Францискус ван ден Энден

редактировать
Франциск ван ден Энден
Родился(1602-02-05) 5 февраля 1602 г.. Антверпен
Умер27 ноября 1674 г. (1674-11-27) (72 года). Париж
Влияния
Под влиянием
Подпись
Franciscus van den Enden signature.png

Франциск ван ден Энден (ок. 5 февраля 1602 г. в Антверпене - 27 ноября 1674 г. в Париже ) бывший иезуит, неолатин поэт, врач, арт-дилер, философ и заговорщик против Людовика XIV французского, который в основном известен как учитель Баруха де Спиноза (1632-1677). Его имя также пишется как Van den Ende, Van den Eijnde, Van den Eijnden, Van den Eynde и т. Д. В конце своей жизни он был также известен как Affinius (латинизированная форма от « Ван ден Энден ').

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Пионер демократической идеи
  • 3 Важность
  • 4 Работы
  • 5 Библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Life

Ван ден Энден, сын ткача, крестился в Антверпене 6 февраля 1602 года. Он был учеником в августинском и иезуитском колледжах этого города. В 1619 году он вступил в новициат Общества Иисуса, но в 1633 году был исключен из ордена. В конце 1630-х годов он внес несколько неолатинских стихов в религиозные сочинения испанских августинцев. Примерно в тот же период он, кажется, также принимал активное участие в торговле произведениями искусства в Антверпене, в которой его брат играл важную роль, в качестве издателя гравюр Питера Пауля Рубенса и Энтони ван Дейка. В 1640 году Ван ден Энден женился на Кларе Марии Вермерен в Антверпене, и в 1641 году родился первенец, названный в честь ее матери Клары Марии. Неизвестно, где и когда родилась их вторая дочь Марджерета Альдегонис.

Вероятно, около 1645 года семья переехала в Амстердам, где Ван ден Энден открыл художественный магазин в Нес. Известны лишь несколько опубликованных им гравюр и одна брошюра. После банкротства своего художественного магазина он открыл латинскую школу на Сингеле. Его ученики исполнили несколько классических пьес в Амстердамском театре, а также пьесу его собственной руки «Филедоний» (1657) в неолатинском стиле. К тому времени семья расширилась: в 1648 году родились близнецы Анна и Адриана Клементина, в 1650 году - сын Якобус, в 1651 году - дочь Марианна, а в 1654 году снова дочь Мария (Анна, Якобус и Мария, вероятно, умерли очень молодыми.). В конце 1650-х годов в его школе учились знаменитый философ Барух Спиноза и анатом Теодор Керкринг.

В начале 1660-х некоторые люди думали, что Ван ден Энден был атеистом, в то время как другие считали, что он был католиком. В этот период вместе с Питером Корнелисзооном Плохой он работал над проектом утопического поселения в Новой Голландии, точнее на территории нынешнего Делавэра. Взгляды ван ден Эндена на это идеальное общество можно найти в Kort Verhael van Nieuw-Nederland (Краткий отчет о Новой Голландии, 1662 г.). Несколько лет спустя, в 1665 году, появилось еще одно политическое издание, Vrye Politijke Stellingen (Свободные политические предложения), в котором защищается демократия и уделяется внимание социальным и образовательным задачам государства. В том же году, когда Вторая англо-голландская война только началась, он написал Йохану де Витту, предлагая продать ему секретное оружие для военно-морского флота.

Вскоре после свадьбы своей старшей дочери Клары Марии с Теодором Керкринком (также писавшимся как «Керкринк») в 1671 году Ван ден Энден переехал в Париж, где открыл еще одну латинскую школу. Там его посетили Антуан Арно и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он также был замешан в заговоре против Людовика XIV, но заговорщики были пойманы прежде, чем они смогли осуществить свои планы - создание республики в Нормандии. Франциск ван ден Энден был приговорен к смертной казни и 27 ноября 1674 года, после обезглавливания знатных заговорщиков, его повесили перед Бастилией ..

Пионер демократических идей

В своем Корте Verhael van Nieuw Nederlants Gelegenheit »(1662 -« Краткий рассказ о новом голландском событии »), Ван ден Энден излагает свои взгляды на политическое понятие« Gelijkheidsbeginsels »:« Государство должно приносить пользу в равных мерах для всех. Влияние государства на повышение благосостояния должно проявляться независимо от способностей, пола, имущественного положения и социального статуса человека. Он прямо возражает против того, что равенство сводится к уравнению. Законы должны быть нацелены на общую пользу, в то время как они дают всем одинаково, оставляя пространство для индивидуальности ». (Перевод, максимально приближенный к его исходным голландским формулировкам согласно статье в голландской Википедии о Франциске ван ден Эндене - Пионер демократической мысли ).

В своей «Vrije Politieke Stellingen» (1665 - «Некоторые свободные политические тезисы») Ван ден Энден выступает за свободу слова и за общее право на развитие. развивает идею народного суверенитета. Он убежден, что люди, практикуя демократию на народных собраниях и собраниях, приобретут опыт и понимание. В качестве примера демократического функционирования он приводит метод такая работа использовалась в Голландии во время Восьмидесятилетней войны против Испании. Но он также предупреждает, что за всеми офицерами следует внимательно следить, особенно за теми, кто отличается красноречием и жадностью.

В некотором смысле Ван ден Энден можно считать предшественником о. ench Revolution, где концепции свободы, равенства и братства стали мерилом новой модели общества.

Важность

Один из центральных вопросов, касающихся Франциска ван ден Эндена, заключается в том, оказал ли он влияние на философию Спинозы и насколько сильно он повлиял на философию Спинозы. Этот вопрос уже поднимал Мейнсма. В 1990 году Марк Беджай и Вим Клевер, независимо друг от друга, установили, что Ван ден Энден был автором двух анонимных брошюр: Kort Verhael van Nieuw Nederland (Краткий отчет о Новой Голландии) и Vrye Politijke Stellingen (Бесплатные политические предложения). В основном на основе последней работы Клевер утверждал, что вся спинозистская философия была разработана Ван ден Энденом. Идея сильного влияния на Спинозу была позже принята в самых последних биографиях Спинозы (Стивеном Надлером и, более откровенно, Маргарет Гуллан-Уур). Однако тщательный анализ обеих брошюр показывает, что возможное влияние было довольно ограниченным, а хронология источников не позволяет определить, повлиял ли на ученика учитель или все было наоборот.

Помимо этого вопроса, на который из-за фрагментарного исходного материала, вероятно, никогда нельзя будет ответить с уверенностью, большой интерес представляют более поздние труды Ван ден Эндена. Ясно, например, что вместе с Йоханом де ла Куртом его следует причислить к числу первых нидерландских писателей и сторонников демократии. Его защита религиозной терпимости, светского государства, государственного образования и менее жестоких форм правосудия помещает его в раннее Просвещение. Более того, его радикальный отказ от рабства уникален даже в его кругу амстердамских вольнодумцев. Наконец, озабоченность Ван ден Эндена социальными проблемами и его предложения по организованным формам солидарности, предположительно под влиянием Плохоя, следует считать оригинальными для его времени.

Работы

  • Филидоний (1657)
  • Корт Верхаэль ван Ньюв Недерланд (1662)
  • Фрайе Политийке Стеллинген (1665)
  • Врие Политийке Стеллинген ( изд. W. Klever, 1992)

Библиография

  • М. Беджай, «Метафизика, éthique et politique dans l'œuvre du docteur Franciscus van den Enden (1602–1674)», Studia Spinozana, nr. 6 (1990), pp. 291–301.
  • J. Израиль, Радикальное Просвещение, Оксфорд: Oxford University Press, 2001.
  • W. Клевер, «Прото-Спиноза Франциск ван ден Энден», Studia Spinozana, nr. 6 (1990), стр. 281–289.
  • J. v. Meininger G. van Сухтелен, Liever met wercken, als met woorden, Weesp: Heureka, 1980.
  • K.O. Meinsma, Spinoza en zijn kring, Den Haag, 1896, стр. 125–157.
  • Omero Proietti, Philedonius, 1657. Spinoza, Van den Enden ei classici latini, Eum, Spinozana, Macerata 2010, стр. 344. (https://web.archive.org/web/20110119000154/http://eum.unimc.it/catalogo/catalogo-2010/philedonius-1657 )

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Францискусом ван ден Энденом.
Последняя правка сделана 2021-05-21 14:17:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте