Frankfurter Judengasse

редактировать
Историческое еврейское гетто во Франкфурте, Германия

Координаты : 50 ° 6′49 ″ N 8 ° 41'13 ″ E / 50,11361 ° N, 8,68694 ° E / 50,11361; 8.68694

Museum Judengasse. Frankfurter Judengasse в 1868 году.

Frankfurter Judengasse («Еврейский переулок» на немецком ) было еврейским гетто <85 из Франкфурта и одно из самых ранних гетто в Германии. Он существовал с 1462 по 1811 год и был домом для крупнейшей еврейской общины Германии в раннее современное время.

В конце XIX века большинство зданий на Юденгассе было снесено. Этот район сильно пострадал во время Второй мировой войны, и реконструкция не оставила видимых следов гетто в сегодняшнем городском пейзаже Франкфурта.

Послевоенное использование территории включало автостоянку, автозаправочную станцию ​​и оптовый цветочный рынок. Решение построить административный комплекс вызвало общественную дискуссию о том, что делать с археологическими останками, обнаруженными во время раскопок в 1977 году. Были обнаружены фундаменты 19 зданий, пять из которых можно увидеть в «Музее Юденгассе», который был включены в новое здание.

Содержание

  • 1 Местоположение
  • 2 История до создания гетто
    • 2.1 Первый Judenschlacht 1241 года
    • 2.2 Второй Judenschlacht 1349 года
    • 2.3 Восстановление еврейской общины
    • 2.4 Еврейский кодекс проживания (нем. Judenstättigkeit)
    • 2.5 Кризис и рост общины в 15 веке
  • 3 Франкфуртское гетто
    • 3.1 На пути к гетто
    • 3.2 Строительство гетто
    • 3.3 Жизнь в гетто
    • 3.4 Раввинская конференция 1603 года
    • 3.5 Восстание Фетмильха
    • 3.6 Еврейский кодекс проживания 1616 года
    • 3.7 Великий пожар в гетто 1711
    • 3.8 Пожар в гетто 1721 года
    • 3.9 Бомбардировка 1796 года
  • 4 Конец гетто
  • 5 Гетто в XIX и начале XX веков
  • 6 Остатки гетто
    • 6.1 Музей Юденгассе
    • 6.2 Хрустальная ночь
    • 6.3 Еврейское кладбище на Баттоннштрассе
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Местоположение

Часть Штауфенмауэра на Фаргассе.

Гетто располагалось за пределами городских стен к востоку от средневековой городской стены (Штауфенмауэр ) и образовал небольшой изгиб от сегодняшнего Konstablerwache до Börneplatz, недалеко от реки Main. Улица была около 330 метров в длину, от трех до четырех метров в ширину и имела три городских ворот. Ворота запирались на ночь, а также по воскресеньям и христианским праздникам. Из-за узкой улицы и ограниченного доступа Юденгассе трижды разрушалась пожаром только в 18 веке, в 1711, 1721 и 1796 годах.

Первоначально на юденгассе во Франкфурте жили около 15 семей, насчитывающих около 110 человек. когда они были насильно выселены из города и переселены в гетто по декрету от Фридриха III в 1462 году. К 16 веку количество жителей выросло до более чем 3000 человек, живущих в 195 дома. В гетто была одна из самых высоких плотностей населения в Европе. В современных документах он описывается как узкий, тяжелый и грязный.

История до создания гетто

Вероятно, евреи были одними из первых жителей Франкфурта. 18 января 1074 г. Генрих IV предоставил гражданам и евреям Вормса, ШУМ-городов и других мест, включая Франкфурт, определенные привилегии, связанные с сокращениями сборов и импортных пошлин. Восемьдесят лет спустя Майнц основанный раввин Элиэзер бен Натан (умерший между 1145 и 1152 годами) упомянул еврейскую общину во Франкфурте в своей книге Eben ha Eser. Скорее всего, сообщество на тот момент было еще очень маленьким.

До позднего средневековья франкфуртские евреи жили в современном старом городе, между собором Святого Варфоломея, Фаргассе и Майном Река. Этот процветающий район города был также центром политической жизни Франкфурта. Здесь находились ратуша, монетный двор и особняк архиепископа из Майнца. В это время евреям Франкфурта было разрешено путешествовать по городу, что было необычной свободой для Священной Римской империи. Кроме того, многие неевреи жили в еврейской части города.

Первый Judenschlacht 1241 года

В мае 1241 года погром, известный как Judenschlacht (от немецкого; резня евреев), произошел во Франкфурте, о конфликтах по поводу иудейско-христианских браков и насильственного крещения детей от таких браков. Эрфурт монахи-доминиканцы записали, что несколько христиан и 180 евреев погибли во время погрома. В нем также говорится, что 24 еврея избежали смерти, приняв крещение, находясь под защитой отцов города. Во время нападений синагога была разграблена, а свитки Торы были уничтожены. Все это происходило несмотря на то, что евреи находились под защитой императора Священной Римской империи Фридриха II с 1236 года, и у него был королевский назначенец, руководивший большей частью городского правительства.

Похоже, возможно, что Judenschlacht был скорее организованным, чем спонтанным. Одна из указанных причин заключается в том, что бои длились более суток. Во-вторых, была захвачена укрепленная башня, в которой укрылись 70 евреев. Наконец, еврейская панихида сообщает, что лучники напали на раввина и его учеников в их школе. Все три события предполагают определенное планирование и присутствие солдат или сильного ополчения.

Кто именно мог быть ответственным за Judenschlacht, неясно из-за нехватки источников. Теория о том, что им руководили монахи-доминиканцы, имевшие папский приказ бороться с ересью, сомнительна. Другая теория состоит в том, что погром на самом деле был нападением на королевскую семью Штауфер во главе с Фридрихом II.

Фридрих II приказал провести расследование в отношении Judenschlacht, которое длилось несколько лет. В 1246 г. Конрад IV от имени своего отца Фредерика II издал документ о помиловании граждан Франкфурта. Он объявил о помиловании без выплаты возмещения ущерба, поскольку погром произошел «по неосторожности, а не по умышленности». Общее помилование является примером слабой политической власти династии Штауфер во Франкфурте.

Второй Judenschlacht 1349 года

К 14 веку Франкфурт получил статус Вольного имперского города императором Людвигом Баварским и Карл IV. Франкфурт, как свободный имперский город, подчинялся только императору Священной Римской империи, а не местным князьям. Город действовал как виртуальный Город-государство с ограниченным контролем Императора. Это новое богатство и свобода привели к полному доминированию в городском управлении нескольких богатых патрициев.

В середине 14 века новое насилие было направлено против франкфуртских евреев. Людвиг Баварский (Луис IV) арестовал некоторых членов еврейской общины за предполагаемые преступления. Реагируя на аресты, многие местные евреи покинули город. Франкфуртские евреи заплатили императору особый налог за его защиту и поддержку. Когда многие бежали из города, он потерял источник дохода. Чтобы восполнить эту потерю, он конфисковал дома у сбежавших и продал их городу Франкфурту. Тем, кто вернулся в город, император разрешил провести переговоры с городом Франкфуртом, чтобы выкупить их имущество.

В июне 1349 г. император Карл IV перевел во Франкфурт специальный еврейский налог в размере 15 200 фунтов стерлингов. Таким образом, ответственность за защиту еврейского населения перешла от имперского представителя к городскому совету Франкфурта. Технически франкфуртские евреи больше не были подданными императора, а были подданными городского совета. Тем не менее императоры сохраняли интерес к еврейскому населению до конца Империи.

Франкфуртским евреям было обещано Императором и его потомками право управлять своими собственными домами, кладбищами, синагогами и всеми сервитутами. Ввиду роста числа погромов - евреи были признаны виновными в Черной чуме в 1348 году - император включил в обещание заявление, которое оказалось фатальным. Император заявил, что Франкфурт не будет нести ответственности, если евреи будут убиты в результате болезни или беспорядков. В нем также говорилось, что вещи умершего вернутся в город.

Через две недели после того, как император покинул город, 24 июля 1349 года, все евреи Франкфурта были забиты до смерти или сожжены, поскольку их дома были подожжены. Точное число жертв неизвестно, но оценивается в 60. В более старых исторических источниках считается, что фанатичные флагелланты ответственны за совершение убийств в ответ на чуму.

Однако современные исследования ставят это под сомнение. Карл IV, похоже, негласно одобрил погром во Франкфурте, как упоминалось выше. Кроме того, чума не достигла Франкфурта до осени 1349 года. Похоже, что некоторые местные лидеры увидели потерю имперской защиты как возможность погасить свои долги и приобрести новую собственность. К примеру, церковный двор собора Святого Варфоломея был расширен и превратился в собственность евреев.

Восстановление еврейской общины

В 1360 году император снова предоставил право на поселение евреев во Франкфурте. Император требовал права взимать налоги с недавно переселенного населения. Право на половину налогов было продано архиепископу Майнца, который затем продал права Франкфурту. Имперский представитель был отправлен во Франкфурт для сбора налогов и защиты прав евреев. В 1372 году город приобрел офис у императора за 6000 марок. Это вернуло городу контроль над еврейскими налогами.

К концу 14 века еврейская община выросла настолько, что появилась новая синагога, в которой евреи участвовали в богослужении, вели дела, приносили судебные присяги и слушали прокламации императора или городского совета.. После службы раввин собирал причитающиеся налоги и снимал наказания за мелкие проступки. Недавние археологические раскопки выявили под синагогой площадь в 5,6 квадратных метров (60 квадратных футов). Эта местность была достаточно глубокой, чтобы доходить до уровня подземных вод, и, скорее всего, служила миквой, или ритуальной ванной.

Самой большой площадью еврейской собственности в городе было кладбище. Кладбище использовалось примерно с 1270 года и впервые упоминается в документе о покупке от 1300 года. До 1333 года, когда император Людвиг Баварский расширил город, кладбище находилось за пределами городских стен. Он граничил с некоторыми садами собора Святого Варфоломея и был обнесен стеной в самом начале своей истории. В 1349 году, во время кризиса престолонаследия императора Священной Римской империи, Франкфурт выступил в защиту Гюнтера фон Шварцбурга против Карла IV. Когда они ожидали нападения Карла, еврейское кладбище было укреплено одиннадцатью окнами. Позже, в 1388 году, во время войны между Швабией и зальцбургским архиепископом, кладбище было снова укреплено.

Еврейский кодекс проживания (нем. Judenstättigkeit)

Термин Judenstättigkeit относится к набору специальных правил, которые определяли права и ограничения, применимые к евреям, проживающим в период от средневековья до XIX века.. Перед резней еврейской общины в 1349 году евреи Франкфурта были перечислены в ее Burgerlisten (нем., лит. «Список граждан», список людей, которые жили в городе и получили какие-либо права и привилегии, связанные с этим городом). Однако вторая община, перестроенная в 1360 году, имела другой, более низкий статус. Каждый человек должен был индивидуально заключить соглашение с городским советом, в котором указывалось, как долго они будут оставаться в городе, размер дани, которую они будут платить, и правила, которым они должны следовать. В 1366 г. император Карл IV поручил своему представителю Зигфриду не допускать, чтобы евреи становились гильдиями мастерами, устанавливали свои собственные законы или держали свои суды. В 1424 году городской совет собрал все индивидуальные постановления в der Juden stedikeit (еврейские постановления). Регламент читался каждый год в синагоге.

Кризис и рост общества в 15 веке

В 14 веке Франкфурту не хватало могущественного торгового высшего класса. Несмотря на ярмарку, которая уже существовала, торговля во Франкфурте была менее развита, чем в других городах Германии. Поэтому многие франкфуртские евреи работали банкирами и предоставляли ссуды мастерам, фермерам и знати из окрестностей Франкфурта. В качестве побочного бизнеса они часто покупали и продавали товары в залог. Это привело к небольшой торговле лошадьми, вином и зерном, а также тканями, платьями и драгоценностями. Из-за ограниченного рынка эти предприятия оставались небольшими. Исходя из суммы налога, уплаченного франкфуртскими евреями, богатство общины было ниже, чем у еврейских общин в Нюрнберге, Эрфурте, Майнце или Регенсбург.

В конце 14 века франкфуртские евреи подвергались усиленным ограничениям. Закон 1386 года запрещал нанимать христиан и ограничивал количество еврейских слуг в семье. Общая «амнистия еврейского долга», изданная императором Венцеславом, по существу отреклась от еврейских ростовщиков в пользу их христианских должников. В то же время городской совет использовал новый жесткий налоговый закон, чтобы ограничить рост сообщества. Между 1412 и 1416 годами количество еврейских семей упало примерно с 27 до примерно 4. В 1422 году городской совет отклонил имперский налог еретиков, заявив, что только они имеют право обложить налогом франкфуртских евреев. Это действие, на которое еврейское население имело мало влияния, привело к тому, что все население было подчинено Императорскому указу и вынудило их бежать из Франкфурта, чтобы избежать наказания. Только в 1424 году им было разрешено вернуться после того, как император признал, что Франкфуртский совет был прав, отклонив налог на еретиков.

Еврейское население достигло своего минимума в 1416 году, а затем непрерывно росло. Во второй половине 15 века евреи Франкфурта обеспечивали все более существенные налоговые поступления. После изгнания евреев из Трира (1418), Вены (1420), Кельн (1424), Аугсбурга (1438), Бреслау (1453), Магдебург (1493), Нюрнберг (1499) и Регенсбург (1519), Франкфурт приобрел значение как финансовый центр. Одной из причин этого было то, что городской совет разрешал селиться в городе только самым зажиточным евреям.

В 15 веке гильдии, столкнувшись с конкуренцией со стороны еврейских торговцев, смогли усилить ограничения для евреев. Тем не менее, когда император Максимилиан обложил еврейские общины налогом на оплату его итальянской кампании в 1497 году, вклад Франкфурта был вторым после вкладов города Вормса.

Гетто Франкфурта

Карта Франкфурта 1628 года, на которой изображена изогнутая Юденгассе.

Ведущий к гетто

К 1431 году городской совет рассмотрел варианты действий с евреями. Поскольку город часто конфликтовал либо с императором, либо с архиепископом Майнца из-за еврейского населения, это стало насущной проблемой. Совет обсуждал создание гетто в 1432 и 1438 годах, но не пришел к выводу. В 1442 г. император Фридрих III приказал переселить всех евреев, живущих рядом с собором, так как пение в синагоге мешало христианским службам в соборе. Затем в 1446 году произошло убийство еврея, известного как цум Бухсбаум. Секретарь городского совета записал это в своей книге с тремя крестами, обозначениями Te Deum laudamus (лат. слава Богу) и Crist ist entstanden (нем. «Христос воскрес»). В 1452 году кардинал Николай Кузанский посетил город, чтобы побудить городской совет ввести в действие Порядок церковной одежды. Это требовало, чтобы женщины-евреи носили голубую вуаль, а все мужчины носили желтые кольца на рукавах. Однако соблюдение этих правил было обязательным только на короткое время.

Строительство гетто

После очередного приказа императора Фридриха III в 1458 году совет наконец начал строительство домов за городской стеной и рвом. В 1462 году евреи были вынуждены переселиться в эти дома. Это было началом изолированного и закрытого гетто. В 1464 году город за свой счет построил одиннадцать домов, один танцевальный зал, два паба и общественный центр. Холодную баню и синагогу построила еврейская община.

Эта первая синагога-гетто, известная как Альтшул (нем. «Старая школа»), была построена на восточной стороне Юденгассе. Как и любая синагога, она использовалась не только для религиозных служб. Это также был социальный центр сообщества, где члены могли выполнять множество повседневных дел. Эта тесная связь между религиозной и повседневной жизнью была обычным явлением в жизни гетто. Создание гетто и соответствующая изоляция создали в еврейской общине чувство самодостаточности. В синагоге выбирались еврейские лидеры, издавались постановления раввинов, объявлялись банкротства и проводились телесные наказания. Места в синагоге могли сдаваться в аренду членами общины и продаваться с аукциона при наличии задолженности.

В 1465 году городской совет решил, что расходы на дальнейшее строительство на Judengasse будут оставлены еврейской общине. В 1471 году появилась возможность вымостить дорогу, построить второй колодец и теплую баню. Городской совет сохранил за собой права на землю и любые возведенные дома, независимо от того, кто их построил. За любой застроенный участок в гетто город получал арендную плату от собственника.

В течение следующего столетия население гетто росло до тех пор, пока первоначальных домов не хватало. Затем евреям разрешили расширить гетто до городского рва. После расширения в 1552 и 1579 годах Джуденгассе оставалась практически неизменной до 19 века.

Во время экономического роста в конце 14 века еврейское население увеличилось с 260 в 1543 году до примерно 2700 в 1613 году. Поскольку Judengasse не мог быть расширен, новые дома были построены путем разделения существующих домов. Также по обеим сторонам переулка были построены задние ряды жилищ, так что в гетто было четыре ряда домов. Наконец, к жилищам были добавлены дополнительные этажи, и верхние этажи были надстроены вперед по переулку, пока они почти не соприкоснулись. В нижних домах были добавлены большие - часто многоэтажные - мансардные крыши, чтобы увеличить доступное пространство.

Жизнь в гетто

Гетто оставалось очень густонаселенным районом города как из-за быстрого роста населения, так и из-за отказа муниципальных властей Франкфурта допустить расширение территории гетто.

Практически все стороны жизни регулировались постановлениями совета, относящимися к еврейской общине. Например, евреям не разрешалось покидать гетто по ночам, воскресеньям, христианским праздникам или во время выборов и коронации императора Священной Римской империи. Помимо изоляции евреев, эти правила включали ряд произвольных, ограничительных и дискриминационных правил. Законы регулировали право на проживание в городе, сбор посылок и приемлемые профессии. Каждый еврей должен был носить круглый желтый знак на своей одежде, чтобы идентифицировать себя как еврей. Более того, приток евреев во Франкфурт был строго ограничен.

Всего лишь 500 еврейским семьям было разрешено жить на Джуденгассе после того, как в 1616 году был издан новый свод правил. В Законах 1616 года также говорилось, что в гетто будет разрешено только 12 свадеб в год. Даже богатые и влиятельные жители, такие как банкир Майер Амшель Ротшильд (1744-1812), не были исключены из этих законов.

Раввинская конференция 1603 года

Еврейская община Франкфурта была одной из самых важных в Германии в 16 веке. Была основана Талмудическая Академия, где учили галахические раввины. Дополнительно каббала печатались в гетто. Каждый раз, когда еврейские общины Германии собирали деньги для бедных евреев Палестины, деньги отправлялись во Франкфурт для перевода.

Центральная роль франкфуртских евреев в еврейской духовной жизни лучше всего проиллюстрирована на конференции раввинов, состоявшейся во Франкфурте в 1603 году. Многие из наиболее важных еврейских общин в Германии (включая Майнц, Фульда, Кельн и Кобленц ) направили представителей во Франкфурт для участия в этой конференции. Конференция была посвящена в первую очередь темам, находившимся под юрисдикцией евреев и по которым существовало пять судов. Вот некоторые из этих тем: мошенничество в торговле и чеканке монет, ответственность перед местными властями, религиозные вопросы и правила ритуалов. Однако решения конференции были объявлены в Германии государственной изменой. Император Рудольф II обнаружил, что решения Конференции превосходят предоставленные им привилегии. В результате защита Императора была снята примерно на 25 лет. Восстания и погромы привели к появлению в нескольких городах значительного еврейского населения. В 1631 году общины заплатили большой штраф архиепископу Кельна за разрешение спора.

Восстание Феттмильха

Напряжение между патрициями и гильдиями привело к восстанию Феттмильха 1614 года, названному в честь его главаря, Винченца Фетмильха. Во время беспорядков на Judengasse напали и разграбили, а евреев изгнали из города.

Напряжение было вызвано требованием гильдий к большему участию в городской и финансовой политике. Гильдии хотели снижения цен на зерно, а также некоторых антиеврейских правил, таких как ограничение количества евреев и 50% -ное снижение процентной ставки, которую могли взимать еврейские ростовщики. Помимо гильдий, торговцы и независимые мастера поддерживали Фетмильха в надежде аннулировать их долги, ограничив число ростовщиков.

Разграбление Юденгассе, 22 августа 1614 года.

В конце 1613 года городской совет достиг соглашения с Фетмильхом и его сторонниками. Это дало гильдиям большую власть и права. Однако затем население Франкфурта узнало, что город имеет большие долги и что городской совет присвоил собранный еврейский налог, Фетмильх объявил Совет свергнут и захватил городские ворота. Император, который до этого был нейтральным, вступил в конфликт. Он потребовал восстановления в Городском совете и угрожал любому, кто выступит против него, Имперским запретом, который лишит нарушителя всех прав.

Как только восставшие мастера узнали об имперском запрете, они вышли на улицы в знак протеста. Толпа направила свой гнев на самого слабого участника спора - евреев. Они штурмовали ворота Джуденгассе, которые защищали местные евреи. После нескольких часов боев на баррикадах толпа вошла в гетто. Все жители Джуденгассе, около 1380 человек, были изгнаны на еврейское кладбище, а их дома были разграблены и частично разрушены. На следующий день евреи были вынуждены покинуть город. Они нашли убежище в близлежащих общинах, в частности, Ханау, Хёхст и Оффенбах.

28 сентября 1614 года император вынес приговор Феттмильху и его последователям. 27 ноября Фетмильх был арестован. Он и еще 38 человек были обвинены в непослушании и восстании против Императора, но обвинены в преследовании евреев. 28 февраля 1616 года Фетмильх и еще шесть человек были казнены на площади Франкфурта Россмаркт. В тот же день, 20 адара по еврейскому календарю, бежавшие евреи были возвращены во Франкфурт имперскими солдатами. Над воротами Юденгассе был добавлен камень Императорский орел с надписью «Защищен Римским Императорским Величеством и Священной Империей». Первым действием вернувшихся евреев было возвращение оскверненной синагоги и разрушенного кладбища в религиозное использование. Годовщина возвращения отмечалась как Пурим Винц, по имени Фетмильха. Пурим- Каддиш включает в себя веселый марш, вспоминающий радостное возвращение.

Однако евреи так и не получили обещанной компенсации за свои потери. Восстание Фетмильха было одним из последних погромов в Германии до подъема национал-социалистов. Мятеж также примечателен тем, что впервые большинство христианских комментаторов поддержали еврейскую общину в этом споре.

Еврейский кодекс проживания 1616 года

В ответ на восстание Фетмильха в 1616 году был издан новый свод правил. Однако эти законы были приняты императорскими комиссарами из Гессена и Майнц пфальц (Курмайнц) были основаны в значительной степени на антисемитских взглядах и мало что сделали для поддержки прав еврейской общины.

Согласно правилам, во Франкфурте проживает не более 500 еврейских семей. За 60 лет до погрома еврейское население увеличилось в десять раз - с 43 до 453 человек. Теперь закон установил верхний предел допустимого роста еврейской общины. Еврейские браки были ограничены до 12 браков в год, в то время как христиане должны были доказать только, что их богатство позволяет брак.

В бизнесе евреям в целом были предоставлены те же права, что и христианам-негражданам. Эти права неграждан, сформировавшиеся в Средние века, исключили их из большинства видов бизнеса. Всем негражданам запрещалось открывать магазины, вести розничную торговлю в городе, вступать в коммерческие предприятия с полноправными гражданами или владеть коммерческой недвижимостью.

Одно существенное отличие заключалось в том, что евреям было прямо разрешено заниматься оптовой торговлей, торговлей товарами, такими как зерно, вино, ткани, шелк и другие текстильные изделия. Император, возможно, позволил евреям оптовый бизнес ослабить могущественных христианских торговцев, узурпировавших власть, потерянную гильдиями во время восстания Феттмильха.

Результатом принятия новых законов стало то, что правила не должны были обновляться каждые три года и, следовательно, представляли собой постоянный вид на жительство. Однако к евреям по-прежнему относились как к группе пришельцев, у которых был более низкий статус, чем у граждан и жителей-неграждан. Они оставались подданными городского совета и, в отличие от христиан, не могли претендовать на гражданство. Закон 1616 г. прямо запрещал евреям даже называть себя «гражданами». Наконец, евреи платили больше, чем другие жители, в виде дополнительных пошлин и дополнительных налогов.

Закон 1616 года пересматривался несколько раз, например, в 1660 году. Каждая поправка улучшала положение евреев. Однако еврейские законы оставались средневековой правовой конструкцией до 19 века.

Великий пожар в гетто 1711 года

Дом семьи Ротшильдов, крупной банковской семьи в гетто.

14 января 1711 года во Франкфурте вспыхнул один из крупнейших пожаров, когда-либо произошедших во Франкфурте. в Judengasse. Пожар начался около 20:00. в доме Эйхель (нем. Желудь), принадлежащем старшему раввину Нафтали Коэну. Дом был одним из самых больших в гетто, его площадь составляла 9,5 метров (30 футов), и он располагался прямо напротив синагоги. Сильный ветер и густота построек распространяли огонь. Кроме того, каркасная конструкция домов, общее отсутствие противопожарных стен и скошенные верхние этажи позволили огню распространиться по гетто.

Из страха перед грабежом ворота гетто были заперты. Соседние христиане наконец позволили евреям бежать из горящего гетто, когда стало ясно, что огонь будет распространяться, если его нельзя будет локализовать. Даже при дополнительной пожарной помощи жители не смогли спасти гетто. В течение 24 часов каждый дом сгорел дотла. К счастью, ветер переменился, прежде чем огонь смог распространиться дальше.

Четыре человека погибли в огне, многие ценные предметы были уничтожены, в том числе книги, рукописи и свитки Торы. После катастрофы жителям переулка разрешили арендовать дома во Франкфурте-на-Майне до тех пор, пока их дома не будут отстроены заново. Те, кто не мог позволить себе арендную плату, были вынуждены искать дома в соседних еврейских общинах. Евреи, проживавшие в гетто без разрешения, были изгнаны. Еврейская община Франкфурта установила дату пожара (24 тевет ) как памятный и постный день.

Первой заботой еврейской общины была реконструкция разрушенной синагоги. К концу сентября 1711 года новое здание было закончено. Он был построен на старом фундаменте и состоял из трех частей: самой синагоги (Altschul), трехэтажной женской синагоги на севере (которая была частично отделена от синагоги) и Neuschul или новой синагоги на юге. Альтшул был построен с использованием множества элементов готики, включая готические арки, независимый фасад, колонны и большое окно-розетку. По сравнению с другими синагогами эпохи барокко (Прага, Амстердам или Польша ) эта синагога казалась отсталой и средневековой. Архитектура, возможно, отражала изоляцию гетто.

Городской совет потребовал, чтобы вся реконструкция переулка строго соответствовала строительным нормам. Чертежи строителей, собранные и заархивированные советом, позволяют прекрасно реконструировать старую Юденгассе.

Пожар в гетто 1721 года

Всего десять лет спустя в гетто 28 января 1721 года вспыхнул второй пожар. В течение одиннадцати часов вся северная часть переулка была в огне.. Сгорело более 100 домов, некоторые дома были разграблены и повреждены христианскими жителями. Из-за повреждений и кражи император Карл VI потребовал от городского совета наказать мародеров и лучше защитить еврейскую общину. После длительных переговоров совет решил, что погашение будет произведено, но только при аннулировании причитающихся налогов и сборов. Реконструкция происходила очень медленно, потому что большая часть населения была обеднена предыдущими бедствиями.

После пожара часть жителей покинула гетто и переехала во Франкфурт с христианскими помещиками. Лишь в 1729 году городской совет вынудил последние 45 семей, живших во Франкфурте, вернуться в гетто.

Бомбардировка 1796 года

Конец Юденгассе 13–14 июля 1796 года.

В июле 1796 года Французские революционеры войска под командованием Жана Батиста Клебера осадил Франкфурт. Поскольку в городе был гарнизон австрийских войск, Клебер разместил свои войска для атаки на гарнизон. пушки французской армии были размещены к северу от города между воротами Эшенхеймера и воротами Всех Святых. Клебер надеялся заставить австрийского командующего фон Вартенслебена капитулировать, обстреляв город вечером 12 июля и днем ​​13 июля. Дальнейший обстрел в ночь с 13 на 14 июля нанес значительный ущерб. Пострадала северная часть Джуденгассе, и она начала гореть, разрушив около трети домов. После разрушения всего города австрийский гарнизон был вынужден сдаться.

Несмотря на значительный ущерб от битвы, разрушения принесли пользу еврейской общине. Бомбардировка привела к де-факто упразднению гетто.

Конец гетто

На Judengasse из Равенштейна была создана карта города (1861). Разрушение еврейского гетто 1875, акварель Карл Теодор Райффенштейн.

Франкфурт был одним из последних городов Европы, где евреи могут покинуть гетто. Городской совет Франкфурта в целом был антисемитским. В 1769 году совет откликнулся на прошение евреев покинуть гетто по воскресеньям после обеда как.... пример безграничного высокомерия этого народа, который прилагает все усилия, чтобы использовать все возможности, чтобы стать равными христианам. граждане.

В 1779 году была опубликована драма Натан Мудрый Готтхольда Лессинга, пылкий призыв к религиозной терпимости. Городской совет Франкфурта немедленно запретил книгу, и все найденные копии были конфискованы. Евреи Франкфурта интенсивно лоббировали как императора, так и немецкий парламент в Регенсбурге с целью улучшения своего статуса, который существенно не изменился после патента Толерантность, выданная императором Иосифом II. Однако лоббистские усилия евреев оказались тщетными. Только война между Францией и коалицией Австрии, Англии и Прусским королевством принесла свободу Евреи.

В 1806 г. французы назначили великим герцогом Франкфурта Карл фон Дальберг приказал предоставить равные права всем религиозным верованиям. Одним из первых его действий была отмена старого муниципального закона, запрещавшего евреям ходить по главной кольцевой дороге, Анлаген. Когда для еврейской общины была построена новая школа, Филантроп, он пожертвовал крупную сумму денег. Несмотря на усилия фон Дальберга, Франкфурт в 1807 году издал новый свод еврейских правил, в которых была предпринята попытка восстановить гетто. Наконец, в 1811 году Высочайшее постановление Дальберга о равенстве гражданских прав еврейского муниципалитета отменило требования жить в гетто и отменило все специальные еврейские налоги. Однако еврейская община должна была выплатить единовременно 440 000 гульденов.

Гетто в 19-м и начале 20-го веков

Новая Главная синагога, ок. 1860. Синагога на Бёрнеплац, ок. 1890.

После окончания Рейнской Конфедерации и восстановления Вольного города Франкфурта в 1816 году Сенат согласовал ряд статей к Конституции. Признавая желание христианского большинства, права евреев были снова ущемлены. Однако Требование жить в гетто не было возобновлено. В 1864 году Франкфурт стал вторым немецким городом после Великого герцогства Баден (1862), снявшего все ограничения прав граждан и предоставившего гражданское равенство евреям.

Из-за многолюдных и антисанитарных условий на Джуденгассе большинство евреев покинули бывшее гетто в 19 веке и поселились в соседнем пригороде Остенде. После того, как евреи покинули Юденгассе, туда поселились бедняки Франкфурта. Хотя живописный городской пейзаж привлекал туристов и художников, город хотел перестроить городскую территорию. Так, в 1874 г. были снесены ветхие постройки на западной стороне улицы. Затем в 1884 году были снесены почти все дома на восточной стороне улицы. Среди немногих оставшихся зданий был дом семьи Ротшильдов под номером 148, который затем использовался как музей. Майер Амшель Ротшильд вдова, Гутеле Ротшильд (урожденная Шнапер), жила в этом доме даже после того, как ее пять сыновей были возведены в дворянство в 1817 году.

К 1854 году еврейская община снесла старую синагогу (построенную в 1711 году), чтобы построить новую синагогу в 1859–1860 годах. Новая синагога должна была стать духовным центром реформистского иудаизма во Франкфурте, пока она не была разрушена во время Хрустальная ночь при нацистах. После реконструкции Юденгассе был переименован в честь самого известного жителя Людвига Бёрне в Бёрнестрассе, а старый Юденмаркт (нем. Еврейский рынок) был переименован в Бёрнеплац (нем. Бёрне-Платц). Ортодоксальные евреи жили на Бёрнеплац и имели свою синагогу, синагогу Бёрнеплац. Синагога была построена в 1882 году и также разрушена в 1938 году во время Хрустальной ночи.

После прихода к власти нацистов в 1933 году Бёрнестрассе была переименована в Гроссер Вольграбен, а Бёрнеплац стала Доминиканерплац после Доминиканского монастыря на западной стороне. После того, как нацисты выселили почти всех евреев Франкфурта, бывшая Юденгассе была полностью разрушена во время бомбардировки Франкфурта во время Второй мировой войны.

Остатки гетто

Мемориал убитым 11 134 гражданам Франкфурта во время Холокоста - Имя Анны Франк находится в центре картины с камнем, установленным на ее мемориале.

После разрушений во время Второй мировой войны территория была полностью выровнена и застроена. С 1952 по 1955 годы были построены дороги, в том числе Курт-Шумахер-штрассе (названная в честь Курта Шумахера ) и Берлинер-штрассе. Börneplatz (который не вернется к этому имени до 1978 года) стал местом расположения Blumengroßmarkthalle (немецкий: оптовый рынок цветов), который исчез в 1970-х годах. Улица Бёрне не была восстановлена, поэтому идентифицировать Judengasse практически невозможно.

Северная половина нынешней дороги Ан-дер-Штауфенмауэр к югу от Констаблервахе в основном проходит по северному концу улицы Бёрне и бывшей Юденгассе. Вдоль этой дороги можно увидеть последние остатки старой стены, которая составляла западную сторону гетто. Широкая улица Курта Шумахера под углом пересекает часть бывшей Judengasse и охватывает большую часть бывшего гетто. Главная синагога находится на улице Курта Шумахера, напротив перекрестка с улицей Аллерхайлиген. Мемориальная доска на синагоге указывает местонахождение улицы Джуденгассе № 41.

Южный конец Юденгассе находится под Центром обслуживания клиентов Франкфуртских коммунальных предприятий, который был построен в 1990 году. На этот южный конец можно попасть из музея Юденгассе.

Музей Judengasse

В 1980-х годах во время строительства нового административного здания для коммунальных служб города были обнаружены части микве (ритуальной бани) и несколько фундаментов еврейских домов. Это привело к общенациональной дискуссии о будущем этих остатков еврейской культуры. В 1992 году в тщательно сохранившемся подвале под Административным зданием был открыт музей Judengasse. В музее представлены сохранившиеся фундаменты части гетто, а также некоторые артефакты, обнаруженные при строительстве. Музей является филиалом Еврейского музея Франкфурта. Рядом с музеем, на Neuer Börneplatz (нем. New Boerne Platz), на тротуаре нанесены фрагменты контура разрушенной синагоги Börneplatz.

Хрустальная ночь

Главная синагога во Франкфурте, разрушенная Хрустальная ночь

Большинство синагог во Франкфурте были серьезно повреждены или разрушены нацистами во время Хрустальной ночи. К ним относятся синагоги на Alt Heddernheim 33, Börneplatz, Börnestraße, Conrad-Weil-Gasse, Freiherr-vom-Stein-Straße, Friedberger Anlage 5-6, Hermesweg 5-7, Inselgasse 9, Marktplatz (Ortsteil Höchmainlage), Obermainlage 8 Ostendstraße 18, Rechneigrabenstraße 5 (синагога Niederhofheim'sche), Schloßstraße 5 и Unterlindau 21.

Депортация еврейских жителей на Восток с целью их смерти ускорилась после Хрустальной ночи. Их имущество и ценности были изъяты гестапо перед депортацией, и они подверглись жестокому обращению во время транспортировки на станции вагонами для скота, которые везли их на восток. Большинство из них оказались в новых гетто, созданных нацистами, таких как Варшавское гетто перед их убийством в лагерях, таких как Собибор, Белжец и Треблинка.

Еврейское кладбище на Баттоннштрассе

Еще одним свидетельством еврейского гетто является большое (11850 м 2 или 2,93 акра) еврейское кладбище на современной Баттоннштрассе. Впервые упомянуто в 1180 году, кладбище служило еврейской общине до 1828 года. Самые старые могилы датируются примерно 1270 годом, что делает Франкфуртское еврейское кладбище вторым по возрасту в Германии (после Вормса ). Самая известная могила на кладбище - могила Майера Амшеля Ротшильда.

С 1828 по 1929 год евреев хоронили на Еврейском кладбище, рядом с главным кладбищем на Рат-Бейльштрассе. С 1929 года новое кладбище на Eckenheimer Landstraße использовалось для погребений. Примерно в это же время старое еврейское кладбище закрыли и оставили нетронутым.

В начале ХХ века на кладбище было около 7000 надгробий. В ноябре 1942 года нацистский мэр Фридрих Кребс приказал разрушить кладбище. К концу войны около двух третей надгробий было уничтожено. Сегодня только небольшая часть кладбища сохранилась в первоначальном состоянии. В 1996 году на кладбище было помещено 11 134 небольших табличек, на каждой из которых было выгравировано имя гражданина-еврея из Франкфурта, убитого во время Холокоста.

Ссылки

Дополнительная литература

Примечание: все следующие материалы на немецком языке:

  • Fritz Backhaus (Hrsg.): «Und groß war bei der Tochter Jehudas Jammer und Klage... ": die Ermordung der Frankfurter Juden im Jahre 1241. Band 1 der Schriftenreihe des Jüdischen Museums Frankfurt am Main. Sigmaringen 1995, Thorbecke-Verlag, ISBN 3-7995-2315-4
  • Fritz Backhaus, Gisela Engel, Robert Liberles, Margarete Schlüter (Hrsg.): Die Frankfurter Judengasse. Jüdisches Leben in der Frühen Neuzeit. Band 9 der Schriftenreihe des Jüdischen Museums Frankfurt am Main. Франкфурт-на-Майне, 2006. Франкфурт-на-Майне. ISBN 3-7973-0927-9
  • Майкл Бест (Hrsg.): Der Frankfurter Börneplatz. Zur Archäologie eines politischen Konflikts, Франкфурт-на-Майне: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 1988, ISBN 3-596-24418-8
  • Амос Илон: Der erste Rothschild. Biographie eines Frankfurter Juden, Reinbek 1999 ISBN 3-499-60889-8
  • Frankfurter Historische K упущение (Hrg.): Франкфурт-на-Майне - Die Geschichte der Stadt в neun Beiträgen. Sigmaringen 1991. Ян Торбеке Верлаг, ISBN 3-7995-4158-6
  • Вальтер Гертейс: Das unbekannte Frankfurt. Neue Folge. Франкфурт-на-Майне 1961. Verlag Frankfurter Bücher
  • Исидор Кракауэр, Geschichte der Juden во Франкфурте a. М. (1150-1824). 2 Bände, Франкфурт а. M. 1925/1927
  • Eugen Mayer: Die Frankfurter Juden, Франкфурт-на-Майне 1966, Waldemar Kramer Verlag
  • Фридрих Шундер: Das Reichsschultheißenamt во Франкфурте-на-Майне до 1372 г. в: Archiv für Frankfurts Geschichte und Kunst, Heft 42, Франкфурт 1954
  • Эгон Вамерс, Маркус Гроссбах: Die Judengasse во Франкфурте-на-Майне. Ergebnisse der archäologischen Untersuchungen am Börneplatz, Thorbecke-Verlag, Stuttgart 2000, ISBN 3-7995-2325-1

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с Юденгассе (Франкфурт).
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:07:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте