Франкизм

редактировать

Франкизм был саббатианским еврейским религиозным движением 18-го и 19-го веков, в основе которого лежал еврейский претендент на Мессию Джейкоб Франк, который жил с 1726 по 1791 год. Франк отверг религиозные нормы и сказал, что его последователи обязаны преступать как можно больше моральных границ. На пике своего развития он насчитывал около 50 000 последователей, в основном евреев, живущих в Польше и других частях Восточной Европы.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 После Иакова Франк
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Описание

В отличие от традиционного иудаизма, который предоставляет набор подробных руководящих принципов называемые «галаха », которые скрупулезно соблюдаются соблюдающими евреями и регулируют многие аспекты жизни, Франк утверждал, что «все законы и учения падут», и - следуя антиномианизму - утверждал, что большинство Важной обязанностью каждого человека было нарушение всех границ.

Франкизм связан с саббатеями Турции, религиозным движением, которое отождествляло еврейского раввина 17-го века Саббатая Цви как Мессия. Как и франкизм, ранние формы саббатианства считали, что, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах антиномизм был правильным путем. Сам Зеви совершал действия, нарушающие традиционные еврейские табу, такие как употребление в пищу продуктов, запрещенных кашрутом (еврейские диетические законы), и соблюдение предписанных постов в качестве праздников. В особенности после смерти Зеви, появилось несколько ветвей саббатианства, которые расходились во мнениях относительно того, какие аспекты традиционного иудаизма следует сохранить, а какие отбросить. Более радикальные ветви даже занимались прелюдией. Во франкизме оргии занимали видное место в ритуалах.

Некоторые авторитеты в области саббатианства, в том числе Генрих Грец и Александр Краушар, скептически относились к существованию такой вещи, как своеобразная «франкистская» доктрина. Согласно Гершому Шолему, другому авторитету по саббатианству, Краушар охарактеризовал высказывания Франка как «гротескные, комичные и непонятные». В своем классическом эссе «Искупление через грех» Шолем аргументировал иную позицию, считая франкизм более поздним и более радикальным порождением саббатианства. Напротив, Джей Майклсон утверждает, что франкизм был «оригинальной теологией, которая была новаторской, хотя и зловещей» и во многих отношениях была отходом от более ранних формулировок саббатианства. В традиционной доктрине саббатиана Зеви - и часто его последователи - заявляли, что способны высвободить искры святости, скрытые внутри того, что казалось злом. Согласно Майклсону, теология Франка утверждала, что попытка высвободить искры святости была проблемой, а не решением. Напротив, Франк утверждал, что «смешение» святого и нечестивого было добродетельным. утверждает, что Франк придерживался гностической философии, в которой существовал «истинный Бог», существование которого было скрыто «ложным Богом». Этот «истинный Бог» якобы мог быть раскрыт только через полное разрушение социальных и религиозных структур, созданных «ложным Богом», что привело к полному антиномианству. Для Фрэнка само различие между добром и злом является продуктом мира, которым правит «ложный Бог». Ледерберг сравнивает позицию Франка с позицией Фридриха Ницше.

После Якоба Франка

После смерти Якоба Франка в 1791 году его дочь Ева, которая была объявлена ​​в 1770 г. воплощение Шехины, жилища божественного присутствия, продолжало возглавлять движение вместе со своими братьями.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Франк, Яков (1978). Высказывания Якова Франка. Харрис Леновиц (пер.). Окленд, Калифорния : Цаддиким. ISBN 0-917246-05-5.
  • Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение. Филадельфия, Пенсильвания : University of Pennsylvania Press. ISBN 978-0-8122-4315-4.
  • Мацейко, Павел (2003). Франкистское движение в Польше, Чехии и Германии (1755–1816). Оксфордский университет.
  • Мацейко, Павел (2005). «Франкизм» (PDF). Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO. Издательство Йельского университета. Архивировано из оригинального (PDF) 03.10.2006. Проверено 13 мая 2009 г.
  • Мацейко, Павел (2005). «Барух Яван и франкистское движение: заступничество в эпоху потрясений», Jahrbuch des Simon-Dubnow-Instituts 4 (2005), стр. 333–354.
  • Мацейко, Павел (2006). «« Христианские элементы в ранней франкистской доктрине », Gal-Ed 20 (2006), стр. 13–41.
  • Mandel, Arthur (1979). Воинствующий Мессия: История Якоба Франка и франкистов. Атлантическое нагорье, штат Нью-Джерси : Humanities Press. ISBN 0-391-00973-7.
  • Мизес, Матеуш (1938). Polacy – Chrześcijanie pochodzenia ydowskiego. Варшава : Wydawn.
  • Шолем, Гершом. «Шабтай Цви» и «Яков Франк и франкисты». Encyclopaedia Judaica (изд. На компакт-диске). Архивировано из оригинального 16 января 2009 г. Проверено 13 мая 2009 г.
  • Емельянцева, Екатерина, "Zwischen jüdischer Tradition und frankistischer Mystik. Zur Geschichte der Prager Frankistenfamilie Wehle: 1760–1800," Еврейская история ежеквартально / Kwartalnik Historii ydów 4 (2001). 565.
  • Емельянцева Коллер, Екатерина, «Der fremde Nachbar: Warschauer Frankisten in der Pamphletliteratur des Vierjährigen Sejms: 1788–1792», в: A. Binnenkade, E. Emeliantseva, S. Pacholkiv (ред.), Vertraut und fremd zugleich. Jüdisch-christliche Nachbarschaften in Warschau - Lengnau - Lemberg (= Jüdische Moderne 8), Köln-Weimar: Böhlau 2009, стр. 21–94.
  • Емельянцева Коллер, Екатерина, «Ситуативная религия - ситуативная идентичность zur Geschichte des Frankismus in Prag (1750–1860) », в: П. ​​Эрнст, Г. Лампрехт (ред.), Konzeptionen des Jüdischen - Kollektive Entwürfe im Wandel (= Schriften des Centrums für Jüdische Studien 11), Innsbruck 2009, 38–62.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 03:09:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте