Francesco Canova da Milano (Francesco da Milano, также известный как Il divino, Франческо да Парижи и др.) (18 августа 1497 - 2 января 1543) был итальянским лютнистом и композитором. Он родился в Монце, около Милана, и проработал на папский двор почти всю свою карьеру. Франческо был провозглашен во всей Европе как выдающийся лютневый композитор своего времени. Его музыка сохранилась больше, чем музыка любого другого лютниста. периода, и его творчество продолжало оказывать влияние на композиторов более века после его смерти.
Франческо да Милано почти наверняка родился в Монце, небольшом городке примерно в 15 км к северо-северо-востоку от Милан. Его отец Бенедетто был музыкантом, как и его старший брат Бернардино. Согласно «Tractatus astrologicus» Луки Гаурико (1552), Франческо учился у Джованни Анджело Тестагросса, но сегодня это считается маловероятным. К 1514 году Франческо был членом папского дома в Риме. С этого времени на протяжении большей части своей карьеры он был тесно связан с папским двором. Он и его отец стали частными музыкантами папы Льва X в октябре 1516 г.; Отец Франческо оставался на этой должности до декабря 1518 года, но Франческо оставался там до смерти Льва в 1521 году. О его дальнейшей карьере в Риме известно немного, но он все еще жил в городе в начале 1526 года: 16 января 1526 года он и еще один лютнист выступили. для Папы Климента VII и Изабеллы д'Эсте.
Подробности дальнейшей жизни Франческо отрывочны. Возможно, он служил при парижском дворе в течение короткого времени, поскольку в некоторых источниках его называют Франческо да Париджи. В 1528 году он получил каноническое звание в Сан-Назаро-Маджоре в Милане, которое он уступил своему брату в 1536 году. Возможно, он побывал на Мурано в 1530 году. С 1531 по 1535 год он служил Кардинал Ипполито Медичи, умерший в 1535 году. В том же году Франческо работал учителем лютни у Оттавио Фарнезе, внука Папы Павла III. В документе от 1 января 1538 года Франческо указан как член семьи кардинала Алессандро Фарнезе, известного покровителя искусств. В июле Франческо женился на Кларе Тиццони, миланской дворянке, и переехал в Милан, где пара прожила по крайней мере до сентября. К началу 1539 года Франческо и его отец снова были наняты при папском дворе.
Ничего не известно о последних годах жизни Франческо и его смерти, кроме того, что он, вероятно, умер не в Милане. Точную дату смерти, 2 января 1543 года, зафиксировал только Лука Гаурико. Брат Франческо пережил его по крайней мере на 19 лет и умер где-то после 1562 года. Отец Франческо, вероятно, тоже пережил своего сына; он умер где-то до 1555 года.
Уже к 1530 году музыка Франческо была широко известна и изучалась. Некоторые из его произведений были опубликованы в Франция Пьером Аттенантом в 1529 году, пять томов лютневой музыки, состоящей в основном из сочинений Франческо, были опубликованы в Милане в 1536 году. Есть много книг XVI и XVII веков. -вековые рукописные источники для его произведений. Сегодня известно более сотни ричеркаров и фантазий (два термина, используемых взаимозаменяемо в творчестве Франческо), около 30 интабуляций и несколько других произведений Франческо. Его музыка представляет собой переход от рыхлого импровизационного стиля его предшественников к более утонченным полифоническим текстурам более поздней лютневой музыки. Одна из определяющих характерных черт стиля Франческо - манипуляция и развитие коротких мелодических мотивов в рамках формальной схемы «повествования». Франческо использовал приемы современной вокальной музыки, например произведения Жоскена де Пре и композиторов его поколения. Помимо своего влияния на развитие лютневой музыки, он также важен тем, что был одним из первых композиторов, создавших монотематические ричеркары. Репутация Франческо сегодня основывается на его ричеркарах и фантазиях, но современники, по-видимому, считали, что его интонации из вокальных произведений других композиторов были лучшей частью его творчества.
Сборник сохранившейся лютневой музыки Франческо, отредактированный Артуром Нессом, был опубликован издательством Гарвардского университета в 1970 году (ISBN 0-674-53955-9 ).
Композиция под названием «Canzona by Francesco da Milano» (более известная как песня «Город золота») обычно ошибочно приписывается да Милану. На самом деле это музыкальный розыгрыш лютниста и известного мистификатора Владимира Вавилова, который сочинил эту песню и приписал ее Франческо да Милано. После того, как в 1987 году песня была выпущена рок-группой Аквариум, она стала большим хитом в Советском Союзе и за его пределами и вызвала вопросы о фактическом авторитете. Лишь в 2000-х годах мистификация была раскрыта, и ответственность за хит посмертно досталась Вавилову.