В английском переводе Конституции говорится: «Официальной религией Брунея-Даруссалама должна быть исламская религия : при условии, что все другие религии могут исповедоваться в мире и согласии лицами, исповедующими их». В Конституции также уточняется: «Исламская религия» означает исламскую религию в соответствии с сектой шафеитов [ sic ] Ахлис Сунна Вальджамаа » ; Несмотря на то, что конституция определяет мазхаб Шафиита, с позициями трех других суннитских школ фикха ( Ханафит, Малики и Ханбали ) можно консультироваться при необходимости (и с одобрения султана).
Однако, несмотря на положение о свободе вероисповедания, правительство, как утверждается, наложило множество ограничений на несуннитские и неисламские религиозные обряды.
Приверженцам немусульманских вероисповеданий не разрешается обращать в свою веру. Все частные школы предлагают мусульманским учащимся добровольное обучение исламу, а все учащиеся средних школ обязаны посещать курсы по национальной идеологии малайской мусульманской монархии. В школах не разрешается учить христианству. Правительство использует ряд муниципальных законов и законов о планировании, а также другие законодательные акты, чтобы ограничить распространение религий, помимо официального ислама.
Правительство спонсировало участие в межконфессиональном диалоге ASEM на Кипре в июле 2006 года делегации представителей разных вероисповеданий.
Различные религиозные группы страны мирно сосуществовали. Закон не позволяет мусульманам узнавать о других религиях. В то же время исламские власти организуют ряд мероприятий по разъяснению и пропаганде ислама, а также предлагают финансовые стимулы и жилье. Правительство также финансирует строительство мечетей.
В 2011 году в Брунее проживало 422 700 человек, включая временных жителей. Из этого населения 83% мусульмане, 7% буддисты и менее 4% представляют другие религии; остальные не указали религиозную принадлежность.
В стране официально зарегистрированы 110 мечетей и молельных залов, шесть христианских церквей, три китайских храма и один индуистский храм.
Прозелитизм со стороны других религий, кроме официально санкционированной ветви ислама, не разрешен. По сообщениям, в стране нет миссионеров.
Правительство описывает страну как малайскую исламскую монархию и активно поощряет приверженность ее мусульманских жителей исламским ценностям и традициям. Министерство по делам религий занимается исключительно с исламом и исламскими законами, которые существуют наряду с светскими законами и применяются только к мусульманам.
Общества Приказ 2005 обязывает все организации, в том числе какой - либо религиозной группы, которая не является суннитская секта ислама, чтобы зарегистрироваться. Приказ также требует, чтобы организации называли всех членов. Организации, не прошедшей регистрацию, могут быть предъявлены обвинения в незаконном собрании и наложен штраф. Лица, которые участвуют в незарегистрированных организациях или влияют на них, могут быть оштрафованы, арестованы и заключены в тюрьму. Разрешение на регистрацию остается на усмотрение Регистратора обществ (который также является комиссаром полиции) и может быть отказано по любой причине. За отчетный период сообщений об отказе в регистрации организаций по религиозным мотивам не поступало. Правительство продолжало использовать законы о зонировании, запрещающие использование частных домов в качестве мест отправления религиозных обрядов. Хотя в стране есть три официально зарегистрированных китайских храма, известно, что действуют другие незарегистрированные храмы, многие из которых находятся в частных домах, но не предъявляли обвинений за отсутствие регистрации.
С начала 1990-х годов правительство укрепляло легитимность наследственной монархии и соблюдение традиционных и мусульманских ценностей, отстаивая национальную идеологию, известную как Melayu Islam Beraja (MIB), или малайская исламская монархия, происхождение которой, как сообщается, восходит к 15 век. Принципы MIB были приняты в качестве основы для правительства, и все собрания и церемонии начинаются с мусульманской молитвы. На церемониях получения гражданства немусульмане должны носить национальную одежду, которая включает мусульманские головные уборы для мужчин и женщин. Закон не требует, чтобы женщины носили головные уборы в общественных местах, и государственные чиновники регулярно, если нечасто, изображаются в СМИ без головных уборов. Социальное давление заставляет женщин носить головные уборы в общественных местах.
Несмотря на конституционные положения, предусматривающие полное и неограниченное осуществление свободы вероисповедания, правительство ограничило практику немусульманских религий, запретив обращение в веру всех религий, кроме суннитского ислама. Правительство запретило ввоз религиозных учебных материалов или священных писаний, таких как Библия, и отказало в разрешении на создание или строительство церквей, храмов или святынь. Правительство разрешает только практику суннитского ислама. Он запретил несколько других религиозных групп, которые считает девиантными, в том числе Исламское движение Аль-Аркам и Веру Бахаи. В феврале 2007 года правительство запретило как девиантные учения три секты: Сайхони Тасипан, Аль-Ма'уна и Абдул Разак Мухаммад. Правительство с готовностью провело расследование и приняло меры пресечения в отношении распространителей радикального ислама или «уклонистских» исламских групп. Правительство периодически предупреждало население о «посторонних», проповедующих радикальные исламские фундаменталистские или неортодоксальные убеждения, и предостерегало мусульман от христианских евангелистов, последний раз в 2005 году во время проповеди в национальной мечети.
Фетва 1964 года, изданная Государственным муфтием, настоятельно отговаривает мусульман от оказания помощи немусульманским организациям в сохранении их веры, а Министерство по делам религий, как сообщается, использует фетву, чтобы повлиять на другие государственные органы, чтобы либо отказать немусульманским религиозным организациям в разрешении на ряд религиозной и административной деятельности или не отвечать на заявки от этих групп. Тем не менее, христианским церквям и связанным с ними школам было разрешено из соображений безопасности ремонтировать, расширять и обновлять здания на своих участках, а также выполнять мелкие строительные работы. В 2006 году правительство одобрило запрос англиканской церкви Сент-Эндрюс на капитальный ремонт ее зданий, что является значительным событием. После приостановления действия разрешения разрешение на реконструкцию было переоформлено в марте 2007 года, и в течение отчетного периода реконструкция была в основном завершена.
Правительство не налагает никаких ограничений на празднование в китайских храмах сезонных религиозных мероприятий при условии получения разрешения от соответствующих властей. С 2005 года правительство начало разрешать празднование китайского Нового года по лунному календарю за пределами территории китайского храма, и публичные танцы львов, которые являются неотъемлемой частью празднования этого события на предприятиях и дома, были обычным явлением в течение отчетного периода. Любое публичное собрание из пяти или более человек требует предварительного официального одобрения, независимо от цели собрания, религиозной или иной.
Незарегистрированным храмам, как и любой незарегистрированной организации, не разрешалось проводить мероприятия и празднования.
Власти регулярно подвергают цензуре журнальные статьи о других религиях, затемняют или удаляют фотографии распятий и других христианских религиозных символов. Правительственные чиновники также опасаются распространения и продажи предметов с фотографиями нежелательных или религиозных символов.
Ранее поступали сообщения о том, что агенты Департамента внутренней безопасности следили за религиозными службами в христианских церквях и что старшие члены церкви считали, что за ними периодически наблюдают.
Правительство просит посетителей указывать свою религию в своих посадочных талонах, хотя многие люди не подчиняются и не получают возражений.
Власти продолжали арестовывать людей за правонарушения по шариату, такие как халват (близость между полами) и употребление алкоголя. Согласно статистическим данным, опубликованным религиозными властями, за период, охватываемый данным отчетом, был зарегистрирован 31 случай халвата. В ходе этих репрессий арестовывала гражданская и религиозная полиция. Большинство арестованных или задержанных за первое правонарушение были оштрафованы и освобождены, хотя в прошлом некоторые лица подвергались тюремному заключению на срок до четырех месяцев за неоднократные преступления халват. По закону мужчины подлежат штрафу в размере 634 долларов (1000 баварских долларов), а женщины - к штрафу в размере 317 долларов (500 бразильских долларов), если они осуждены за халват.
Религиозные власти регулярно участвовали в рейдах с целью конфискации алкогольных напитков и нехаляльного мяса. Они также контролировали рестораны и супермаркеты, чтобы гарантировать соблюдение халяльной практики. Работники ресторанов и сферы обслуживания, которые обслуживали мусульманина в светлое время суток во время месяца поста, подвергались штрафам. Нехаляльным ресторанам и нехаляльным отделениям в супермаркетах было разрешено работать без вмешательства религиозных властей.
Министерство образования требует курсы по исламу и МИБ во всех государственных школах. Частные школы не обязаны преподавать ислам, но во многих из них проводится добровольное обучение Угаме во внеурочное время. Угама - это шестилетняя система образования, в которой преподается ислам в рамках суннитской школы шафиитов. Большинство школьных учебников были иллюстрированы, чтобы изображать ислам как норму, и часто все женщины и девочки были показаны с мусульманскими головными уборами. В учебниках не было изображений обрядов других религий. Министерство запрещает преподавание других религий и сравнительное религиоведение. В одной частной школе, которая предлагает обучение исламу в обычные школьные часы, учащимся-христианам разрешается посещать церковь в те периоды, когда учащиеся-мусульмане получают инструкции по исламу.
Правительство не запрещало и не ограничивало родителей давать религиозное обучение детям в их собственных домах.
Религиозные власти поощряли мусульманских женщин носить тудонг, традиционный головной убор, и многие женщины так и поступили. В государственных школах и высших учебных заведениях учащиеся-мусульманки и немусульманки должны носить мусульманскую одежду, включая головной убор как часть их униформы. Студенты мужского пола должны носить сонгкок (шляпу). В прошлом поступали сообщения о том, что учителя-немусульманки в государственных школах иногда подвергались давлению со стороны государственных чиновников или коллег, чтобы они носили мусульманскую одежду.
В соответствии с толкованием Правительством заповедей Корана мусульманские женщины имеют те же права, что и мусульманские мужчины, в таких важных областях, как развод и опека над детьми, как указано в Законе о чрезвычайном положении (исламский семейный закон) 1999 года. Мусульманка может подать на развод на основании длительного отсутствия мужа без уважительной причины, его длительного тюремного заключения, отказа содержать жену или импотенции. В случае развода маленькие дети остаются под опекой матери; однако отец должен оказывать финансовую поддержку благополучию детей. Правительственная интерпретация исламской практики наследования гласит, что размер наследства мусульманок будет вдвое меньше наследства мужчин. Поправка 2002 года к Закону о брунейском гражданстве позволяет передавать гражданство через мать, а также через отца.
Брак между мусульманами и представителями других вероисповеданий не разрешен, и немусульмане должны принять ислам, если они хотят вступить в брак с мусульманином. Мусульмане, желающие перейти в другую религию, сталкиваются с таким официальным и общественным давлением, чтобы они не покидали ислам, что на практике обращение является чрезвычайно трудным, если не невозможным. Для обращения из ислама необходимо получить разрешение Министерства по делам религий, и в течение отчетного периода не поступало сообщений о том, чтобы кто-либо обращался за таким разрешением. За период, охватываемый данным отчетом, были случаи, когда лица, часто иностранные женщины, обращались в ислам в качестве прелюдии к браку с мусульманами. Согласно государственной статистике, восемь процентов из 312 обращений в ислам за отчетный период были связаны с браком. В отличие от прошлого, не было случаев новообращенных разведенных мусульман, которые из-за официального и общественного давления официально оставались мусульманами, если они не хотели этого.
Тем, кто придерживается иных верований, кроме ислама, разрешается исповедовать свои убеждения при условии, что они проявляют сдержанность и не обращаются в свою веру. В прошлом немусульмане, которые обращались в свою веру, арестовывались или задерживались, а иногда и содержались без предъявления обвинений в течение длительных периодов времени; однако с тех пор таких арестов или задержаний не происходило.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране не поступало.
Поступали сообщения о принудительном обращении в веру, в том числе о несовершеннолетних гражданах США, которые были похищены или незаконно высланы из Соединенных Штатов, или об отказе разрешить таким гражданам вернуться в Соединенные Штаты. Если родители обращаются в ислам, обращение ребенка требует его или ее личной приверженности и не происходит автоматически. Чтобы взять на себя такое обязательство, человеку должно быть не менее 14 лет.
Различные религиозные группы страны мирно сосуществуют, но экуменическому взаимодействию препятствует доминирующий исламский религиозный этос, который мешает мусульманам узнавать о других религиях. В то же время исламские власти организуют ряд мероприятий по прозелитизму или прозелитизму, а также стимулируют разъяснение и пропаганду ислама. Среди стимулов для новообращенных, особенно из коренных общин в сельской местности, - ежемесячная финансовая помощь, новые дома, электрические генераторы и водяные насосы.
Национальная философия страны, концепция MIB, не поощряет открытость к религиям, отличным от ислама, и нет никаких программ, способствующих пониманию других религий. Коренные жители страны обычно обращаются либо в ислам, либо в христианство, но редко в буддизм.