Автор | Бертран Рассел |
---|---|
Страна | объединенное Королевство |
Язык | английский |
Предмет | политическая философия |
Дата публикации | 1922 г. |
Тип СМИ | Распечатать |
« Свобода мысли и официальная пропаганда » - это речь (и последующая публикация), произнесенная в 1922 году Бертраном Расселом о важности неограниченной свободы выражения мнения в обществе и о проблеме вмешательства государства и политического класса в это посредством контроля над образованием и штрафами., экономические рычаги и искажение доказательств.
Рассел начинает с описания более распространенного использования термина «свободная мысль», означающего, что человек не принимает безоговорочную веру в популярную религию региона или, в идеале, в любую религию вообще. Но он продолжает говорить, что более важным и глобальным видом свободы мысли является свобода принуждения верить каким-либо конкретным идеям, позволяющая иметь и выражать любое мнение без наказания.
Он отмечает, что это вообще запрещено ни в одной стране, за исключением, возможно, Китая в то время. Например, нельзя иммигрировать в США, не поклявшись, что они не анархисты или полигамны, и, оказавшись внутри, не должны быть коммунистами. В Великобритании он не должен выражать недоверие христианству, в Японии - синтоизму.
Рассел отмечает, что подобные страны могут думать о себе как о странах, обладающих свободой выражения, но некоторые идеи настолько очевидно «чудовищны и аморальны», что такая терпимость к ним неприменима. Но, отмечает он, это именно та точка зрения, которая допускала пытки во время инквизиции, что все идеи должны быть выражены, даже если они явно плохие.
Затем Рассел описывает инциденты из своей собственной жизни, которые иллюстрируют отсутствие свободы мысли.
Рассел отмечает, что репрессии со стороны политического класса не ограничиваются религией. С верующими в свободную любовь или коммунизм обращаются еще хуже.
Нам нужно не воля верить, а желание узнать.
Далее Бертран Рассел описывает важность желания сомневаться. В 1896 году американский философ Уильям Джеймс написал о желании верить, и Рассел использует это как лозунг, чтобы выразить свою противоположную позицию. Джеймс утверждал, что даже без (или с противоречивыми) доказательствами можно просто выбрать «верить во что-то - он цитирует христианство - просто потому, что он думает, что вера имеет положительные результаты».
Рассел вместе с Альфредом Генри Ллойдом и другими отвечает на это, описывая волю к сомнению, выбор оставаться скептичным, потому что это более логичная и рациональная позиция, которая приведет к пониманию большей правды, в то время как «воля верить» приведет к неизбежно привязывают человека к неправде. "Ни одно из наших убеждений не является полностью истинным; все они имеют по крайней мере полутень неопределенности и ошибок. Методы повышения степени истинности наших убеждений хорошо известны; они состоят в том, чтобы выслушать все стороны, попытаться установить все относящиеся к делу факты, контролировать нашу собственную предвзятость путем обсуждения с людьми, имеющими противоположную предвзятость, и культивировать готовность отвергнуть любую гипотезу, которая оказалась неадекватной ».
В качестве примера преимуществ такого рода фактического скептицизма Рассел описывает опровержение Альбертом Эйнштейном общепринятых представлений физики того времени, сравнивая его с тем, что Дарвин противоречил библейским буквалистам прошлого века.
Что, спрашивает Бертран, если бы вместо того, чтобы перевернуть физику, Эйнштейн предложил нечто столь же новое в сфере религии или политики?
Англичане нашли бы в его теории элементы пруссианства; антисемиты сочли бы это сионистским заговором; националисты во всех странах сочли бы его испорченным пацифизмом, окрашенным лилиями, и объявили бы его простой уловкой для бегства от военной службы. Все старомодные профессора обратились бы в Скотланд-Ярд с просьбой запретить ввоз его сочинений. Благосклонные к нему учителя были бы уволены. Тем временем он захватил бы правительство какой-нибудь отсталой страны, где было бы незаконно преподавать что-либо, кроме его доктрины, которая превратилась бы в загадочную догму, никем не понятую. В конечном итоге истинность или ложность его доктрины будет решаться на поле битвы без сбора каких-либо свежих доказательств за или против. Этот метод является логическим результатом воли Уильяма Джеймса верить. Требуется не воля верить, а желание узнать, что является полной противоположностью.
Предполагая, что потребность в рациональных сомнениях или фаллибилизме важна, Рассел затем переходит к вопросу о том, почему иррациональная уверенность так распространена. Он говорит, что это во многом связано с тремя факторами.