Франсиско Таррега | |
---|---|
Франсиско Таррега (до 1900 года) | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Франсиско де Асис Таррега и Эйшеа |
Родился | (1852-11-21) 21 ноября 1852 года. Вильярреал, Испания |
Умер | 15 декабря 1909 (1909-12-15) (57 лет). Барселона, Испания |
Жанры | Классическая музыка |
Род занятий | Музыкант |
Инструменты | Классическая гитара |
Годы деятельности | 1874–1909 |
Франсиско де Асис Таррега-и-Эйксеа (21 ноября 1852-15 декабря 1909) был испанским композитором и классический гитарист периода романтизма. Он известен такими произведениями, как Recuerdos de la Alhambra. Его часто называют «отцом классической гитары» и считают одним из величайших гитаристов всех времен.
Таррега родился 21 ноября 1852 года в Вильярреале, провинции Кастельон, Испания. Говорят, что отец Франциско играл на своей гитаре фламенко и несколько других музыкальных стилей; когда его отец уезжал работать сторожем в монастыре Сан-Паскуаль, Франциско брал отцовскую гитару и пытался издавать прекрасные звуки, которые он слышал. Прозвище Франциско в детстве было «Кикет».
В детстве он убежал от няни, упал в ирригационный канал и повредил себе глаза. Опасаясь, что его сын может полностью потерять зрение, его отец переехал с семьей в Кастельон-де-ла-Плана, чтобы посещать музыкальные классы, потому что как музыкант он мог бы зарабатывать на жизнь, даже если бы ослеп. Оба его первых учителя музыки, Эуджени Руис и Мануэль Гонсалес, были слепыми.
В 1862 году концертный гитарист Хулиан Аркас, находясь в турне в Кастельоне, услышал игру молодого Тарреги и посоветовал отцу Тарреги разрешить Франциско приехать в Барселону, чтобы учиться с ему. Отец Тарреги согласился, но настоял на том, чтобы его сын также брал уроки игры на фортепиано. Гитара рассматривалась как инструмент для сопровождения певцов, в то время как фортепиано было довольно популярно во всей Европе. Однако вскоре после этого Таррега пришлось прекратить занятия, когда Аркас уехал в концертный тур за границу. Хотя Тарреге было всего десять лет, он сбежал и попытался начать музыкальную карьеру самостоятельно, играя в кофейнях и ресторанах Барселоны. Вскоре его нашли и вернули отцу, которому пришлось пойти на большие жертвы, чтобы продвинуть музыкальное образование своего сына.
Три года спустя, в 1865 году, он снова сбежал, на этот раз в Валенсию, где присоединился к банде цыган. Его отец искал его и снова привез домой, но он убежал в третий раз, снова в Валенсию. К раннему подростковому возрасту Таррега хорошо владел игрой на фортепиано и гитаре. Какое-то время он играл с другими музыкантами на местных мероприятиях, чтобы заработать деньги, но в конце концов вернулся домой, чтобы помочь своей семье.
Памятник Таррега в ВильярреалеТаррега поступил в Мадрид консерваторию в 1874 году под покровительством богатого купца по имени Антонио Канеса. Он привез с собой недавно купленную гитару, сделанную в Севилье на Антонио де Торрес. Его превосходные звуковые качества вдохновили его как в его игре, так и в его взглядах на композиционный потенциал инструмента. В консерватории Таррега изучал композицию у Эмилио Арриета, который убедил его сосредоточиться на гитаре и отказаться от идеи карьеры пианино.
К концу 1870-х годов Таррега обучал игре на гитаре (Эмилио Пухоль, Мигель Льобет и Даниэль Фортеа были его учениками.) и давать регулярные концерты. Таррега получил широкое признание за свою игру и начал ездить в другие районы Испании, чтобы выступать. К этому времени он уже писал свои первые произведения для гитары, на которых играл помимо произведений других композиторов.
Зимой 1880 года Таррега заменил своего друга Луиса де Сориа на концерте в Новельде, Аликанте, где после концерта важный человек в Town попросил художника послушать его дочь Марию Хосе Ризо, которая училась игре на гитаре. Вскоре они обручились.
В 1881 году Таррега играл в Оперном театре в Лионе, а затем в Парижском Одеоне, в двухсотлетие со дня смерти Педро Кальдерона де ла Барка. Он тоже играл в Лондоне, но ему не нравились ни язык, ни погода. Есть история о его визите в Англию. После концерта некоторые увидели, что музыкант в плохом настроении. "Что случилось, маэстро?" они спросили его. «Ты скучаешь по дому? Может быть, по твоей семье?» Они посоветовали ему запечатлеть этот момент печали в своей музыке. Так он задумал тему одного из своих самых запоминающихся произведений, Lágrima (буквально означает слеза). После игры в Лондоне он вернулся в Новельду на свадьбу. На Рождество 1882 года Таррега женился на Марии Хосе Ризо.
Чтобы расширить свой гитарный репертуар и, без сомнения, использовать свои значительные познания в клавишной музыке, он вскоре начал транскрибировать фортепианные произведения Бетховена, Шопена, Мендельсон и другие. Таррега и его жена переехали в Мадрид, зарабатывая себе на жизнь частным обучением и концертами, но после смерти младенческой дочери Марии Хосефы де лос Анхелес Таррега Ризо в 1885 году они навсегда поселились в Барселоне. Барселона были Исаак Альбенис, Энрике Гранадос, Хоакин Турина и Пау Казальс.
Портрет Висенте Кастелла (1904)У Франсиско Таррега и Марии Хосе (Мария Хосефа) Ризо было еще трое детей: Пакито (Франсиско), Мария Росатия (Мария Розалия) (наиболее известная как Мариета) и Консепсьон. Вскоре после этого во время концертного тура по Валенсии Таррега познакомился с богатой вдовой Конксой Мартинес, которая стала для него ценным покровителем. Она разрешила ему и его семье использовать дом в Барселоне, где он напишет большую часть своих самых популярных произведений. Позже она отвезла его в Гранаду, где гитарист задумал тему для Recuerdos de la Alhambra, которую он сочинил по возвращении и посвятил своему другу Альфреду Коттену, французу, который аранжировал его парижские концерты.
С конца 1880-х до 1903 года Таррега продолжал сочинять музыку, но ограничивал свои концерты Испанией. В 1900 году Таррега посетил Алжир, где он услышал повторяющийся ритм, играемый на арабском барабане. На следующее утро он сочинил Danza Mora на основе этого ритма. Примерно в 1902 году он отрезал себе ногти и создал звук, который стал типичным для гитаристов его школы. В следующем году он отправился в тур по Италии, дав очень успешные концерты в Риме, Неаполе и Милане.
В январе 1906 года он был поражен параличом правой стороны, и, хотя он в конечном итоге вернулся на концертную сцену, он так и не выздоровел полностью. Он закончил свою последнюю работу, Оремус, 2 декабря 1909 года. Он умер в Барселоне через тринадцать дней, 15 декабря, в возрасте 57 лет.
Как композитор, Таррега был консервативным, его стиль соответствовал общим тенденциям второй половины XIX века. Виртуоз на своем инструменте, он был известен как «Сарасате гитары».
Считается, что Таррега заложил основы классической гитары 20-го века и повысил интерес к гитаре как к инструменту для сольных концертов. Таррега предпочитал небольшие личные выступления концертной сцене.
Франсиско Таррега сочинил 78 оригинальных партитур и 120 транскрипций - в основном для себя.
Как и несколько его испанских современников, таких как его друг Исаак Альбенис, он был заинтересован в сочетании преобладающих романтических тенденций в классической музыке с элементами испанского фольклора, и он переписал несколько произведений Альбениса. фортепианные пьесы. Современный гитарист и композитор Анджело Джилардино написал, что 9 прелюдией Тарреги являются «... глубочайшей музыкальной мыслью Тарреги в наиболее концентрированной форме».
Он также является композитором Gran Vals, отрывок из которого был использован в культовой мелодии для Nokia.
Гитары, которые использовал Таррега, включают:
На Викискладе есть материалы, связанные с Франциско Таррега. |