Франсиско Сурбаран | |
---|---|
Вероятный автопортрет Франсиско Сурбарана в образе Святого Луки, ок. 1635–1640. | |
Родился | Франсиско де Сурбаран. Крестился (1598-11-07) 7 ноября 1598 года. Фуэнте де Кантос, Бадахос, Эстремадура, Испания |
Умер | 27 августа 1664 (1664-08-27) (65 лет). Мадрид, Испания |
Гражданство | Испанский |
Известен | Живописью |
Движением | Барокко. Караваджисти |
Покровителем | Филиппом IV Испании. Диего Веласкес |
Франсиско де Сурбаран (; крестился 7 ноября 1598 г. - 27 августа 1664 г.) был испанским художником. Он известен прежде всего своими религиозными картинами с изображением монахов, монахинь и мучеников, а также своими натюрмортами. Сурбаран получил прозвище «испанский Караваджо » из-за сильного использования светотени, в которой он преуспел.
Сурбаран родился в 1598 году в Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура ; он крестился 7 ноября того же года. Его родителями были Луис де Сурбаран, галантерейщик, и его жена Изабель Маркес. В детстве он начал имитировать предметы углем. В 1614 году отец отправил его в Севилью учиться на три года у Педро Диаса де Вильянуэвы, художника, о котором очень мало известно.
Первый брак Сурбарана в 1617 году был на Марии. Паэт, который был на девять лет старше. Мария умерла в 1624 году после рождения третьего ребенка. В 1625 году он снова женился на богатой вдове Беатрис де Моралес. 17 января 1626 года Сурбаран подписал контракт с настоятелем доминиканского монастыря Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье, согласно которому в течение восьми месяцев он написал 21 картину. Четырнадцать картин изображали жизнь святого Доминика ; остальные представляли Святого Бонавентура, Святого Фомы Аквинского, Святого Доминика и четырех Докторов Церкви. Эта комиссия утвердила Сурбарана как художника. 29 августа 1628 г. мерседарианцы Севильи поручили Сурбарану создать 22 картины для обители в их монастыре. В 1629 году старейшины Севильи пригласили Сурбарана навсегда переехать в город, поскольку его картины приобрели такую высокую репутацию, что он повысит репутацию Севильи. Он принял приглашение и переехал в Севилью со своей женой Беатрис де Моралес, тремя детьми от первого брака, родственницей по имени Изабель де Сурбаран и восемью слугами. В мае 1639 года его вторая жена, Беатрис де Моралес, умерла.
К 1630 году он был назначен художником Филиппу IV, и есть история, что однажды государь возложил на него руку. плечо художника с надписью «Художник королю, король художников». После 1640 года его суровый, суровый и резкий стиль стал невыгодным по сравнению с сентиментальной религиозностью Мурильо, и репутация Сурбарана пошла на убыль. Начиная с конца 1630-х годов, мастерская Сурбарана производила множество картин для экспорта в Южную Америку.
7 февраля 1644 года Сурбаран женился в третий раз на другой богатой вдове, Леонор де Тордер. Лишь в 1658 году, в конце жизни Сурбарана, он переехал в Мадрид в поисках работы и возобновил контакты с Веласкесом. Популярный миф гласит, что Сурбаран умирает в бедности, но на момент его смерти стоимость его поместья составляла около 20 000 реалов.
Неизвестно, имел ли Сурбаран возможность увидеть картины Караваджо, только то, что его работы имеют аналогичное использование светотени и тенебризма (драматическое освещение). Художник, который, по мнению некоторых историков искусства, оказал наибольшее влияние на его характерно строгие композиции, - это Хуан Санчес Котан. Полихромная скульптура, которая к моменту обучения Сурбарана достигла в Севилье уровня сложности, превосходящего скульптуру местных художников, стала еще одной важной стилистической моделью для молодого художника; работа Хуана Мартинеса Монтаньеса особенно близка по духу к Сурбарану.
Agnus Dei, ок. 1635–1640, Музей ПрадоОн писал свои фигуры прямо с натуры, и он широко использовал мирские фигуры в изучении драпировок, в чем он был особенно искусен. У него был особый дар к белым драпировкам; как следствие, дома одетых в белое картезианцев изобилуют его картинами. Говорят, что этих жестких методов Сурбаран придерживался на протяжении всей своей карьеры, которая была успешной, полностью ограничивалась Испанией и отличалась немногими случаями, выходящими за рамки его повседневной работы. Его сюжетами были в основном суровые и аскетические религиозные бдения, когда дух покорял плоть, композиции часто сводились к одной фигуре. Стиль более сдержанный и сдержанный, чем у Караваджо, цветовой тон часто довольно голубоватый. Исключительные эффекты достигаются за счет точно обработанных передних планов, сосредоточенных в основном в свете и тени. Фон часто бывает безликим и темным. Сурбарану было трудно рисовать глубокий космос; когда представлены внутренние или внешние декорации, эффект напоминает театральные декорации на неглубокой сцене.
поздние работы Сурбарана, такие как Святой Франциск (ок. 1658–1664; Старая пинакотека ) показывают влияние Мурильо и Тициана в их более свободной манере письма и более мягких контрастах.
В 1631 году он написал большой алтарь из Апофеоз святого Фомы Аквинского, сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи ; он был выполнен для церкви коллегии этого святого. Это самая большая композиция Сурбарана, содержащая фигуры Христа, Мадонны, различных святых, Карла V с рыцарями и архиепископа Дезы ( основатель колледжа) с монахами и сервиторами, причем все главные персонажи были больше, чем в натуральную величину. Ему предшествовали многочисленные рисунки для ретабля из Св. Петр в соборе Севильи.
Между 1628 и 1634 годами он написал четыре сцены из жизни св. Питер Ноласко для Главного монастыря названных мерседариев в Севилье. В Санта-Мария-де-Гуадалупе он написал несколько больших картин, восемь из которых относятся к истории Св. Джером ; и в церкви Святого Павла, Севилья, фигура Распятого Спасителя в гризайле, создающая иллюзию мрамора. В 1639 году он завершил роспись главного алтаря картезианцев в Хересе. Во дворце Буэнретиро в Мадриде находятся четыре больших полотна, представляющих подвиги Геракла, единственную группу мифологических сюжетов, написанных рукой Сурбарана. Прекрасный пример его работы находится в Национальной галерее в Лондоне : фигура в натуральную величину стоящего на коленях святого Франциска с черепом
Иаков и его двенадцать сыновей, серия, изображающая патриарха Иакова и его 12 сыновей, хранится в Оклендском замке в Епископ Окленд, Ко. Дарем, Англия. В 1835 году картины Сурбарана были конфискованы из монастырей и выставлены в новом Музее Кадиса.
Его главными учениками были Бернабе де Аяла, Хуан Каро де Тавира и братья; другие включали Игнасио де Риес.
Сурбаран был предметом большой выставки в 1987 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, который в 1988 году посетил Galeries nationales du Grand Palais в Париже. В 2015 году музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде представил Сурбарана. Новая перспектива.
Санто-Доминго-ан-Сориано, 1626, Санта-Мария Магдалена, Севилья.
Святой Серапион, 1628, Уодсворт Атенеум
Visión de San Pedro Nolasco, 1629, Museo del Prado
Непорочное зачатие, 1630, Museo del Prado
Смерть Св. Бонавентура (Тело святого Бонавентура в присутствии Папы Григория X и Якова I Арагонского ), 1629–1630, Лувр
Молодая Богородица, 1630, Метрополитен-музей
Защита Кадиса от англичан, 1634, Музей Прадо
Доктор права, 1635, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Санта-Исабель де Португалия, ок. 1635, Музей Прадо
Святой Лука как художник до Христа на кресте, ок. 1635–1640, Музей Прадо
Благовещение, 1637–1639, Музей Гренобля, Франция
Святая Руфина, ок. 1635–1640, Museo del Prado
Поклонение пастырей, 1638, Музей Гренобля
Святой Франциск в медитации, 1639, Национальная галерея
Христос и Богородица в доме в Назарете,. с. 1631–1640,. Кливлендский художественный музей
Святое Семейство, 1659, Szépmûvészeti Múzeum
Христос, восстанавливает одежду после бичевания c. 1661, Хадрак, Испания
Святой Франциск, ок. 1658–1664, Старая пинакотека
Франсиско де Сурбаран, Мученичество Святого Себастьяна, MNHA, Люксембург
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Франсиско де Сурбаран. |