Франс ван Эвербрук (ок. 1628– между 1676 и 1693 гг.) был фламандским художником-натюрмортами, известным своими фруктовыми натюрмортами, vanitas натюрморты и pronkstillevens. Он работал в Антверпене, Амстердаме и Лондоне.
Информация о жизни Франс ван Эвербрук довольно отрывочен. Считается, что он родился около 1628 года, вероятно, в Антверпене. Впервые он упоминается, когда в 1654/1655 году гильдии он был зарегистрирован в гильдии святого Луки в Антверпене в качестве ученика известного художника-натюрморта Йориса ван Сона.
Он стал мастером в местной гильдии в 1662 году. Поскольку он был признан «wijnmeester» (винный мастер), вероятно, его отец был или был мастером гильдии.
Ван Эвербрук работал в Антверпене до 1672 года, за исключением короткого периода в 1667 году, в течение которого он работал в Амстердаме. Пеэтер Линтс был зарегистрирован его учеником в гильдии 1672–73. Следующая запись о художнике помещает его в Англию, где в 1676 году он был принят в лондонскую гильдию художников (Painter Stainers Company). В период с 1689 по 1693 год картины ван Эвербрука регулярно предлагались на английских аукционах. Это могло означать, что он, возможно, все еще работал в Лондоне в то время.
Дата и место его смерти неизвестны.
Ван Эвербрук нарисовал фруктовые натюрморты, натюрморты vanitas и pronkstillevens, то есть роскошные натюрморты с роскошными предметами.
Некоторые его натюрморты относятся к категории «картин-гирлянд». Картины-гирлянды - это натюрморты, изобретенные в Антверпене в начале 17 века, и первыми их практикующими были Ян Брейгель Старший. На картинах этого жанра обычно изображен цветок или, реже, фруктовая гирлянда вокруг религиозного изображения или портрета. Картины с гирляндами обычно представляли собой сотрудничество между натюрмортами и художниками-фигурами.
Ван Эвербрук сотрудничал в создании гирлянд с другими художниками, но неизвестно, кто были его сотрудниками. Сотрудники нарисовали фигуру или фигуры внутри картуша, а ван Эвербрук нарисовал фруктовую гирлянду. Примером может служить Гирлянда из фруктов, окружающая Святого Иосифа с Младенцем Иисусом (1667, на аукционе Hampel Fine Art Auctions 27 марта 2009 года в Мюнхене, лот 280). Художник включил жука на каменном выступе и бабочку слева среди фруктов в гирлянде. Ван Эвербрук передал плоды люминесцентным и натуралистичным образом с ярко выраженной глубиной. Другой пример его постановки в этом жанре - Картушный натюрморт с цветами и фруктами вокруг портрета женщины в костюме пастушки (на Sotheby's 3 мая 2017 года в Лондоне, лот 138).
Ван Эвербрук также известен своими vanitas натюрмортами, жанром натюрморта, который предлагает размышления о бессмысленности земной жизни и преходящем характере всех земных благ и занятий. Примером может служить композиция Memento Mori (At Van Ham Kunstauktionen 17 мая 2013 года в Кельне, лот 478). В этой композиции присутствует типичный символизм картин ванитас: череп, мыльные пузыри, свеча, песочные часы, часы и книга (символизирующие тщетность высших устремлений человечества). На бумаге написаны слова Memento mori (лат. «Помни, что ты должен умереть»), одна из основных тем картин vanitas.
Голландские художники Авраам Миньон и Мария ван Остервик считаются его последователями.