Франц Тундер (1614 - 5 ноября 1667 г.) был немецким композитором и органистом раннего до середины эпохи барокко. Он был важным звеном между стилем раннего немецкого барокко, основанным на венецианском образце, и более поздним стилем барокко, кульминацией которого стала музыка И.С. Бах ; кроме того, он сыграл важную роль в разработке хоральной кантаты.
Согласно последним исследованиям, Тундер родился в Любеке, а не в Баннесдорфе или Бурге на острове Фемарн как полагали более ранние ученые. Мало что известно о его ранней жизни, кроме того, что его таланта было достаточно, чтобы позволить ему быть назначенным придворным органистом Фридриху III, герцогу Гольштейн-Готторпскому в Готторфе в возрасте 18 лет. Несколькими годами ранее., он уехал в Италию в компании и, вероятно, учился у Джироламо Фрескобальди, когда он был во Флоренции. (Иоганн Маттезон утверждал, что это так, но это было оспорено более поздними учеными).
Между 1632 и 1641 годами Тундер работал в Готторфе как «хофорганист». В 1641 г. он был назначен главным органистом в главной церкви Любека, Мариенкирхе, сменив Петера Хассе. В 1647 году он также стал там управляющим и казначеем. Он занимал этот пост до конца своей жизни. Его преемником был Дитрих Букстехуде. Букстехуде женился на дочери Тандера, Анне Маргарет, в 1668 году.
Он положил начало традиции «Abendmusiken », длинной серии бесплатных концертов в Мариенкирхе, самые сложные из которых были до Рождество время. Самый ранний из этих концертов состоялся в 1646 году. Похоже, концерты возникли как органные выступления специально для бизнесменов, собравшихся на еженедельное открытие городской фондовой биржи. Эти концерты должны были продолжаться в 17-18 веках; они отличались от других концертов тем, что входили в них бесплатно (поскольку они проходили в церкви) и финансировались бизнес-сообществом.
Наряду с Генрихом Шейдеманом и Маттиасом Векманном, Тундер был одним из самых важных представителей северогерманской органной школы; Однако сохранилось мало его работ.
Его сохранившиеся работы предполагают явное предпочтение стиля хоральной фантазии, хотя он также известен хоральными стихами, такими как его постановка Иисуса Христа ундера Хейланда, примечательная, в частности, расцветкой открывающей педали (вероятно, самой ранней сохранившийся пример соло на вступительной педали в органной работе), техника, которую должен был более полно использовать Дитрих Букстехуде.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Францем Тандером. |