Франциск ван ден Энден | |
---|---|
Родился | (1602-02-05) 5 февраля 1602 г.. Антверпен |
Умер | 27 ноября 1674 г. (1674-11-27) (72 года). Париж |
Влияния | |
Под влиянием | |
Подпись | |
Франциск ван ден Энден (ок. 5 февраля 1602 г. в Антверпене - 27 ноября 1674 г. в Париже ) бывший иезуит, неолатин поэт, врач, арт-дилер, философ и заговорщик против Людовика XIV французского, который в основном известен как учитель Баруха де Спиноза (1632-1677). Его имя также пишется как Van den Ende, Van den Eijnde, Van den Eijnden, Van den Eynde и т. Д. В конце своей жизни он был также известен как Affinius (латинизированная форма от « Ван ден Энден ').
Ван ден Энден, сын ткача, крестился в Антверпене 6 февраля 1602 года. Он был учеником в августинском и иезуитском колледжах этого города. В 1619 году он вступил в новициат Общества Иисуса, но в 1633 году был исключен из ордена. В конце 1630-х годов он внес несколько неолатинских стихов в религиозные сочинения испанских августинцев. Примерно в тот же период он, кажется, также принимал активное участие в торговле произведениями искусства в Антверпене, в которой его брат играл важную роль, в качестве издателя гравюр Питера Пауля Рубенса и Энтони ван Дейка. В 1640 году Ван ден Энден женился на Кларе Марии Вермерен в Антверпене, и в 1641 году родился первенец, названный в честь ее матери Клары Марии. Неизвестно, где и когда родилась их вторая дочь Марджерета Альдегонис.
Вероятно, около 1645 года семья переехала в Амстердам, где Ван ден Энден открыл художественный магазин в Нес. Известны лишь несколько опубликованных им гравюр и одна брошюра. После банкротства своего художественного магазина он открыл латинскую школу на Сингеле. Его ученики исполнили несколько классических пьес в Амстердамском театре, а также пьесу его собственной руки «Филедоний» (1657) в неолатинском стиле. К тому времени семья расширилась: в 1648 году родились близнецы Анна и Адриана Клементина, в 1650 году - сын Якобус, в 1651 году - дочь Марианна, а в 1654 году снова дочь Мария (Анна, Якобус и Мария, вероятно, умерли очень молодыми.). В конце 1650-х годов в его школе учились знаменитый философ Барух Спиноза и анатом Теодор Керкринг.
В начале 1660-х некоторые люди думали, что Ван ден Энден был атеистом, в то время как другие считали, что он был католиком. В этот период вместе с Питером Корнелисзооном Плохой он работал над проектом утопического поселения в Новой Голландии, точнее на территории нынешнего Делавэра. Взгляды ван ден Эндена на это идеальное общество можно найти в Kort Verhael van Nieuw-Nederland (Краткий отчет о Новой Голландии, 1662 г.). Несколько лет спустя, в 1665 году, появилось еще одно политическое издание, Vrye Politijke Stellingen (Свободные политические предложения), в котором защищается демократия и уделяется внимание социальным и образовательным задачам государства. В том же году, когда Вторая англо-голландская война только началась, он написал Йохану де Витту, предлагая продать ему секретное оружие для военно-морского флота.
Вскоре после свадьбы своей старшей дочери Клары Марии с Теодором Керкринком (также писавшимся как «Керкринк») в 1671 году Ван ден Энден переехал в Париж, где открыл еще одну латинскую школу. Там его посетили Антуан Арно и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он также был замешан в заговоре против Людовика XIV, но заговорщики были пойманы прежде, чем они смогли осуществить свои планы - создание республики в Нормандии. Франциск ван ден Энден был приговорен к смертной казни и 27 ноября 1674 года, после обезглавливания знатных заговорщиков, его повесили перед Бастилией ..
В своем Корте Verhael van Nieuw Nederlants Gelegenheit »(1662 -« Краткий рассказ о новом голландском событии »), Ван ден Энден излагает свои взгляды на политическое понятие« Gelijkheidsbeginsels »:« Государство должно приносить пользу в равных мерах для всех. Влияние государства на повышение благосостояния должно проявляться независимо от способностей, пола, имущественного положения и социального статуса человека. Он прямо возражает против того, что равенство сводится к уравнению. Законы должны быть нацелены на общую пользу, в то время как они дают всем одинаково, оставляя пространство для индивидуальности ». (Перевод, максимально приближенный к его исходным голландским формулировкам согласно статье в голландской Википедии о Франциске ван ден Эндене - Пионер демократической мысли ).
В своей «Vrije Politieke Stellingen» (1665 - «Некоторые свободные политические тезисы») Ван ден Энден выступает за свободу слова и за общее право на развитие. развивает идею народного суверенитета. Он убежден, что люди, практикуя демократию на народных собраниях и собраниях, приобретут опыт и понимание. В качестве примера демократического функционирования он приводит метод такая работа использовалась в Голландии во время Восьмидесятилетней войны против Испании. Но он также предупреждает, что за всеми офицерами следует внимательно следить, особенно за теми, кто отличается красноречием и жадностью.
В некотором смысле Ван ден Энден можно считать предшественником о. ench Revolution, где концепции свободы, равенства и братства стали мерилом новой модели общества.
Один из центральных вопросов, касающихся Франциска ван ден Эндена, заключается в том, оказал ли он влияние на философию Спинозы и насколько сильно он повлиял на философию Спинозы. Этот вопрос уже поднимал Мейнсма. В 1990 году Марк Беджай и Вим Клевер, независимо друг от друга, установили, что Ван ден Энден был автором двух анонимных брошюр: Kort Verhael van Nieuw Nederland (Краткий отчет о Новой Голландии) и Vrye Politijke Stellingen (Бесплатные политические предложения). В основном на основе последней работы Клевер утверждал, что вся спинозистская философия была разработана Ван ден Энденом. Идея сильного влияния на Спинозу была позже принята в самых последних биографиях Спинозы (Стивеном Надлером и, более откровенно, Маргарет Гуллан-Уур). Однако тщательный анализ обеих брошюр показывает, что возможное влияние было довольно ограниченным, а хронология источников не позволяет определить, повлиял ли на ученика учитель или все было наоборот.
Помимо этого вопроса, на который из-за фрагментарного исходного материала, вероятно, никогда нельзя будет ответить с уверенностью, большой интерес представляют более поздние труды Ван ден Эндена. Ясно, например, что вместе с Йоханом де ла Куртом его следует причислить к числу первых нидерландских писателей и сторонников демократии. Его защита религиозной терпимости, светского государства, государственного образования и менее жестоких форм правосудия помещает его в раннее Просвещение. Более того, его радикальный отказ от рабства уникален даже в его кругу амстердамских вольнодумцев. Наконец, озабоченность Ван ден Эндена социальными проблемами и его предложения по организованным формам солидарности, предположительно под влиянием Плохоя, следует считать оригинальными для его времени.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Францискусом ван ден Энденом. |