государства.

Основной закон о свободе выражения мнений (шведский : Yttrandefrihetsgrundlagen, YGL) 1991 года - более длинный документ, определяющий свободу выражения мнений во всех средствах массовой информации, за исключением письменных книг и журналов (например, радио, телевидение, Интернет и т. д.)

Принцип общественного доступа

В XVIII веке, после более чем 40 лет лет смешанного опыта с парламентаризмом, публичный доступ к публичным документам был одной из главных проблем с Законом о свободе печати 1766 года. Хотя новинка была выведена из строя в 1772–1809 годах, с тех пор она осталась центральное место в мышлении шведов, рассматриваемое как мощное средство против коррупции и неравного обращения государственных органов с гражданами, повышающее воспринимаемую легитимность (местного и центрального) правительства и политиков. Принцип публичного доступа (шведский : Offentlighetsprincipen), как обычно называют сборник правил, предусматривает, что вся информация и документы, созданные или полученные «государственным органом» (местным или центральным правительством, и все общественные учреждения) должны быть доступны для всех представителей общественности. В нем также говорится, что все государственные органы должны предоставлять информацию незамедлительно (skyndsamt) по запросу.

Исключения из права доступа к публичным документам определены в Законе о публичном доступе к информации и секретности (Offentlighets- och sekretesslagen), который пришел на смену Закону о секретности (Sekretesslagen) в 2009 году. может держать в секрете, при каких обстоятельствах и в отношении кого. Согласно статье 2 главы 2 Закона о свободе печати: «Право доступа к официальным документам может быть ограничено только в том случае, если ограничение необходимо с учетом

  • безопасности Королевства или его отношений с иностранным государством. или международная организация;
  • центральная финансовая политика, денежно-кредитная политика или валютная политика Королевства;
  • инспекция, контроль или другая надзорная деятельность государственного органа;
  • интересы предотвращения или преследования преступлений;
  • общественный экономический интерес;
  • защита личной неприкосновенности или экономического положения частных лиц;
  • сохранение животных или виды растений ».

Этот список является исчерпывающим, и Парламент не может издавать законы об ограничениях, выходящих за рамки этого списка, и любые ограничения должны быть законодательно закреплены в Законе о доступе общественности к информации и секретности, упомянутом ранее.

Тайна ограничена максимум 70 годами (применительно к лицам, которые составляют 70 лет после смерти человека).

Акт о наследовании

Переход Швеции от выборной к наследственной монархии в 1544 году послужил поводом для принятия первого закона Швеции конституционного характера в форме договор между королевской династией и королевством, представленным четырьмя сословиями, действительным на все времена.

Соответственно, текущий Акт 1810 года о наследовании (шведский : Successionsordningen, SO) представляет собой договор между старым риксдагом Сословий и Палатой Бернадотт, регулирующий право вступления на шведский престол. В 1980 году старый принцип первородства по половому признаку, означавший, что трон унаследовал старший ребенок мужского пола предыдущего монарха, был заменен принципом абсолютного первородства. Это означало, что престол унаследует старший ребенок независимо от пола. Таким образом принцесса Виктория, старший ребенок короля Карла XVI Густава Швеции, была назначена наследницей шведского престола над своим младшим братом, до этого наследным принцем Карлом Филиппом.

Бывшая лютеранская государственная церковь

В 1593 году, после 70 лет Реформации и Контрреформации в Швеции, приверженность Аугсбургской конфессии было решено и получил конституционный статус на Синоде Упсалы (шведский : Uppsala möte). С тех пор ссылки на Уппсальский синод превратились в основные законы, в частности в Акт о престолонаследии.

В 1999 году Церковь была отделена от государства и стала независимой организацией, но правящий орган церкви по-прежнему остается решается публичным голосованием (среди членов церкви) и в основном состоит из политических партий. Шведскую церковь часто относят к полугосударственной церкви. Это из-за его формального отделения от государства, но его прочных связей с официальной Швецией, в первую очередь с риксдагом и монархом. Церковь Швеции также является единственной религиозной организацией, деятельность которой регулируется своим собственным законом, Законом о Церкви Швеции, который предусматривает, что Церковь Швеции должна быть демократической лютеранской народной церковью. В результате разделения люди, родившиеся в Швеции, где родители являются членами Церкви Швеции с 1999 года, больше не становятся членами церкви автоматически при рождении.

Поправки

Поправки к основным законам должны приниматься дважды риксдагом простым большинством поданных голосов с промежуточными выборами. В течение 15 дней с момента первого вступления в силу поправки, по крайней мере, одна десятая всех депутатов может внести предложение о референдуме, которое должно быть поддержано по крайней мере одной третью всех депутатов. Референдум проводится одновременно с выборами в риксдаг, и поправка считается отклоненной, если простое большинство избирателей отклоняет ее, при условии, что большинство составляет большинство всех действительных голосов. Если люди не отклонят изменение, оно все равно должно быть ратифицировано новоизбранным риксдагом. Такой референдум никогда не проводился.

См. Также

Ссылки

  1. ^ de Meij, Jan (2004). Пракке, Лукас; Kortmann, Constantijn (ред.). Конституционный закон 15 государств-членов ЕС. Клувер. п. 808. ISBN 9013012558.
  2. ^Левин, Лейф (1 мая 2007 г.). «Мажоритарная и консенсусная демократия: опыт Швеции». Скандинавские политические исследования. 21 (3). CiteSeerX 10.1.1.734.6025. doi : 10.1111 / j.1467-9477.1998.tb00012.x.
  3. ^«Поправки к Конституции Швеции». Министерство юстиции. 2010. Архивировано из оригинала от 12 января 2013 г.
  4. ^«Шведский парламент голосует по новой конституции». Местные. 24 ноября 2010 г.
  5. ^Якобсон (2002), с. 83-84
  6. ^Закон о публичном доступе к информации и секретности в риксдаге (на шведском языке)
  7. ^Закон о секретности (отменен) риксдагом (на шведском языке)

Внешние ссылки

Wikisource имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: Основные законы Швеции
Последняя правка сделана 2021-05-11 13:55:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте