Францишек Свирко

редактировать
Францишек Свирко
Францишек Свирко 1927.jpg Францишек Свирко в 1927 году
Родился(1895-09-16) 16 сентября 1895 года. Свенты, Российская Империя
Умер11 сентября 1932 (1932-09-11) (36 лет). Терлицко, Чехословакия
Место упокоенияПовонзкинское кладбище
НациональностьПольский
ПрофессияАвиатор

Францишек Свирко [английское произношение как: францишек жвирко] (16 сентября 1895 - 11 сентября 1932) был выдающимся польским спорт и военный авиатор. Вместе с Станиславом Вигурой он выиграл международный воздушный конкурс Challenge 1932.

Родился в Свенты, недалеко от Вильнюса в Литве. (в то время часть Российской империи ) и учился в школе в Вильнюсе. Во время Первой мировой войны он пошел добровольцем в русскую армию, окончил офицерскую школу в Иркутске, служил в пехоте, сражаясь против немцев. Награжден Орденом Святой Анны 4 степени. В 1917 году он вступил в польский корпус генерала Юзефа Довбор-Мусницкого, сформированный в России. После того, как корпус был расформирован в 1918 году, он вступил в состав Добровольческой армии генерала Антона Деникина и сражался против большевиков в Гражданской войне в России.. Прошел курс воздушного наблюдателя. После победы большевиков в войне 1921 года Свирко пробился в Польшу через советско-польскую границу.

В Польше окончил авиационную школу в Быдгощ в ноябре 1923 г. и высшую лоцманскую школу в Грудзёндзе. Стал летчиком-истребителем 18-й истребительной эскадрильи 1-го авиаполка в звании летчика-поручника (летного лейтенанта). Он также стал активно заниматься спортивной авиацией. Свирко проявил себя как очень опытный и спокойный пилот. В августе 1927 г. на военном самолете Breguet 19 занял 2-е место в 1-м воздушном конкурсе Малой Антанты и Польши в Югославии и 1-е место в его раллийной части.. С 1929 г. был назначен офицером связи в Университет Аэроклуб (Aeroklub Akademicki) в Варшаве.

Благодаря новой должности он смог активизировать свою спортивную деятельность, встречаясь с молодыми энтузиастами авиации - в основном студентами Варшавского технологического университета. Особенно он подружился с молодым инженером Станиславом Вигурой, одним из конструкторов команды RWD. С тех пор они часто летали вместе: Вигура механиком и вторым пилотом. С 9 августа по 6 сентября 1929 года Свирко и Вигура совершили полет на прототипе RWD-2 по Европе, по маршруту Варшава - Париж - Барселона - Милан - маршрут 5000 км Варшава, а 6 октября они выиграли 1-е ралли Юго-Восточной Польши. 16 октября 1929 года Свирко и Антони Кочан установили международный рекорд высоты FAI в 4004 м (13136 футов) в классе легких туристических самолетов (менее 280 кг или 616 фунтов пустого веса.) на этом самолете.

Символическая могила Свирко в Черлицко, на месте его смертельной аварии.

В июле 1930 года Свирко и Вигура приняли участие в Международном конкурсе туристических самолетов Challenge 1930, летевшие на RWD-4, но 25 июля им пришлось отозвать из-за отказа двигателя после аварийной посадки в Испании. В сентябре и октябре 1930 года они выиграли два конкурса в Польше (2-е ралли Юго-Восточной Польши на RWD-2 и 3-е соревнование легких самолетов на RWD-4), а в октябре 1931 г. они выиграли 4-й конкурс туристических самолетов. Полет на прототипе RWD-5. 7 августа 1931 года Свирко и Станислав Праусс попытались побить другой рекорд высоты на RWD-7, поднявшись на высоту 5996 м (19 672 фута), но он не был признан FAI из-за нестандартного записывающего устройства.

В декабре 1931 года Свирко был назначен командиром учебного эскадра в авиационную школу в Демблине. В апреле 1932 года он был отобран в польскую команду для участия в Международном соревновании туристических самолетов Challenge 1932, проходившем с 20 по 28 августа 1932 года, и он выбрал Вигуру своим товарищем по команде. Они выиграли соревнование над любимыми немецкими и другими командами на новом RWD-6 и стали героями в Польше. Успех был достигнут благодаря мастерству пилотирования Свирко и высокому качеству самолета, спроектированного, в том числе, Wigura.

11 сентября 1932 года, летя на авиасалон в Прагу, Свирко и Вигура смертельно разбились на своем RWD-6 в лесу в Черлицко около Цешина в Чехословакии, когда крыло сломалось во время сильного шторма. Двое мужчин были похоронены на Аллее Заслуженных на Повонзком кладбище в Варшаве.

Почести и награды

14 сентября 1932 г. президент Польши посмертно наградил Свирко Рыцарским крестом Ордена Polonia Restituta "за его вклад в области пропаганды в международной авиации », и 12 марта 1933 года он получил посмертное повышение до капитана со стажем работы с 1 января 1933 года.

Он также был награжден знаком Золотой и Серебряный кресты «За заслуги» и российский орден Святой Анны IV степени (боевые заслуги).

Ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Францишком Свирко.
  • Конечны, Ежи; Тадеуш Малиновский (1983). Малая энциклопедия lotników polskich. Варшава: Wydawnictwa Komunikacji i czności. ISBN 83-206-0337-4.
  • Щотка, Галина (август 2012 г.). «Начни делать wieczności». Zwrot : 22–25.
Последняя правка сделана 2021-05-21 14:18:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте