Франц Райт (18 марта 1953 г. - 14 мая 2015 г.) был американским поэтом. Он и его отец Джеймс Райт - единственная пара родитель / ребенок, получившая Пулитцеровскую премию в той же категории.
Райт родился в Вена, Австрия. Он окончил Оберлинский колледж в 1977 году.
Мотель Уилинг (Knopf, 2009), выборы были поставлены на музыку для записи «Чтения из мотеля Уилинга». Райт написал текст и исполняет песню Клема Снида "Encounter at 3AM" на альбоме Hungry Bird (2009). Среди последних книг Райта - «Киндертотенвальд» (Knopf, 2011), сборник из шестидесяти пяти стихотворений в прозе, завершающихся любовным стихотворением к его жене, написанным в то время, когда у Райта был неизлечимый рак легких. Стихотворение выиграло главную ежегодную литературную премию журнала Poetry за лучшую работу, опубликованную в журнале в 2011 году. Вслед за сборником стихотворений в прозе в 2012 году вышел «Бусон: Хайку», сборник переводов 30 хайку японского поэта Йоса Бусон, изданное ограниченным тиражом в несколько сотен экземпляров издательством Tavern Books.
В 2013 году главный издатель Райта, Кнопф в Нью-Йорке, выпустил еще один полный сборник стихов и стихотворений в прозе F, который был начат в отделении интенсивной терапии бостонской больницы после иссечения части легкого. F был самым положительным из всех работ Райта. В статье для Huffington Post Анис Шивани поместил ее в число лучших сборников стихов, когда-либо выпущенных американцами, и назвал Райта «нашим величайшим поэтом современности».
В 2013 году Райт записал 15 стихотворений в прозе из Киндертотенвальда для включения в серию импровизационных концертов, исполняемых на европейских площадках, организованных Дэвидом Сильвианом, Стефаном Матье и Кристиан Феннес.
Перед смертью Райт завершил свою последнюю рукопись, озаглавленную «Топор в цвету», которая поступает от Кнопфа.
Райт был включен в антологию в таких произведениях, как «Лучшее из лучших американских поэтов», а также в антологии Чеслава Милоша «Книга светящихся вещей, несущих тайну: двадцать лет образов» и Американские алфавиты: 25 современных поэтов.
Райт умер от неизлечимого рака легких в своем доме в Уолтем, Массачусетс 14 мая 2015 года.
В статье New York Review of Books, Хелен Вендлер сказала: «Шкала опыта Райта, как и Берриман, основана на от убийства до экстаза... Лучшие формы оригинальности [его стихов] - это ловкость в построении паттернов, поразительные метафоры, резкость речи, сжатие боли и радости, а также стоическое самообладание с агониями и наказаниями за существование. " Писатель Денис Джонсон сказал, что стихи Райта «подобны крошечным драгоценностям, сформированным тупыми изуродованными пальцами - чудесным подаркам». Boston Review назвал стихи Райта «одними из самых честных, запоминающихся и человеческих, написанных сегодня». Поэт и критик Эрнест Гильберт написал для журнала Random House Bold Type, что «Райт колеблется между прямыми и уклончивыми высказываниями, между полом бара и трибуной художественного клуба, от афористической стороны к ледяно-поэтической абстракции». В частности, хорошо была принята прогулка до виноградника Марты (2003). Согласно Publishers Weekly, сборник включает «[h] войлок, но часто загадочные стихи... поклонники обнаружат, что самодиагностика Райта движется повсюду». The New York Times отметила, что Райт обещает и может передать большую глубину чувств, отмечая при этом, что Райт очень сильно зависит от нашего чувства его тона и от нашей веры не только в то, что он имеет в виду то, что говорит, но и в то, что он сказал что-то новое... [по этому поводу оценка] Прогулка до Виноградника Марты иногда бывает успешной ».
Поэт Джордан Дэвис, писавший для The Constant Critic, предположил, что коллекция Райта настолько совершенна, что ее придется держать« вне досягаемости » «импульсивных клептоманов», - добавил Дэвис, - «мертвее, чем невозмутимость, любое конкретное стихотворение Райта может показаться не таким уж большим, пока вы не прочитаете несколько из них. Как только контекст вступает в игру, вы можете обнаружить, что пытаетесь отследить каждое написанное им слово ".
Некоторые критики были менее приветливы. По мнению New Criterion критик Уильям Логан, с которым Райт позже будет публично враждовать », [t] его поэт на удивление расплывчато описывает специфику своих мучений (большинство его стихов - крики и проклятия в темноте). На него жестоко повлиял развод родителей, хотя, возможно, через сорок лет должен быть установлен срок давности... «Единственное животное», самое совершенное стихотворение в книге, превращается в то же китчевое ханжество, которое заставляет кивать Иисуса. куклы на приборных панелях автомобилей ».« Райт предлагает грубые, необработанные сточные воды страданий », - комментирует он.« Он пил больше и усерднее принимал наркотики, чем любой десяток поэтов в нашу эпоху, заботящуюся о своем здоровье, и заплатил штраф в больницах и психиатрических больницах.
Критическая реакция на коллекцию Райта 2011 года «Киндертотенвальд» (Кнопф) в целом была положительной. В «Вашингтонском независимом книжном обозрении» Грейс Кавальери говорится о книге как об отходе. из самых известных стихотворений Райта. «Стихи в прозе представляют собой интригующие образы мышления, которые показывают поэзию как умственный процесс... Это оригинальный материал, и если великий поэт не может продолжать быть оригинальным, то он действительно не так уж велик... В этом тексте есть радостный Эсс, который заряжает энергией и заставляет нас ощущать написание как целенаправленный всплеск. Это жизненная сила. Это хороший показатель литературного искусства... Память и прошлое, смертность, тоска, детство, время, пространство, география и одиночество - все это игрушки поэта. В этих беседах с самим собой Франц Райт показывает, как разум взаимодействует с его чувствами и как ловкость его мозга в борьбе с сердцем ».
Культурный критик Chicago Tribune Джулия Келлер говорит, что «Киндертотенвальд» - «в конечном итоге о радости, изяществе и возможности искупления, о том, чтобы выйти цельным по другую сторону эмоциональной катастрофы». «Этот сборник, как и вся книга Райта, сочетает в себе знакомые разговорные фразы - повседневный жаргон, который вы слышите повсюду. - с внезапной резкостью фразы, которую вы нигде не слышали, но это звучит так же знакомо, так же неизбежно. Эти пьесы написаны плотно упакованной прозой, как миниатюрные рассказы, но в них есть свирепая переливающаяся красота, которая делает их поэтическими. Читать «Детский сад» - все равно, что специально пройти через стеклянное окно. Боль, как и ожидалось, есть, но как только вы преодолеете несколько шагов за порог, вы понимаете, что это все-таки не стекло, а только воздух, и что разбивающийся звук, который вы услышали, был вашим собственным сердцем. Но исцеление возможно. «Скоро, скоро, - пишет поэт в« Обнаженной с пистолетом и четками », - между одним мгновением и другим тебе будет хорошо».