В парусном спорте и на лодках надводный борт судна - это расстояние от ватерлинии до уровня верхней палубы, измеренное в самой низкой точке отвеса, где вода может проникнуть в лодку или судно. На коммерческих судах последний критерий, измеряемый относительно грузовой марки судна, независимо от расположения палубы, является обязательным и регулируемым значением.
На яхтах низкий надводный борт часто встречается на гоночных лодках для увеличения скорости (за счет уменьшения веса и, следовательно, сопротивления). Более высокий надводный борт даст больше места в кабине, но увеличит вес и лобовое сопротивление, что снизит скорость. Более высокий надводный борт, например, используемый на океанских лайнерах, также помогает погодным волнам и, таким образом, снижает вероятность того, что его накроет полными волнами на палубе. Лодка с низким надводным бортом восприимчива к воде в бурном море. Грузовые корабли и военные корабли используют конструкцию с высоким надводным бортом для увеличения внутреннего объема, что также позволяет им удовлетворять требованиям Международной морской организации (IMO) по остойчивости при повреждении за счет увеличения запаса плавучести.