Франц Ксавер Мессершмидт | |
---|---|
Автопортрет, ок. 1780 | |
Родился | 6 февраля 1736 года. Швабия, Германия |
Умер | 19 августа 1783 (1783-08-19) (47 лет). Позоны, Венгрия (сегодня Братислава, Словакия) |
Франц Ксавер Мессершмидт (6 февраля 1736-19 августа 1783) был немецко-австрийским скульптором наиболее известен своими «головами персонажей», подборкой бюстов с лицами, искаженными чрезвычайно выражениями лиц.
Родился 6 февраля 1736 года в юго-западном городке Визенштайг, расположенном в районе Швабский Юра Германия. Мессершмидт вырос в Мюнхене доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста Штрауба, который стал его первым учителем. Два года он провел в Граце, в мастерской своего другого дяди по материнской линии, скульптора Филиппа Якоба Штрауба. В конце 1755 года он поступил в Венскую Академию художеств и стал учеником Якоба Шлеттерера. Закончил, устроился работать в Императорскую коллекцию оружия. Здесь, в салоне здания в 1760-63 годах, он создал свои первые известные произведения искусства - бронзовые бюсты императорской четы и барельефы, изображающие наследника короны и его жену. Этими работами он приобщился к искусству придворного изображения позднего барокко, которое находилось под определяющим влиянием Бальтазара Фердинанда Молля. К этой тенденции принадлежат две другие оловянные статуи размером больше, чем в натуральную величину, изображающие императорскую пару, выполненные по заказу Марии Терезии Австрийской и выполненные между 1764 и 1766 годами. Помимо некоторых других портретов, он также делал работы на религиозную тематику. Сохранилось также несколько статуй, построенных по заказу принцессы Савойской.
Период его творчества в стиле барокко закончился в 1769 году бюстом придворного врача Герарда ван Свитена по заказу императрицы. В то же время появились его первые ранние неоклассические работы, характерные для Академии. К этим и более поздним работам он применил многие опыты, полученные в 1765 году во время учебной поездки в Рим. Одна из этих ранних суровых голов 1769-1770 годов, созданная под влиянием римских республиканских портретов, изображает известного врача Франца Антона Месмера. Примерно в то же время, в 1770-72 гг. Мессершмидт начал работу над так называемыми головами персонажей, которые, как утверждалось (в частности, Эрнстом Крисом), были связаны с некоторыми параноидальными идеями и галлюцинациями. от которого в начале семидесятых годов начал страдать мастер. Мессершмидт обнаруживал, что он все больше расходится со своим окружением. Его положение ухудшилось до такой степени, что в 1774 году, когда он подал заявление на недавно освободившуюся должность ведущего профессора Академии, где он преподавал с 1769 года, вместо того, чтобы получить ее, он был исключен с преподавательской деятельности. В письме к императрице граф Кауниц хвалил способности Мессершмидта, но высказал предположение, что характер его болезни (называемой «спутанность сознания») сделает такое назначение вредным для учреждения.
Горький, он покинул Вену, переехал в свою родную деревню Визенштайг, а оттуда в том же году, по приглашению, в Мюнхен. Здесь он два года ждал обещанного поручения и постоянной работы при дворе. В 1777 году он отправился в Прессбург (ныне Братислава ), где его брат Иоганн Адам работал скульптором. Здесь он провел последние шесть лет своей жизни почти на пенсии, на окраине города. Он посвятил себя прежде всего головам своих персонажей.
В 1781 году немецкий писатель Фридрих Николай посетил Мессершмидта в его мастерской в Прессбург и впоследствии опубликовал стенограмму их разговора. Отчет Николая о встрече является ценным ресурсом, так как это единственный современный документ, в котором подробно описаны доводы Мессершмидта о казни голов его персонажей. Мессершмидт разработал серию защемлений, которые он ввел в правое нижнее ребро. Наблюдая за выражением лиц в зеркале, Мессершмидт приступил к записи их на мраморе и бронзе. Он сказал Николаю, что его намерением было изобразить 64 «канонических гримасы» человеческого лица, используя себя в качестве шаблона.
В ходе обсуждения Мессершмидт продолжил объяснять свой интерес к некромантии и тайной, и как это также вдохновило его головы персонажей. Мессершмидт был страстным учеником Гермеса Трисмегиста (Николай отметил, что среди немногих вещей, которыми была захламлена мастерская Мессершмидта, была копия иллюстрации с Трисмегистом) и придерживался его учения о стремлении к «универсальному балансу»: предшественник принципов Золотого сечения. В результате Мессершмидт утверждал, что головы его персонажей вызвали гнев «Духа пропорции», древнего существа, которое хранило это знание. Дух посетил его ночью и заставил претерпеть унизительные пытки. Одна из самых известных голов Мессершмидта (The Beaked [1] ), очевидно, была вдохновлена одной из этих встреч.
Сдержанный смех
Тяжело раненый
Сатирик
Зевающий
Лицемер и клеветник
Абсолютный простак
, страдающий запором
Преднамеренная шутка
На Викискладе есть материалы, связанные с Францем Ксавер Мессершмидт. |